К вопросу о курсах дополнительной подготовки учащихся при церковно-приходских школах (по материалам Тульской и Калужской губерний) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 февраля, печатный экземпляр отправим 4 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Регионоведение

Опубликовано в Молодой учёный №4 (294) январь 2020 г.

Дата публикации: 23.01.2020

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Штепа А. В., Воловский А. С. К вопросу о курсах дополнительной подготовки учащихся при церковно-приходских школах (по материалам Тульской и Калужской губерний) // Молодой ученый. — 2020. — №4. — С. 79-81. — URL https://moluch.ru/archive/294/66700/ (дата обращения: 18.02.2020).



В статье авторы рассматривают курсы дополнительной (сельскохозяйственной, ремесленной и пр.) подготовки учащихся церковно-приходских школ Тульской и Калужской губерний: их количество, учебную деятельность и уровень материально-технического состояния.

Ключевые слова: церковно-приходские школы, обучение, навыки, учащиеся, Русская православная церковь, православный приход, Тульская губерния, Калужская губерния.

Очень важным критерием материально-технической подготовленности церковно-приходских школ Российской империи в конце XIX века была организация при них курсов дополнительной подготовки учащихся. Подобные курсы существовали далеко не при каждой школе, но, несомненно, при должном подходе к делу они могли стать хорошим подспорьем для школьников в жизни, а в перспективе — стать для них источником дополнительного дохода или даже средством к существованию. Такие курсы могли иметь различную направленность — сельскохозяйственную или ремесленную, но обычно весьма положительно влияли на личность обучающихся подростков, развивали их трудовые навыки и привлекали в церковно-приходские школы большое количество детей.

Например, очень примечателен опыт ведения учебных занятий по садоводству и огородничеству, которые проводились в некоторых школах Тульской губернии и финансировались из средств епархиального училищного совета.

В организации школьного садоводства деятельное участие принимал старший инструктор садоводства и огородничества по Тульской губернии Дмитрий Богородский. Под его руководством были устроены сады при четырёх второклассных школах (Потёмкинской, Тульской, Черневской и Дедиловской) и трёх одноклассных. В отчёте о состоянии церковных школ Тульской епархии за 1901 год об этом говорится следующее: «При Потёмкинской школе (Крапивенского уезда — авт.) весь земельный участок, на пространстве около двух десятин, занят насаждениями, и школьный питомник через два или три года может явиться местом сбыта правильно выращенных привитых яблок, прекрасных сортов ягодных кустов и клубники на все школы епархии» [6, с. 24]. Таким образом, школьники не только приобретали полезные практические навыки по садоводству, но и, в перспективе, помогали снабжению церковных школ губернии свежими фруктами и ягодами. По мнению Дмитрия Богородского, «учащиеся, оканчивающие курс в Потёмкинской второклассной школе, могут смело взяться за распространение садоводства путём порученных им школ» [6, с. 24].

При другой второклассной школе (села Богословского Чернского уезда) был разведён сад на 10 десятинах. По решению Синодального училищного совета, было «установлено» ассигновать ежегодно на вознаграждение учителей по садоводству 300 рублей.

В Калужской губернии сельскохозяйственные занятия «прививались с трудом». В отчёте конца XIX века прямо отмечается, что «слабые попытки к тому отмечаются в двух-трёх от общего числа школ» [5, с. 85]. Отмечается, что при Каровской второклассной школе, Калужского уезда участок земли (2 десятины) был засеян овсом, гречею и клевером, а на части участка при Тихоновской второклассной школе того же уезда был посажен картофель и посеяны огурцы. Заслуживает внимания, что обработка земли проводилась наёмными работниками, а не школьниками, которые участвовали лично только в посадках картофеля.

В качестве причин плохого положения дел с сельскохозяйственными курсами автором отчёта указывается общий недостаток финансирования, а также нехватка педагогов или членов причта, которые могли бы руководить данными занятиями [см. 5, с. 85].

Кроме того, в отчёте с сожалением отмечается, что во многих школах подобные курсы вводились на 2–3 года, но долго не просуществовали по отмеченным выше причинам. К примеру, при Сеньковской школе, Мещовского уезда в 1897 г. была подготовлена десятина земли под огород и сад; но умер учитель-инициатор предприятия, и его дело было заброшено. При Ильинской школе, Тарусского уезда был разбит яблоневый сад, который в итоге был уничтожен насекомыми-вредителями [см. 5, c. 86].

Таким образом, в Тульской губернии вопрос с сельскохозяйственными курсами был поставлен несколько эффективнее, нежели в Калужской. Кроме того, вполне вероятно, что в тульских школах проводились и курсы по пчеловодству среди учащихся. В Государственном архиве Тульской области сохранился небольшой учебник по пчеловодству для учащихся церковных школ, изданный в Одессе в 1915 году. Его редактор А. Сыромятников даже написал письмо тульскому архиепископу Парфению, обращая в нём внимание архиерея на своё издание. Во вступительной статье издателя говорится, что «обучение детей церковно-приходской школы восковому пчеловодному хозяйству и проведение пчеловодных знаний в широкие массы земледельческого населения России позволит обеспечить Святую Русскую Православную Церковь воском для церковных свечей» [1, л. 17]. В данном учебном пособии предложена и объяснительная записка к программе учебного курса, дан общий план занятий и примеры нескольких уроков по пчеловодству. Выпускаться данное учебное пособие должно было в форме периодического издания [см. 1, л. 17].

Проблема заключалась ещё и в том, что далеко не все церковно-приходские школы могли позволить себе иметь земельные участки для учебных занятий по садоводству, огородничеству или пчеловодству. Также такие занятия требовали дополнительных расходов на приобретение необходимого (порой дорогостоящего) инвентаря и найма опытных руководителей. Поэтому подобные учебные занятия проводились только в наиболее обеспеченных школах, т. е. тех, которые, как правило, спонсировались на средства состоятельных благотворителей.

Ещё одним важным направлением практического обучения в церковно-приходских школах стало введение обучения разного рода ремёслам — столярному, кузнечному, переплётному и др. Одним из инициаторов трудового обучения при ЦПШ был непосредственно обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев. Ещё в 1880-е гг. он предложил давать учащимся начальных школ практические знания, особенно по сельскому хозяйству, с тем, «чтобы дети простого люда не отрывались от своей среды, а с раннего возраста готовились к ручному сельскохозяйственному труду» [4, с. 37]. Эта инициатива получила поддержку в политических, общественных и народных кругах и успешно применялась на практике. К 1893 году ремесленной подготовкой занималось до 35,5 % начальных школ Российской империи [см. 3, с. 3].

Выполненные детьми работы предназначались, прежде всего, для удовлетворения нужд собственных семей или для продажи. Такие ремесленные занятия проходили несколько раз в неделю, обычно в послеобеденное или вечернее время. По словам современного историка Елены Александровны Калининой, «обучая ремеслу учащихся народных школ, правительство надеялось, что в дальнейшем эти выпускники будут заниматься у себя в деревне плотничеством, некоторые смогут открыть свои частные мастерские и, живя в селе, станут исполнять заказы местного крестьянства на столярные, сапожные, токарные работы, а кроме того, удовлетворять собственные нужды» [2, с. 212].

Следует заметить, что обучение ремёслам было достаточно распространено в Тульской губернии. Так, из официальных отчётов можно сделать вывод, что ученики церковных школ губернии активно занимались столярным, слесарным, сапожным, переплётным делом. Последнее ремесло особенно преобладало при школах губернии [см. 6, с. 22].

В селе Коверине Каширского уезда даже было создано особое ремесленное отделение, для чего при школе была устроена столярно-слесарная мастерская, рассчитанная не менее чем на 30 человек. Средства на оборудование данной мастерской в количестве 500 руб. в год отпускались училищным советом при Святейшем Синоде [см. 6, с. 22].

Во многих церковно-приходских школах, особенно во второклассных, девочки-ученицы занимались рукоделием (к 1901 году подобные занятия велись при 137 церковных школах). Программа обучения рукоделию была построена таким образом, чтобы к концу курса ученицы умели кроить и шить простое бельё, вязать чулки, шарфы, вязать крючком скатерти, плести кружева, вышивать по канве, гладью и т. д. Однако вышеперечисленные навыки ручного труда преподавались далеко не во всех школах, особенно в этом отношении отставали школы в сельской глубинке. Преподавание рукоделия было хорошим стимулом для привлечения в школу девочек, которые охотнее посещали именно такие школы [см. 2, с. 212].

Крайне примечателен факт существования при Петропавловской церковно-приходской школе г. Тулы дополнительных вечерних классов иконописи, открытых в конце 1900 г. на средства Тульского епархиального братства св. Иоанна Предтечи в рамках реализации одной из его приоритетных задач — поддержки иконописного дела в губернии. Курс обучения в них начинался с азов рисования и заканчивался написанием священных изображений «с лучших образцов». Курсы продолжались три года и были открыты «для лиц обоего пола и всех возрастов» [6, с. 22]. Занятия проходили ежедневно с четырёх до семи часов вечера, кроме выходных и праздничных дней. Руководство данными курсами было поручено художнику-иконописцу М. Галкину.

В Калужской губернии вопрос с ремесленными курсами решался ещё сложнее, чем с сельскохозяйственными, с которыми были хотя бы некоторые успехи. В отчёте по ЦПШ объективно указывается, что «если редки и слабы начинания школ по сельскому хозяйству, то совсем незначительны они по ремёслам» [5, с. 86]. Далее говорится, что столярное ремесло преподаётся школьникам только в Каровской второклассной школе, а переплётному ремеслу учат в трёх школах губернии, что, очевидно, ничтожно мало. Несколько лучше дела обстояли с занятиями по рукоделию — подобные к концу XIX века велись в 44-х школах Калужской губернии. Преобладающие видами рукоделия были: «шитьё от руки, вышивание по канве крестом, гладью и тамбуром, чулочное и кружевное вязание» [5, с. 88]. Занятия рукоделием проходили в будние дни после уроков, а в праздничные дни после обеда. Данные занятия были привлекательны не только для девочек-подростков, но иногда и для взрослых девушек и даже замужних женщин. К сожалению, дополнительное финансирование из средств епархиального училищного совета на эти курсы почти не выделялось, поэтому ткани, нитки и прочие материалы обучающиеся покупали как правило самостоятельно, реже — на средства приходского попечительства.

Даже отзывы местного населения о вышеуказанных курсах в рассматриваемых губерниях сильно разнятся: если в Тульской губернии они в большинстве своём положительны, то в Калужской губернии они носят противоречивый характер. Во втором случае отношение людей отмечено одним ёмким словом — «присматриваются» [5, с. 90], т. е. крестьян и их детей в целом привлекала возможность получения некоторых новых полезных навыков, но из-за слабой постановки вопроса и явного недостатка государственного финансирования для многих детей возможности обучаться на таких курсах фактически не было.

Таким образом, церковно-приходские школы в конце XIX — начале XX века являлись для низших сословий населения не только центром получения первоначальных знаний и повышения грамотности, но и местом приобщения к сельскохозяйственным и ремесленным знаниям. К сожалению, отсутствие или недостаток денежных средств на организацию и проведение подобных занятий, а также малочисленность квалифицированных педагогов существенно затрудняли проведение данного положительного начинания в жизнь. В рассматриваемый нами период существования церковных школ основными направлениями практического обучения при них были садоводство, огородничество, пчеловодство, а также обучение разного рода ремёслам и рукоделие (для девочек и девушек). Одной из причин, повлиявших на неудачу подобных трудовых занятий при церковных школах, стало и некоторое равнодушие к ним со стороны крестьянства: видя, что действительно серьёзных, глубоких знаний на данных уроках приобрести нельзя, учащиеся быстро охладевали к ним и переставали относиться к получаемым знаниям с должным вниманием. В итоге, примерно с середины 1890-х гг. церковно-приходская школа вновь становится исключительно общеобразовательным учреждением и не несёт на себе более задач начального профессионального образования [2, с. 219].

Литература:

  1. ГАУ ТО. Ф. 31. Оп. 2, Д. 97.
  2. Калинина Е. А. Народные школы Олонецкого края в XIX — начале XX века. — СПб., 2009.
  3. Куломзин А. Н. Доступность народной школы в России. — СПб., 1904.
  4. Ососков А. В. Вопросы истории начального образования в России: в 2 ч. Ч. I. — М., 1975.
  5. Отчёт о состоянии церковных школ Калужской епархии за 1898–1899 учебный год. — Калуга, 1901.
  6. Отчёт о состоянии церковных школ Тульской епархии за 1901 год. — Тула, 1902.
Основные термины (генерируются автоматически): школа, Калужская губерния, Тульская губерния, курс, занятие, второклассная школа, средство, Российская империя, епархиальный училищный совет, Святейший Синод.


Похожие статьи

Повышение квалификации учителей церковно-приходских школ...

На курсы явились, по назначению уездных отделений училищного Совета, 15 учителей церковно-приходских школ, 1 учитель

Во время курсов учителя и учительницы посещали практические уроки во временной начальной школе и сами по очереди давали уроки, слушали...

Второклассные церковные школы в селах Алтая конца XIX...

Ключевые слова: второклассная школа, церковная школа, Алтай, конец XIX — начало XX века. В последнее десятилетие XIX века в Российской империи стала

Однако, по факту во многих школах за неимением средств у сельских обществ и в епархиальных училищных советах...

Калужский церковно-общественный вестник как источник...

Первая школа — одноклассная церковно-приходская школа в деревни Добрунь Брянского района Брянской области была открыта в.

В той же губернии сбор средств на нужды пострадавших от войны принимал порой весьма специфические формы.

Средняя школа в начале XX века и ее проблемы | Молодой ученый

В работе рассматриваются основные проблемы средней школы в начале двадцатого века, делается попытка системного анализа ее функционирования. В статье сделан акцент на проект реформы средней школы министра народного просвещения России, графа П. Н. Игнатьева.

Социальное значение повышения образованности крестьян...

Наибольшего распространения второклассные школы получили именно в сельской местности Сибири. Однако, по факту во многих школах за неимением средств у сельских обществ и в епархиальных училищных советах строительство общежитий затягивалось на многие годы.

Добрунская школа. Как все начиналось | Статья в журнале...

Первая школа — одноклассная церковно-приходская школа в деревни Добрунь Брянского района Брянской области была открыта в 1895 году.

2. Список церковных школ Орловской епархии, находящихся в ведении Орловского епархиального училищного совета к половине...

Российское образование в XVIII веке | Статья в журнале...

Особое место в истории образования в России занимает именно XVIII век потому, что именно в этом столетии разработаны основы светского обучения и воспитания, создается светская школа, также предпринята попытка создать государственную систему образования.

Роль православных братств в борьбе за сохранение православных...

«Российская империя, — как пишет священник Андрей Миронов, — до самого своего распада оставалась конфессионально пристрастным государством — официальным вероисповеданием являлось Православие, а главенствующей конфессией — Российская Православная Церковь.

Деятельность Курского земства по развитию образования...

В 1896 г. число народных школ в Курской губернии составило примерно 1/5 (19 %) всех школ, существовавших в Российской империи до 1853г [1, с. 19].

С 1903 г. в Судже работала школа ткачества с общеобразовательными предметами. Курс обучения продолжался 2 года.

Похожие статьи

Повышение квалификации учителей церковно-приходских школ...

На курсы явились, по назначению уездных отделений училищного Совета, 15 учителей церковно-приходских школ, 1 учитель

Во время курсов учителя и учительницы посещали практические уроки во временной начальной школе и сами по очереди давали уроки, слушали...

Второклассные церковные школы в селах Алтая конца XIX...

Ключевые слова: второклассная школа, церковная школа, Алтай, конец XIX — начало XX века. В последнее десятилетие XIX века в Российской империи стала

Однако, по факту во многих школах за неимением средств у сельских обществ и в епархиальных училищных советах...

Калужский церковно-общественный вестник как источник...

Первая школа — одноклассная церковно-приходская школа в деревни Добрунь Брянского района Брянской области была открыта в.

В той же губернии сбор средств на нужды пострадавших от войны принимал порой весьма специфические формы.

Средняя школа в начале XX века и ее проблемы | Молодой ученый

В работе рассматриваются основные проблемы средней школы в начале двадцатого века, делается попытка системного анализа ее функционирования. В статье сделан акцент на проект реформы средней школы министра народного просвещения России, графа П. Н. Игнатьева.

Социальное значение повышения образованности крестьян...

Наибольшего распространения второклассные школы получили именно в сельской местности Сибири. Однако, по факту во многих школах за неимением средств у сельских обществ и в епархиальных училищных советах строительство общежитий затягивалось на многие годы.

Добрунская школа. Как все начиналось | Статья в журнале...

Первая школа — одноклассная церковно-приходская школа в деревни Добрунь Брянского района Брянской области была открыта в 1895 году.

2. Список церковных школ Орловской епархии, находящихся в ведении Орловского епархиального училищного совета к половине...

Российское образование в XVIII веке | Статья в журнале...

Особое место в истории образования в России занимает именно XVIII век потому, что именно в этом столетии разработаны основы светского обучения и воспитания, создается светская школа, также предпринята попытка создать государственную систему образования.

Роль православных братств в борьбе за сохранение православных...

«Российская империя, — как пишет священник Андрей Миронов, — до самого своего распада оставалась конфессионально пристрастным государством — официальным вероисповеданием являлось Православие, а главенствующей конфессией — Российская Православная Церковь.

Деятельность Курского земства по развитию образования...

В 1896 г. число народных школ в Курской губернии составило примерно 1/5 (19 %) всех школ, существовавших в Российской империи до 1853г [1, с. 19].

С 1903 г. в Судже работала школа ткачества с общеобразовательными предметами. Курс обучения продолжался 2 года.

Задать вопрос