Особенности правовой имплементации на примере вступления России в ГРЕКО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №3 (293) январь 2020 г.

Дата публикации: 20.01.2020

Статья просмотрена: 45 раз

Библиографическое описание:

Белёнова, Т. С. Особенности правовой имплементации на примере вступления России в ГРЕКО / Т. С. Белёнова, Н. В. Саклакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 162-164. — URL: https://moluch.ru/archive/293/66543/ (дата обращения: 25.04.2024).



Возникновение института имплементации связано с процессом развития международного сотрудничества, формированием системы международного права, а на современном этапе с тенденциями экономической, культурной политической и правовой глобализации, информатизации.

Международное право возникает как регулятор интересов различных стран на международной арене путём удовлетворения интересов и наложения определенных ограничений на участников международных отношений в рамках заключённых между ними международных договоров [1]. На страны, являющиеся участниками международных конвенций, возлагается обязанность по выполнению предусмотренных ими обязанностей [2].

Правовая имплементация — процесс фактического исполнения государством международных обязательств путём включения норм международно-правового характера в систему права, действующую в государстве.

Конституция Российской Федерации, как и многие конституции других стран, в п. 4 ст. 15 закрепляет механизм правовой имплементации: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора»;

Российская Федерация 1 февраля 2007 года стала членом Группы государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО) после того, как в 2006 году подписала и ратифицировала Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию.

В соответствии с п. 3 ст. 32 Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию ГРЕКО — созданная Советом Европы в 1999 году международная организация, центральной задачей которой является контроль за имплементацией конвенционных положений в правовые системы стран- участниц ГРЕКО, организация международного правового сотрудничества по противодействию коррупции, оказание помощи по применению мер по борьбе с коррупцией. ГРЕКО устанавливает правовые антикоррупционные стандарты [3] и проводит проверку соответствия им правовых актов стран- участниц. На данный момент ГРЕКО объединяет 49 стран.

Страны-участницы ГРЕКО имеют конкретные полномочия для влияния на уполномоченные органы государства в случае выявления в результате антикоррупционного мониторинга несоответствия положений правовых актов и практики требованиям Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию и установленным антикоррупционным стандартам.

Участники группы государств по борьбе с коррупцией в рамках данной организации одновременно являются и подконтрольными субъектами и экспертами по провидению антикоррупционного мониторинга и даче оценки сложившейся ситуации. При помощи процедур взаимных оценок участники Группы государств по борьбе с коррупцией имеют возможность объективно проанализировать ситуацию в стране, выявить недостатки правовой системы в сфере борьбы с коррупцией и дать отчёт по результатам проведённого мониторинга и рекомендации, обязательные для исполнения [4].

В соответствии с уставом организации основными задачами Группы государств по борьбе с коррупцией является:

− совершенствование методов по борьбе с коррупцией в странах-участницах ГРЕКО;

− создание базы для обмена имеющимся опытом в сфере борьбы с коррупцией.

Полномочным органом, осуществляющим участие и взаимодействие России в рамках Группы государств по борьбе, является Генеральная прокуратура Российской Федерации.

После вступления Российской Федерации в Группу государств по борьбе с коррупцией в отношении неё были проведены раунды оценки противодействия коррупции. Объектами мониторинга стали:

− специализированные органы по борьбе с коррупцией, их полномочия, практика и эффективность применения мер по борьбе с коррупцией, материальное обеспечение данных органов;

− основания, обоснованность и порядок получения иммунитетов должностными лицами [5];

− порядок реализации уголовной ответственности за преступления коррупционной направленности, вопросы распоряжения имуществом, полученным коррупционным путём;

− механизмы предупреждения коррупции в государственном аппарате.

В 2012 году был проведён ещё один раунд оценки, в результате которого в отношении Российской Федерации было вынесено 21 замечание, после чего Генеральная Прокуратура Российской Федерации развернула масштабную работу по указанным направлениям. А именно:

1) были приняты нормативные акты, регулирующие организацию профилактику, предупреждение и противодействие коррупции;

2) внесены изменения в Уголовный кодекс РФ, вступили в действие новые составы, дополнены старые;

3) внесены изменения в законодательство, регламентирующее порядок проведения выборов различного уровня, организацию финансирования политических партий;

4) принято постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 г. № 24;

В 2014 году был принят отчёт, по результатам которого было установлено, что из 21 рекомендации, данных Российской Федерации, 3- полностью выполнены, 12- выполнены частично и 6- не выполнены.

Генеральная Прокуратура Российской Федерации во взаимодействии с компетентными органами в сфере борьбы с коррупцией провела работу по выполнению указанных рекомендаций. В результате, в 2016 году Группой государств по борьбе с коррупцией было признано, что Российская Федерация 11 рекомендаций полностью выполнила и 10 выполнила частично, невыполненных не осталось.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что благодаря институту правовой имплементации, становится возможной реализация значительной части норм международного права [6], которая в отсутствие данного института потеряла бы свой смысл. Институт имплементации обеспечивает поступательное прогрессивное развитие национальных норм в результате воздействия на них норм международного права.

Но помимо положительного воздействия, оказываемого процессом правовой имплементации на национальное законодательство, такого как унификация, стандартизация, глобализация законодательства, существуют некоторые проблемы:

− часто процесс правовой имплементации затруднён в силу особенностей той или иной правовой системы различных государств;

− нормы международного права могут идти вразрез с принципами и нормами внутригосударственного права;

− формальная имплементация ещё не гарантирует практической применяемости данных положений (как это произошло с новыми составами за взяточничество).

Литература:

  1. Лукашук И. И. Международное право в судах государств. СПб., 1993.
  1. Зимненко Б. Л. Международное право и правовая система Российской Федерации. М., 2006.
  2. Нарышкин С. Е. Механизм оценки антикоррупционных стандартов ГРЕКО (сравнительно-правовое исследование) / С. Е. Нарышкин, Т. Я. Хабриева // Журнал российского права. — 2011. — No 9.
  3. Правовой мониторинг: актуальные проблемы теории и практики / Под ред. Н. Н. Черногора. М., 2010.
  4. Шаталов А. С. Специальные субъекты в уголовном судопроизводстве России: порядок уголовного преследования / А. С. Шаталов // Журнал российского права. — 2016. — No 1.
  5. Осминин Б. И. Заключение и имплементация международных договоров и внутригосударственное право: монография. М., 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, коррупция, правовая имплементация, борьба, уголовная ответственность, генеральная Прокуратура, правовая система, сфера борьбы, Группа государств, международный договор РФ.


Похожие статьи

Проблемы имплементации норм международного права...

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, имплементация норм, нормы международного права.

В Российской Федерации до сих пор нет надежной и эффективной системы борьбы с этими явлениями, и в особенности это касается высших эшелонов власти.

Правовая регламентация противодействия коррупции в нормах...

В статье рассмотрены вопросы правовой регламентации противодействия коррупции в международных правовых актах. Ключевые слова: международные правовые акты, коррупция, коррупционные правонарушения, противодействие коррупции.

Некоторые вопросы правового обеспечения борьбы с коррупцией

Статья посвящена определению источников антикоррупционной деятельности, проблемам борьбы с коррупцией в РК. В работе рассмотрены некоторые уголовные дела, возбужденные Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Республике...

Деятельность прокуратуры в сфере противодействия коррупции

Ключевые слова: прокуратура, коррупция, государство, законодательство, закон, Российская Федерация. Прокуратура, являясь важным государственно-правовым институтом по противодействию коррупции, обладает широким спектром надзорных полномочий.

Международно-правовые основания административной...

Обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации из международных договоров о противодействии коррупции является важным

Международно-правовые основания административной ответственности в сфере противодействия коррупции.

Международно-правовое сотрудничество Российской...

Известно, что в 90-е гг. ХХ в. существенно изменилась правовая система страны. Характерной чертой современного периода является то, что Россия быстро восполняет пробел, образовавшийся за предыдущие десятилетия в сфере международного сотрудничества по...

Современное состояние законодательства Российской...

Современное состояние законодательства Российской Федерации в сфере противодействия коррупции.

В Российской Федерации сформированы общие подходы к противодействию коррупции, а также нормативная правовая база в области противодействия коррупции...

Формы международного сотрудничества органов прокуратуры...

Международно-правовое регулирование сферы оборота наркотических средств основано на

Следующая форма международного сотрудничества органов прокуратуры РФ

При реализации положений данной Программы Генеральная прокуратура РФ принимала активное...

Взаимодействие органов прокуратуры РФ с прокуратурами...

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации, конституционно-правовой статус, органы прокуратуры. Вопрос о месте органов прокуратуры в государственном механизме на протяжении всей современной истории и...

Международно-правовые аспекты борьбы с кибернетическими...

Международно-правовое сотрудничество Российской Федерации... На уровне двустороннего международно-правового регулирования в области

Ключевые слова: преступления в сфере компьютерной информации, международные правовые обязательства, имплементация...

Похожие статьи

Проблемы имплементации норм международного права...

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, имплементация норм, нормы международного права.

В Российской Федерации до сих пор нет надежной и эффективной системы борьбы с этими явлениями, и в особенности это касается высших эшелонов власти.

Правовая регламентация противодействия коррупции в нормах...

В статье рассмотрены вопросы правовой регламентации противодействия коррупции в международных правовых актах. Ключевые слова: международные правовые акты, коррупция, коррупционные правонарушения, противодействие коррупции.

Некоторые вопросы правового обеспечения борьбы с коррупцией

Статья посвящена определению источников антикоррупционной деятельности, проблемам борьбы с коррупцией в РК. В работе рассмотрены некоторые уголовные дела, возбужденные Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Республике...

Деятельность прокуратуры в сфере противодействия коррупции

Ключевые слова: прокуратура, коррупция, государство, законодательство, закон, Российская Федерация. Прокуратура, являясь важным государственно-правовым институтом по противодействию коррупции, обладает широким спектром надзорных полномочий.

Международно-правовые основания административной...

Обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации из международных договоров о противодействии коррупции является важным

Международно-правовые основания административной ответственности в сфере противодействия коррупции.

Международно-правовое сотрудничество Российской...

Известно, что в 90-е гг. ХХ в. существенно изменилась правовая система страны. Характерной чертой современного периода является то, что Россия быстро восполняет пробел, образовавшийся за предыдущие десятилетия в сфере международного сотрудничества по...

Современное состояние законодательства Российской...

Современное состояние законодательства Российской Федерации в сфере противодействия коррупции.

В Российской Федерации сформированы общие подходы к противодействию коррупции, а также нормативная правовая база в области противодействия коррупции...

Формы международного сотрудничества органов прокуратуры...

Международно-правовое регулирование сферы оборота наркотических средств основано на

Следующая форма международного сотрудничества органов прокуратуры РФ

При реализации положений данной Программы Генеральная прокуратура РФ принимала активное...

Взаимодействие органов прокуратуры РФ с прокуратурами...

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации, конституционно-правовой статус, органы прокуратуры. Вопрос о месте органов прокуратуры в государственном механизме на протяжении всей современной истории и...

Международно-правовые аспекты борьбы с кибернетическими...

Международно-правовое сотрудничество Российской Федерации... На уровне двустороннего международно-правового регулирования в области

Ключевые слова: преступления в сфере компьютерной информации, международные правовые обязательства, имплементация...

Задать вопрос