В статье рассматриваются вопросы повышения стоимости организаций, ведущие деятельность в инвестиционно-строительной сфере. Раскрыта сущность понятия «аутсорсинг» и возможности его применения предприятиями строительной сферы.
Ключевые слова: инвестиционно-строительный комплекс, повышение стоимости, аутсорсинг, виды аутсорсинга.
The article discusses the issues of increasing the value of organizations conducting activities in the investment and construction sector. The essence of the concept of “outsourcing” and the possibility of its use by enterprises in the construction industry are disclosed.
Keywords: investment and construction complex, cost increase, outsourcing, types of outsourcing.
Современные организации и предприятия инвестиционно-строительного комплекса зачастую сталкиваются с рядом рисков, которые связаны, в первую очередь, с длительностью сроков производственных процессов. Ведь от момента начала возведения здания или сооружения и до подписания государственными контролирующими органами акта их приемки-передачи может пройти несколько лет, на протяжении которых они будут причислятся к объектам незавершенного строительства.
В свою очередь, значительные объемы зданий и сооружений, обладающим таким статусом, способны оказать весьма ощутимое влияние на оборачиваемость оборотных средств организаций строительного комплекса по сравнению с предприятиями иных отраслей экономики. В результате наблюдается снижение указанного показателя на фоне возникающей надобности в наращивании размеров необходимого для завершения возведения такого рода объектов финансирования и дополнительного привлечения заемных ресурсов. Такое положение дел формирует основу для возникновения рисков и проблем в области менеджмента организаций инвестиционно-строительного комплекса.
Усугубляют данную ситуацию и периодически наблюдаемые финансовые кризисы, как мирового масштаба, так и на уровне отдельно взятых стран. Именно поэтому особую актуальность приобретают вопросы, связанные с повышением стоимости организаций, функционирующих в разных областях экономики и, в первую очередь, в строительно-инвестиционной сфере. Стоимость выступает в качестве показателя:
– эффективности ведения хозяйствующим субъектом своей деятельности;
– успешности управления финансовыми потоками;
– грамотности принятой в организации системы менеджмента рисков;
– реальной стоимости активов;
– степени привлекательности предприятия для потенциальных инвесторов. [2]
Выделяют два ключевых метода оценки стоимости организации. А именно:
- Биржевой, при котором оценка компании осуществляется исходя из цены ее акций, устанавливаемой на фондовой бирже;
- Оценочный метод, выделяющие внешнюю и внутреннюю стоимости организации и базирующийся на применение следующих ниже подходов:
– затратного, при котором учитывается балансовая стоимость всего принадлежащего хозяйствующему субъекту имущества (активов);
– сравнительного, базирующегося на рыночных оценках и зависящего от уровня спроса на акции компании при предположении, что они котируются на бирже;
– доходного, предполагающего учет величин дисконтированных денежных потоков каждой из составляющих структур организации. [1]
Указанные аспекты стали основой для появления активно используемого в настоящее время инструмента, получившего известность как фундаментальный анализ. Его сущность заключается в сравнении потенциальными инвесторами расчетной и рыночной стоимости (капитализации) организации. В случае, когда полученный итог показал превышении величины первого показателя над вторым, инвестор принимает положительное решение о вложении своих средств. Биржевая стоимость основывается, в первую очередь, на оценочных сведениях, а любые трансформации в производственных процессах организации способны привести к волатильности курса ее акций. Рыночная оценка учитывает прогнозы инвесторов, а внутренняя стоимость организации напрямую зависит от ряда объективных аспектов, среди которых эффективность организации процесса производства, системы менеджмента финансов, политики конкурирования на рынке и т. д.
Тем самым, наиболее заинтересованными в повышении стоимости организации лицами выступают ее владельцы и потенциальные инвесторы, стремящиеся к получению дохода от вложенного ими капитала. При этом, чем выше указанный выше показатель, тем больший свободный денежный поток формируется самим хозяйствующим субъектом, а, значит, имеются перспективы увеличения доходности инвестированных средств.
В настоящее время одним из наиболее часто используемых подходов к инвестированию в реализации строительных проектов по праву можно назвать проектное финансирование. В частности, он подразумевает рассмотрение в качестве источника погашения привлеченных под указанные выше цели средств финансовых потоков, сформировавшихся в ходе воплощения в жизнь самого проекта. Ключевой особенностью данного вида финансирования считается распределение рисков между всеми лицами, принимающими участие в проекте.
Как показывает практика западных стран, одним из наиболее высоко эффективных способов повышения стоимости организаций строительно-инвестиционного-комплекса является стратегия, предусматривающая переход на так называемый аутсорсинг. Такой метод управления призван оказать содействие хозяйствующим субъектам в мобилизации имеющихся у них ресурсов и их использовании, в первую очередь, для развития профильных направлений без отвлечения средств на поддержку сопутствующей бизнес-инфраструктуры. [2]
Понятие «аутсорсинг» появилось в экономике относительно недавно. Но считается, что в его действие базируется на принципах, сформулированных известным ученым и представителем «классической экономической школы» Адамом Смитом. Им было предложено выделить в процессе производстве несколько этапов, на реализацию каждого из которых предусматривалось закрепление отдельного работника, чьей уровень квалификации, как правило, не имел существенного значения для работодателя. [5] Перечисленные принципы по сей день сохраняют свою актуальность и применяются многими организациями.
Понятие «аутсорсинг» (с английского «outsourcing») дословно означает «за пределами» чего-либо или же «вне источника». При этом, происхождение самого английского термина «outsourcing» связано с такими словами как: «outside» («внешняя сторона»), «resource» («ресурс») и «using» («использовать»). [4]
Под «аутсорсингом» принято подразумевать одновременно и способ повышения эффективности работы организации, и механизм, чье действие нацелено на оптимизацию системы управления за счет концентрации внимания управленцев на ключевые бизнес-профили и передачи посторонним компаниям функций, связанных с эксплуатацией сопутствующей инфраструктуры. Принято выделять следующие основные виды аутсорсинга:
– бухгалтерский;
– информационный;
– консалтинговый;
– логистический;
– маркетинговый;
– рекрутинговый. [1]
Кроме того, в зависимости от полноты передачи организацией в управлении бизнес-направлении компании, проводящей аутсорсинг, данный способ менеджмента подразделяют на следующие ниже виды:
– внутренний аутсорсинг, который предполагает перераспределение соответствующих функций (финансовый менеджмент, управление кадрами, логистикой, сбытом, закупками и т. п.) для достижения более их эффективного исполнения входящими в состав организации структурами, подразделениями, филиалами;
– внешний аутсорсинг, предусматривающий делегирование сторонней компании прав по осуществлению вспомогательных функций, в результате чего организация получает возможность сокращения своей доли в стоимости изготавливаемой ею продукции, а, значит, и снижения размера налогооблагаемых доходов;
– глобальный аутсорсинг, предполагающий предоставление аутсорсером своих услуг и продуктов без их географической привязки, что дает возможность расширить присутствие продукции организации на рынках без увеличения персонала, площадей и производственных мощностей;
– совместный аутсорсинг, подразумевающий установление организацией партнерских связей с провайдером услуг с целью улучшения своих бизнес-процессов и действующей системы менеджмента. [4]
Существует также классификации аутсорсинга по длительности сроков его проведения. Она включает в себе следующие виды:
– сезонный аутсорсинг, когда сторонняя компания привлекается в пик роста работ;
– срочный аутсорсинг, предусматривающий привлечение специалистов высокого уровня для налаживания в организации процессов управления финансами, кадрами, логистикой, сбытой и т. д.;
– долгосрочный аутсорсинг, предполагающий заключение договоров на оказание соответствующих услуг сроком на более 5 лет. [4]
Касаемо строительно-инвестиционного комплекса, считающегося одной из фундаментальных отраслей отечественной экономики, в котором занята существенная часть населения, отмечается снижение объема вложений частных лиц на фоне наблюдаемых в последнее время финансовых кризисов. В данной связи многие проекты в данной отрасли были приостановлены, что стало причиной торможения ее дальнейшего развития. Низкая стоимость организаций российского строительно-инвестиционного комплекса связана, в первую очередь, с дефицитом финансирования и ограниченности доступа к инновациям и высоким технологиям, что оказывает негативное влияние на способности таких хозяйствующих субъектов конкурировать и демонстрировать высокие успехи.
Для организации строительно-инвестиционного комплекса одним из наиболее важных показателей считается эффективность ведения операционной деятельности. Его повышение возможно при соблюдении следующих условий:
– сокращение себестоимости выпускаемой продукции, оказываемых услуг и т. п.;
– высвобождение из производства части оборотных активов;
– наращивание доли нематериальных активов;
– увеличение производительности труда. [3]
Учитывая перечисленные выше аспекты, а также обеспечивая высокий уровень прозрачности получаемых доходов, рациональное использование ресурсов и эффективную работу системы менеджмента рисков, организация получает возможность повысить свою привлекательность для потенциальных инвесторов. В свою очередь, для увеличения операционной эффективности и улучшения показателей использования капитала организации строительно-инвестиционного комплекса, как установлено исследователями, наиболее успешной стала практика стратегического аутсорсингового партнерства, нацеленного на наращивании стоимости хозяйствующего субъекта.
При таком партнерстве особое внимание уделяется процессу управления финансовыми потоками с целью их эффективной аккумуляции и распределения. В результате обеспечивается выбор альтернатив инструментов финансирования, которые подразделяются на следующие виды:
– фондовые: акции, векселя, облигации, структурное финансирование и др.;
– не фондовые: венчурное кредитование, банковские и синдицированные ссуды, ЕСА-финансирование.
Благодаря привлечению разных источников финансирования, организации достигают так называемого эффекта «финансового рычага», в результате чего снижается величина средневзвешенной стоимости капитала и минимизируются возможные риски. Кроме того, увеличивается прозрачность процесса движения денежных средств, что повышает вероятность привлечения стабильного уровня инвестиций на долгосрочной основе.
Таким образом, крайне важным является умение грамотно комбинировать инструменты, обеспечивающие прирост стоимости организации с ориентацией на увеличение прозрачности процесса движения финансовых ресурсов и успешности управления имеющимся капиталом с учетом интересов широкого круга заинтересованных лиц. Аутсорсинг можно назвать одним из наиболее востребованных и эффективных способов достижения обеспечения устойчивого развития организаций строительно-инвестиционного отрасли. Это связано с тем, что узкая специализация обеспечивает аутсорсеру возможность применения лучших мировых практик за счет целенаправленного вложения средств и развития компетенций. Благодаря применению аутсорсингу организации строительно-инвестиционного комплекса без значительных финансовых затрат, связанных с их разработкой и внедрением новых технологий и инновационных решений, получат к ним необходимый для собственного роста и развития доступ.
Литература:
- Аникин Б.А, Рудая И. Л. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента: учеб. пособие. 2-е изд. — М.: Инфра-М, 2013. — С. 320
- Кириллова А. А. Повышение стоимости организаций инвестиционно-строительного комплекса на основе аутсорсинга: диссер. канд. эконом. Наук Рос. ун-т кооп.: Москва, 2012. — С. 208
- Нуруллин М. Н. Повышение эффективности взаимодействия между участниками инвестиционных процессов в строительстве // Российское предпринимательство, октябрь 2014 — № 20 (266) — С. 52–59
- Синяев В. В., Кулакова Я. А. Аутсорсинг как инструмент повышения конкурентоспособности предприятий рынка строительных материалов // «Международный бухгалтерской учет», 2011 — № 10 (160) — С.49–54
- Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов»: первый перевод с английского (П. Н. Клюкин при поддержке группы переводчиков). — «Эксмо»: Москва, 2016 — С. 325