Референдум как форма прямого народовластия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 октября, печатный экземпляр отправим 16 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (293) январь 2020 г.

Дата публикации: 20.01.2020

Статья просмотрена: 2601 раз

Библиографическое описание:

Саидахмедова, Г. Р. Референдум как форма прямого народовластия / Г. Р. Саидахмедова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 274-275. — URL: https://moluch.ru/archive/293/66508/ (дата обращения: 04.10.2024).



Одной из основных форм прямого народовластия является референдум. Согласно Федеральному конституционному закону от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 18.06.2017) «О референдуме Российской Федерации» референдум определяется как всенародное голосование граждан Российской Федерации по вопросам государственного значения. Принципами проведения референдума является всеобщее, прямое, равное, свободное и тайное волеизъявление граждан Российской Федерации. Право на участие в референдуме предусматривает определенные ограничения: граждане Российской Федерации, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, не имеют права участвовать в референдуме; не допускается участие иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных лиц, а также международных организаций и общественных движений в осуществлении различных действий, которые способствуют или препятствуют подготовке или проведению референдума. В соответствии со статьей 14 Федерального конституционного закона от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 18.06.2017) «О референдуме Российской Федерации» инициатива проведения референдума принадлежит: не менее чем двум миллионам граждан Российской Федерации, при условии, что на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами территории Российской Федерации имеют место жительства не более 50 тысяч из них; Конституционному Собранию — если предполагается вынесение на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации; федеральным органам государственной власти — в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации».

Формулировка вопроса, подлежащего решению на референдуме, называется формулой референдума. Голосование на референдуме осуществляется по принципу: «да» или «нет».

Как правило, выделяют следующие стадии проведения референдума: во-первых, необходима инициатива проведения референдума и его назначение; во-вторых, формирование «инфраструктуры» референдума, то есть составление списков участников референдума, а также образование участков для голосования и органов, которые проводят референдум; в-третьих, агитационная и разъяснительная кампания реалируется по тем же правилам, что и предвыборная агитация; в-четвертых, голосование проводится с помощью избирательных бюллетеней; в-пятых, подсчет голосов и установление результатов референдума.

Для проведения референдума Президент Российской Федерации издает указ о его назначении, в котором определяется дата проведения референдума, голосование может быть назначено на любой выходной день в течение от двух до трех месяцев со дня опубликования указа.

Статья 6 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» регулирует вопросы, которые выносятся на референдум и порядок их вынесения. В соответствии с данной статьей на референдум не выносятся вопросы, которые касаются изменения статуса субъекта(-ов), закрепленного Конституцией Российской Федерации; о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания, или о переносе срока проведения данных выборов; об избрании либо о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, которые замещают государственные должности; о принятии или изменении федерального бюджета, а также об исполнении или изменении внутренних финансовых обязательств Российской Федерации; о введении, изменении или отмене федеральных налогов и сборов, освобождении от их уплаты; об амнистии и о помиловании; о принятии чрезвычайных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

В соответствии со статьей 13 Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 N 67-ФЗ, референдум не назначается и не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации, а также на территории, на которой предполагается проведение референдума или на части данной территории. Референдум также не проводится в последний год полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы и в период избирательной кампании, которая проводится одновременно на всей территории России.

После подведения итогов голосования, Центральная комиссия референдума Российской Федерации признает референдум состоявшимся, в случае если в голосовании участвовали более половины граждан, которые имеют право на участие в референдуме Российской Федерации.

Решения, которые были приняты на референдуме, имеют обязательный характер для органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, а также всех иных субъектов, соответственно данные решения не нуждаются в утверждении какими-либо органами или должностными лицами. В случае, если для реализации решения референдума требуется издание дополнительных правовых актов, то органы государственной власти или органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит издание актов, обязаны их издать.

Классификация референдумов может осуществляться по различным основаниям. Во-первых, по предмету референдума, то есть по выносимому на него вопросу различаются конституционный, международно-правовой, законодательный, административный референдумы. Конституционный референдум проводится с целью внесения изменений в действующую Конституцию или принятия нового проекта Конституции. Проведение международно-правового референдума основывается на регулировании вопросов, связанных с международными отношениями. Законодательный референдум проводится с целью принятия законопроекта, внесения изменений, отмены действующих законов. Административный референдум может проводиться с целью изменения административно-территориального деления, а также досрочного прекращения полномочий должностных лиц. Во-вторых, по характеру юридической силы решения, которое было принято на референдуме, определяются консультативный и императивный референдумы. В-третьих, по территориальному признаку референдумы подразделяются на общегосударственные, региональные, местные. В соответствии с данным принципом законодательством России предусматриваются референдумы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и местный референдум.

Таким образом, референдум как важнейшая форма прямого народовластия обеспечивает возможность реализации волеизъявления народа, а также самостоятельного участия граждан в определении государственной политики.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 18.06.2017) «О референдуме Российской Федерации»
  3. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 N 67-ФЗ
  4. Конституционное право: учебник для бакалавров / отв. ред. К65 В. И. Фадеев. — Москва: Проспект, 2013.
  5. Чиркин В. Е. Указ. соч. С. 196–198.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, референдум, проведение референдума, административный референдум, голосование, государственная власть, лицо, местное самоуправление, орган, прямое народовластие.


Задать вопрос