Мотив смерти в рассказах Рэя Брэдбери | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (294) январь 2020 г.

Дата публикации: 27.01.2020

Статья просмотрена: 472 раза

Библиографическое описание:

Кошелева, А. В. Мотив смерти в рассказах Рэя Брэдбери / А. В. Кошелева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 459-461. — URL: https://moluch.ru/archive/294/66719/ (дата обращения: 24.04.2024).



Статья посвящена исследованию понятия «мотив» в современной филологической науке, а также анализу мотива смерти в рассказах Р. Брэдбери.

Ключевые слова: мотив, мотив смерти, рассказы Р. Брэдбери.

Исследование мотива смерти в рассказах Р. Брэдбери необходимо начать с изучения понятия «мотив» в современном литературоведении.

Мотив стал термином для ряда научных дисциплин (психология, языковедение и др.), в частности литературоведения, где имеет достаточно широкий диапазон смыслов: существует целый ряд теорий мотива, между собой далеко не всегда согласующихся [4]. Мотив имеет тесную связь с повторами и их вариациями, но при этом не является тождественным им. Согласно словарю литературоведческих терминов Л. И. Тимофеева, мотив — термин, обозначающий минимальный значимый компонент повествования, простейшую составную часть сюжета художественного произведения [5]. По мнению А. Н. Веселовского, мотив — «простейшая повествовательная единица», элементарная и далее неразложимая «клетка» сюжета, которая является семантически целостной [2].

Мотиву смерти всегда уделялось большое внимание в литературе. Литературный опыт описания смерти называется литературной танатологией, а литературоведческие труды о нем составляют корпус литературоведческой танатологии. Литературоведческая танатология развивалась параллельно с литературоведением в целом. Интерес к данной теме можно обнаружить уже в «Поэтике» Аристотеля, когда тот рассматривает трагедию, перипетии, катарсис, ориентируясь в первую очередь на пьесу Софокла «Эдип-царь». В дальнейшем на танатологическую проблематику обращала внимание классицистическая, романтическая и реалистическая критика [3].

Яркое развитие мотива смерти наблюдается Р. Брэдбери в рассказе «Коса». Именно в этом рассказе жизнь и смерть связаны настолько тесно, что разделить эти образы становится практически невозможно. Здесь Брэдбери пользуется довольно интересным приемом: в образе смерти выступает живой человек. Фермер Дрю и его семья отчаянно ищут пристанище. Они получают его в пустом доме, где находят лишь умершего старика и завещание, по которому все имущество достается тому, кто его обнаружит. Уже в самом начале рассказа, при первом попадании в дом присутствует некоторое предостережение, намек на последующие события: «Он понял это еще на пороге — понял, что в доме смерть. То была тишина смерти» [1]. В доме смерть — это истинная правда. И не только потому, что умер старик. Смерть присутствовала в доме всегда, ведь старик и был самой смертью. Он исполнял ее обязанности. Он лишал людей жизни. Намного позже узнает Дрю, что вместе с домом к нему во владение перешла и это обязанность — отбирать жизни. Частым атрибутом смерти в ее персонифицированном обличии является коса. Присутствует она и в этом рассказе. Первоначально кажется, что все, что должен делать Дрю — это косить поле. Но это лишь метафора. На самом деле коса — уже не орудие труда фермера, это орудие смерти, орудие убийства. Колосья символизируют человеческую жизнь, и эта метафора очень верная. Они хрупкие, их легко можно срезать, так же легко «срезаются» человеческие жизни. Важной деталью является надпись на косе, которая гласит: «Мой хозяин — хозяин мира». Но только становится ли обладатель косы действительно хозяином мира? Поначалу кажется, что владеющий косой и есть сама смерть, но далее по сюжету рассказа становится понятно, что это не так. Смерть — великая сила, которая решает, кому жить, а кому нет. Обладатель косы, коим и становится Дрю — это скорее марионетка смерти. Он должен слепо подчиняться ей, день за днем приступая к выполнению своих ужасных обязанностей. Но у него нет силы, принадлежащей смерти. Он может убивать, но не может сохранять жизни. Так Дрю вынужден скосить колосья, в которых заложены жизни его родных. Коса в этом рассказе — это совсем не дар. Это проклятье, которое обрекает на мучительную жизнь. И это проклятье, проклятье смерти обязательно должно быть передано кому-нибудь другому. Следующему человеку, который будет служить ей. Человеку, который будет «скашивать» человеческие жизни, теряя при этом близких. Но таким образом приводя в движение необходимый цикл жизни и смерти.

Совершенно иначе мотив смерти проявляется в рассказе «Жила-была старушка». Стоит отметить, что сам рассказ ярко выделяется в сборнике на фоне других, более мрачных и пессимистичных. Основным в нем становится даже не мотив смерти, а скорее борьбы с ней. Главная героиня Тильди умирает, но продолжает существовать в облике призрака. Позже Тильде удается вернуться к жизни. Конечно, рассказ не лишен фантастической составляющей, что характерно для творчества Брэдбери и для данного рассказа в целом, но автор вынужден прибегнуть именно к такому финалу для того, чтобы донести до читателя свою мысль. «Жила-была старушка» — яркое проявление таланта Брэдбери. В первую очередь за счет его контрастности по отношению к другим рассказам. Например, упомянутый ранее рассказ «Коса» содержит в себе все тот же мотив смерти и все его составляющие: частое упоминание самого слова «смерть», смерть людей в прошлом, атмосфера надвигающейся смерти. Но при этом в «Косе» мотив смерти создает атмосферу отчаяния, разочарования, безысходности. Все это полностью отсутствует в рассказе о старушке. Нет даже намека на мрачность. Оптимистичный и жизнеутверждающий тон истории задает мировоззрение главной героини или, как она сама выражается ее «философия». «Смерть глупа! Она и в самом деле глупа». — восклицает Тильди. «Отбиваться! Дать ей под дых! Бороться! Не верить в смерть!» [1]. Именно этим и занимается старушка на протяжении рассказа. Она отказывается от пассивного принятия смерти, отказывается верить в нее и подчиняться ей. Надежда на лучшее, сила и упорство помогают Тильди выйти из схватки со смертью победительницей. Конечно, реальный мир куда более жесток, и повторить победу старушки не представляется возможным. Но Брэдбери намеренно обращается к фантастике и даже некой гиперболизации — ведь победа Тильди над болезнью выглядела бы намного реалистичнее, но при этом не выражала бы другой стороны проявления мотива смерти. В элементах, обычно сопровождающий этот мотив, отсутствуют мрачность и потусторонность. Они просто теряются за комической составляющей произведения. Важен также не исход битвы со смертью, а появляющийся в качестве сопутствующего ей мотив борьбы.

Итак, проанализировав рассказы Р. Брэдбери, мы можем утверждать, что для произведений данного автора мотив смерти является характерным. Также не менее важной становится вариативность, с которой данный мотив выступает в текстах писателя. Эта особенность с одной стороны доказывает сложность и многогранность такого явления как мотив, а с другой — подтверждает необходимость его дальнейшего комплексного анализа.

Литература:

1 Брэдбери, Р. Октябрьская страна. — М.: Эксмо, 2010. — 416 с.

2 Веселовский, А. Н. Историческая поэтика. — М.: Высшая школа, 1989. — 405 с.

3 Красильников, Р. Л. Образ смерти в литературном произведении: модели и уровни анализа. — Вологда: ГУК ИАЦК, 2007. — 140 с.

4 Силантьев, И. В. Теория мотива в отечественном литературоведении и фольклористике: очерк историографии. — Новосибирск: ИДМИ, 1999. — 103 с.

5 Тимофеев, Л. И., Тураев, С. В. Словарь литературоведческих терминов. — М.: Просвещение, 1974. — 509 с.

Основные термины (генерируются автоматически): мотив смерти, рассказ, мотив, смерть, главная героиня, дом, жизнь, литературоведческая танатология, обладатель косы, самое дело.


Ключевые слова

мотив, мотив смерти, рассказы Р. Брэдбери

Похожие статьи

Мотив смерти в стихотворении Н. С. Гумилева «Заблудившийся...»

Мотив смерти — один из наиболее известных мотивов в литературе.

Впрочем, в этом отрывке смерть понимается не как прекращение жизни, а как выход на

Подводя итоги, можно сказать, что мотив смерти в стихотворении Николая Гумилева «Заблудившийся трамвай»...

Мотивы скитания и возвращения в произведениях русской...

Мотивы возращения прослеживаются как в произведениях русской литературы, так и в жизни выдающихся

К теме скитания души я могу отнести Печорина, главного героя произведения М. Ю

Стоит отметить, что мотив возвращения на русскую землю получил свое завершение в...

Мотив отверженной любви в творчестве А.П.Чехова

В «Доме с мезонином» мотив отвергнутой любви синтезируется с мотивом ухода, и это

В небольшом рассказе Чехова «О любви» так же раскрывается мотив отвергнутой любви. На примере жизни помещика Алехина мы видим крайности печального уродства жизни и человека.

Танатологические мотивы в поэзии А. Белого | Статья в сборнике...

Прежде всего, мотив смерти определяет особенности создания окружающего мира, который в поэзии Белого чрезвычайно многолик. Можно представить своеобразную градацию: от волшебной земли до страшного мира, арлекинады, всеохватного сумасшествия до тленного...

Мотив дома в повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие...»

Мотив дома появляется уже при первом знакомстве с главными героинями. Сами героини словно отражают тепло родного дома. Ведь ещё издревле женщина считалась

Своё представление о доме Васков воплощает в жизнь уже после войны, после гибели девушек: он...

Экзистенциальная проблематика повести А.Камю «Посторонний»

И этот самый мотив игры появляется в сцене в зале суда, когда у Мерсо появляется

Смерть трактуется в экзистенциализме не как прекращение жизни, а как зловещая тень

В повести есть два лейтмотива, которые характеризуют героя и жизнь — это мотив равнодушия и мотив жары.

Тема жизни и смерти в рассказе «Священник Кронид»...

Подытоживая свои размышления над жизнью главного героя, в рассказе на первый план

С этого момента героиня все чаще и чаще задумывается о неизбежности смерти и будущей

Смерть — это не небытие, не конец, а возможность проникнуть в тайны Вечной Жизни за...

Гротескные герои драматургической трилогии...

Фильм действительно начинается с торжества смерти: смерть тура на охоте, смерть Олега

разновидности относится и мотив безумия героя — один из сложнейших и определяющих

С другой стороны, самый образ моей жизни, на девять десятых состоявшей из труда, благих дел...

Координаты счастья героев А. Камю (по повести «Посторонний»)

После смерти жены старик Саламано завел собаку и избивал ее каждый день, но в минуту ее пропажи часть души человеческой вновь опустела: «Жизнь его переменилась

Смерть матери и открыла для Мерсо новую истину: равнодушие мира не имеет права лишать человека счастья.

«Дикарь» или «русский Эрос»? (главный герой в повести...)

В образе главного героя своей повести Маканин пытается осмыслить гипертрофированный тип «первооткрывателя», ставший характерным в век технического прогресса и развития потребностей общества в новых научных достижениях и разработках.

Похожие статьи

Мотив смерти в стихотворении Н. С. Гумилева «Заблудившийся...»

Мотив смерти — один из наиболее известных мотивов в литературе.

Впрочем, в этом отрывке смерть понимается не как прекращение жизни, а как выход на

Подводя итоги, можно сказать, что мотив смерти в стихотворении Николая Гумилева «Заблудившийся трамвай»...

Мотивы скитания и возвращения в произведениях русской...

Мотивы возращения прослеживаются как в произведениях русской литературы, так и в жизни выдающихся

К теме скитания души я могу отнести Печорина, главного героя произведения М. Ю

Стоит отметить, что мотив возвращения на русскую землю получил свое завершение в...

Мотив отверженной любви в творчестве А.П.Чехова

В «Доме с мезонином» мотив отвергнутой любви синтезируется с мотивом ухода, и это

В небольшом рассказе Чехова «О любви» так же раскрывается мотив отвергнутой любви. На примере жизни помещика Алехина мы видим крайности печального уродства жизни и человека.

Танатологические мотивы в поэзии А. Белого | Статья в сборнике...

Прежде всего, мотив смерти определяет особенности создания окружающего мира, который в поэзии Белого чрезвычайно многолик. Можно представить своеобразную градацию: от волшебной земли до страшного мира, арлекинады, всеохватного сумасшествия до тленного...

Мотив дома в повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие...»

Мотив дома появляется уже при первом знакомстве с главными героинями. Сами героини словно отражают тепло родного дома. Ведь ещё издревле женщина считалась

Своё представление о доме Васков воплощает в жизнь уже после войны, после гибели девушек: он...

Экзистенциальная проблематика повести А.Камю «Посторонний»

И этот самый мотив игры появляется в сцене в зале суда, когда у Мерсо появляется

Смерть трактуется в экзистенциализме не как прекращение жизни, а как зловещая тень

В повести есть два лейтмотива, которые характеризуют героя и жизнь — это мотив равнодушия и мотив жары.

Тема жизни и смерти в рассказе «Священник Кронид»...

Подытоживая свои размышления над жизнью главного героя, в рассказе на первый план

С этого момента героиня все чаще и чаще задумывается о неизбежности смерти и будущей

Смерть — это не небытие, не конец, а возможность проникнуть в тайны Вечной Жизни за...

Гротескные герои драматургической трилогии...

Фильм действительно начинается с торжества смерти: смерть тура на охоте, смерть Олега

разновидности относится и мотив безумия героя — один из сложнейших и определяющих

С другой стороны, самый образ моей жизни, на девять десятых состоявшей из труда, благих дел...

Координаты счастья героев А. Камю (по повести «Посторонний»)

После смерти жены старик Саламано завел собаку и избивал ее каждый день, но в минуту ее пропажи часть души человеческой вновь опустела: «Жизнь его переменилась

Смерть матери и открыла для Мерсо новую истину: равнодушие мира не имеет права лишать человека счастья.

«Дикарь» или «русский Эрос»? (главный герой в повести...)

В образе главного героя своей повести Маканин пытается осмыслить гипертрофированный тип «первооткрывателя», ставший характерным в век технического прогресса и развития потребностей общества в новых научных достижениях и разработках.

Задать вопрос