Нейропсихологическая коррекция когнитивных функций пациентов после ОНМК на втором этапе медицинской реабилитации с помощью стабилотренажера ST-150 с программным обеспечением (биомера) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 марта, печатный экземпляр отправим 11 марта.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Иванова Н. В., Бондарев В. А., Корецкая Л. Р., Запорожец Н. В. Нейропсихологическая коррекция когнитивных функций пациентов после ОНМК на втором этапе медицинской реабилитации с помощью стабилотренажера ST-150 с программным обеспечением (биомера) // Молодой ученый. — 2020. — №3. — С. 103-105. — URL https://moluch.ru/archive/293/66475/ (дата обращения: 24.02.2020).



Снижение когнитивных функций наиболее распространенное последствие острых очаговых поражений головного мозга. Однако степень и скорость их восстановления в процессе реабилитации не одинакова и имеет диффузный характер. Ведущим направлением восстановления когнитивных процессов является — нейропсихологический подход. Разработанный алгоритм нейрокоррекционной работы имеет практическую значимость, что позволяет рекомендовать его для практического применения.

Ключевые слова: когнитивные функции человека, нейропсихологическая коррекция, стабилотренажер ST-150 с программным обеспечением (Биомера).

Острые сосудистые поражения головного мозга остаются одной из ведущих причин инвалидизации населения. Частота их проявления в современном мире продолжает расти. Независимо от этиологии, патогенеза, клиники и исхода состояние пациента после ОНМК объединяет фактор острого повреждения головного мозга. Что в свою очередь проявляется в виде изменений не только в двигательной, координаторной и чувствительной сферах, но и в виде стойкого снижения когнитивных функций пациента, и высокой степени декомпенсаторных реакций организма в раннем восстановительном периоде. В связи с чем возрастает актуальность разработки комплексных нейропсихологических программ восстановления когнитивных функций на последующих этапах реабилитации пациента. [1]

Процесс когнитивной реабилитации по мнению D. I. Kats 2008 г. должен быть представлен систематически применяемым комплексом лечебных воздействий, направленным на улучшение когнитивных функций и повышение возможности участия пациента в деятельности, ограниченной из-за расстройств когнитивной сферы. Когнитивные функции человека представлены процессами восприятия, осознания, переработки и запоминания информации, оперирование пространственными векторами информации (зрительный, кинестетический, слуховой гнозис), речевую деятельность, успешное социальное взаимодействие по средством использования имеющихся знаний. [1] Одним из самых эффективных методов восстановления когнитивных функций в рамках второго этапа реабилитации пациентов с ОНМК является программа нейропсихологических занятий в комплексе со стабилотренажером ST-150 с программным обеспечением (Биомера).

У пациентов после острого нарушения мозгового кровообращения наиболее часто диагностируются диффузные нарушения мнестических процессов по типу снижения проспективной памяти, в некоторых случаях развивается амнестический синдром (фиксационная амнезия), или состояние ретроградной амнезии или в виде антероградной амнезии.

Нарушение внимания у данной категории пациентов проявляется, в виде повышения уровня отвлекаемости и трудностях произвольной регуляции процесса активного внимания. [6]

Расстройства зрительного восприятия могут проявляться в нарушении узнавания знакомых предметов, лиц родственников или их фотографий; затруднении узнавания окружающих предметов; ухудшении ориентации в пространстве и собственном теле; нарушении оценки расстояния или глубины; невнимании к одной половине окружающего пространства или собственного тела. [6]

При нарушениях программирования и контроля страдают в разной степени формы повседневной, профессиональной и социальной активности. Данные функции служат основой для успешной произвольной регуляции деятельности человека; нередко у таких больных снижается критичность по отношению к имеющимся у них нарушениям когнитивных возможностей. Именно данный тип нарушений в значимой степени снижает продуктивность восстановительного процесса, качество жизни больных, а следовательно, и всей реабилитации пациента. Восстановление психических функций после перенесенных состояний ОНМК частично может происходить спонтанно, однако проведение нейропсихологической коррекции ускоряет данный процесс, а также помогает пациенту более быстро адаптироваться к новым условиям жизни и при условии когнитивного дефицита. [5]

При построении комплексной нейропсихологической программы коррекции когнитивных функций взяты основные принципы нейрореабилитации: дифференциация задач, методов и форм реабилитационной помощи в зависимости от стадии восстановления и состояния пациента; осуществление реабилитации мультидисциплинарной группой специалистов (в данном отделении невролог, медицинский психолог, логопед, медицинская сестра, врач-лфк, физиотерапевт); объединение усилий специалистов и родственников больного; постановка важных для больного, достижимых, определенных во времени и измеримых целей реабилитации; оценка эффективности реабилитационного процесса каждым специалистом; выработка дальнейших рекомендаций для пациента при завершении реабилитационного курса. [2]

Основными стратегиями в процессе реализации комплексной нейропсихологической программы коррекции когнитивных функций являются:

1) содействие естественному восстановлению психических функций;

2) восстановительные тренировки, как отдельных когнитивных функций, так и повседневных навыков социального взаимодействия;

3) обучение больного стратегиям компенсации, дефицитарных компонентов когнитивных функций, так и ограничений повседневной активности;

4) использование внешних компенсаторных устройств и посторонней помощи; [2]

После проведения нейропсихологической диагностики и составления динамического заключения о состоянии высших психических функций пациента после ОНМК, составляется индивидуальная нейропсихологическая программа коррекции когнитивных функций в комплексе с стабилотренажером ST-150 с программным обеспечением (Биомера).

Курс индивидуальной нейрокоррекционной программы — 10 занятий (5 дней в неделю), которые разбиты на 3 этапа. Продолжительность одного занятия — 30 минут.

Первый этап нейропсихологической работы включает в себя клиническую беседу и наблюдение за поведением пациента при выполнении простейших заданий. В первичном контакте основные усилия медицинского психолога направляются на создание доверительных отношений. Кроме того, проводится подробный анализ информации о переживаниях, жалобах, связанных с началом заболевания и субъективно выделяемых больными возможных причинах заболевания. Выясняются данные об отношении к болезни, своему состоянию, профессиональным и жизненным перспективам, отношениях с членами семьи и др.

На втором этапе нейропсихологической работы проводится нейропсихологическая диагностика актуального состояния высших психических функций, включающая личностно-ориентированную и симптом-ориентированную психологическую диагностику. На основе полученных данных, при согласовании с неврологом и логопедом, составляется комплексная нейропсихологическая программа коррекции когнитивных функций, дополняющая комплексную медикаментозную терапию, с выделением основных мишеней реабилитационного воздействия.

Стоит отметить значимую степень повышения эффективности медицинской и социальной реабилитации пациентов после ОНМК после учета стабильности актуального психоэмоционального состояния; активное содействие родственников в формировании ответственного отношения к собственному лечению пациентов после ОНМК. Данная психопрофилактическая работа способствует достижению позиции сотрудничества, принятия личной ответственности за выполнение рекомендаций и назначений медицинского персонала, повысить уровень мотивации в восстановлении состояния собственного здоровья.

На третьем этапе нейропсихологической коррекции когнитивных функций проводится психопрофилактическая работа по стабилизации эмоционального фона, включающая снижение уровня тревоги, депрессии, беспокойства, проработку страхов; активацию внутренних ресурсов; коррекцию иррациональных установок по отношению к себе, болезни и лечению; выработку навыка планирования собственной деятельности, построение жизненной перспективы. [1] В комплексе и по итогам психопрофилактической работой составляется комплексная нейропсихологическая программа коррекции когнитивных функций с использованием стабилотренажера ST-150 с программным обеспечением (Биомера). Программа строится медицинским психологом, в зависимости от степени повреждения высших психических функций, зоны поражения головного мозга и характера возникающих симптомов. Основными компонентами программы являются следующие виды упражнений: дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, артикуляционная гимнастика, упражнения по развитию мелкой и крупной моторики, упражнения на восстановление пространственного гнозиса, упражнения восстанавливающие нейродинамические и мнестические процессы, а так же комплексы упражнений по развитию коммуникативных функций и способствующих восстановлению когнитивных функций.

В целом каких-либо однотипных стандартных программ восстановления когнитивных функций у пациентов после ОНМК не может быть предложено, в связи с симптоматическим многообразием и индивидуальными особенностями течения спонтанного восстановления.

Залогом эффективности проведения коррекционной реабилитации является «личностный фактор» — знания, умения и самоотверженность членов реабилитационной бригады. Их стремление объединять усилия непосредственно с больным и поддержать высокий уровень мотивации родственников при участии в нейрокоррекционном процессе, понимание важности стимуляции положительных эмоций пациента, повышения его самооценки и мотивации к собственному активному участию в реабилитационном процессе.

Литература:

1. Григорьева В. Н. Ковязина М. С. Тхостов А. Ш. Когнитивная реабилитация больных с инсультом и черепно-мозговой травмой. –Нижний Новгород.:Изд-во НижГМИ, 2013.-324с.

2. Исанова В. А. Нейрореабилитация.- Казань, 2004.-288 с.

3. Исанова В. А. Медико-социальная реабилитация в условиях многоаспектных реабилитационных учреждений. — Казань, Бриг,2006–284 с.

4. Коган О. Г., Найдин В. Л. Медицинская реабилитации в неврологии и нейрохирургии.- М.: Медицина, 1988.-304 с.

5. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека./А. Р. Лурия, — М: Медицина,- 1969.- 258 с.

6. Лурия А. Р. высшие корковые функции человека их нарушения при,/// — М.: Академический проект. -512с.

7. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза./ А. В. Семенович. — М. Изд-во МГУ, 2008.

8. Харди И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными./ И. Харди. — Будапешт. Изд-во Академии наук Венгрии, 1988.

Основные термины (генерируются автоматически): функция, программное обеспечение, комплексная нейропсихологическая программа, нейропсихологическая коррекция, психопрофилактическая работа, нейропсихологическая работа, нейропсихологическая диагностика, медицинский психолог, головной мозг, когнитивная функция человека.


Похожие статьи

Метод нейропсихологической коррекции детей...

Метод нейропсихологической коррекции детей с ограниченными возможностями. Автор: Салихзянова Лейсан Илгизовна.

На основе теоретических и научно-прикладных исследований была разработана интегративная программа «Комплексное нейропсихологическое...

Нейропсихологический подход к реабилитации пациентов...

Острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК) — одна из ведущих причин смертности и инвалидности в России. В последние годы в нашей стране ежегодно регистрируется более 450 тыс. инсультов [1]. При этом наблюдается «омоложение» инсульта с увеличением его...

Телесно-ориентированные практики в работе с детьми.

Нейропсихологическая диагностика — это исследование психических процессов с помощью набора специальных проб с целью квалификации и количественной характеристики нарушений ВПФ и установления связи выявленных дефектов/особенностей с патологией или...

Нейропсихологическая диагностика общего недоразвития речи...

Ключевые слова: нейропсихологическая коррекция, общее недоразвитие речи (ОНР), нейропсихологическая диагностика. На сегодняшний день остро обозначилась проблема нарушений речи у детей, а значит и путей ее коррекции.

Нейропсихологический подход к изучению патогенеза дисграфии

Поэтому нейропсихологический подход к исследованию механизмов дисграфии в настоящее время

Комплексный нейропсихологический подход к преодолению афазии у детей с

При работе над третьим блоком мозга используется когнитивная программа коррекции для...

Сравнение патопсихологических и нейропсихологических...

На сегодняшний день психиатрическая практика предполагает всё более расширенное участие психологов в решении отдельных вопросов. Таковыми являются, в первую очередь, дифференциальная диагностика психических заболеваний...

Коррекционная работа с дошкольниками как процесс...

Стержнем коррекционной программы является нейропсихологический подход, на основе которого строится комплексная методика коррекции

Коррекционная работа по данной программе осуществляется в ходе непосредственно образовательной деятельности, а также в...

Нейропсихологические занятия с детьми по методу...

Занятия по нейропсихологической коррекции рекомендуются детям, имеющим следующие проблемы

В свою очередь межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы

Программа нейропсихологического сопровождения развития детей по методу...

Развитие управляющих функций мозга: вклад в школьное...

Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших

Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.

школьное благополучие, нейропсихологический подход, функциональный блок мозга, управляющие функции мозга...

Когнитивные нарушения у больных с нарушениями мозгового...

Постинсультными когнитивными нарушениями называют снижение когнитивных функций

Программа психологической коррекции. Начальный этап: установление продуктивного контакта, сбор

Альбом «Нейропсихологическая диагностика», Москва Издательство: Институт...

Похожие статьи

Метод нейропсихологической коррекции детей...

Метод нейропсихологической коррекции детей с ограниченными возможностями. Автор: Салихзянова Лейсан Илгизовна.

На основе теоретических и научно-прикладных исследований была разработана интегративная программа «Комплексное нейропсихологическое...

Нейропсихологический подход к реабилитации пациентов...

Острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК) — одна из ведущих причин смертности и инвалидности в России. В последние годы в нашей стране ежегодно регистрируется более 450 тыс. инсультов [1]. При этом наблюдается «омоложение» инсульта с увеличением его...

Телесно-ориентированные практики в работе с детьми.

Нейропсихологическая диагностика — это исследование психических процессов с помощью набора специальных проб с целью квалификации и количественной характеристики нарушений ВПФ и установления связи выявленных дефектов/особенностей с патологией или...

Нейропсихологическая диагностика общего недоразвития речи...

Ключевые слова: нейропсихологическая коррекция, общее недоразвитие речи (ОНР), нейропсихологическая диагностика. На сегодняшний день остро обозначилась проблема нарушений речи у детей, а значит и путей ее коррекции.

Нейропсихологический подход к изучению патогенеза дисграфии

Поэтому нейропсихологический подход к исследованию механизмов дисграфии в настоящее время

Комплексный нейропсихологический подход к преодолению афазии у детей с

При работе над третьим блоком мозга используется когнитивная программа коррекции для...

Сравнение патопсихологических и нейропсихологических...

На сегодняшний день психиатрическая практика предполагает всё более расширенное участие психологов в решении отдельных вопросов. Таковыми являются, в первую очередь, дифференциальная диагностика психических заболеваний...

Коррекционная работа с дошкольниками как процесс...

Стержнем коррекционной программы является нейропсихологический подход, на основе которого строится комплексная методика коррекции

Коррекционная работа по данной программе осуществляется в ходе непосредственно образовательной деятельности, а также в...

Нейропсихологические занятия с детьми по методу...

Занятия по нейропсихологической коррекции рекомендуются детям, имеющим следующие проблемы

В свою очередь межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы

Программа нейропсихологического сопровождения развития детей по методу...

Развитие управляющих функций мозга: вклад в школьное...

Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших

Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.

школьное благополучие, нейропсихологический подход, функциональный блок мозга, управляющие функции мозга...

Когнитивные нарушения у больных с нарушениями мозгового...

Постинсультными когнитивными нарушениями называют снижение когнитивных функций

Программа психологической коррекции. Начальный этап: установление продуктивного контакта, сбор

Альбом «Нейропсихологическая диагностика», Москва Издательство: Институт...

Задать вопрос