Рабочая программа «Мир растений» по направлению «Декоративное цветоводство» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (294) январь 2020 г.

Дата публикации: 27.01.2020

Статья просмотрена: 774 раза

Библиографическое описание:

Корчагина, Т. В. Рабочая программа «Мир растений» по направлению «Декоративное цветоводство» / Т. В. Корчагина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 300-302. — URL: https://moluch.ru/archive/294/66794/ (дата обращения: 18.04.2024).



В статье представлена программа по направлению «Декоративное цветоводство» «Мир растений». Данная программа предназначена для детей 10–18 лет, с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, проживающих в учреждениях Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. Использование данной программы дает возможность включения детей с ТМНР в общественно-полезный труд.

Ключевые слова: декоративное цветоводство, рабочая программа, дети с ТМНР, дети 10–18 лет.

Работая в учреждениях Департамента труда и социальной защиты с детьми с ТМНР, педагоги часто сталкиваются с особенностями их развития. Это дети, которые имеют умственную отсталость в умеренной или тяжелой степени, сочетанную с нарушениями зрения, слуха, ОДА, а также расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени и сочетающимися в различных вариантах.

У данной категории детей отмечаются грубые нарушения интеллектуальной деятельности, речи и коммуникации, сенсорной сферы, общей и мелкой моторики, а также саморегуляции поведения и деятельности. Вследствие чего ребенок испытывает значительные трудности в быту, общении и социализации. Поэтому основной целью педагога работающего в Департаменте труда и социальной защиты является развитие у детей необходимых для жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, которые позволят достичь максимальной самостоятельности и не зависимости в повседневной жизни.

Исходя из целей педагогического воздействия, была разработана программа «Мир растений» по направлению «Декоративное цветоводство».

Паспорт рабочей программы

Тип программы: программа для детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, проживающих в учреждениях Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.

Статус программы: рабочая программа в работе с детьми во внеурочное время.

Назначение программы: для воспитанников ГБУ ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь», обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах и права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг.

Категория обучающихся: воспитанники 10–18лет

Сроки освоения программы:3 года.

Объем учебного времени:1 уровень — 34 часа; 2 уровень — 68 часов; 3 уровень — 68 часов.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 1 уровень — 1 час в неделю; 2 уровень — 2 часа в неделю; 3 уровень — 2 часа в неделю.

Данная программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный закон № 173-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.
  2. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) Приказ Минобнауки России № 1599 от 19.12.2014 г.
  3. Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»
  4. Федеральный закон № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 04.05.2012 г.
  5. Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2000 № 06–1844.
  6. СанПин 2.4.3259–15 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Постановление Главного Государственного санитарного врача РФ от 09.02.2015 № 8)

Целью занятий является освоение доступных для воспитанников с ТМНР действиями, как полив растений, рыхление почвы, подготовка семян к посадке, изготовление почвенных смесей для комнатных растений и рассады. В ходе посещения занятий у воспитанников с ТМНР осуществляется формирование любви как к труду вообще, так и к физическому труду, что явится залогом успешного включения их в общественно — полезный труд после перехода в ПНИ, а для определённой категории детей и успешный выбор профессии.

Программа представляет собой целостный подход к детям с ТМНР и рассматривает как субъект развития. Обучение направлено на поддержку его самостоятельной активности.

Новизна данной программы основана на принятие ребёнка с ТМНР и уважение к его личности, в каком бы тяжелом состоянии он не находился. Правильная организация обучения, удовлетворяющая познавательные потребности ребёнка, и создает у него ощущение успешности и приводит к улучшению как психического, так и соматического состояния. Обучение рассматривается как максимальное использование возможностей ребенка с ТМНР для его адаптации к жизни в социуме.

Если познавательные занятия необходимы для формирования основных психических функций и учебных навыков, игровые — для решения поведенческих и эмоциональных проблем, то практические занятия часто являются для ребенка с ТМНР единственной возможностью принять участие в продуктивной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

– расширить знания воспитанников с ТМНР о травянистых и древесно-кустарниковых растений открытого и закрытого грунта;

– познакомить с особенностями биологии растений, декоративных качеств и технологии возделывания;

– учить применять полученные знания в оформлении территории ЦССВ и интерьеров помещений.

Коррекционно-развивающие:

– корригировать внимание (произвольного, непроизвольного, устойчивого, переключения внимания, увеличение объема внимания):

– коррекция и развитие связной устной речи (правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь);

– развивать память (кратковременную, долговременную);

– коррекция и развитие зрительного, слухового и тактильного восприятий;

– развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений);

– коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, планирования, установление причинно-следственных связей);

– корригировать и развивать личностные качества воспитанников, эмоционально-волевую сферу (навыки самоконтроля, усидчивость и выдержку, умение выражать свои чувства);

– развить социально — трудовые умения, то есть умений;

– развитие эмоционального отношения к общественному окружению, с помощью развития и воспитания положительных эмоций, правильных отношений между людьми.

Воспитательные:

– воспитывать познавательный интерес;

– воспитывать умение работать в коллективе;

– воспитывать трудолюбие, самостоятельность, аккуратность;

– формировать необходимые, в повседневной деятельности, качества личности, чувства коллективизма, ответственности за порученное дело, добросовестности, честности, умение сопереживать.

Основной формой организации занятий по декоративному цветоводству «Мир растений» является — практическое занятие, которое проводится в группах и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Продолжительность занятия — 40 минут.

Программа рассчитана на 3 года обучения.

На первом году обучения занятия проводятся 1 раз в неделю, на втором и третьем — 2 раза в неделю.

Типы занятий:

Теоретические занятия целью, которых является формирование у обучающихся доступных трудовых знаний, умений и навыков.

Практические работы целью которых является усвоение обучающимися новых трудовых приемов и приобретение навыков выполнения трудовых операций.

Самостоятельные работы, которые подразумевают самостоятельное выполнение трудовых заданий обучающимися, а также применением полученных ими знаний, умений и навыков.

Программа «Мир растений» состоит из 4 разделов:

  1. Сезонные работы в саду

– Садово-огороднический инвентарь. Способы работы с ним.

  1. Цветочно-декоративные растения

– Строение цветочно — декоративных растений;

Садовые растения;

– Требования декоративных растений к комплексу внешних условий;

– Основные способы размножения растений.

  1. Декоративные растения открытого и закрытого грунта.

– Растения открытого грунта;

– Растения закрытого грунта;

– Использование цветочных растений для оформления улицы и помещений.

  1. Применение природного материала в жизни.

Литература:

  1. Ковалева Е. А. Трудовое обучение во вспомогательной школе: Учебное пособие. — М.: Просвещение,2008. — 290с.
  2. Мачихина В. Ф. Внеклассная воспитательная работа в коррекционной школе-интернате. Под ред. В. П. Провоторова. — М.: «Просвещение», 2009. — 125 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, растение, умственная отсталость, закрытый грунт, программа, рабочая программа, умение, учреждение Департамента труда, Российская Федерация, социальная защита.


Ключевые слова

рабочая программа, декоративное цветоводство, дети с ТМНР, дети 10–18 лет

Похожие статьи

Понятие «жизненная компетентность» для лиц... | Молодой ученый

Главная проблема детей с умственной отсталостью заключается в нарушении их связи с окружающим миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, недоступности ряда культурных ценностей.

Социализация детей с умственной отсталостью, проживающих...

ребенок, умственная отсталость, тяжелая умственная отсталость, социальная среда, тренировочная квартира, умение, социум детей, процесс социализации, необходимость формирования, Российская Федерация.

Формирование жизненной компетентности у детей...

Главная проблема детей с умственной отсталостью заключается в нарушении их связи с окружающим миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, недоступности ряда культурных ценностей.

Примерная коррекционно-развивающая программа для...

Данная программа разработана для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми ссиндромом Дауна, имеющими интеллектуальную недостаточность (умственная отсталость I и II степени). У детей с интеллектуальной недостаточностью в раннем и дошкольном возрасте...

Состояние социального и познавательного развития умственно...

Состояние познавательного и социального развития умственно отсталых дошкольников мы выявляли на основе психолого-педагогического

Таким образом, у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью особенности социального развития являлись разноуровневыми в...

Введение элементов экологического воспитания в процесс...

Социально-адаптивное развитие умственно отсталых дошкольников в процессе элементарного экологического воспитания — это и есть формирование доступных представлений об объектах и явлениях природы, участие детей в посильном труде по уходу за...

Логопедическая работа с учениками с умственной отсталостью...

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее Стандарт) определяет систему требований к структуре, результатам...

Обеспечение межведомственного подхода к вопросу...

Социальное сопровождение широко применяется в социальной работе. Программа социально -педагогического сопровождения социальной адаптации воспитанников. Спенсер, социальная адаптация, процесс адаптации, социальная среда, Российская Федерация ...

Определение уровня сформированности навыков...

ребенок, уровень, умственная отсталость, познавательное развитие, навык самообслуживания, группа, Дошкольник, родитель, взрослый. Состояние социального и познавательного развития умственно... ребенок, уровень, умственная отсталость...

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей с ТМНР

Значительная часть детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью имеют другие нарушения, что дает основание говорить о тяжелых и множественных нарушениях развития (ТМНР), которые представляют собой не сумму различных ограничений, а сложное качественно...

Похожие статьи

Понятие «жизненная компетентность» для лиц... | Молодой ученый

Главная проблема детей с умственной отсталостью заключается в нарушении их связи с окружающим миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, недоступности ряда культурных ценностей.

Социализация детей с умственной отсталостью, проживающих...

ребенок, умственная отсталость, тяжелая умственная отсталость, социальная среда, тренировочная квартира, умение, социум детей, процесс социализации, необходимость формирования, Российская Федерация.

Формирование жизненной компетентности у детей...

Главная проблема детей с умственной отсталостью заключается в нарушении их связи с окружающим миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, недоступности ряда культурных ценностей.

Примерная коррекционно-развивающая программа для...

Данная программа разработана для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми ссиндромом Дауна, имеющими интеллектуальную недостаточность (умственная отсталость I и II степени). У детей с интеллектуальной недостаточностью в раннем и дошкольном возрасте...

Состояние социального и познавательного развития умственно...

Состояние познавательного и социального развития умственно отсталых дошкольников мы выявляли на основе психолого-педагогического

Таким образом, у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью особенности социального развития являлись разноуровневыми в...

Введение элементов экологического воспитания в процесс...

Социально-адаптивное развитие умственно отсталых дошкольников в процессе элементарного экологического воспитания — это и есть формирование доступных представлений об объектах и явлениях природы, участие детей в посильном труде по уходу за...

Логопедическая работа с учениками с умственной отсталостью...

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее Стандарт) определяет систему требований к структуре, результатам...

Обеспечение межведомственного подхода к вопросу...

Социальное сопровождение широко применяется в социальной работе. Программа социально -педагогического сопровождения социальной адаптации воспитанников. Спенсер, социальная адаптация, процесс адаптации, социальная среда, Российская Федерация ...

Определение уровня сформированности навыков...

ребенок, уровень, умственная отсталость, познавательное развитие, навык самообслуживания, группа, Дошкольник, родитель, взрослый. Состояние социального и познавательного развития умственно... ребенок, уровень, умственная отсталость...

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей с ТМНР

Значительная часть детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью имеют другие нарушения, что дает основание говорить о тяжелых и множественных нарушениях развития (ТМНР), которые представляют собой не сумму различных ограничений, а сложное качественно...

Задать вопрос