Проблемы, возникающие у индивидуальных предпринимателей при уплате страховых взносов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №4 (294) январь 2020 г.

Дата публикации: 27.01.2020

Статья просмотрена: 470 раз

Библиографическое описание:

Мишангина, М. Б. Проблемы, возникающие у индивидуальных предпринимателей при уплате страховых взносов / М. Б. Мишангина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 400-403. — URL: https://moluch.ru/archive/294/66764/ (дата обращения: 23.04.2024).



В статье автор раскрывает особенности передачи страховых взносов из ПФР в ИФНС.

Ключевые слова: страховые взносы, индивидуальный предприниматель, обязательное пенсионное страхование, налоговые органы

В развитом демократическом государстве социальная политика должна распространяться не только на социально незащищенные слои, но также и на малых предпринимателей. Малый бизнес характеризуется тем, что он мобильнее и легче приспосабливается к изменяющимся условиям и способствует обеспечению занятости трудоспособного населения и др. При этом малый бизнес, как правило, обладает ограниченными финансовыми ресурсами, что в действительности негативно сказывается на экономическом благосостоянии индивидуальных предпринимателей и стремлении возможными способами уменьшить количество налогов. Государством предпринимаются различные меры по поддержке индивидуальных предпринимателей, в числе главной из которых — уменьшение налоговой нагрузки на индивидуальных предпринимателей. Одним из путей уменьшения налоговой нагрузки на индивидуальных предпринимателей, не производящих выплат иным лицам, то есть не применяющих труд наемных работников, является отказ от внесения индивидуальными предпринимателями добровольных социальных взносов на страхование от болезней и в связи с материнством за себя лично. Данное обстоятельство является спорным, оно обусловлено целью снижения налоговой нагрузки, но негативно сказывается на положении незастрахованного лица в случае наступления страхового случая.

В случае, когда индивидуальные предприниматели привлекают наемных работников, они являются страхователями по нескольким основаниям: в отношении самих себя и в отношении нанимаемых лиц. В связи с последними изменениями в системе уплаты страховых взносов, передаче полномочий по сбору и учёту страховых взносов Федеральной налоговой службе России в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» [3], тарифы страховых взносов индивидуальных предпринимателей-работодателей установлены ст. 426 Налогового кодекса РФ [2].

«Переходный период» оказался в настоящее время сложным как для налоговых органов, так и для плательщиков страховых взносов. Появляется много проблем по администрированию страховых взносов и большое количество справедливых нареканий со стороны налогоплательщиков.

Так, первой проблемой стали технические сбои, из-за которых обязательства страхователей были переданы неверно, с недоимками и пенями. По этим недоимкам, которые не соответствуют действительности, налоговые органы стали направлять требования об уплате взносов. В них указано, по какому виду взносов и за какой период оно выставляется. Инспекции не выясняли, почему образовались задолженности, и отправляли урегулировать ситуацию в фонды, поскольку именно они сформировали долги. В фондах выяснялось, что на конец 2016 г. у страхователя нулевое сальдо, то есть долгов нет. В качестве подтверждения остатков выдавалась справка о состоянии расчетов, которую необходимо было представить в налоговый орган. На основании этого документа вносились корректировки в лицевую карточку налогоплательщика, и долги аннулировались.

Количество критических ситуаций с сальдо по взносам в этом году переполнило чашу терпения предпринимателей, они активно начали жаловаться. Спустя 9 месяцев вышло совместное Письмо ФНС и ПФР от 01.09.2017 № НП-30–26/13859/3н-4–22/17710@ [6].

В нем говорится о том, как теперь ведомства будут урегулировать ситуацию с неверно переданными остатками. В письме указываются возможные случаи корректировки: несогласие плательщика взносов с сальдо расчетов или необходимость уточнения сведений, если ПФР сами находят ошибку. Также Письмом установлены сроки для внесения корректировок. В течение трех рабочих дней после поступления обращения страхователя налоговые органы направляют запрос в органы ПФР. Фонды за 20 рабочих дней должны осуществить мероприятия по корректировке сведений. После получения информации от фондов налоговые органы в течение 7 рабочих дней корректируют сведения в своих базах.

Второй важной проблемой является отчетность индивидуальных предпринимателей. Так, до 2017 г. действовало правило, при котором предпринимателю, не сдавшему налоговую отчетность, доначислялся 1 % пенсионных взносов в максимальном размере. С 2014 г. требования по долгам по взносам в максимальном размере не выставлялись. Но в связи с тем, что взносы теперь администрируют налоговые органы, и в том числе собирают недоимки за предыдущие годы, эти долги стали направляться предпринимателям в требованиях об уплате взносов очень активно.

Изначально для урегулирования этой ситуации достаточно было сдать налоговую декларацию, после чего обратиться в территориальный ПФР с заявлением и копией сданной декларации. ПФР на основании этих документов вносил корректировки в сальдо расчетов.

Но потом появилось письмо ПФР от 10.07.2017 № НП-30–26/9994 [8], в котором указано, что отделы ПФР не будут пересчитывать взносы, рассчитанные по максимуму, предпринимателям, сдавшим декларации с опозданием, после окончания расчетного периода, то есть года. Пересчитывали размер обязательств только тем, кто сдал отчетность вовремя, но по которым налоговые органы не сообщили в ПФР о том, какие сведения содержались в декларации.

ФНС вмешалась в ситуацию и выпустила Письмо № БС-4–11/17461 от 01.09.2017 [7]. ФНС не согласна с позицией ПФР относительно пересчета максимальных взносов, ссылаясь на то, что в Федеральном законе от 24.04.2009 «О страховых взносах в ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС» не было запрета на перерасчет, соответственно, его нужно производить по факту представления декларации, даже с опозданием, в налоговый орган. Однако ПФР не обязан руководствоваться в своих действиях Письмами ФНС, поэтому для урегулирования ситуации должно быть проведено совместное совещание ведомств, на котором будет определен порядок дальнейших действий [9].

Следует также выделить и проблему, связанную с уплатой страховых взносов индивидуальными предпринимателями на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Так, согласно действующему законодательству, в отношении наемных работников индивидуальный предприниматель в обязательном порядке уплачивают взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование, и на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Пенсионные взносы осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» [4].

При этом, за себя индивидуальные предприниматели обязаны платить только пенсионные взносы и взносы за медицинское страхование, а взносы за социальное страхование не предусмотрены. Существуют также страховые взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, но, индивидуальные предприниматели не уплачивают их, руководствуясь п. 6 ст. 430 Налогового Кодекса РФ. Однако уплату этих взносов можно производить на добровольных началах, согласно ст. 4.5 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» [5]. Уплата взносов добровольно производится на случай наступления страхового случая, чтобы в случае, например, болезни, индивидуальный предприниматель мог бы получить соответствующее пособие за счет уплаченных средств социального страхования. Страховые взносы «на травматизм» индивидуальные предприниматели в 2018 году не уплачивают, их уплата индивидуальными предпринимателями не предусмотрена и на добровольной основе.

Необходимо отметить, что добровольные страховые взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не уменьшают налоги на любой из систем налогообложения. На основании этого положения можно сделать вывод, что указанное положение закона в некоторой мере снижает стремление индивидуальных предпринимателей вносить эти взносы, что негативно сказывается на работе всей системы социального обеспечения, так как большая часть индивидуальных предпринимателей не уплачивают за себя взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с целью экономии средств, что в некоторой мере может негативно сказаться на их имущественном положении при наступлении страхового случая.

Было бы целесообразно внести изменения в налоговое законодательство о страховых взносах на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, согласно которым указанные взносы могли бы уменьшать сумму единого налога в совокупности с на уплаченными страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере [10]. Следует согласиться с данным мнением, потому что данное нововведение позволит расширить круг лиц, которые застрахованы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, среди индивидуальных предпринимателей.

Проведенная реформа несет в себе определенные риски. Ее применение приведет к безадресному принципу действия страховых взносов, что непосредственно будет отражаться на общей эффективности механизма администрирования страховых взносов и системе налогообложения в России.

Вместе с тем нет сомнений что, имея в арсенале мощный профессиональный аппарат управления с передовыми технологиями, налоговые органы оперативно адаптируются к новым условиям администрирования и качественно изменят положение дел с собираемостью страховых взносов, что впоследствии отразится на благосостоянии самых не защищенных слоев населения пенсионеров [11].

На основании вышеизложенного материала можно сделать следующие выводы: во-первых, передача страховых взносов из ПФР в ИФНС имеет только один плюс, и тот в пользу государства, — пополнение бюджета. Во-вторых, смена администратора повлекла за собой следующие проблемы: остатки по задолженности (переплате) взносов плательщиков-работодателей, переданные пенсионными фондами ИФНС; технические сбои в программах ПФР и ИФНС; отчетность индивидуальных предпринимателей; технические сбои в программах ПФР и ИФНС; большая загруженность налоговых органов; недостаточное количество сотрудников в ИФНС; халатность и неопытность сотрудников ИФНС при проверке отчетности индивидуальных предпринимателей.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993г. [с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ] // Российская газета. -2009. — № 7.;
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 2: федер.закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ: [в ред. от 11.10.2018] // Собр. законодательства Рос.Федерации. — 2000. — № 32.;
  3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование: федер.закон от 03.07.2016 № 250-ФЗ: [ред. от 28.12.2017] // Собр.законодательства Рос.Федерации. — 2016. — № 27.;
  4. О страховых пенсиях: федер. закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ: [ред. от 27.06.2018]// Собр. законодательства Рос.Федерации. — 2014. — № 2.;
  5. Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: федер.закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ: [ред. от 07.03.2018] // Собр. законодательства Рос.Федерации. — 1998. — № 31. — ст. 3803.;
  6. По вопросу корректировки сведений, переданных территориальными отделениями ПФР в налоговые органы, о суммах страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, пеней и штрафов, образовавшихся на 01.01.2017: Письмо ПФ РФ № НП-30–26/13859, ФНС России № ЗН-4–22/17710@ от 06.09.2017 // Официальные документы в образовании. — 2017. — № 30.
  7. Об обложении страховыми взносами: Письмо ФНС России от 01.09.2017 № БС-4–11/17461@ // Солидарность. –2017. — № 36.
  8. О переформировании обязательств по страховым взносам: Письмо ПФ РФ от 10.07.2017 № НП-30–26/9994 // Официальные документы в образовании. — 2017. — № 25.;
  9. Зайцева М. Сальдо по взносам: проблемы передачи между ФНС и ПФР [Электронный ресурс] // www.audit-it.ru/articles/account/tax/a39/932623.html
  10. Хисматуллин С. А. Об уплате страховых взносов в системе социального обеспечения индивидуальными предпринимателями // E-SCIO. — 2018. — № 1 (16). — С.111–115.
  11. Петрова С. А., Бочкарева Е. В. Администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное страхование // Вестник Международного института рынка. — 2018. — № 1. — С.100–103.
Основные термины (генерируются автоматически): взнос, временная нетрудоспособность, предприниматель, связь, индивидуальный предприниматель, налоговая нагрузка, обязательное пенсионное страхование, Российская Федерация, социальное страхование, уплата взносов.


Похожие статьи

Основные изменения налогового законодательства в сфере...

Рассмотрены изменения налогового законодательства Российской Федерации после 01.01.2017 года. Определены основные новшества в сфере страховых взносов. Сформулированы некоторые проблемные моменты в связи с передачей полномочий между...

Нормативное регулирование расчётов по страховым взносам во...

социальное страхование, которое делится на страхование от нечастного случая и в связи с наступлением временной нетрудоспособности сотрудника; ‒ пенсионные платежи; ‒ взносы в Федеральный фонд медицинского страхования. Государственные внебюджетные фонды РФ...

Оптимизация налогообложения юридических лиц в личном...

Рост объема уплаченных страховых взносов позволяет сделать вывод, что все больше юридических лиц, участвующих в программах страхования жизни, заключенных в пользу своих работников, стремятся уменьшить свою налогооблагаемую базу при уплате налога на прибыль.

Правовая природа страховых взносов | Статья в сборнике...

Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 15.12.2001 N 167–ФЗ (с

Предельная величина выплат для исчисления взносов на обязательное социальное страхование на случай временной...

Снижение страховых взносов в государственные внебюджетные...

Пенсионный фонд, обязательное пенсионное страхование, взнос, РФ, сумма страховых взносов, уплата страховых взносов, Российская Федерация, территориальный орган, федеральный бюджет, подлежащая уплата. Государственные внебюджетные фонды РФ...

Налогообложение розничной торговли в рамках специальных...

Организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с главой 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» Налогового кодекса РФ на уплату единого налога на вмененный доход...

О некоторых аспектах введения страховых взносов...

«О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального

Результатом изложенного может быть увеличение совокупной налоговой нагрузки на

Взносы на обязательное пенсионное страхование начисляются на выплаты в пользу...

Налогообложение индивидуальных предпринимателей в 2018...

Взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС) частично дифференцированы и состоят из фиксированной суммы в 26 545 рублей и

ИП вправе претендовать на освобождение от уплаты страховых взносов за себя, если представили в налоговый орган по месту учета...

Роль страховых взносов в Пенсионном фонде Российской...

Из общей суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, взносы на страховую пенсию, составившие за 2015 год 38408

Это означает, что роль страховых взносов велика. Благодаря им Пенсионный Фонд Российской Федерации по Республике Саха...

Особенности учета страховых взносов в системе оплаты труда...

Порядок уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды регулирует Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ.

Предельная величина выплат для исчисления взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в ФСС...

Похожие статьи

Основные изменения налогового законодательства в сфере...

Рассмотрены изменения налогового законодательства Российской Федерации после 01.01.2017 года. Определены основные новшества в сфере страховых взносов. Сформулированы некоторые проблемные моменты в связи с передачей полномочий между...

Нормативное регулирование расчётов по страховым взносам во...

социальное страхование, которое делится на страхование от нечастного случая и в связи с наступлением временной нетрудоспособности сотрудника; ‒ пенсионные платежи; ‒ взносы в Федеральный фонд медицинского страхования. Государственные внебюджетные фонды РФ...

Оптимизация налогообложения юридических лиц в личном...

Рост объема уплаченных страховых взносов позволяет сделать вывод, что все больше юридических лиц, участвующих в программах страхования жизни, заключенных в пользу своих работников, стремятся уменьшить свою налогооблагаемую базу при уплате налога на прибыль.

Правовая природа страховых взносов | Статья в сборнике...

Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 15.12.2001 N 167–ФЗ (с

Предельная величина выплат для исчисления взносов на обязательное социальное страхование на случай временной...

Снижение страховых взносов в государственные внебюджетные...

Пенсионный фонд, обязательное пенсионное страхование, взнос, РФ, сумма страховых взносов, уплата страховых взносов, Российская Федерация, территориальный орган, федеральный бюджет, подлежащая уплата. Государственные внебюджетные фонды РФ...

Налогообложение розничной торговли в рамках специальных...

Организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с главой 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» Налогового кодекса РФ на уплату единого налога на вмененный доход...

О некоторых аспектах введения страховых взносов...

«О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального

Результатом изложенного может быть увеличение совокупной налоговой нагрузки на

Взносы на обязательное пенсионное страхование начисляются на выплаты в пользу...

Налогообложение индивидуальных предпринимателей в 2018...

Взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС) частично дифференцированы и состоят из фиксированной суммы в 26 545 рублей и

ИП вправе претендовать на освобождение от уплаты страховых взносов за себя, если представили в налоговый орган по месту учета...

Роль страховых взносов в Пенсионном фонде Российской...

Из общей суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, взносы на страховую пенсию, составившие за 2015 год 38408

Это означает, что роль страховых взносов велика. Благодаря им Пенсионный Фонд Российской Федерации по Республике Саха...

Особенности учета страховых взносов в системе оплаты труда...

Порядок уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды регулирует Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ.

Предельная величина выплат для исчисления взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в ФСС...

Задать вопрос