Женское видение мира в прозе В.Токаревой. «Своя правда» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 февраля, печатный экземпляр отправим 4 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (294) январь 2020 г.

Дата публикации: 27.01.2020

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Муртазаева Ф. Р. Женское видение мира в прозе В.Токаревой. «Своя правда» // Молодой ученый. — 2020. — №4. — С. 462-465. — URL https://moluch.ru/archive/294/66823/ (дата обращения: 18.02.2020).



В данной работе рассматривается проблема женского видения мира через судьбу героини В. С. Токаревой «Своя правда». Анализируются проблемы, которые затрагивает автор: одиночества, любви, материнства, взаимоотношения родителей и детей, обмана и предательства.

Ключевые слова: Токарева, женщина, мать, одиночество, дети, жизнь, любовь, своя правда, проблема.

Введение

Новый век принес беспрецедентное событие в истории русской литературы; появление литературных произведений, написанных женщинами, которые оказались равными с писателями-мужчинами, но в некоторых аспектах превосходили их. Их прорыв в русскую литературу, в которой всегда доминировали мужчины, создал художественную литературу и поэзию, получившую признание, как у критиков, так и у публики. Трудно предсказать, будет ли это время называться «женским веком» в русской литературе, как это произошло с «серебряным веком» русской поэзии в 20-м веке. Однако очевидно, что это время расцвета женской литературы.

Когда мы рассматриваем произведения женщин-писателей в России, нужно помнить, что они вошли в профессиональный литературный мир через трудности, невообразимые на западе. Это поколение русских женщин-писателей попробовало и успешно воплотило на словах свой жизненный опыт в трудной стране с многочисленными проблемами, со страданиями бедных и богатых, с красотой и естественной благодатью своего народа, с безобразием нищеты, бессовестностью «нувориши» и власти. Они осветили традиционные женские проблемы, а также выразили свои чувства и эмоции, а именно любовь, сострадание, борьбу за продолжение жизни и за то, чтобы принести красоту в мир, который ранее описывался как «морально несущественный». Этот тип литературы часто описывался как простой («бытовая литература») или игнорировался как «типичная женская письменность» или как экспериментальная проза 90-х годов. [1, с.16–23]. Современные русские женщины-писатели продолжали исследовать типичные «женские» темы, но также открыли для себя более сложные моральные, философские, исторические и метафизические проблемы мира.

Виктория Самойловна Токарева родилась в Ленинграде 20 ноября 1937 года. Она поступила в Московский институт кинематографии. На втором курсе студентка в 1964 году опубликовала свой первый рассказ под названием «День безо лжи». Эта повесть сразу же сделала ее знаменитой, и положила начало очень успешной карьере. Ее последняя новелла «Длинный день» вышла в престижном литературном журнале «Новый мир» (1986).

Токарева известна не только своими рассказами и новеллами, но также как сценарист тринадцати фильмов и телевизионных экранизаций ее работ. Три ее фильма выиграли международные призы. Ее пьеса Фэнтези Экспромт (Фантазия Экспромт) пользуется большим успехом на подмостках московский театров.

«Своя правда» — это повесть о замечательной способности русских женщин противостоять любой жестокости в мире. Судьба и мировоззрение нескольких женщин является центром повести, отсюда и название «Своя правда». Это произведение можно расценить как земная и откровенно эмоциональная повесть, особенно в литературном жанре, в котором долгое время царил мозговой обман постмодернизма. В.Токарева надеется, что русские писатели готовы — наконец-то — обратиться к добру и злу советского прошлого. По ее словам, в России история повторяется, «то же самое зло появляется в новых обличьях, и если не изучать его, то это значит повторять ужасные ошибки» [2]

Будучи гениальным знатоком душ, В.Токарева выявляет характерные черты взаимоотношений, изменения, происходящие в обществе, смену ролей мужчины и женщины и как общество воспринимает и оценивает женщину. Несомненно, что создание определенных образов с помощью стилистических приемов требует не только хорошего знания лексических значений слов, но и знания культуры, истории, литературной и политической осведомленности. Все эти стилистические приемы автором использованы для доведения своих мыслей до читателя более выразительными и живописными способами.

В интервью в ноябре 1986 года В. Токарева отметила, что видит себя последователем А. Чехова в темах и методах, и строит свои рассказы на повествовании подробностей обычной жизни обычных женщин. [2] В своем произведении «Своя правда» она освещает проблемы, относящиеся к общечеловеческим вопросам бытия, центральным в восприятии мира мужчиной и женщиной и, следовательно, их выбор, их видение себя и своей роли в этом мире. Углубленный анализ показал, что при создании и придания эмоциональности образу главной героини В.Токарева часто использовала метафорические фразы «Ирина любила сына до судорог», «взгляды пересекались, и по ним текло электричество большой мощности», «И несправедливость стучала в груди, как пепел Клааса в сердце Тиля Уленшпигеля»; метод сравнения «Она любила держать их в повиновении, как Сталин, но в более мелком масштабе», «как случайно залетевшая птица», «Олег боялся, Ирины как мелкий травоядный зверь боится крупного. Бизона, например, не сожрет, так затопчет»; риторические вопросы «Кто виноват и что делать?», хиазмы «Ты молодец против овец, а против молодца овца» и т. д. [4] Философское видение любви Ириной выражено её внутренним монологом: «Взаимное тяготение скрыто в запахах», «любовь, которая буквально хлестала из глаз и стекала с кончиков пальцев», «у неё любовь- это штамп в паспорте и совместное проживание. А что там за проживание? Бездуховный труд, взаимное раздражение и водка — как выход из постоянного негатива» [4] В. Токарева применяет особый подход для раскрытия образа своей героини. Её характер открывается с разных граней призмы видения мира: автор использует такие методы как внутренний монолог, самокритика, мировоззрение других людей и свою оценку. В повести В. Токарева показывает не только молодость Ирины, она больше демонстрирует её зрелые годы, которые уже не сопоставимы с молодостью, прелестью женского образа. Она указывает на то, что в зрелые годы женщина не теряет себя как личность, наоборот она раскрывает свою подлинную сущность и внутреннее содержание.

Сравнивая все эти критерии, мы сможем охарактеризовать героиню Токаревой как литературный тип, прототипом которого являются современные женщины и девушки. Писательницу интересуют женщины, судьбы прекрасной половины человечества и жизненные обстоятельства, с которыми они сталкиваются. «Тематика ее рассказов и повестей многообразна и многопланова. Токареву интересуют такие нравственные категории, как душевная неуспокоенность, потребность самовыражения, страх одиночества». [2] Критики именуют писательницу «мастером диалогов», а также отмечают ее умение создать неподражаемый образ героини: «Виктория Токарева способна углубиться во внутренний мир человека, с осмыслением морально — этических проблем». [3] Героини Токаревой — обыкновенные люди с обыденными проблемами. С повседневными, но не безынтересными. Без сомнений, что мир «типичной современницы» не менее притягателен для читателя, чем различные социально-политические проблемы. Внутренний мир женщины — это целая Вселенная.

Одной из характерных черт героини повести Токаревой является то, что ее недостатки не только в центре внимания, но они ещё и примечательны для своей эпохи. Она имеет столько же добродетелей, сколько и пороков. Повесть повествует о женщинах, которые ищут счастья — что часто означает мужчину для любви — и для их личности, как они приходят к согласию с несчастьями, такими как предательство мужа, или испытание любовью и принятие трудного выбора. Молодость главной героини Ирины можно описать словами из повести как «лошадь под дождем». [4] В повести передаются чувства и психологическое состояние героини после предательства мужа, ее противостояние эмоциям, которые неизвестны ей. Именно этот опыт дал ей силу выжить в 90-е, в смутное время, время распада Советского Союза и межнационального раздора.

Но драма в повести отсутствует; юмор и легкая ирония преобладают. Существует также признание того, что женский опыт универсален, как и мужской. Героини ее повести отражают богатое разнообразие женской жизни. В качестве примера можно привести Снежану, одну из героинь повести, которая несмотря ни на что хранит любовь и нежность к своему мужу, и удивительную ее мать Ирину, истинная сложность которой раскрывается в повествовании, охватывающем десятилетия. Ее повседневные переживания неотразимы, но не душераздирающи. Героини в повести морально неоднозначны, а их поведение непредсказуемо. У Ирины своя правда: не простившая измену мужу, она на долгие годы смирилась с ролью джуляб — любовницы Кямала, познав любовь: «жуки падали замертво, попадая в силовое поле их любви». Ирина размышляла: «Счастье и горе — два конца одной палки. И составляют одно целое». [4]

Жизненный опыт не сокрушает героинь повести, у которых есть нерушимая плавучесть чеховской душечки — или стойкость и упорство бизона, который сметает всё на своём пути. Они активно борются; они держатся, что бы ни случилось; и… они могут иронизировать по поводу своей жизненной проблемы. Повесть полна умеренности и оптимизма, хотя вечная любовь между людьми кажется нереальной и порой они смиряются с циничным совместным проживанием, которое является для них нормой. Сын Ирины женится на алкоголичке, но не собирается её бросать — они по-своему счастливы.

Они подвержены многочисленным слабостям, поддаются влиянию обстановки и общественного мнения и потому далеко не всегда ставят долг выше чувства. Но это живые люди, способные страдать, сострадать, раскаиваться и мучиться угрызениями совести. И потому, даже совершив «неправильный» с этической точки зрения выбор, они достойны сочувствия, а иногда и симпатии. И в то же время их судьбы заставляют задуматься о цене каждого важного шага в жизни, о необратимости сделанного однажды выбора и что, в конечном счете, в нашей жизни является вечной, а что — преходящей ценностью. В. Токарева не делит героев на правых и виноватых. У каждого из них своя правда и своя боль, и именно столкновение различных жизненных позиций делает сюжет повести динамичным и напряженным, до последнего момента оставляя ход событий непредсказуемым.

Если вы думаете, что в повести вы найдете сильный женский персонаж, то ошибетесь. Под этим понятием я неизменно представляла себе сильную, волевую, индивидуалистическую женщину — человека, который радикально отстаивает себя и переживает все трудности, несмотря на ограничивающий характер ее личного и общественного миров. Она эмансипирована и преодолевает общепринятые границы полов, общества, расы и наций и стремится выйти из предписанных традиционных ролей жены, матери и дочери. Этого я не увидела в повести, нет эмансипированных женщин, есть Людка невестка Ирины, которая заливает все свои проблемы водкой, Снежана, бросившая своего ребенка на попечение матери и Анна, у которой есть все, но нет любви. Они пытаются построить карьеру, быть эмансипированными, заботиться и обеспечивать семью. Однако они не могут полностью отречься от права чувствовать и любить вопреки правильным законам общества. И именно эта внутренняя борьба между добром и злом приводит их к определенному выбору в их жизненном пути. «Эмансипация имеет много отрицательных сторон... она разрушает семью, потому что женщина берет на себя ношу, которую должен взять на себя мужчина; она приравнивает это к материальной независимости, которую она считает предпосылкой дальнейшей независимости». [2]

Ирина, героиня повести, умная, практичная и самостоятельная женщина, объединяющая в себе роли матери, любовницы, дочери и подруги. С какими- то ролями она справляется хорошо, с какими- то хуже, но в каждой она настоящая. Ирина, которую бросил муж с маленькими детьми на руках, вынуждена бросить работу учителя в школе и устроиться в ясли на работу, чтобы прокормить детей. Всё что ни делает эта женщина, всё направлено во благо её детей. Да, дети не оправдали её надежд, оставили её одну с внучкой в городе Баку, где происходили межнациональные волнения. Ирина оказалась на перепутье дорог, нельзя было оставаться в городе, но и некуда было ехать. И всё же если бы не её твёрдое желание выжить любой ценой и дать своей внучке шанс не повторять её судьбу, ещё неизвестно как бы сложилась её незавидная судьба. После пережитого ей бы ожесточиться на жизнь и думать только о себе, но любовь, щедрость характера и всепрощение не дают ей сломаться. Ушла Ирина после ссоры в никуда, не давая знать о себе детям. За Анной пошла — вот так две неприкаянные души обрели друг друга, и дальше они будут нужны друг другу именно потому, что обе понимают — никому более они не нужны. Финал повести с одной стороны хороший, а с другой — безрадостный: Ирина сидит на полянке, смотрит на разворошенный муравейник и абсолютно не понятно, как же ей быть дальше. Останутся ли она и Анна вместе доживать свой век, нужные только самим себе, примирятся ли со своей жизнью, будут ли счастливы или, по меньшей мере — умиротворены? Ирина грустно смотрит на муравья, который тащит на себе «огромное яйцо» и отождествляет себя с ним: «Ирина вдруг подумала, что земля с людьми — тоже муравейник. И она среди всех тащит непосильную ношу. А кто-то сверху сидит на бревне и смотрит…».

Заключение

Современный российский литературный процесс порождает экспериментальные и классические повести резкой разницы с негативными эмоциями последних десятилетий и мрачными «альтернативными произведениями» 90-х годов из-за постсоветского травматического опыта. Это является началом возвращения к идеалам, сформированным великими русскими мыслителями, философами и писателями в конце 19-го и начале 20-го века в их поисках «Добра, Красоты и Истины» [5] Впервые в истории российские писательницы справились с этой задачей. Они воплощают важные философские, моральные и социальные вопросы в своих работах. Их ответы на требования российского общества в позитивных идеалах — это ясный и освежающий голос надежды и оптимизма. [1] «Виктория Токарева в числе авторов, которые затронули вопрос о женской судьбе, о жизни женщины в целом. Ее героини стремятся к познанию себя как личности, и поэтому постоянно критикуют и анализируют свое поведение, отношения между собой и мужчинами, с детьми. Динамика современной жизни заставляет Токаревских героинь утверждаться в социуме, но при этом они не отрекаются от права быть женственными». [5]

Литература:

  1. Кэрол Адлам. Женщины в русской литературе после гласности. Лондон: Легенда, 2005, с. 16–23
  2. Интервью с Викторией Токаревой, побывавшей в гостях у «Библио-Глобуса» 23 сентября 2017 года. https://www.youtube.com/watch?v=kchnc9OLf1s
  3. Калашникова Н. М. Афористичность как черта идиостиля В. Токаревой: автореф. дисс. … канд. филол. наук. М., 2004. 26 с.
  4. Токарева Виктория. Рассказы и повести. М., 2012.
  5. Вл. Соловьёв. Три речи в память Достоевского. https://www.magister.msk.ru/library/philos/solovyov/solovv15.htm
Основные термины (генерируются автоматически): женщина, повесть, любовь, ребенок, проблема, героиня повести, Виктория, русская литература, внутренний монолог, главная героиня.


Похожие статьи

Типические черты «токаревской героини» (на материале...)

женщина, героиня, виктория, внутренний монолог, современная женщина, Токаревская героиня, литературный тип, рассказ Виктории, русская литература, внутренний мир женщины.

Психологизм в рассказах Виктории Токаревой «Зануда»...

Тематика ее рассказов и повестей многообразна и многопланова.

Уставшая, измотанная женщина с двумя детьми сталкивается с бездушными врачом Виктором Петровичем, сестрой — хозяйкой, гардеробщицей

Была любовь к Прохорову. Прохоров остался, а любовь прошла…

«Женская проза» в контексте современной литературы

Главная героиня повести изгоняет семьи своих детей во имя идеи сохранения очага. Ради того, чтобы не позволить растащить имущество семьи, разменять для всех 150-метровую квартиру, она проявляет чудеса стойкости: выгоняет из дома старшего сына с беременной...

Тема женской любви в книгах А. М. Ремизова | Статья в сборнике...

Любовьглавная, фундаментальная составляющая человеческого счастья» [4, с. 226]. В литературе Серебряного века любовь чаще лишена эротики, это путь к духовности, моральному и нравственному совершенствованию, путь к творчеству и единению с самим собой.

Образ падшей женщины в незаконченном романе...

Символическое значение образа главной героини в романе... В данном романе главная героиня, Москва Честнова, не. Цель женщины, по А. Платонову, в порождении новой вселенной путем рождения ребёнка, который и является символом нового будущего.

Интертекстуальное сходство сюжета («любовный треугольник»)...

Главным действующим лицом повести Н. Лескова является Катерина Львовна, молодая купчиха, не удовлетворенная своей жизнью и вступающая в конфликт с обществом. Единственным просветом в ее жизни оказалась любовь к Сергею, который был работником ее...

Современная западная психологическая литература для детей...

Главная героиня Надежда привлекает внимание прежде всего силой своего характера. Концепт «семья» в русской и турецкой лингвокультурах. Детство и природа в повести «Детство Никиты». Зима в сознании ребёнка как сказка, чистая и прекрасная, но внутри есть что-то страшное.

Период становления в творчестве А. А. Вербицкой: от...

Эхом этого события и стала повесть «Разлад», героиню которой Валентину Каменеву А. М. Грачева

Труд на ниве журналистики героиня ставит выше семейного очага, поскольку работа в

Следующий ее рассказ под названием «Пробуждение» был издан в журнале «Русское...

Женский образ в творчестве А. С. Пушкина | Статья в журнале...

Татьяна Ларина: Главная героиня романа в стихах «Евгений Онегин».

Оригинальность, необычность героини — одна из черт идеальной женщины с точки зрения А. С. Пушкина.

Дать подробную характеристику героиням романа «Евгений Онегин» и повести «Капитанская дочка».

Эпистолярный жанр и его трансформация в русской литературе...

Главная проблема, которая оказывается в центре эпистолярной художественной прозы XIX в. — это проблема человеческого общения и взаимопонимания, вопрос о принципиальной возможности/невозможности диалога героев и условиях его осуществления.

Похожие статьи

Типические черты «токаревской героини» (на материале...)

женщина, героиня, виктория, внутренний монолог, современная женщина, Токаревская героиня, литературный тип, рассказ Виктории, русская литература, внутренний мир женщины.

Психологизм в рассказах Виктории Токаревой «Зануда»...

Тематика ее рассказов и повестей многообразна и многопланова.

Уставшая, измотанная женщина с двумя детьми сталкивается с бездушными врачом Виктором Петровичем, сестрой — хозяйкой, гардеробщицей

Была любовь к Прохорову. Прохоров остался, а любовь прошла…

«Женская проза» в контексте современной литературы

Главная героиня повести изгоняет семьи своих детей во имя идеи сохранения очага. Ради того, чтобы не позволить растащить имущество семьи, разменять для всех 150-метровую квартиру, она проявляет чудеса стойкости: выгоняет из дома старшего сына с беременной...

Тема женской любви в книгах А. М. Ремизова | Статья в сборнике...

Любовьглавная, фундаментальная составляющая человеческого счастья» [4, с. 226]. В литературе Серебряного века любовь чаще лишена эротики, это путь к духовности, моральному и нравственному совершенствованию, путь к творчеству и единению с самим собой.

Образ падшей женщины в незаконченном романе...

Символическое значение образа главной героини в романе... В данном романе главная героиня, Москва Честнова, не. Цель женщины, по А. Платонову, в порождении новой вселенной путем рождения ребёнка, который и является символом нового будущего.

Интертекстуальное сходство сюжета («любовный треугольник»)...

Главным действующим лицом повести Н. Лескова является Катерина Львовна, молодая купчиха, не удовлетворенная своей жизнью и вступающая в конфликт с обществом. Единственным просветом в ее жизни оказалась любовь к Сергею, который был работником ее...

Современная западная психологическая литература для детей...

Главная героиня Надежда привлекает внимание прежде всего силой своего характера. Концепт «семья» в русской и турецкой лингвокультурах. Детство и природа в повести «Детство Никиты». Зима в сознании ребёнка как сказка, чистая и прекрасная, но внутри есть что-то страшное.

Период становления в творчестве А. А. Вербицкой: от...

Эхом этого события и стала повесть «Разлад», героиню которой Валентину Каменеву А. М. Грачева

Труд на ниве журналистики героиня ставит выше семейного очага, поскольку работа в

Следующий ее рассказ под названием «Пробуждение» был издан в журнале «Русское...

Женский образ в творчестве А. С. Пушкина | Статья в журнале...

Татьяна Ларина: Главная героиня романа в стихах «Евгений Онегин».

Оригинальность, необычность героини — одна из черт идеальной женщины с точки зрения А. С. Пушкина.

Дать подробную характеристику героиням романа «Евгений Онегин» и повести «Капитанская дочка».

Эпистолярный жанр и его трансформация в русской литературе...

Главная проблема, которая оказывается в центре эпистолярной художественной прозы XIX в. — это проблема человеческого общения и взаимопонимания, вопрос о принципиальной возможности/невозможности диалога героев и условиях его осуществления.

Задать вопрос