Модели онлайн-медиации в условиях образовательной системы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (294) январь 2020 г.

Дата публикации: 23.01.2020

Статья просмотрена: 569 раз

Библиографическое описание:

Груздева, Е. А. Модели онлайн-медиации в условиях образовательной системы / Е. А. Груздева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 288-290. — URL: https://moluch.ru/archive/294/65518/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье рассматриваются модели онлайн-медиации, использующиеся в образовательной среде как эффективный и оперативный способ урегулирования конфликтов между всеми участниками образовательного процесса. Дается краткий обзор медиативных практик с применением информационно-коммуникационных технологий в различных сферах. Внимание акцентируется на опыте зарубежных стран, прогрессирующих во внедрении и развитии медиации в ее традиционном и современном понимании.

Ключевые слова: медиация, медиация в образовании, медиатор, информационно-коммуникационные технологии, онлайн-медиация.

Современное образование требует от педагогов и учеников компетентности в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Во-первых, новые технологии расширяют границы познания, что положительно сказывается на мыслительном процессе и уровне владения информацией в той или иной сфере. Во-вторых, образовательные учреждения любого статуса готовят современных специалистов, которые должны максимально владеть знаниями и навыками новой эпохи. В статье рассмотрены методы онлайн-медиации в широком смысле и впоследствии спроецированы на применение в образовательной системе.

В данном случае управление информацией осуществляется как медиаторами, так и программными обеспечениями. Информационно-коммуникационные технологии в разрешении конфликтов именуются четвертой стороной. Четвертая сторона в ходе урегулирования споров дает ряд возможностей и воспринимается наравне с третьей — медиатором. В процессе реализации процедур автоматизации переговоров четвертая сторона занимает нейтральное место и может играть роль третьей стороны для нахождения способов разрешения противоречий [1].

Единого терминологического стандарта по разрешению споров в интернет-пространстве на данный момент не существует. Это связано со сравнительно недавним использованием современных технологий в урегулировании конфликтов. В России данный метод только делает первые шаги.

Чаще всего онлайн-медиация именуется как: интернет-разрешение споров, электронное разрешение споров, электронно-альтернативное регулирование споров и онлайново-альтернативное регулирование споров. В английском языке самым популярным термином является «онлайн урегулирование (разрешение) споров» (ОРС) — применение интернет-технологий при урегулировании споров с соблюдением основных принципов надлежащей процедуры [2, с. 175, 180].

Платформы ОРС в качестве четвертой стороны дают возможность предоставлять информацию в удобной форме, отправлять автоматические ответы, перефразировать претензионные письма (блокируя слова-конфликтогены), контролировать загруженности медиаторов, ранжировать приоритеты в конфликте [3].

Первыми методы онлайн-медиации стали использовать США в 1996 году. Тогда ОРС применялись в урегулировании споров по поводу распределения доменных имен. Наглядным примером является Политика разрешения споров в области доменных имён, которые используют владельцы торговых марок в борьбе с киберсквоттингом.

В Европе онлайн-процедура разрешения споров началась с Европейской Процедуры урегулирования малых претензий в 2009 году. Процедура применяется для разрешения трансграничных споров. Урегулирование осуществляется в письменной форме при использовании информационно-коммуникационных технологий (электронная почта, видеоконференций и т. д.) [4].

Широко используются методы онлайн-медиации в коммерческой среде или юридической в виде онлайн-сервисов, платформ. Например, в системе электронных аукционов международной торговой площадки eBAY ОРС используется в качестве инструмента для профилактики возникновения споров. В потребительской среде механизмы ОРС используются с целью доступности правосудия [5].

В судебной медиации в Великобритании пользуется популярностью система для урегулирования споров по возмещению вреда жизни, здоровью, имуществу вследствие дорожно-транспортных происшествий — RTA PI Claims Portal [6]. Система позволяет в досудебном порядке обменяться претензиями обеим сторонам и разрешить конфликтную ситуацию. Портал действует как онлайн-медиатор, предлагая нейтральную форму для проведения переговоров и достижения соглашения.

Алгоритмизированный процесс технологий или разрешение споров на основе технологий основывается на программном обеспечении и коммуникационных каналах, которые выступают в качестве медиатора [7].

Еще одним методом внесудебной медиации с применением современных технологий является номинет, обеспечивающий онлайн-медиацию между владельцами доменных имен и правообладателями торговых марок. Процедура называется «неформальной медиацией», где в течение трех дней номинет рассматривает отзыв на претензию заявителя. Медиация происходит, если ответчик не направляет свой ответ [8].

В США используют интересную практику по расширению сферы восстановительных практик с помощью комнаты виртуального мира. Это касается платформ социальных сетей, которые стали центром киберзапугивания для молодежи. Предлагается виртуализировать практики реституционного правосудия в качестве средства более эффективного вовлечения молодежи в онлайн-агрессию, а также предоставить дополнительный инструмент для практикующих реституционного правосудия, учитывая ограничения по времени и ресурсам, в которых они работают. Онлайн-решение направлено на посредничество и разрешение конфликтов между пользователями, а также на расширение возможностей участия молодежи с преимуществами подключения и устойчивости платформ социальных сетей [9].

Распространенными методами онлайн-медиации, помимо создания интернет-платформ и сервисов, являются конференц-связь, видео-конференц-связь, скайп, электронная почта, чаты. В любом случае новые технологии позволяют сторонам конфликта и медиатору урегулировать спора независимо от местонахождения.

Информационно-коммуникационные технологии в работе медиатора применительно к образованию моделируют и анализируют конфликтные ситуации; разрабатывают опросы, анкеты, тесты; автоматизируют обработку полученных результатов при помощи информационных средств; внедряют мультимедийные средства для визуализации контента; предоставляют ресурсы для оперативного получения информации; расширяют информационные границы посредством электронных ресурсов и библиотек [10].

На портале сервисов образования предложено множество шаблонов, на основе которых можно создать веб-сервисы для урегулирования конфликтов [11]. Использование онлайн-анкетирования позволяет медиатору своевременно оценить негативные стороны в образовательном отношении, проанализировать социально-психологический климат в школе, предотвратить зарождающийся конфликт. Примеры онлайн-редакторов для создания тестов и опросов: Simpoll [12] и Online Test Pad [13]. В качестве памятки по возникшей или ожидаемой проблеме используются офисные программы по созданию буклетов, например, Microsoft Publisher [14].

Для медиатора важно диагностировать конфликт и проанализировать его причины, а ИКТ позволяют проводить исследования в интерактивном режиме, упрощая и ускоряя процесс подготовки. В данном случае используются сервисы, позволяющие быстро подготовить вопросы анкеты и получить результаты опроса в виде отчета с обобщенными данными.

Ранее говорилось о создании веб-сайтов для урегулирования конфликтов в различных сферах деятельности, но и для системы образования данный метод будет эффективен. Например, веб-сайт может стать онлайн-платформой для Школьной службы медиации, где будут размещаться актуальная информация, анкеты, которые дают оценку действительности и подбирают медиатора. Одним из бесплатных сервисов для создания подобной платформы может быть Wix [15].

Границы между медиацией и онлайн-медиацией размыты, так как и в том, и в другом случае используются идентичные модели и тактики урегулирования споров, за исключением внедрения информационно-коммуникационных технологий в качестве четвертой стороны или третьей (в случае с автоматизированной обработкой данных). При этом современные технологии только усиливают альтернативный способ разрешения споров и информированность родителей, учеников.

Популярностью модели онлайн-медиации пользуются в коммерческой среде, в юриспруденции, поэтому анализ урегулирования споров посредством ИКТ основывался на различных сферах деятельности. Исследование показало, что большинство моделей онлайн-медиации из разных аспектов могут использоваться и используются в образовательной среде, в большей степени за рубежом. Однако детализированный механизм проведения онлайн-медиации зависит от ее целей и сферы проведения.

Литература:

  1. Авдеев, М. Онлайн медиация востребована в России / emediator. — 2016. URL: https://emediator.ru/index.php/investigations/1074-online-mediation-in-russia.
  2. García Alvaro, J. A. Online Dispute Resolution: Uncharted Territory // Vindobona Journal of International Commercial Law and Arbitration. — 2003. — С. 175, 180.
  3. Авдеев, М. Четвертая сторона в конфликте — онлайн технология разрешения споров / emediator. — 2017. URL: https://emediator.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=556:4-aya-storona-v-spore-tekhnologiya&catid=9:education-news.
  4. Онлайн-урегулирование споров // International commercial arbitration court. — 2014. URL: http://www.worldarbitration.center/ru/on-line/.
  5. Micklitz, H. W. The Future of Consumer Law — Plea for a Movable System // Journal of European Consumer and Market Law 5. — 2013.
  6. Авдыев, М. А. Сервисы разрешения споров онлайн: избранные кейсы // Современные технологии управления. — № 8 (56). — 2015. URL: http://sovman.ru.
  7. Trent and Rule «Moving Arbitration Online» // New York Law Journal. — 2013.
  8. DRS Procedure r.7. — 2014. URL: http://www.nominet.org.uk/disputes/when-use-drs/policy-and-procedure/drs-procedure.
  9. Macbeth, J., Elsaesser, С. Online school conflicts: expanding the scope of restorative practices with a virtual peace room // Contemporary Justice Review. — 2019. URL: https://doi.org/10.1080/10282580.2019.1672047.
  10. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная моногр. / под ред. проф. В. А. Козырева и проф. Н. Ф. Радионовой. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. — 2004. — 392 с.
  11. Web сервисы для образования. URL: https://sites.google. com/site/badanovweb2.
  12. Удобный конструктор опросов и форм обратной связи // simpoll. URL: http://simpoll.ru/.
  13. Конструктор тестов и опросов // onlinetestpad. URL: https://onlinetestpad.com/ru.
  14. Воронина, О. В. Информационные технологии в профессиональной деятельности медиатора образовательного учреждения // Гуманитарные исследования. — № 3 (20). — 2018.
  15. WIX // Официальный портал для создания сайтов ru.wix. URL: https://ru.wix.com.
Основные термины (генерируются автоматически): урегулирование конфликтов, урегулирование споров, RTA, качество четвертой стороны, коммерческая среда, медиатор, метод онлайн-медиации, образовательная среда, ОРС, различная сфера деятельности, разрешение конфликтов, разрешение споров, реституционное правосудие, сторона, США, электронная почта.


Ключевые слова

информационно-коммуникационные технологии, медиация, медиатор, медиация в образовании, онлайн-медиация

Похожие статьи

Медиация как альтернативный способ разрешения конфликтных...

Как способ разрешения конфликтов медиация может успешно применяться и применяется

- добровольность, так как медиация имеет место только в том случае, если стороны по своей

По сравнению с силовыми методами решения спора, медиация позволяет сбалансировать...

Медиация как конструктивный метод урегулирования...

Составление целевого портрета сторон конфликта; Построение процесса медиации для разрешения

Метод прямой медиации, согласно которому стороны в процессе медиации

Давыденко Д. Медиация как примирительная процедура в коммерческих спорах: сущность...

Роль медиатора в практике решения правовых споров

Медиатор — это независимое физическое лицо (лица), привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании конфликтов для содействия в

Основная работа медиатора связана с выявлением интересов сторон и поиска законного и взаимоприемлемого решения.

Зарубежный опыт правого регулирования процедуры медиации...

В мировой практике урегулирования споров используется множество разных видов альтернативных или так называемых примирительных процедур. При урегулировании спора мирным способом стороны имеют объективную возможность сохранить партнерские...

Медиация как альтернативный способ разрешения споров

в качестве стимулирования сторон к разрешению спора посредством процедуры медиации будет способствовать введение на законодательном уровне возврата...

Впервые в Российской Федерации применение медиации, как способа разрешения коммерческих споров.

Институт медиации в гражданском процессе | Статья в сборнике...

Россия находится в начальной стадии использования альтернативных методов разрешения споров, в том числе и медиации. Внедрение медиации может активно и позитивным образом повлиять на существующую практику по разрешению споров в различных областях права.

К вопросу определения медиации | Статья в журнале...

Проведением медиации занимается медиатор, выступающий как третья нейтральная сторона при разрешении спора.

Второй подход заключается в том, что он раскрывает медиацию через ее применение. Медиация — это процедура разрешения конфликта, в которой...

Проблемные вопросы развития медиации в России

Развитие института медиации благотворно отразится в Российской Федерации. Произойдет совершенствование уже действующих механизмов для разрешения споров, а также еще один вариант защиты нарушенных прав и интересов. В данном развитие выигрывают все стороны.

Медиация как ключ к решению проблем | Статья в журнале...

Урегулирование споров с помощью нейтрального посредника – довольно новый способ разрешения споров для Российской Федерации.

Если спор может быть урегулирован в процедуре медиации и обратившаяся сторона дает. Медиация — это внесудебный способ...

Похожие статьи

Медиация как альтернативный способ разрешения конфликтных...

Как способ разрешения конфликтов медиация может успешно применяться и применяется

- добровольность, так как медиация имеет место только в том случае, если стороны по своей

По сравнению с силовыми методами решения спора, медиация позволяет сбалансировать...

Медиация как конструктивный метод урегулирования...

Составление целевого портрета сторон конфликта; Построение процесса медиации для разрешения

Метод прямой медиации, согласно которому стороны в процессе медиации

Давыденко Д. Медиация как примирительная процедура в коммерческих спорах: сущность...

Роль медиатора в практике решения правовых споров

Медиатор — это независимое физическое лицо (лица), привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании конфликтов для содействия в

Основная работа медиатора связана с выявлением интересов сторон и поиска законного и взаимоприемлемого решения.

Зарубежный опыт правого регулирования процедуры медиации...

В мировой практике урегулирования споров используется множество разных видов альтернативных или так называемых примирительных процедур. При урегулировании спора мирным способом стороны имеют объективную возможность сохранить партнерские...

Медиация как альтернативный способ разрешения споров

в качестве стимулирования сторон к разрешению спора посредством процедуры медиации будет способствовать введение на законодательном уровне возврата...

Впервые в Российской Федерации применение медиации, как способа разрешения коммерческих споров.

Институт медиации в гражданском процессе | Статья в сборнике...

Россия находится в начальной стадии использования альтернативных методов разрешения споров, в том числе и медиации. Внедрение медиации может активно и позитивным образом повлиять на существующую практику по разрешению споров в различных областях права.

К вопросу определения медиации | Статья в журнале...

Проведением медиации занимается медиатор, выступающий как третья нейтральная сторона при разрешении спора.

Второй подход заключается в том, что он раскрывает медиацию через ее применение. Медиация — это процедура разрешения конфликта, в которой...

Проблемные вопросы развития медиации в России

Развитие института медиации благотворно отразится в Российской Федерации. Произойдет совершенствование уже действующих механизмов для разрешения споров, а также еще один вариант защиты нарушенных прав и интересов. В данном развитие выигрывают все стороны.

Медиация как ключ к решению проблем | Статья в журнале...

Урегулирование споров с помощью нейтрального посредника – довольно новый способ разрешения споров для Российской Федерации.

Если спор может быть урегулирован в процедуре медиации и обратившаяся сторона дает. Медиация — это внесудебный способ...

Задать вопрос