Влияние неблагоприятных метеоявлений на риск возникновения транспортных происшествий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №3 (293) январь 2020 г.

Дата публикации: 18.01.2020

Статья просмотрена: 804 раза

Библиографическое описание:

Биндина, В. В. Влияние неблагоприятных метеоявлений на риск возникновения транспортных происшествий / В. В. Биндина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 30-33. — URL: https://moluch.ru/archive/293/66438/ (дата обращения: 26.04.2024).



Статья посвящена проблемам прогнозирования роста числа ДТП в зависимости от погодных условий. Проведены исследования зависимостей на основании многолетних данных и проверки выдвинутых гипотез с применением критерия согласия Пирсона.

Ключевые слова: ДТП, риск аварий, неблагоприятные метеоявления, предупреждение, критерий согласия.

Приоритетной задачей МЧС России на 2019 год, обозначенной Министром Евгением Зиничевым, стала реализация комплексного подхода в вопросах предупреждения чрезвычайных ситуаций (ЧС) с применением современных методов и способов раннего выявления опасности и угроз. По данным Министерства за 2018 год из 717 погибших в 266 чрезвычайных ситуациях 71 % стали жертвами в техногенных ЧС. В связи с этим предотвращение аварий и катастроф на транспорте является важным направлением работы для подразделений ведомства. Вопросы обеспечения транспортной безопасности распределены по зонам ответственности между федеральными органами исполнительной власти по видам транспорта — Росжелдором, Росавиацией, Росморречфлотом, Росавтодором, общее государственное управление осуществляется Министерствами внутренних дел, транспорта и Ространснадзором.

Наиболее часто встречающимися транспортными происшествиями являются аварии (катастрофы) на автодорогах. Так, в соответствии с официальной статистикой ГИБДД в 2018 г. зафиксировано 168 099 ДТП, в которых погибло 18 214 человек [2]. Несмотря на общее снижение показателей относительно 2017 года, Ленинградская область в 2018 году заняла 8 место среди субъектов с наибольшим ростом количества ДТП с особо тяжкими последствиями. В соответствии со статистическим учётом участия пожарно-спасательных подразделений в ликвидации последствий ДТП в 2018 году на территории области также наблюдалось увеличение количества реагирований.

Помимо сбора данных о количестве ДТП, погибших и спасённых, специалисты центров управления в кризисных ситуациях Главных управления МЧС России по субъектам, исходя из метеорологических прогнозов и предупреждений об опасных и неблагоприятных метеоявлениях, предоставляемых филиалами Росгидромета, формируют и доводят до руководства и взаимодействующих структур прогнозы возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, в том числе крупных ДТП и затруднений в движении по автодорогам. Анализ таких видов ДТП и учёт основных показателей аварийности по различным погодным факторам позволяет повысить точность прогнозов возникновения ДТП с целью уменьшения масштабов и рисков их возникновения.

Как известно, одной из особенностей умеренного климата Ленинградской области является существенная изменчивость погоды, что сильно усложняет прогнозирование. На территории региона наблюдаются практически все опасные и неблагоприятные метеоявления, такие как сильный и шквалистый ветер, достигающий в порывах более 25 м/с и более, интенсивные обильные осадки в виде дождя и снега, сильный гололед, сильный туман, с видимостью 50 м и менее, влияющие на увеличение риска возникновения аварий и катастроф на транспорте.

В последние годы возросли требования к использованию научных методов обработки статистических данных и приложению теории принятия статистических гипотез, значимых при прогнозировании и проведении превентивных мероприятий в деятельности подразделений МЧС России. Возможны несколько вариантов гипотез, в зависимости от задач, которые возникают в практике работы подразделений МЧС при реагировании на ДТП. Для установления влияния различных неблагоприятных (опасных) метеоявлений на количество ДТП с пострадавшими на территории Ленинградской области были проведены исследования и выдвинуты гипотезы. С целью их проверки актуально использование непараметрического критерия χ2 Пирсона (критерия согласия), расчетная формула которого имеет вид:

где fЭэмпирическая частота, fТтеоретическая частота, k — количество разрядов признака.

Метеорологические условия оказывают большое влияние на движение автотранспортных средств, часто осложняя или даже останавливая движение. С одной стороны, часть водителей, при ухудшении дорожных условий могут отказаться от использования личного автотранспорта, либо снизить среднюю скорость движения, что должно способствовать снижению числа крупных ДТП с пострадавшими. С другой стороны, недостаточная видимость, плохое сцепление с дорожным покрытием, ухудшение самочувствия водителей может привести к катастрофам с большим числом человеческих жертв. С целью определить наличие зависимости количества ДТП от погодных условий было проведено 2 исследования.

В первом исследовании проводилось изучение влияния неблагоприятных (опасных) метеорологических явлений (НЯ/ОЯ) на увеличение количества ДТП с пострадавшими. Для расчетов были выбраны данные о количестве ЧС и происшествий с автотранспортом на территории Ленинградской области в период с 2012 по 2018 года и количестве объявленных неблагоприятных (опасных) метеорологических явлений за I квартал 2019 года по данным ФГБУ «Северо-Западное УГМС». Для проверки полученных эмпирических распределений использовалась четырехпольная таблица сопряжённости 1.

Таблица 1

Данные за 1 кв. 2019 года.

ДТП спострадавшими

ДТП без пострадавших

Всего

НЯ/ОЯ наблюдаются

31

126

157

НЯ/ОЯ не наблюдаются

44

335

379

Всего

75

461

536

Рассчитанное эмпирическое значение критерия, равное 6,1057, оказалось больше критического, что означало обоснованность вывода о зависимости частоты случаев ДТП с пострадавшими от объявленного неблагоприятного (опасного) явления при 5 %-ом уровне значимости.

Второе исследование было направлено на определение влияния различных метеорологических явлений на ожидаемое количество ДТП. Для наблюдения были взяты три месяца с наиболее переменчивой погодой, которая может оказать влияние на увеличение числа ДТП (февраль, май и сентябрь). Наблюдавшуюся по факту частоту появления ДТП в 2018 году и прогнозируемую частоту ДТП в 2019 году (на основании средних значений за 5 лет) отразим в таблице 2.

Таблица 2

Таблица согласованности эмпирических итеоретических распределений

ДТП в 2018 году, (fэ)

ДТП в 2019 году, (fт)

Снег

109

118

Дождь

115

97

Ветер

92

89

Туман

76

73

Солнечно

102

117

Полученное значение критерия Пирсона χ2 = 6,1741 позволяет сделать вывод, что достоверных различий между ожидаемым количеством ДТП в зависимости от природных явлений и их реальными количеством нет.

Поскольку критерий χ2 не требует наличия нормального распределения частот в выборке данных (преобладания средних значений), то он может быть использован для анализа любых частотных распределений. В силу возможности сопоставления распределений двух и более альтернатив, он обладает высокой универсальностью среди статистических критериев, несмотря на потерю части первоначальной информации, связанной с необходимостью группировки результатов наблюдений в интервалы и объединения отдельных интервалов с малым числом наблюдений.

Обе рассмотренные практико-ориентированные на проблемы деятельности подразделений МЧС задачи показали наличие зависимостей, что даёт возможность сотрудникам МЧС на основании ежесуточных оперативных прогнозов Росгидромета и предупреждений об опасном или неблагоприятном метеоявлении, а также на основании многолетней статистики прогнозировать увеличение или уменьшение дорожно-транспортных происшествий. Предотвращение ДТП, которые по прогнозам Всемирной организации здравоохранения к 2030 году могут стать 7-й причиной человеческой смертности, является одной из важных задач МЧС и эквивалентно снижению количество аварий или риска их возникновения.

Литература:

  1. Гмурман В. Е. Теория вероятностей и математическая статистика: учеб. пособие. — 12-е изд., перераб. — М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. — 479 с.
  2. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 12 месяцев 2018 года. Информационно-аналитический обзор. — М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2018, 18 с.
  3. Прогнозы [Электронный ресурс] // Главное управление МЧС России по Ленинградской области [сайт]. [2018–2019]. URL: https://47.mchs.gov.ru/deyatelnost/press-centr/operativnaya-informaciya/prognozy (дата обращения: 17.10.2019–06.12.2019).
  4. Холлендер М., Вульф Д. Непараметрические методы статистики / Пер. с англ. Д. С. Шмерлинга. М.: Финансы и статистика, 1983. — 518 с.
  5. Энатская Н. Ю. Теория вероятностей и математическая статистика для инженерно-технических направлений. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 399 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ДТП, критерий согласия, Ленинградская область, данные, пострадавший, явление.


Ключевые слова

предупреждение, ДТП, риск аварий, неблагоприятные метеоявления, критерий согласия

Похожие статьи

О некоторых аспектах аварийности в Ленинградской области...

На основе статистики ДТП, произошедших в Ленинградской области и в целом по России

По данным всемирной организации здравоохранения на нашей планете каждые 24 секунды в

На региональных и федеральных дорогах Ленинградской области в ДТП погибло 366 человек (83...

К вопросу о применении логистических решений при устранении...

Цель статьи — рассмотреть варианты применения логистических решений для устранения последствий ДТП. Рассмотрены различные варианты решения данной проблемы, такие как применение беспилотных летательных аппаратов, монорельсовой системы, системы...

К вопросу об осмотре места дорожно-транспортного происшествия

К обстоятельствам, подлежащим установлению при расследовании дорожно-транспортных происшествий (далее — ДТП), относятся: характер происшедшего (преступление, несчастный случай, стихийное бедствие); время, место и другие обстоятельства ДТП...

Анализ дорожно-транспортных происшествий на перекрестках...

Анализ данных о ДТП имеет важное значение, как основа для принятия решений в сфере

Задачи решаемы на основе анализа данных об совершенных ДТП, кроме задач улучшения

В УГИБДД УМВД по Оренбургской области в г. Оренбург основной причиной ДТП называют не...

Проблемы роста числа аварий с участием общественного...

4) Аварии на крупных магистралях с участием общественного транспорта происходят реже, чем на некрупных дорогах, но характеризуются большим числом пострадавших. При анализе дорожно-транспортного происшествия используются методы: ‒ Количественный метод.

Структура травматических повреждений у детей, пострадавших...

По примерным подсчетам на основании статистических данных, передаваемых странами-членами ВОЗ, летальность при ДТП достигает до 1,2

Проведен анализ 100 историй болезни случаев травматических повреждений у детей с 12 до 18 лет, пострадавших вследствие ДТП...

Актуальные проблемы, возникающие при рассмотрении дел...

В некоторых случаях данные выезды не целесообразны, так как ДТП могло произойти несколько лет назад и визуально определить место ДТП становится невозможным. Напомним, что согласно ст. 196 ГК РФ срок исковой давности по данной категории дел, составляет три года.

Психологические особенности водителя, как фактор безопасности...

В психофизиологических исследованиях критериями оценки влияния различных дорожных условий на водителя являются значения психофизиологических показателей, соответствующие оптимальному уровню эмоционального напряжения.

База данных радиационного мониторинга на территориях...

В статье приводится краткое описание базы данных радиационного мониторинга в сельском хозяйстве на территориях РФ, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС (Брянская, Калужская, Тульская и Орловская области).

Проблемы аварийности на дорогах города Владивостока и пути ее...

Статья посвящена рассмотрению такой значимой социально-экономической проблемы, как безопасность дорожного движения. Особое внимание уделено аварийности в городе Владивостоке. Анализируется статистика аварий за несколько лет.

Похожие статьи

О некоторых аспектах аварийности в Ленинградской области...

На основе статистики ДТП, произошедших в Ленинградской области и в целом по России

По данным всемирной организации здравоохранения на нашей планете каждые 24 секунды в

На региональных и федеральных дорогах Ленинградской области в ДТП погибло 366 человек (83...

К вопросу о применении логистических решений при устранении...

Цель статьи — рассмотреть варианты применения логистических решений для устранения последствий ДТП. Рассмотрены различные варианты решения данной проблемы, такие как применение беспилотных летательных аппаратов, монорельсовой системы, системы...

К вопросу об осмотре места дорожно-транспортного происшествия

К обстоятельствам, подлежащим установлению при расследовании дорожно-транспортных происшествий (далее — ДТП), относятся: характер происшедшего (преступление, несчастный случай, стихийное бедствие); время, место и другие обстоятельства ДТП...

Анализ дорожно-транспортных происшествий на перекрестках...

Анализ данных о ДТП имеет важное значение, как основа для принятия решений в сфере

Задачи решаемы на основе анализа данных об совершенных ДТП, кроме задач улучшения

В УГИБДД УМВД по Оренбургской области в г. Оренбург основной причиной ДТП называют не...

Проблемы роста числа аварий с участием общественного...

4) Аварии на крупных магистралях с участием общественного транспорта происходят реже, чем на некрупных дорогах, но характеризуются большим числом пострадавших. При анализе дорожно-транспортного происшествия используются методы: ‒ Количественный метод.

Структура травматических повреждений у детей, пострадавших...

По примерным подсчетам на основании статистических данных, передаваемых странами-членами ВОЗ, летальность при ДТП достигает до 1,2

Проведен анализ 100 историй болезни случаев травматических повреждений у детей с 12 до 18 лет, пострадавших вследствие ДТП...

Актуальные проблемы, возникающие при рассмотрении дел...

В некоторых случаях данные выезды не целесообразны, так как ДТП могло произойти несколько лет назад и визуально определить место ДТП становится невозможным. Напомним, что согласно ст. 196 ГК РФ срок исковой давности по данной категории дел, составляет три года.

Психологические особенности водителя, как фактор безопасности...

В психофизиологических исследованиях критериями оценки влияния различных дорожных условий на водителя являются значения психофизиологических показателей, соответствующие оптимальному уровню эмоционального напряжения.

База данных радиационного мониторинга на территориях...

В статье приводится краткое описание базы данных радиационного мониторинга в сельском хозяйстве на территориях РФ, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС (Брянская, Калужская, Тульская и Орловская области).

Проблемы аварийности на дорогах города Владивостока и пути ее...

Статья посвящена рассмотрению такой значимой социально-экономической проблемы, как безопасность дорожного движения. Особое внимание уделено аварийности в городе Владивостоке. Анализируется статистика аварий за несколько лет.

Задать вопрос