Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 февраля, печатный экземпляр отправим 4 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (294) январь 2020 г.

Дата публикации: 23.01.2020

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Анциферова Е. Г. Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка // Молодой ученый. — 2020. — №4. — С. 267-268. — URL https://moluch.ru/archive/294/66647/ (дата обращения: 18.02.2020).



В статье автор анализирует и обобщает опыт, полученный в ходе педагогической практики.

Ключевые слова: русский язык, развитие речи, развитие речи учащихся, устная речь, урок, педагогическая практика.

Развитие речи является одной из важнейших задач обучения русскому языку в школе. В последнее время придаётся особое значение коммуникативному воспитанию школьников, потому что это является залогом развития навыков социальной активности личности.

Значение речи как средства развития, воспитания, образования, как средства передачи жизненного и культурного опыта, установления межличностного и группового контакта всегда осознавалось обществом, поэтому вопросам её развития всегда уделялось большое внимание. Поэтому целью исследования, проводимого в ходе педагогической практики, стало изучение образовательных методов и приемов, направленных на развитие речи учащихся.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

 выявить формы работы на уроке, с помощью которых реализуется развитие коммуникативных способностей учеников;

 рассмотреть методические приемы при работе по развитию речи в процессе изучения морфологии в основном звене школы;

 практически реализовать в ходе уроков русского языка в 7 классе различные формы работы, направленные на развитие речи учащихся в рамках темы «Деепричастие»;

 сделать выводы на основе полученных результатов.

Речевая деятельность, развиваемая, в первую очередь, на уроках русского языка, имеет несколько видов: говорение (процесс формулирования мысли в момент произнесения высказывания); слушание (восприятие устной речи); письмо(процесс написания); чтение (восприятие письменного текста, его понимание, иногда сопровождаемое произнесением вслух).

Развитие речи на уроках происходит непосредственно в ходе специальных уроков, отводимых образовательной программой, и на каждом уроке русского языка при выполнении упражнений разных типов.

Результативность уроков напрямую зависит от того, насколько целесообразно и рационально они организованы: как продумана система упражнений и их проверка, сменяемость устных и письменных заданий, реализация чтения и слушания в ходе занятия, как происходит преодоление возникающих у учеников трудностей, связанных с переходом от мысли к речи и наоборот.

В ходе наблюдаемых и проведенных уроков развитие речи проводилось следующими путями:

 используемый метод опросов позволяет не только развивать речь, но и активизировать внимание учащихся на уроке;

 письменные упражнения сменялись устными, при этом в работу были вовлекаемы, по возможности, все ученики;

 в ходе выполнения упражнений у доски ученики каждый этап своей деятельности проговаривали, отвечали на вопросы учителя, что способствовало развитию не только коммуникативных навыков, а также мышления, логики, памяти;

 проверка заданий, выполненных на доске, происходила в устной форме, от учеников, сидящих на местах, требовалось путем полного ответа проанализировать возникшие затруднения товарища;

 большое внимание уделялось упражнениям, направленным на исправление грамматических ошибок;

 в ходе уроков реализовывались упражнения, направленные на анализирование текста, в которых, наряду с чтением, путем системы вопросов развивались навыки говорения;

 на уроках использовались словари разных видов, что непосредственно влияет на качество речи школьников, а также способствует расширению их словарного запаса;

 чтение и слушание на уроке реализовывалось путем изучения теории и в ходе инструктажа к упражнениям.

Работа по развитию речи проводится на всех уроках изучения школьного курса русского языка и на специальных уроках развития речи. На эту работу отводится до 20 % учебного времени. Программа 7 класса, реализуемая на базе практики, отводит для уроков развития речи 17,65 % (24 часа из 136). В основном, это уроки написания изложений и сочинений разных видов.

В ходе практики было проведено два урока развития речи в рамках темы «Деепричастие» — сжатое изложение и сочинение по картине, оба из которых оказались успешными.

Работа по написанию изложений рассматривается как подготовительный этап в обучении самостоятельно излагать свои мысли, строить устное или письменное высказывание. Этот вид деятельности имеет большое значение для формирования связной речи.

В ходе урока сжатого изложения реализованы следующе виды речевой деятельности учащихся:

 слушание текста, читаемого учителем;

 анализ текста путем системы вопросов, предлагаемых учителем, в ходе которого развивались не только навыки говорения и слушания, но и внимание к деталям, память, воображение;

 говорение было реализовано на этапе предотвращения ошибок, то есть при работе со словами, в которых могли возникнуть трудности (вставить пропущенные буквы, объяснив орфограмму);

 чтение текста с целью его запоминания;

 письмо реализовано непосредственно в ходе написания изложения.

На втором уроке, посвященном сочинению по картине, развитие речи происходило в ходе реализации следующих видов работы:

 описание картины с помощью системы вопросов было направлено на развитие устной речи, умения слушать, что сопровождалось развитием внимания, мышления, воображения;

 чтение опорных слов;

 написание сочинения, направленное непосредственно на развитие навыков письменной речи.

В ходе обсуждения картины у учеников возникали разные точки зрения, что приводило к дискуссии, в ходе которой развивалась устная речь наряду с умением аргументированно отстаивать свое мнение.

Таким образом, работа по развитию речи на уроках русского языка формируется из целенаправленно проводимой учителем системы специальных уроков, а также из реализуемых в ходе занятий различных видов обучающей деятельности, направленной на овладение школьниками языковых норм, включающими нормы произношения, написания, употребления, построения предложений. Кроме того, важным аспектом является умение выражать свои мысли, пользуясь различными языковыми средствам, в соответствии с ситуациями речевого взаимодействия, то есть учитывая обстановку и цель общения, а также личность собеседника.

Работа по развитию речи учащихся вносит существенный вклад в формирование общей культуры школьников. А то, что обучение родному языку имеет надпредметное значение, в очередной раз доказывает, что проведение систематической, целенаправленной и методически продуманной работы в данном направлении — залог успешного умственного и духовного развития подрастающего поколения.

Основные термины (генерируются автоматически): развитие речи, русский язык, устная речь, развитие речи учащихся, урок, педагогическая практика, навык говорения, урок развития речи, ходя уроков, сжатое изложение.


Похожие статьи

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

Библиографическое описание: Карпова А. А. Развитие речи учащихся на уроках в

Политова Н. И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка: Пособ. для учителя.

Соловейчик М. С. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения.

Развитие речи как средство обучения младших школьников...

Развитие речи — важная задача обучения родному языку.

Развитие речи учащихся имеет свой арсенал методических средств, собственные виды упражнений: наиболее

На уроках развития речи в большей степени по сравнению с традиционными уроками русского языка...

Проблемы развития иноязычной речи учащихся на уроках...

Особое значение в развитии русской устной речи учащихся приобретает научно обоснованная система ситуативных упражнений, позволяющих воссоздать на уроках копии реальных коммуникативных ситуаций. Психологическая особенность и дидактическая ценность...

Обучение устной речи на уроках иностранного языка

Речь учителя на уроке имеет большое значение, стимулирующее учащихся к изучению иностранного языка, наглядно убеждая их в его

Развитие устной речи и познавательных способностей обеспечивается и большим количеством творческих заданий и проектов на уроках.

Развитие речи на уроках в начальной школе | Статья в журнале...

Статья о речевом развитии младших школьников, проблемах формирования культуры речи в начальных классах. А также раскрыты основы написания сочинений в начальной школе. Ключевые слова: развитие речи, младшие школьники, русский язык в начальной школе...

Изложение как условие развития связной письменной речи...

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе. – развитие связной речи (сочинения, изложения, работа по картинам), – богатство и культура речи; Ежегодно возникает. сочинение, развитие речи, работа, русский язык, ученик, ребенок, слово, начальная школа.

Развитие устной речи обучающихся на уроках литературы

Эти уроки развития речи должны быть частью общей работы по литературе

Уроки развития устной речи еще один из возможных путей реализации новой программы по развитию устной речи.

Учащиеся начальной школы на уроках русского языка и литературного чтения...

Педагогическое сопровождение обучения детей с нарушением...

Речь в школе глухих является предметом обучения. В методике развития речи выделяются педагогические условия и средства воздействия на процесс формирования речевых умений и навыков учащихся, определяется, как нужно организовать обучение, чтобы научить их...

Педагогические условия развития устной речи на уроках...

Необходимо обеспечить значительно больше практики в восприятии звучащей речи

Обучение устной речи на уроках иностранного языка. При обучении устной речи

Развитие навыков устной речи на основе видео на средней ступени обучения английскому языку.

Похожие статьи

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

Библиографическое описание: Карпова А. А. Развитие речи учащихся на уроках в

Политова Н. И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка: Пособ. для учителя.

Соловейчик М. С. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения.

Развитие речи как средство обучения младших школьников...

Развитие речи — важная задача обучения родному языку.

Развитие речи учащихся имеет свой арсенал методических средств, собственные виды упражнений: наиболее

На уроках развития речи в большей степени по сравнению с традиционными уроками русского языка...

Проблемы развития иноязычной речи учащихся на уроках...

Особое значение в развитии русской устной речи учащихся приобретает научно обоснованная система ситуативных упражнений, позволяющих воссоздать на уроках копии реальных коммуникативных ситуаций. Психологическая особенность и дидактическая ценность...

Обучение устной речи на уроках иностранного языка

Речь учителя на уроке имеет большое значение, стимулирующее учащихся к изучению иностранного языка, наглядно убеждая их в его

Развитие устной речи и познавательных способностей обеспечивается и большим количеством творческих заданий и проектов на уроках.

Развитие речи на уроках в начальной школе | Статья в журнале...

Статья о речевом развитии младших школьников, проблемах формирования культуры речи в начальных классах. А также раскрыты основы написания сочинений в начальной школе. Ключевые слова: развитие речи, младшие школьники, русский язык в начальной школе...

Изложение как условие развития связной письменной речи...

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе. – развитие связной речи (сочинения, изложения, работа по картинам), – богатство и культура речи; Ежегодно возникает. сочинение, развитие речи, работа, русский язык, ученик, ребенок, слово, начальная школа.

Развитие устной речи обучающихся на уроках литературы

Эти уроки развития речи должны быть частью общей работы по литературе

Уроки развития устной речи еще один из возможных путей реализации новой программы по развитию устной речи.

Учащиеся начальной школы на уроках русского языка и литературного чтения...

Педагогическое сопровождение обучения детей с нарушением...

Речь в школе глухих является предметом обучения. В методике развития речи выделяются педагогические условия и средства воздействия на процесс формирования речевых умений и навыков учащихся, определяется, как нужно организовать обучение, чтобы научить их...

Педагогические условия развития устной речи на уроках...

Необходимо обеспечить значительно больше практики в восприятии звучащей речи

Обучение устной речи на уроках иностранного языка. При обучении устной речи

Развитие навыков устной речи на основе видео на средней ступени обучения английскому языку.

Задать вопрос