В статье представлена программа по направлению «Декоративное цветоводство» «Мир растений». Данная программа предназначена для детей 10–18 лет, с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, проживающих в учреждениях Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. Использование данной программы дает возможность включения детей с ТМНР в общественно-полезный труд.
Ключевые слова: декоративное цветоводство, рабочая программа, дети с ТМНР, дети 10–18 лет.
Работая в учреждениях Департамента труда и социальной защиты с детьми с ТМНР, педагоги часто сталкиваются с особенностями их развития. Это дети, которые имеют умственную отсталость в умеренной или тяжелой степени, сочетанную с нарушениями зрения, слуха, ОДА, а также расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени и сочетающимися в различных вариантах.
У данной категории детей отмечаются грубые нарушения интеллектуальной деятельности, речи и коммуникации, сенсорной сферы, общей и мелкой моторики, а также саморегуляции поведения и деятельности. Вследствие чего ребенок испытывает значительные трудности в быту, общении и социализации. Поэтому основной целью педагога работающего в Департаменте труда и социальной защиты является развитие у детей необходимых для жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, которые позволят достичь максимальной самостоятельности и не зависимости в повседневной жизни.
Исходя из целей педагогического воздействия, была разработана программа «Мир растений» по направлению «Декоративное цветоводство».
Паспорт рабочей программы
Тип программы: программа для детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, проживающих в учреждениях Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.
Статус программы: рабочая программа в работе с детьми во внеурочное время.
Назначение программы: для воспитанников ГБУ ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь», обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах и права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг.
Категория обучающихся: воспитанники 10–18лет
Сроки освоения программы:3 года.
Объем учебного времени:1 уровень — 34 часа; 2 уровень — 68 часов; 3 уровень — 68 часов.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 1 уровень — 1 час в неделю; 2 уровень — 2 часа в неделю; 3 уровень — 2 часа в неделю.
Данная программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон № 173-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) Приказ Минобнауки России № 1599 от 19.12.2014 г.
- Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»
- Федеральный закон № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 04.05.2012 г.
- Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2000 № 06–1844.
- СанПин 2.4.3259–15 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Постановление Главного Государственного санитарного врача РФ от 09.02.2015 № 8)
Целью занятий является освоение доступных для воспитанников с ТМНР действиями, как полив растений, рыхление почвы, подготовка семян к посадке, изготовление почвенных смесей для комнатных растений и рассады. В ходе посещения занятий у воспитанников с ТМНР осуществляется формирование любви как к труду вообще, так и к физическому труду, что явится залогом успешного включения их в общественно — полезный труд после перехода в ПНИ, а для определённой категории детей и успешный выбор профессии.
Программа представляет собой целостный подход к детям с ТМНР и рассматривает как субъект развития. Обучение направлено на поддержку его самостоятельной активности.
Новизна данной программы основана на принятие ребёнка с ТМНР и уважение к его личности, в каком бы тяжелом состоянии он не находился. Правильная организация обучения, удовлетворяющая познавательные потребности ребёнка, и создает у него ощущение успешности и приводит к улучшению как психического, так и соматического состояния. Обучение рассматривается как максимальное использование возможностей ребенка с ТМНР для его адаптации к жизни в социуме.
Если познавательные занятия необходимы для формирования основных психических функций и учебных навыков, игровые — для решения поведенческих и эмоциональных проблем, то практические занятия часто являются для ребенка с ТМНР единственной возможностью принять участие в продуктивной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
– расширить знания воспитанников с ТМНР о травянистых и древесно-кустарниковых растений открытого и закрытого грунта;
– познакомить с особенностями биологии растений, декоративных качеств и технологии возделывания;
– учить применять полученные знания в оформлении территории ЦССВ и интерьеров помещений.
Коррекционно-развивающие:
– корригировать внимание (произвольного, непроизвольного, устойчивого, переключения внимания, увеличение объема внимания):
– коррекция и развитие связной устной речи (правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь);
– развивать память (кратковременную, долговременную);
– коррекция и развитие зрительного, слухового и тактильного восприятий;
– развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений);
– коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, планирования, установление причинно-следственных связей);
– корригировать и развивать личностные качества воспитанников, эмоционально-волевую сферу (навыки самоконтроля, усидчивость и выдержку, умение выражать свои чувства);
– развить социально — трудовые умения, то есть умений;
– развитие эмоционального отношения к общественному окружению, с помощью развития и воспитания положительных эмоций, правильных отношений между людьми.
Воспитательные:
– воспитывать познавательный интерес;
– воспитывать умение работать в коллективе;
– воспитывать трудолюбие, самостоятельность, аккуратность;
– формировать необходимые, в повседневной деятельности, качества личности, чувства коллективизма, ответственности за порученное дело, добросовестности, честности, умение сопереживать.
Основной формой организации занятий по декоративному цветоводству «Мир растений» является — практическое занятие, которое проводится в группах и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Продолжительность занятия — 40 минут.
Программа рассчитана на 3 года обучения.
На первом году обучения занятия проводятся 1 раз в неделю, на втором и третьем — 2 раза в неделю.
Типы занятий:
Теоретические занятия целью, которых является формирование у обучающихся доступных трудовых знаний, умений и навыков.
Практические работы целью которых является усвоение обучающимися новых трудовых приемов и приобретение навыков выполнения трудовых операций.
Самостоятельные работы, которые подразумевают самостоятельное выполнение трудовых заданий обучающимися, а также применением полученных ими знаний, умений и навыков.
Программа «Мир растений» состоит из 4 разделов:
- Сезонные работы в саду
– Садово-огороднический инвентарь. Способы работы с ним.
- Цветочно-декоративные растения
– Строение цветочно — декоративных растений;
– Садовые растения;
– Требования декоративных растений к комплексу внешних условий;
– Основные способы размножения растений.
- Декоративные растения открытого и закрытого грунта.
– Растения открытого грунта;
– Растения закрытого грунта;
– Использование цветочных растений для оформления улицы и помещений.
- Применение природного материала в жизни.
Литература:
- Ковалева Е. А. Трудовое обучение во вспомогательной школе: Учебное пособие. — М.: Просвещение,2008. — 290с.
- Мачихина В. Ф. Внеклассная воспитательная работа в коррекционной школе-интернате. Под ред. В. П. Провоторова. — М.: «Просвещение», 2009. — 125 с.