Экологическое образование школьников в системе работы классного руководителя. Опыт работы школы по решению задач экологического образования школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Панфилова, Т. А. Экологическое образование школьников в системе работы классного руководителя. Опыт работы школы по решению задач экологического образования школьников / Т. А. Панфилова, С. В. Зиновьева, Д. А. Варзугин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 307-310. — URL: https://moluch.ru/archive/294/66746/ (дата обращения: 19.04.2024).



Ключевые слова: экологическое образование, экологическое воспитание, руководитель, учитель, окружающая среда, класс, классный руководитель, природная среда, система работы, участие.

По мнению Б.Т Лихачева экологически безответственное поведение — следствие недостаточно развитой у человека потребности практического участия в природоохранной деятельности [1].

Поэтому формирование экологического сознания и поведения в единстве у школьников необходимо начинать как можно раньше.

Согласно Федеральным Государственным Образовательным Стандартам, основная задача образовательного процесса — это формирование образованной, инициативной успешной личности, системой современных взглядов, ценностных идейно-нравственных, культурных эстетических принципов норм поведения [6]. Исходя из этого определения, можно выделить основные аспекты, развиваемые географией в средней школе, а именно:

1) Осознание себя частью единого общества, как в общероссийском, так и общемировом масштабе.

2) Осознание неделимости географического пространства Российской Федерации как места проживания населяющих её народов.

3) Осознание значимости современных экологических проблем для России и всего мира [4].

Систему экологического образования составляют следующие звенья:

– экологическое образование в семье;

– экологическое образование в дошкольных учреждениях;

– экологическое образование в школе (в учебной и внеурочной работе);

– экологическое образование в детских внешкольных учреждениях;

– экологическое образование в лагерях летнего отдыха;

– экологические самообразование [2].

Школа является основным звеном в системе образования, где должны воспитываться люди с творческим мышлением и общечеловеческой моралью. Отсюда возникает потребность найти способы и пути решения проблем, поставленных временем. В средней общеобразовательной школе экологическое образование носит междисциплинарный характер и рассматривается под углом зрения специфики содержания многих предметов: природоведения, географии, биологии, химии и др. Однако школьная география, по сравнению с другими учебными дисциплинами, отличается большей экологизацией.

Согласно ФГОС,

в системе работы классного руководителя можно выделить и развивать следующие Универсальные Учебные Действия:

  1. Личностные — связывают обучение с личными целями и мотивами ученика. К ним относится:

а) формирование мировоззренческого взгляда на мир с естественнонаучных позиций;

б) понимание и принятие гуманистических и общемировых ценностей;

в) осознание своего единства с другими гражданами РФ.

  1. Познавательные — действия, призванные добывать необходимую для деятельности информацию. Это способность:

а) развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности;

б) уметь моделировать предложенные системы;

в) умение строить высказывание.

  1. Коммуникативные — помогают осуществлять различную совместную деятельность. К ним относится:

а) уметь слышать и слушать;

б) уметь выразить свои мысли;

в) предотвращать конфликтные ситуации [5].

Наиболее действенным средством экологического воспитания и обучения является разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая). Особую роль играет природоохранительная деятельность школьников. Виды ее многообразны:

– по защите природной среды (подкормка животных; спасание животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц, установка табличек в местах распространения охраняемых растений);

– по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними (участие в «зеленом» и «голубом» патрулях, рейдах в природу);

– по улучшению природной среды (посадка растений, озеленение склонов, расчистка леса от сухостоя);

– по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, взрослыми, изготовление плакатов, выпуск стенгазет, подготовка радиопередач);

– по сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала).

Современная экологическая культура в России характеризуется:

а) низкими экологическими знаниями;

б) низкой удовлетворенностью информацией в экологической сфере, восприятием окружающей среды как непригодной для жизни;

в) ожиданием ухудшения здоровья;

г) сокращения продолжительности жизни из-за состояния окружающей среды;

д) убеждением, что экологическая обстановка будет ухудшаться, и что необходимо принятие более жесткого экологического законодательства, более строгих мер по отношению к загрязнителям природы. 3

Самым сильным инструментом формирования экологической культуры является именно последнее. Походы на экскурсии в краеведческие музеи, метеостанции, экологические лаборатории, а особенно самостоятельные организации школьников, такие как «зеленый патруль», являются мощным способом на практике показать детям, что значит быть экологически культурным человеком, объяснив это в том числе и на своем примере.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Русская Халань Чернянсского района Белгородской области», как и многие другие сельские школы, является одним из примеров социологической модели общества. Это особое звено социологической системы со свойственными ей проблемами, которыми озабочены жители села. Сельская школа всегда имела значение для выживания села: демографическое — проблема закрепление молодежи на селе, экономическое — наращивание потенциала села, она готовит будущих хозяев земли, т. е. сельская школа — условие и средство возрождения села. На сегодня реальность такова, что каждый сельский школьник со своим опытом жизни, понятием, мыслями вмешивается в жизнь села для осуществления на практике своих замыслов и идей. Отсюда и вытекает основное направление работы нашей школы, как говорит заместитель директора по УВР Быкова Наталья Дмитриевна — гражданско-патриотическое воспитание школьников, основным компонентом которого является экологическое воспитание. Она считает, что экологическое воспитание — самое важное в наше время. Формирование у детей ответственного отношения к природе является сложным и длительным процессом. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Формы воспитания — это конкретные мероприятия или средства воспитательной работы (беседы, собрания, вечера, экскурсии), виды деятельности учащихся (учебные занятия, предметные кружки, конкурсы, олимпиады). Используются с целью воспитания экологического сознания в учебно-воспитательном процессе эколого-психологический тренинг, интегрально-поисковые групповые и ролевые игры, творческая «терапия», «мозговой штурм», имитационное моделирование, направлены на актуализацию личной причастности, эмоциональной сферы, формирования мотивов экологического содержания, что обеспечивает систематизацию мировоззренческих установок учеников.

Некоторые исследователи выделяют такую классификацию методов экологического воспитания:

  1. Методы формирования сознания: (убеждение, упражнение, пример)
  2. Методы формирования положительного опыта поведения в процессе жизнедеятельности: (переживание, самоанализ, осознание)
  3. Методы поощрения и наказания: (деловые игры, тренинги и др.)

Воспитание личности является наряду с обучением важнейшей функцией системы образования. Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.

Рассмотрим план мероприятий по реализации экологического воспитания на примере конкретного образовательного учреждения.

План мероприятий по реализации экологического воспитания вМБОУ «СОШ с. Русская Халань Чернянского района Белгородской области» на 2018–2019 учебный год

Наименование мероприятий

Сроки проведения

Исполнители

Социально-экологическая акция «Розарий в нашей школе»

Сентябрь-октябрь

Зам. директора Быкова Н. Д., кл. руководитель 1класса Панфилова Т. А.

Круглый стол «Экология — путь к пониманию природы».

Сентябрь

Учитель

Ковалев Н. В.

Участие во Всероссийской акции «Голубая лента»

Октябрь

Учитель

Ковалев Н. В., Динкель Л. А.

Школьный фотоконкурс «Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь»

Ноябрь-декабрь

Учитель

Ковалев Н. В., классные руководители

8–11 классов

Акция «Огород на окне»

Февраль

Классные руководители 1–4 классов

Конкурс проектов и сочинений «Мы — юные защитники природы»

Февраль

Ковалев Н. В., Динкель Л. А., классные руководители 5–11 классов

Оформление информационного стенда

«Экология и мы — шаг в будущее»

Март

Учитель

Ковалев Н. В.

Участие во Всероссийской акции «Вода-это жизнь».

Флешмоб «Вода — источник жизни на Земле»

Март

Учитель

Ковалев Н. В., старший вожатый Сбитнева Г. А.

Природоохранная акция «Птицы — наши друзья»

Март

Учитель

Ковалев Н. В., классные руководители 1–11 классов

Экологический марафон «Заповедные места Белгородчины»

Март

Учитель

Ковалев Н. В.

Школьный конкурс рисунков «Сохраним мир, в котором мы живем»

Апрель

Классные руководители

1–4классов, учитель

Варзугин Д. А.

Выставка книг «Экология на страницах книг»

Педагог-библиотекарь Сбитнева Г. А.

Всероссийский День экологических знаний. Операция «Скворечник»

Апрель

Классные руководители

1–11 классов

Природоохранная акции «Первоцвет»

Апрель

Учитель

Ковалев Н. В., классные руководители

1–11 классов

Природоохранная акция «Чистый берег»

Апрель

Учитель

Ковалев Н. В., руководитель волонтерского отряда

Сбитнева Г. А.

Экологический день «День Земли».

Апрель

Учитель

Ковалев Н. В.

Экологический месячник по озеленению территории школы

Май

Учитель

Ковалев Н. В., классные руководители

1–11 классов, учитель Маринина Е. А.

Экологический трудовой десант школьников

Май

Классные руководители

Участие во Всероссийской детской акции «С любовью к России мы делами добрыми едины»

Май

Классные руководители

Экологический день. Операция «Чистодвор»

Май

Классные руководители 1–11 классов

Библиотечный урок «Экология и мы»

Сентябрь

Библиотекарь Сбитнева Г. А.

Участие в областной акции «Живи, лес»

Сентябрь

Учителя

Ковалев Н. В., Маринина Е. А.

Экологический день.

Единый экологический урок «Капля воды — весь мир»

Октябрь

Классные руководители 1–11 классы

Участие в областном конкурсе «Защити озоновый слой и климат Земли»

Октябрь

Учителя

Ковалев Н. В., Васекин С. А.

Организация выставки-конкурса «Цветы, как признанье…»

Октябрь

Учитель Маринина Е. А., классные руководители 1–11 классов

Участие во Всероссийском конкурсе «Юные исследователи окружающей среды»

Ноябрь

Учитель

Ковалев Н. В.

Экологический день. Школьный конкурс экологических листовок «Сохраним природу и культуру Белгородчины»

Ноябрь

Классные руководители

5–11 классов

Участие во Всероссийский юниорский лесной конкурс «Подрост»

Ноябрь

Учитель

Ковалев Н. В.

Экологический день.

Создание выставки книг «Природа и экология»

Декабрь

Библиотекарь Сбитнева Г. А.

Выставки-конкурса новогодних букетов «Зимняя фантазия»

Декабрь

Классные руководители 1–11 классов

Освещение мероприятий в средствах массовой информации

В течение 2018–2019 гг.

Заместитель директора Быкова Н. Д.

Литература:

  1. Лихачев Б. Т. Экология личности // Педагогика. — 1993. — № 2.
  2. Методика обучения и экологии в XXI веке / Тезисы докладов научно-практической конференции. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012.
  3. Николина В. В. /Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к природе в процессе обучения географии // Научно-методический журнал «География и экология в школе XXI века, Москва 2009
  4. Ступникова А. Д., Бражникова Л. В»...Справочник учителя географии» Волгоград:" Учитель», 2013.
  5. Камерилова, В. В. Николина, В. М. Смирнова; Под ред. А. А. Касьяна. — М.: Просвещение, 1997
  6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
Основные термины (генерируются автоматически): экологическое воспитание, экологическое образование, руководитель, учитель, класс, окружающая среда, природная среда, Россия, участие, Белгородская область.


Похожие статьи

Экологическое воспитание школьников | Статья в сборнике...

Экологическое воспитание — это средство образования в сознании младших школьников реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Эти знания необходимы для формирования материалистического миропонимания.

Воспитание экологической культуры учащихся средствами...

В статье рассматриваются вопросы воспитания экологической культуры учащихся средствами образовательной среды школы.

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое воспитание, экологическое сознание...

Экологическое образование и воспитание обучающихся

Основные термины (генерируются автоматически) : экологическая культура, экологическое образование, экологическое сознание, окружающая среда, природная среда, знание, воспитание обучающихся, массовая информация, рациональное природопользование...

Воспитание ценностного отношения к природе у детей младшего...

экологическое образование, устойчивое развитие, окружающая среда, развивающее обучение, начальная школа, класс, окружающий мир

Успех в экологическом образовании и воспитании младших школьников во многом зависит от того, в какой степени учитель...

Формирование экологического сознания и культуры учащихся...

Экологическое воспитание — целенаправленное, систематическое и идеологическое воздействие социальных институтов на экологическое

Ключевые слова: экологическое воспитание, проектная деятельность, окружающая среда, бережное отношение к природе...

Формирование экологической культуры у младших школьников на...

окружающий мир, природа, школьник, окружающая среда, экологическая культура, экологическая проблема, экологическая деятельность, Белгородская область, экологическое сознание, живая природа. Воспитание ценностного отношения к природе у...

экологическая культура , окружающая среда , экологическое...

Экологическая обстановка в Красноярском крае характеризуется значительным превышением допустимого воздействия человека на различные компоненты окружающей среды. Промышленные центры Красноярска (Лесосибирск, Ачинск, Минусинск, Норильск, Красноярск)...

Формирование экологической культуры школьников в процессе...

Необходимость экологического образования и воспитания обусловлена глобальными

экологическое воспитание, экологическая культура, окружающая среда, ребенок, природа, экологическое просвещение, здоровый образ жизни, основная задача, природная среда...

Интегрированный подход к экологическому воспитанию...

Интегрированный подход к экологическому воспитанию и образованию младших школьников.

Может ли природа быть учителем? (знакомит с разнообразием растительного и животного мира, с красотой, учит наблюдательности; заботится о детях; раскрывает секреты...

Похожие статьи

Экологическое воспитание школьников | Статья в сборнике...

Экологическое воспитание — это средство образования в сознании младших школьников реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Эти знания необходимы для формирования материалистического миропонимания.

Воспитание экологической культуры учащихся средствами...

В статье рассматриваются вопросы воспитания экологической культуры учащихся средствами образовательной среды школы.

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое воспитание, экологическое сознание...

Экологическое образование и воспитание обучающихся

Основные термины (генерируются автоматически) : экологическая культура, экологическое образование, экологическое сознание, окружающая среда, природная среда, знание, воспитание обучающихся, массовая информация, рациональное природопользование...

Воспитание ценностного отношения к природе у детей младшего...

экологическое образование, устойчивое развитие, окружающая среда, развивающее обучение, начальная школа, класс, окружающий мир

Успех в экологическом образовании и воспитании младших школьников во многом зависит от того, в какой степени учитель...

Формирование экологического сознания и культуры учащихся...

Экологическое воспитание — целенаправленное, систематическое и идеологическое воздействие социальных институтов на экологическое

Ключевые слова: экологическое воспитание, проектная деятельность, окружающая среда, бережное отношение к природе...

Формирование экологической культуры у младших школьников на...

окружающий мир, природа, школьник, окружающая среда, экологическая культура, экологическая проблема, экологическая деятельность, Белгородская область, экологическое сознание, живая природа. Воспитание ценностного отношения к природе у...

экологическая культура , окружающая среда , экологическое...

Экологическая обстановка в Красноярском крае характеризуется значительным превышением допустимого воздействия человека на различные компоненты окружающей среды. Промышленные центры Красноярска (Лесосибирск, Ачинск, Минусинск, Норильск, Красноярск)...

Формирование экологической культуры школьников в процессе...

Необходимость экологического образования и воспитания обусловлена глобальными

экологическое воспитание, экологическая культура, окружающая среда, ребенок, природа, экологическое просвещение, здоровый образ жизни, основная задача, природная среда...

Интегрированный подход к экологическому воспитанию...

Интегрированный подход к экологическому воспитанию и образованию младших школьников.

Может ли природа быть учителем? (знакомит с разнообразием растительного и животного мира, с красотой, учит наблюдательности; заботится о детях; раскрывает секреты...

Задать вопрос