Использование компьютерных технологий в речевом развитии дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Несмотря на коронавирус, электронный вариант журнала выйдет 18 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (293) январь 2020 г.

Дата публикации: 20.01.2020

Статья просмотрена: 24 раза

Библиографическое описание:

Татаринцева, Е. А. Использование компьютерных технологий в речевом развитии дошкольников / Е. А. Татаринцева, Е. Г. Плотникова. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 461-463. — URL: https://moluch.ru/archive/293/66536/ (дата обращения: 08.04.2020).



В статье обоснована целесообразность и эффективность использования компьютерных технологий в развитии речи детей дошкольного возраста, раскрываются варианты использования компьютерных игр в речевом развитии.

Ключевые слова: речь, развитие речи, игровые технологии, компьютерные технологии, инновационные технологии.

Дошкольный возраст — это период активного освоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

Средства массовой информации активно проникают в жизнь детей. Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных организациях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность применения этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии ребенка в целом. (исследования С. Л. Новоселовой, И. Пашелите, Г. П. Петьку, Б. Хантера и др.).

В современных условиях, с широким внедрением новых информационных технологий, проблема речевого развития дошкольника остается актуальной. Ведь именно от уровня развития его речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие.

Многие согласятся, что большинство родителей мало уделяют внимания речи своих детей, поэтому речь дошкольников не отличается особой выразительностью, они часто допускают ошибки в своей речи, ограничиваются односложными ответами. Из-за неразвитости речи, скудности словарного запаса воспитанники теряют интерес к занятиям по развитию речи, нет мотивации к ним. В этом случае на помощь приходят компьютерные технологии как источник мотивации. Компьютерные технологии позволяют погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать непосредственную образовательную деятельность более содержательной, интересной, привлекательной.

Использование компьютерных игр на занятиях, безусловно, имеют ряд преимуществ. Например, представление информации в игровой форме на экране компьютера привлекает ребенка, так как такие игры вызывают у него яркие эмоции. Компьютерные игры становятся увлекательными благодаря интеграции аудио и видеозаписи и тем самым заинтересовывают ребенка через демонстрацию явлений и объектов в динамике.

Кроме того, если дошкольник правильно решает игровую задачу, то любимые персонажи из сказок и мультфильмов поощряют его, повышая уверенность в себе, что особенно важно для детей с заниженной самооценкой.

Использование компьютерных технологий на занятиях по развитию речи имеют ряд преимуществ:

  1. Представления об окружающем мире расширяются, словарный запас пополняется.
  2. Дошкольники более логично и последовательно будут выражать свои мысли, глубже понимать смысл слов.
  3. Будет сформирована возможность передавать свои впечатления от прослушанной музыкальной композиции, от просматриваемой картины или иллюстрации.
  4. Дети будут использовать художественные достоинства своего родного языка в своей речи, и в конце обучения они проявят желание самостоятельно создавать их.
  5. Использование компьютерных технологий позволит постепенно воспитывать у ребенка интерес к сказкам, стихам, загадкам.
  6. При таком подходе будет обоснована предусмотренная взаимосвязь групповой и подгрупповой, совместной и индивидуальной форм организации работы с детьми.

Мы применили компьютерные технологии на практике в центре интерактивного развития детей «Радуга» на базе ФГБОУ ВО «АГПУ» с детьми 5–6 лет. Мы использовали в занятии компьютерные игры, направленные на речевое развитие дошкольников. Данное занятие было направлено на воспитание звуковой культуры речи, на формирование и закрепление новых умений и навыков.

Компьютерные игры для воспитания звуковой культуры речи мы разделили на 2 блока:

1 блок — игры для формирования первоначальных умений и навыков у детей.

2 блок — игры для закрепления умений и навыков.

В первом блоке мы использовали такие игры, как:

  1. Игра «Найди звук р». Перед детьми стояла задача правильно выделить звук «р» в словах. Если дети правильно выделяли, то картинка менялась и детям снова нужно было найти звук «р».

Аналогичным образом проводились игры и на другие звуки.

Во втором блоке, мы использовали такие игры, как:

  1. Интерактивная игра «Смешарики». Ребёнок выбирает одну из клавиш, расположенных на экране, и при щелчке на нее мышкой, открывается упражнение с веселым изображением героя — Смешарика, предлагающего поиграть. При нажатии кнопки «дом» происходит возврат к меню выбора другого варианта. При нажатие клавиши «Физминутка», ребенок может отдохнуть, повторяя движения за любимым героем. Эта игра состоит из несколько игр:

– Игра «Угадай-ка». Ребенок должен выбрать предметы и нажать на них курсором мышки, в которых присутствует соответственный звук, проговаривая слова.

  1. Игра «Ловушка». Детям предлагается «открыть ловушки», т. е. поставить руки локтями на парту, параллельно друг другу, расправив свои ладошки, которые и есть «ловушки». Затем дается задание детям: задается определенный звук. На экране по одной начинают появляться картинки с определенными предметами, если в данной картинке присутствует заданный звук, то «ловушки» нужно захлопнуть, т. е. хлопнуть в ладоши.

Таким образом, занятия с дошкольниками с помощью компьютерных технологий очень интересны и многоплановы, свободно внедряются и совмещаются с работой по программам дошкольных образовательных организаций. Играя в компьютерные игры, дети не замечают, что учатся правильно говорить. Даже плохо говорящие ребята с удовольствием отвечают на вопросы.

Литература:

  1. Атанов Г. А. Компьютерные «игры» в обучение / Г. А. Атанов // Образовательные технологии и общество. — 2004. — № 2.
  2. Денисова Т. Р. Компьютер в детском саду [Текст]/Т. Р. Денисова// Ребенок в детском саду, 2010-№ 3-С 77–79.
  3. Ищенко А. В. Применение ИКТ в детском саду для развития речи дошкольников.
  4. Сохин Ф. А. Задачи развития речи//Развитие речи детей дошкольного возраста/Под ред. Ф. А. Сохина. — М., 1984.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, развитие речи, занятие, блок, ряд преимуществ, звуковая культура речи, родной язык, дошкольный возраст, звук.


Похожие статьи

Организация образовательной деятельности с дошкольниками по...

Важной частью общей речевой культуры является звуковая культура речи, которая охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильная артикуляция звуков и слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр...

Формирование и воспитание звуковой культуры речи у детей...

Звуковая культура речи детей дошкольного возраста — это владение культурой

Формирование звуковой культуры речи у дошкольников возможно только при условии

Мне бы хотелось, чтобы дети, как можно раньше овладевали родной речью, научились говорить...

Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного...

Понятие звуковой культуры речи, ее значение для развития личности ребенка. Понятие «звуковая культура речи» широко и

Речевое развитие детей с ОНР, со стертой дизартрией характеризуется рядом отклонений: более позднее, по сравнению с нормой, развитие речи.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через...

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение

Речь — одна из главных линий развития ребенка. Благодаря родному языку ребенок входит

В речевом развитии ребенка особое значение имеет возраст от 5 до 7 лет.

Чистоговорки и скороговорки как средство воспитания звуковой...

Звуковая культура речи детей дошкольного возраста— это владениекультурой речепроизношения, которая включает в

Речевая готовность дошкольника подразумевает правильное произношение всех звуков родного языка, навыки словообразования и...

Формирование звукового анализа слова у детей старшего...

Развитие звуковой стороны речи начинается и совершенствуется в дошкольном возрасте. Освоение ребёнком звукового состава языка зависит от формирования

Формируя звуковую строну речи, мы воспитываем у детей звуковую культуру, а также любовь к родному языку.

К вопросу о диагностике процесса усвоения звуковой стороны...

Ключевые слова: диагностика речевого развития, звуковая культура речи, усвоение звуковой стороны речи, диагностический инструментарий изучения усвоения звуковой стороны речи детьми младшего дошкольного возраста. Исследования речевой деятельности детей (М. М...

Использование народного фольклора в речевом развитии...

Развитие речи — это основной показатель психологического и личностного развития ребенка. От развития речевого и игрового взаимодействия детей зависит качество речи каждого ребенка и, в конечном итоге, мера успешности обучения детей в школе.

Дидактическая игра как средство развития речи детей...

Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игрразвитие ребёнка, коррекция того, что в нем

Актуальность темы заключается в проблеме развития речи детей дошкольного возраста. Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное...

Роль игрового детского фольклора в развитии речи дошкольников

Развитие речи младших школьников | Статья в журнале... Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через... ребенок, старший дошкольный возраст, блок, письмо, слово, монологическая речь, диалогическая речь, речевой тренинг, родной язык, речевое развитие.

Похожие статьи

Организация образовательной деятельности с дошкольниками по...

Важной частью общей речевой культуры является звуковая культура речи, которая охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильная артикуляция звуков и слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр...

Формирование и воспитание звуковой культуры речи у детей...

Звуковая культура речи детей дошкольного возраста — это владение культурой

Формирование звуковой культуры речи у дошкольников возможно только при условии

Мне бы хотелось, чтобы дети, как можно раньше овладевали родной речью, научились говорить...

Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного...

Понятие звуковой культуры речи, ее значение для развития личности ребенка. Понятие «звуковая культура речи» широко и

Речевое развитие детей с ОНР, со стертой дизартрией характеризуется рядом отклонений: более позднее, по сравнению с нормой, развитие речи.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через...

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение

Речь — одна из главных линий развития ребенка. Благодаря родному языку ребенок входит

В речевом развитии ребенка особое значение имеет возраст от 5 до 7 лет.

Чистоговорки и скороговорки как средство воспитания звуковой...

Звуковая культура речи детей дошкольного возраста— это владениекультурой речепроизношения, которая включает в

Речевая готовность дошкольника подразумевает правильное произношение всех звуков родного языка, навыки словообразования и...

Формирование звукового анализа слова у детей старшего...

Развитие звуковой стороны речи начинается и совершенствуется в дошкольном возрасте. Освоение ребёнком звукового состава языка зависит от формирования

Формируя звуковую строну речи, мы воспитываем у детей звуковую культуру, а также любовь к родному языку.

К вопросу о диагностике процесса усвоения звуковой стороны...

Ключевые слова: диагностика речевого развития, звуковая культура речи, усвоение звуковой стороны речи, диагностический инструментарий изучения усвоения звуковой стороны речи детьми младшего дошкольного возраста. Исследования речевой деятельности детей (М. М...

Использование народного фольклора в речевом развитии...

Развитие речи — это основной показатель психологического и личностного развития ребенка. От развития речевого и игрового взаимодействия детей зависит качество речи каждого ребенка и, в конечном итоге, мера успешности обучения детей в школе.

Дидактическая игра как средство развития речи детей...

Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игрразвитие ребёнка, коррекция того, что в нем

Актуальность темы заключается в проблеме развития речи детей дошкольного возраста. Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное...

Роль игрового детского фольклора в развитии речи дошкольников

Развитие речи младших школьников | Статья в журнале... Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через... ребенок, старший дошкольный возраст, блок, письмо, слово, монологическая речь, диалогическая речь, речевой тренинг, родной язык, речевое развитие.

Задать вопрос