Автоматизация обработки данных системы внутреннего контроля участников налогового мониторинга | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (294) январь 2020 г.

Дата публикации: 26.01.2020

Статья просмотрена: 216 раз

Библиографическое описание:

Федорченко, В. А. Автоматизация обработки данных системы внутреннего контроля участников налогового мониторинга / В. А. Федорченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 162-164. — URL: https://moluch.ru/archive/294/66808/ (дата обращения: 29.03.2024).



В статье рассмотрены проблемы автоматизации обработки информации о системе внутренних контролей участников налогового мониторинга. Приведено обоснование необходимости предоставления в рамках налогового мониторинга полных и систематизированных сведений о хозяйственных операций налогоплательщиков, транзакционных налоговых данных. Даны рекомендации по автоматизации обработки данных системы внутреннего контроля налогоплательщиков.

Ключевые слова: система внутреннего контроля, СВК, налоговый мониторинг, автоматизация.

Система внутреннего контроля (СВК) — совокупность организационной структуры, методик ведения финансово-хозяйственной деятельности и непрерывных контрольных процедур, утвержденных руководством экономического субъекта, направленных на обеспечение:

упорядоченного ведения финансово-хозяйственной деятельности организации;

правильности, полноты и своевременности отражения результатов финансово-хозяйственной; деятельности в бухгалтерской, налоговой и иной отчетности, а также учета ее результатов при исчислении налогов, сборов, страховых взносов;

соблюдение законодательства Российской Федерации (ссылка на Приказ).

С 2015 г. у российских налогоплательщиков появилась возможность применять режим налогового контроля в форме налогового мониторинга, если результаты их хозяйственной деятельности удовлетворяют требованиям ФНС России [1]. В рамках режима налогового мониторинга налогоплательщик, в том числе:

предоставляет налоговому органу сведения о своей системе внутренних контролей (далее — СВК) (в том числе, о рисках и связанных с ними контрольных процедурах (далее — КП)). Требования к организации СВК и форме предоставления отчетов, содержащих сведения о ней, регламентируются Приказом ФНС России от 16.06.2017 N ММВ-7–15/509 (далее — Приказ) [2];

обеспечивает контролирующему органу доступ к данным своих информационных систем (ИС) [1], содержащим бухгалтерскую и налоговую информацию, в целях подтверждения корректности сведений, отраженных в налоговой отчетности налогоплательщика за соответствующий период.

Согласно законодательной инициативе, на основе полученных данных осуществляется совместная оценка рисков в налоговом мониторинге, в том числе налоговый орган:

проводит оценку отраслевых рисков и составляет Карту рисков отрасли;

проводит анализ матрицы рисков и контрольных процедур организации;

составляет риск-профиль налогоплательщика;

формирует план проведения налогового мониторинга и определяет объём контрольных мероприятий [3].

Однако особенности сложившейся бизнес-практики режима мониторинга накладывают на контролирующие органы ряд ограничений, в том числе:

  1. в решениях по обеспечению доступа к ИС в лучшем случае предусмотрена возможность автоматического установления взаимосвязей между рисками и КП и соответствующими налоговыми показателями только на уровне деклараций [2]. При этом:

участники налогового мониторинга раскрывают налоговому органу информацию о транзакционных данных в ограниченном объеме; с ограниченной возможностью автоматизированной обработки;

значительная часть рисков и КП связана с транзакционным уровнем данных налогоплательщика. В том числе с данными, которые налогоплательщик не раскрывает налоговому органу;

объем запрашиваемых у налогоплательщика первичных учетных документов (далее — ПУД) определяется в зависимости от уровня организации системы внутреннего контроля, который присваивается отчитывающейся организации, в том числе по результатам анализа отчетов о рисках и КП, и может составлять не более 5 процентов ПУД [2].

Таким образом, отчеты СВК налогоплательщика содержат информацию о рисках и КП, связанных с транзакционными данными, к которым налоговый орган имеет ограниченный доступ. При этом выявить подобные элементы СВК можно только путем неавтоматизированного анализа соответствующих отчетов об СВК, а проконтролировать — либо в процессе выездных проверок, применение которых ограничено в рамках налогового мониторинга [4], либо запросив соответствующие транзакционные данные, объем истребования которых также ограничен [2]. В результате информация о подобных рисках и КП наиболее вероятно не может быть использована контролирующим органом, усложняет процесс анализа отчетов о СВК, но запрашивается у налогоплательщика и анализируется сотрудниками контролирующего органа.

  1. в Приказе «Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля» отсутствуют требования к систематизированному описанию (групп) операций налогоплательщика. В связи с этим контролирующий орган имеет ограниченное понимание бизнес-процессов налогоплательщика, формируемое на основе информации, содержащейся в отчетах о СВК участника мониторинга. При этом риски возникают в процессе осуществления хозяйственных операций. Как следствие, у налогового органа ограничена возможность проверки полноты перечня рисков, указанных налогоплательщиком в отчетах о СВК; проверки корректности указанных параметров рисков; проверки полноты КП, осуществляемых налогоплательщиком;

Решением данных проблем может стать выставление требования об обязательном предоставлении в рамках налогового мониторинга:

информации о структуре и последовательности осуществления (групп) хозяйственных операций налогоплательщика;

полного объема транзакционных данных, использованных налогоплательщиком при формировании отчетности за данный период.

Описанные выше данные, а также информация о рисках и КП должны предоставляться в унифицированном электронном формате, удобном для обработки программами, для целей обеспечения возможности их автоматизированной обработки. При этом формат должен быть также удобен для заполнения и чтения человеком. При этом для целей обеспечения возможности автоматизированного установления соответствий между рисками, КП, (группами) операций и транзакционными данными (ПУД, проводками, справочниками экономических объектов налогоплательщика и другими) необходимо предусмотреть хранение данной информации в единой модели данных. На рисунке 1 в виде сущностей представлена целевая взаимосвязь описанных ранее категорий данных; для целей примера описаны только ключевые атрибуты сущностей.

Рис. 1. Концептуальная модель взаимосвязи рисков, контрольных процедур, (групп) операций и сущностей транзакционных данных

Предоставление участниками налогового мониторинга налоговых данных и сведений о хозяйственных операциях, достаточных для обеспечения возможности автоматизированного контроля элементов СВК налогоплательщиков, и реализация единой модели данных для централизованного хранения и обработки информации о рисках, КП, хозяйственных операциях и транзакционных данных позволит:

повысить эффективность использования данных, содержащихся в отчетах о СВК налогоплательщиков, за счет сокращения трудозатрат со стороны налоговых органов на обработку данных СВК налогоплательщика;

повысить результативность использования данных, содержащихся в отчетах о СВК, за счет увеличения объема данных, который может быть использован контролирующим органом, и, как следствие, составления более полных риск-профиля налогоплательщика и карты рисков отрасли.

Литература:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 27.12.2019) [Электронный ресурс] // СПС Консультант плюс, — ст. 105.26. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 23.01.2020);
  2. Приказ ФНС России от 16.06.2017 N ММВ-7–15/509@ «Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля” [Электронный ресурс] // СПС Консультант плюс. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 23.01.2020);
  3. Налоговый мониторинг [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной налоговой службы России. — Режим доступа: https://www.nalog.ru/ (дата обращения: 23.01.2020);
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 27.12.2019) [Электронный ресурс] // СПС Консультант плюс, — ст. 89. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 23.01.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): налоговый мониторинг, контролирующий орган, налоговый орган, внутренний контроль, данные, налогоплательщик, обеспечение возможности, риск, единая модель данных, карт рисков отрасли.


Похожие статьи

Оценка эффективности внедрения риск-ориентированного...

Оценка эффективности внедрения риск-ориентированного подхода в систему налогового контроля Российской Федерации.

налоговый контроль, проверка , орган , контрольная работа, налоговое администрирование, мероприятие, налогоплательщик, Налоговый кодекс...

Налоговый мониторинг как форма налогового контроля

Термин «налоговый мониторинг» применяется в практической деятельности налоговых органов, в связи с осуществлением предпроверочного анализа налогоплательщика. Согласно Современному экономическому словарю под руководством Б. А. Райзберга и Л. Ш. Лозовского...

Налоговый риск, внешние и внутренние факторы налогового...

Однако налоговые риски состоят еще и в том, что могут быть упущены возможности грамотного построения сделки с

В работе, автором определены внутренние и внешние факторы, влияющие на развитие налоговых рисков, данные представлены на рисунке 1. [8].

Особенности и преимущества налогового мониторинга как...

Основные термины (генерируются автоматически) : налоговый мониторинг, налоговый контроль, налоговый орган, Российская Федерация, Налоговый Кодекс, налогоплательщик, орган, налоговое законодательство, правильность исчисления, налоговое администрирование.

Анализ опыта налогового контроля в зарубежных странах.

Налоговый мониторинг— это новая форма налогового контроля, заменяющая традиционные проверки на онлайн-взаимодействие на основе удаленного доступа к информационным системам налогоплательщика и его бухгалтерской/налоговой отчетности.

Внутренний налоговый контроль как инструмент управления...

Внутренний налоговый контроль — это контроль за процессами управления и финансово-хозяйственной

Внутренний контроль организуется руководством предприятия и определяет законность

– регулярный мониторинг замечаний и статуса мероприятий по их устранению [3].

Система внутреннего контроля: риск-ориентированный подход

Всемирно известная модель внутреннего контролямодель COSO — рассматривает оценку рисков, как один из пяти базовых компонентов системы внутреннего контроля [2, С. 469]. Указанный комитет был основан с целью установления понятия «внутренний контроль» и...

Внутренний налоговый контроль | Статья в журнале...

Налоговый контроль — это комплексная и целенаправленная систему экономико-правовых действий компетентных органов государственной власти, которая основывается на законодательстве в области налогообложения.

Налоговый контроль как элемент управления налогообложением

Налоговый контроль как элемент управления налогообложением является необходимым условием эффективности налоговой системы, при этом обеспечивает обратную связь налогоплательщиков с органами государственного управления...

Как избежать налоговых рисков при выборе контрагента

Рассмотрен порядок действий налогоплательщика, необходимый для минимизации налоговых рисков.

налоговый орган, налоговый контроль, камеральная налоговая проверка , налогоплательщик, документ , орган, налоговый мониторинг, налоговое законодательство...

Похожие статьи

Оценка эффективности внедрения риск-ориентированного...

Оценка эффективности внедрения риск-ориентированного подхода в систему налогового контроля Российской Федерации.

налоговый контроль, проверка , орган , контрольная работа, налоговое администрирование, мероприятие, налогоплательщик, Налоговый кодекс...

Налоговый мониторинг как форма налогового контроля

Термин «налоговый мониторинг» применяется в практической деятельности налоговых органов, в связи с осуществлением предпроверочного анализа налогоплательщика. Согласно Современному экономическому словарю под руководством Б. А. Райзберга и Л. Ш. Лозовского...

Налоговый риск, внешние и внутренние факторы налогового...

Однако налоговые риски состоят еще и в том, что могут быть упущены возможности грамотного построения сделки с

В работе, автором определены внутренние и внешние факторы, влияющие на развитие налоговых рисков, данные представлены на рисунке 1. [8].

Особенности и преимущества налогового мониторинга как...

Основные термины (генерируются автоматически) : налоговый мониторинг, налоговый контроль, налоговый орган, Российская Федерация, Налоговый Кодекс, налогоплательщик, орган, налоговое законодательство, правильность исчисления, налоговое администрирование.

Анализ опыта налогового контроля в зарубежных странах.

Налоговый мониторинг— это новая форма налогового контроля, заменяющая традиционные проверки на онлайн-взаимодействие на основе удаленного доступа к информационным системам налогоплательщика и его бухгалтерской/налоговой отчетности.

Внутренний налоговый контроль как инструмент управления...

Внутренний налоговый контроль — это контроль за процессами управления и финансово-хозяйственной

Внутренний контроль организуется руководством предприятия и определяет законность

– регулярный мониторинг замечаний и статуса мероприятий по их устранению [3].

Система внутреннего контроля: риск-ориентированный подход

Всемирно известная модель внутреннего контролямодель COSO — рассматривает оценку рисков, как один из пяти базовых компонентов системы внутреннего контроля [2, С. 469]. Указанный комитет был основан с целью установления понятия «внутренний контроль» и...

Внутренний налоговый контроль | Статья в журнале...

Налоговый контроль — это комплексная и целенаправленная систему экономико-правовых действий компетентных органов государственной власти, которая основывается на законодательстве в области налогообложения.

Налоговый контроль как элемент управления налогообложением

Налоговый контроль как элемент управления налогообложением является необходимым условием эффективности налоговой системы, при этом обеспечивает обратную связь налогоплательщиков с органами государственного управления...

Как избежать налоговых рисков при выборе контрагента

Рассмотрен порядок действий налогоплательщика, необходимый для минимизации налоговых рисков.

налоговый орган, налоговый контроль, камеральная налоговая проверка , налогоплательщик, документ , орган, налоговый мониторинг, налоговое законодательство...

Задать вопрос