Духовно-нравственная одаренность как одна из составляющих личностного развития детей в психолого-педагогической работе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (293) январь 2020 г.

Дата публикации: 20.01.2020

Статья просмотрена: 730 раз

Библиографическое описание:

Гаврилова, К. А. Духовно-нравственная одаренность как одна из составляющих личностного развития детей в психолого-педагогической работе / К. А. Гаврилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 408-411. — URL: https://moluch.ru/archive/293/66527/ (дата обращения: 19.04.2024).



В данной статье рассмотрен вопрос о духовно-нравственной одаренности в процессе морального, ценностного и духовного развития человека. Определена роль педагога-психолога, его специфика работы и форма адекватной образовательной среды при взаимодействии с духовно и нравственно одаренными детьми.

Ключевые слова: духовно-нравственная одаренность, личность, развитие, психолого-педагогическая работа.

У каждого взрослого, психологически-сформированного человека есть определенный ряд критериев, по которым он может разграничивать добро и зло, определять смысл жизни, назначение человека и его границы свободы. В современном мире все чаще случаются инциденты, связанные с аморальными, противозаконными, противоречащими нормам и правилам поступками. И этому есть определенный ряд причин.

Во-первых, урбанизация, то есть бурный темп развития города при котором духовная составляющая человека как личности запаздывает в развитии или формируется не в полной мере. Именно с увеличением численности населения образовательный процесс претерпевает существенные изменения, на него возлагается больший спектр обязанностей, а также возникает потребность в усилении духовной и ценностной ориентации подрастающего поколения.

Во-вторых, финансово-экономическое положение в мире, подталкивает людей на подавление своих моралей и ценностей. Современные люди на таких возрастных этапах как подростковый возраст, юность, зрелость подвержены в большей мере к социальной зависимости — зависимости к деньгам. Доказано, что в настоящее время только 1 % людей не зависит от денег. Основываясь на этом, можно утверждать, что материальное благополучие стоит на первом плане, что нельзя сказать о духовной составляющей личности.

В-третьих, СМИ играет большую роль в моральном, этическом и духовном становлении человека. К сожалению, в большинстве случаев, все то, что мы можем видеть сегодня по телевизору, нельзя назвать правильным с точки зрения формирования всесторонне развитой личности, потому что данное время препровождения не несет никакой смысловой нагрузки. Если старшее поколение, которое воспитывалось в советской системе образования, еще может дифференцировать поступающий поток информации, то современное поколение, в частности дети, не могут справиться с этой задачей. Причиной этому могут быть недостаточное внимание родителей по разным причинам, психологическая и физическая неготовность к данному процессу.

Поэтому, в современной России вопрос о моральном, ценностном и духовном развитии человека стоит очень остро. Государственная политика в области образования нацелена на развитие духовно-нравственных, социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и державы.

Многие ученые считают, что в данном процессе большую роль играет духовно-нравственная одаренность [3]. Примером этого могут служить исследования Ф. Н. Козырева, в которых используется методика ОНИКС. Благодаря данной методике удалось определить способность школьников к нравственному суждению, и как следствие доказать наличие такого феномена как духовно-нравственная одаренность [2].

Анализируя научную литературу, можно утверждать, что духовно-нравственная одаренность — это способность личности, на протяжении всей жизни обладать высокими духовными, ценностными и моральными качествами, направленными на служение людям.

Данный вид одаренности был выделен сравнительно недавно, а ее направленность состоит в духовной составляющей жизни человека. Представителями в этой сфере неизменно остаются духовные деятели, практики, философы, которые оказывают существенное влияние на духовную жизнь общества, а также привнесшие в нее новые смыслы, новые способы осмысления реальности. Также стоит отметить, что в современном мире данный феномен изучен недостаточно [6].

Духовно и нравственно одаренные люди были всегда. На протяжении многих веков рождались дети, которые отличались от сверстников высоким уровнем духовно-нравственных суждений, кротостью, чистотой помыслов. Несомненно, большинство таких детей становились священниками, религиозными деятелями, авторитетами в духовных вопросах. Стоит вспомнить жизнь Сергия Радонежского, Павла Флоренского, Махатма Ганди.

На современном этапе становления российского государства, приоритетным направлением работы с молодежью является формирование нового движения, которое будет направлено на развитие духовных, этических и высоконравственных ценностей. По сути, духовно и нравственно одаренный человек это личность способная побороть в себе безнравственность, бескультурье и реализовать свой потенциал в добровольческом движении. В подтверждение этого высказывания В. В. Путин провозгласил 2018 год «Годом добровольца и волонтера». Несмотря на то, что 2018 год завершился, правительство намерено продолжить поддерживать волонтеров, добровольцев и уже разработало концепцию развития этой сферы до 2025 года [7].

Но какими же качествами должен обладать духовно и нравственно одаренный человек, какие ценности должны преобладать в его жизнедеятельности и насколько он должен быть готов делиться с другими людьми теми самыми знаниями в духовной, ценностной и нравственной области? На этот вопрос можно найти ответ, анализируя высказывание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который сформулировал ценностные приоритеты современной России, а именно: «Вера, державность, справедливость, солидарность и достоинство. Кроме перечисленных, это мир, единство, нравственность, честность, патриотизм, милосердие, семья, культура, национальные традиции, благо человека, трудолюбие, самоограничение, жертвенность. В этом перечне присутствует и свобода — не как единственная или главенствующая и подавляющая все другие ценности, но как одна из многих важных базисных ценностей».

Одна из главных и актуальных задач педагога-психолога — это помочь духовно-нравственно одаренным детям донести до своих сверстников те самые ценности, которые были упомянуты ранее, при помощи актуальных символов и речевого воздействия в соответствии с возрастными потребностями в этом. Именно творческая деятельность, в большей мере, дает возможность ребенку экспериментировать во многих областях его жизнедеятельности, тем самым формируя духовно-нравственные ценности одаренных детей [1].

В настоящее время понятие нравственного идеала переживает значительный кризис, что в большей мере отражается на воспитании одаренных детей. Для России важным остается формирование в умах детей потребности в остроте чувств при сознании ложных ценностей и лицемерия окружающих, нравственности, патриотизме, гуманизме которые должны соответствовать духовным составляющим общества. Наряду с этим, ребенок нуждается в положительных образах для развития духовно-нравственной одаренности, которые могут, проявляется в личном примере взрослого, жизненном пути духовно и нравственно одаренного человека. Одаренный ребенок более четко определяет ложность декларируемого равенства ребенка и взрослого, авторитетность последнего необходимо для духовно-нравственного воспитания.

Специфика работы педагога-психолога с духовно-нравственными одаренными детьми состоит в установлении приоритетов, взглядов при воспитании на определенном возрастном этапе развития и критериев определения сформированности духовно-нравственных качеств. Также крайне важно организовать условия, при которых воспитание нравственной позиции личности сможет разграничивать добро и зло, быть готовым к действию с позиции милосердия, мотивировать ребенка к такому поведению, при котором будет выражаться сочувствие, защита, взаимопонимание по отношению к другим людям [5].

Существует ряд принципов, придерживаясь которых педагог-психолог способен эффективно провести свою педагогическую и психологическую работу по развитию духовно-нравственной одаренности. Прежде всего, необходимо руководствоваться принципом «не навреди», так как при определенных педагогических ошибках дальнейшая жизнь ребенка может изменить кардинально и, причем не в лучшую сторону. Следующим шагом в развитии духовно-нравственной одаренности является личный пример педагога, который заключается в неприятии компромиссов в нравственной сфере, честности по отношению к себе и другим людям, принципиальности и категоричности при оценке безнравственных проступков, признании собственных ошибок. Наряду с вышеуказанными принципами, педагог должен руководствоваться тремя основными взаимодополняющими друг друга принципами, такими как природосообразности, культуросообразности, гуманности [4].

Ребенок является развивающимся субъектом нравственности. Основываясь на своих ценностях, он строит не только отношения с отдельными людьми, но и с обществом в целом. Основа духовно-нравственного развития определяется миром взрослых, сверствников и личным. Для того что бы полноценно обеспечить духовно-нравственное развитие необходимо создать адекватную образовательную среду, в которой основополагающими являются цели и ценности жизни человека. Данное образовательное пространство должно способствовать реализации творческого и интеллектуального потенциала одаренного ребенка, при этом избегая односторонности развития, опасности искажения личностного развития, а также чрезмерности психической нагрузки. Эта среда должна включать определенные образовательные программы и методы поддержки детства направленные на гармонизацию отношений ребенка с миром, другими людьми и с самим собой; оптимизацию его духовного потенциала; создание детского игрового пространства для нравственного развитие личности ребенка; формирование таких чувств как общность, способность к сопереживанию и состраданию, радость успехам другого.

Литература:

  1. Джишкариани Т. Д. Духовно-нравственное воспитание в современной школе: учебно-методическое пособие для студентов направления подготовки Педагогическое образование/ Т. Д. Джишкариани. — Шуя: Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2016. — 151 с.
  2. Козырев Ф. Н. Оценка способности к нравственному суждению с помощью диагностического комплекса «ОНИКС»: апробация и первые результаты // Вопросы образования. — 2012 — № 3–141–164 с.
  3. Савенков А. И. Психология детской одаренности: учебник для бакалавриата и магистратуры / А. И. Савенков. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018.
  4. Созонова В. В. Духовно-нравственное воспитание одаренных детей // Педагогический опыт: теория, методика, практика: материалы IV Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 30 окт. 2015 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О. Н. Широков [и др.] — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — 362–364 с.
  5. Чухин С. Г. Основы духовно-нравственного воспитания школьников: учеб. пособие для академического бакалавриата / С. Г. Чухин, О. Ф. Левичев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 113 с.
  6. Шитякова Н. П. Духовно-нравственное воспитание школьников: проблемы, теории, технологии [Текст: учебное пособие / Н. П. Шитякова, И. В. Верховых. — Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. — 197 с.
  7. Распоряжение от 27 декабря 2018 года № 2950-р. Концепцией развития добровольчества (волонтёрства) в России до 2025 года предусматривается развитие методической, информационной, консультационной, образовательной и ресурсной поддержки деятельности по привлечению волонтёров к работе в учреждениях социального обслуживания населения, образования, здравоохранения, оказанию помощи при возникновении чрезвычайных ситуаций. http://static.government.ru/media/files/e6LFLgABRP4MyQ8mW7HClCGR8esYBYgq.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): духовно-нравственная одаренность, ребенок, большая мера, одаренный человек, ценность, адекватная образовательная среда, духовно-нравственное развитие, духовное развитие человека, современная Россия, современный мир.


Ключевые слова

развитие, личность, психолого-педагогическая работа, духовно-нравственная одаренность

Похожие статьи

Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников...

Проблема духовно-нравственного воспитания является очень актуальной в современном российском обществе. Россия лидирует среди большинства стран мира по показателям детского пьянства, наркомании, преступности, самоубийств.

Современная образовательная среда, как фактор...

Библиографическое описание: Моргун О. П. Современная образовательная среда, как фактор духовно-нравственного воспитания личности

К числу таких инновационных форм относится духовно-нравственное воспитание молодежи, направленное на использование культурного...

Духовно-нравственное воспитание одаренных детей...

В статье рассматривается система духовно-нравственного воспитания одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья

Одаренные дети — это дети, которых Бог одарил каким-либо талантом. Мои педагогические наблюдения показывают, что среди детей с ОВЗ...

Духовно-нравственное воспитание современного младшего...

Соответственно, духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения — важнейшая задача школы, поставленная в новом...

Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников...

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.

Духовно-нравственная парадигма в формировании ценностных...

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в...

Понятие и особенности духовно-нравственного развития...

Постоянно меняющиеся политические, социальные и экономические условия являются главенствующим фактором, влиянием которого обуславливается перенос интересов общества и целого государства на интересы отдельной личности.

Дети в современной России: духовно-нравственное воспитание

В условиях духовно-нравственного кризиса в российском обществе возрастает роль духовно-нравственного воспитания.

На конец 2013 года в России насчитывалось 643 757 сирот, большая часть которых жила в замещающих семьях – усыновлены, в приемных семьях...

Аспекты духовно-нравственного воспитания детей дошкольного...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников позволяет правильно сформировать семейные ценности, гражданскую позицию, мировоззрение и нравственные ориентиры. К аспектам такого воспитания можно подходить по разному, но результатом совместного...

Формирование духовно-нравственных основ личности ребенка

Вывод. Проблема духовно-нравственного развития подрастающего поколения является особенно актуальной и значимой, поскольку образ жизни современных людей, в том числе родителей, делает невозможным привлечение детей к истокам развития нравственности и...

Похожие статьи

Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников...

Проблема духовно-нравственного воспитания является очень актуальной в современном российском обществе. Россия лидирует среди большинства стран мира по показателям детского пьянства, наркомании, преступности, самоубийств.

Современная образовательная среда, как фактор...

Библиографическое описание: Моргун О. П. Современная образовательная среда, как фактор духовно-нравственного воспитания личности

К числу таких инновационных форм относится духовно-нравственное воспитание молодежи, направленное на использование культурного...

Духовно-нравственное воспитание одаренных детей...

В статье рассматривается система духовно-нравственного воспитания одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья

Одаренные дети — это дети, которых Бог одарил каким-либо талантом. Мои педагогические наблюдения показывают, что среди детей с ОВЗ...

Духовно-нравственное воспитание современного младшего...

Соответственно, духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения — важнейшая задача школы, поставленная в новом...

Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников...

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.

Духовно-нравственная парадигма в формировании ценностных...

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в...

Понятие и особенности духовно-нравственного развития...

Постоянно меняющиеся политические, социальные и экономические условия являются главенствующим фактором, влиянием которого обуславливается перенос интересов общества и целого государства на интересы отдельной личности.

Дети в современной России: духовно-нравственное воспитание

В условиях духовно-нравственного кризиса в российском обществе возрастает роль духовно-нравственного воспитания.

На конец 2013 года в России насчитывалось 643 757 сирот, большая часть которых жила в замещающих семьях – усыновлены, в приемных семьях...

Аспекты духовно-нравственного воспитания детей дошкольного...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников позволяет правильно сформировать семейные ценности, гражданскую позицию, мировоззрение и нравственные ориентиры. К аспектам такого воспитания можно подходить по разному, но результатом совместного...

Формирование духовно-нравственных основ личности ребенка

Вывод. Проблема духовно-нравственного развития подрастающего поколения является особенно актуальной и значимой, поскольку образ жизни современных людей, в том числе родителей, делает невозможным привлечение детей к истокам развития нравственности и...

Задать вопрос