Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (294) январь 2020 г.

Дата публикации: 21.01.2020

Статья просмотрена: 1156 раз

Библиографическое описание:

Цветкова, А. В. Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ / А. В. Цветкова, Е. А. Татаринцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 326-328. — URL: https://moluch.ru/archive/294/66611/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье раскрывается понятие лэпбук, описаны преимущества использования лэпбука как элемента игровой технологии в развитии речи детей с ОВЗ дошкольного возраста.

Ключевые слова: лэпбук, обучение, развитие, воспитание, развитие речи, дошкольники, старшие дошкольники, дети с ОВЗ.

Опираясь на ФГОС ДО, на основы коррекционной работы в детском саду и ООП определена структура, технологии и инструменты психолого-педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями.

Каждый ребенок индивидуален и имеет свои потребности и возможности в обучении, в связи с чем, необходим дифференциально-личностный подход и обязательное построение индивидуального коррекционно-образовательного маршрута.

С введение ФГОС ДО возникла потребность в поиске новых форм, технологий и методов для достижения всех задач, стоящих перед педагогом. Лэпбук — одна из инновационных форм работы с детьми. Лэпбук является элементом игровой технологии. Что же такое лэпбук? В дословном переводе с английского языка «лэпбук» (lapbook) означает «накопленная книга» (lap- колени, book-книга). Лэпбук – это тематическая папка, самодельная книжка с различными кармашками и подвижными деталями, которые ребенок может самостоятельно открывать и закрывать по своему желанию. Таким образом, играя, ребенок изучает и закрепляет информацию самостоятельно.

Лэпбук — это инновационное средство обучения, которое способствует взаимодействию всех участников образовательного процесса и отвечает всем требованиям ФГОС ДО к пространственной предметно-развивающей среде:

– Вариативность — сменяемость материала, обеспечивающего свободный выбор детей, появление нового материала;

– Трансформируемость — такая папка позволяет изменять пространство в зависимости от образовательной ситуации, от интересов и возможностей детей;

– Полифункциональность — применение лэпбука в различных видах детской деятельности. Его можно использовать как индивидуально, так и в работе со всей группой;

– Насыщенность — в одной папке возможно разместить достаточно много информации по определенной тематике;

– Доступность — он доступен и детям с особыми возможностями здоровья, и детям — инвалидам, его возможно использовать в любом помещении и даже на прогулочном участке ДОУ.

Содержание лэпбука зависит от возраста детей и от того, реализацию каких задач предполагает образовательная программа по той или иной теме. Работая над темой, желательно затронуть все образовательные oбласти: физическое развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активен в выборе содержания своего образования и oбъедить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс.

Сoздание лэпбука мoжет быть oдним из видoв сoвместнoй деятельности взрoслого и детей, а мoжет быть еще и фoрмoй представления итогового или тематического проекта.

Лэпбук — это не простая книжка с картинками. Это учебное пособие и средство развития речи детей. Следует тщательно продумать задания, которые он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. Для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.

Зачем нужен лэпбук:

– Он способен помочь по желанию ребенка организовать информацию по изучаемой теме и лучше изучить, понять и запомнить материал;

– Он поможет закрепить и систематизировать изученный материал;

– Это отличный способ для повторения пройденного;

– С помощью него ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать информацию.

В лэпбуке, который вы самостоятельно изготовите с детьми или их родителями своими руками, будут храниться материалы с разным речевым содержанием. Например: карточки с артикуляционной гимнастикой, блокнотик с загадками, лабиринты, сюжетные картинки, карточки, художественная детская литература. Всё, что поможет детям с ОВЗ, имеющим разный речевой уровень, более эффективно включиться в работу.

Используя лэпбук, мы имеем возможность составить рассказ, провести словарную работу, рассмотреть иллюстрации и побеседовать с ребёнком индивидуально. Включенность детей с ОВЗ в эту работу позволяет восполнить недостаточность общения, расширить кругозор, обогатить жизненный опыт, обеспечить своевременное и эффективное развитие речи.

На практике специалисты (воспитатели, педагоги, педагоги-логопеды, педагоги-психологи) активно применяют лэпбук в работе с детьми с ОВЗ. Лэпбук помогает организовать информацию по изучаемой теме и лучше систематизировать материал, сделать его понятным и доступным каждому ребенку. Это пособие помогает детям усвоить знания (звуковой, лексический, грамматический материал), запомнить, закрепить и повторить материал в игровой форме.

Такая яркая, необычная, красочная и занимательная папка обязательно будет привлекать внимание всех детей группы, что будет способствовать закреплению полученных знаний, развитию внимания, памяти, мелкой моторики. Содержание лэпбука может отражать тематику праздника, времени года, дидактических игр, по сказке или темам этикета, а также как вспомогательный инструмент для освоения тем развития речи, математики, окружающего мира и тд.

В рамках нашего исследования нами были созданы несколько тематических лэпбуков по развитию речи детей старшего дошкольного возраста: «Осень», «Зима», «Овощи». Данные пособия были созданы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста.

Мы можем сделать вывод о том, что данные пособия можно использовать, как и в индивидуальной работе с детьми с ОВЗ, так и в подгруппах и даже в группах. Также можно выбрать задания, учитывая возможности каждого ребенка или сделать коллективный вариант. Лэпбук развивает не только выбранную область, но и творческие способности, коммуникативные навыки. Он будет интересен детям любого дошкольного возраста.

Лэпбук — это интересный и увлекательный, доступный метод взаимодействия всех участников образовательного процесса (детей, родителей, образовательной организации).

Итак, использование лэпбука позволяет педагогам дошкольного образования реализовать современные требования ФГОС ДО, в формировании определённых качеств у дошкольника, таких как:

– уверенность в собственных силах;

– самостоятельность;

– любознательность;

– способность к волевым усилиям;

– инициативность.

Литература:

  1. «Дошкольное образование» 2015г.
  2. http://www.tavika.ru/
  3. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162–164.
  4. Тарасова О. К. Алгоритмизация процесса обучения математике детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС // Молодой ученый. — 2016. — № 19.1. — С. 32–35.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, игровая технология, информация, образовательный процесс, развитие речи, развитие речи детей, старший дошкольный возраст.


Похожие статьи

Развитие связной речи детей дошкольного возраста с общим...

Актуальность темы заключается в проблеме развития речи детей дошкольного возраста.

В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи с помощью

Процесс речевого развития у дошкольников происходит через дидактическую игру...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через...

Речь — одна из главных линий развития ребенка. Благодаря родному языку ребенок входит

Причем многие программы отводят на этот процесс практически весь первый учебный год

Большую роль в развитии речи детей старшего дошкольного возраста играет речевая среда.

Современные педагогические методы и технологии по развитию...

Ключевые слова: развитие речи, мнемотехники, синквейн, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии. Одна из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возрастаразвитие речи. По средствам речевого общения ребенок делится...

Развитие речи дошкольников в образовательной деятельности

Развитие речи дошкольников вобразовательной деятельности. Шафигулина Мария Александровна, воспитатель. МБДОУ «Детский сад № 1» г.о. Самара. Речевое развитие ребенка — одна из актуальных задач современного дошкольного образования.

Развитие речи детей раннего возраста | Статья в сборнике...

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым...

Звуковая культура речи детей дошкольного возраста — это...

Сибгатова В. Д. Эффективные игровые технологии в развитии речи дошкольников: из

К вопросу о развитии связной речи у старших дошкольников. Речь — одно из основных...

Большую роль в развитии речи детей старшего дошкольного возраста играет речевая среда.

Дидактическая игра как средство развития речи у дошкольников

С развитием речи развивается и память детей. Когда ребенок начинает понимать речь взрослого, воспоминание вызывается

Обучение и воспитание в дошкольном возрасте носит целостный характер и может быть распределено в образовательном процессе лишь условно.

Работа с дошкольниками по речевому развитию в дошкольной...

Для изучения состояния устной речи дошкольников, провожу диагностику речевого развития детей. В своей работе использую диагностический материал Ю. В. Карповой «Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка 3–7 лет. Методическое пособие».

Звуковая культура речи детей дошкольного возраста — это...

Ключевые слова: речь, развитие речи, игровые технологии, компьютерные технологии, инновационные технологии. Дошкольный возраст — это период активного освоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста...

Для того, чтобы воспитать (по требованиям ФГОС) «физически развитого, любознательного, активного, эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками ребенка»...

Похожие статьи

Развитие связной речи детей дошкольного возраста с общим...

Актуальность темы заключается в проблеме развития речи детей дошкольного возраста.

В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи с помощью

Процесс речевого развития у дошкольников происходит через дидактическую игру...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через...

Речь — одна из главных линий развития ребенка. Благодаря родному языку ребенок входит

Причем многие программы отводят на этот процесс практически весь первый учебный год

Большую роль в развитии речи детей старшего дошкольного возраста играет речевая среда.

Современные педагогические методы и технологии по развитию...

Ключевые слова: развитие речи, мнемотехники, синквейн, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии. Одна из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возрастаразвитие речи. По средствам речевого общения ребенок делится...

Развитие речи дошкольников в образовательной деятельности

Развитие речи дошкольников вобразовательной деятельности. Шафигулина Мария Александровна, воспитатель. МБДОУ «Детский сад № 1» г.о. Самара. Речевое развитие ребенка — одна из актуальных задач современного дошкольного образования.

Развитие речи детей раннего возраста | Статья в сборнике...

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым...

Звуковая культура речи детей дошкольного возраста — это...

Сибгатова В. Д. Эффективные игровые технологии в развитии речи дошкольников: из

К вопросу о развитии связной речи у старших дошкольников. Речь — одно из основных...

Большую роль в развитии речи детей старшего дошкольного возраста играет речевая среда.

Дидактическая игра как средство развития речи у дошкольников

С развитием речи развивается и память детей. Когда ребенок начинает понимать речь взрослого, воспоминание вызывается

Обучение и воспитание в дошкольном возрасте носит целостный характер и может быть распределено в образовательном процессе лишь условно.

Работа с дошкольниками по речевому развитию в дошкольной...

Для изучения состояния устной речи дошкольников, провожу диагностику речевого развития детей. В своей работе использую диагностический материал Ю. В. Карповой «Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка 3–7 лет. Методическое пособие».

Звуковая культура речи детей дошкольного возраста — это...

Ключевые слова: речь, развитие речи, игровые технологии, компьютерные технологии, инновационные технологии. Дошкольный возраст — это период активного освоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста...

Для того, чтобы воспитать (по требованиям ФГОС) «физически развитого, любознательного, активного, эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками ребенка»...

Задать вопрос