Значение профессионально-личностной характеристики врача для пациента | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 марта, печатный экземпляр отправим 11 марта.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Холикова А. А., Бобокалонов Р. В., Орлова А. А. Значение профессионально-личностной характеристики врача для пациента // Молодой ученый. — 2020. — №3. — С. 115-116. — URL https://moluch.ru/archive/293/66424/ (дата обращения: 23.02.2020).



В статье авторы исследуют психологические и социальные факторы, влияющие на выбор пациентами врача-стоматолога.

Ключевые слова: пациент, имидж врача, стоматология, критерии выбора

Актуальность. Внастоящее время стоматология одна из наиболее динамично развивающихся отраслей медицины, рынок стоматологических услуг постоянно расширяется и врач-стоматолог, работая в условиях высокой конкуренции, чтобы быть востребованным должен не только обладать профессиональными знаниями и навыками, но и учитывать предпочтения пациентов, касающихся как его облика, так и личностных качеств. Одними из критериев выбора, рассмотренных авторами [1–3], стали отзывы пациентов о враче, внешний вид персонала, умение врача-стоматолога выслушать пациента.

Данная тема актуальна, не только для практикующих врачей, но и для студентов-стоматологов, обучающихся правилам этикета в профессиональной деятельности медицинского работника с привитием волевых, интеллектуальных, эмоционально-нравственных качеств будущего врача.

Цель исследования: изучить наиболее важные критерии выбора пациентами врача-стоматолога с учетом психологических и социальных факторов.

Материал иметоды исследования. Для достижения поставленной цели провели интервьюирование пациентов стоматологической поликлиники № 1 (32 чел. — 16 жен., 16 муж.) и стоматологической поликлиники № 2 (34 чел. — 18 жен., 16 муж). В работе применили авторскую анкету, включающую 10 вопросов, которые позволили определить значимость для пациентов при выборе врача-стоматолога таких социальных и психологических факторов как пол и возраст, внешний вид, униформа и наличие бейджа; выявить наиболее значимые личные качества стоматолога и оценить актуальность различных источников информации о враче-стоматологе.

Результаты исследования. Анализ результатов анкетирования показал, что возраст врача-стоматолога имеет значение для 26 % опрошенных, из них 76,5 % выбирают врача старше 35–40 лет, и 23,5 % младше данного возраста. 53 % опрошенных не считают возраст фактором, влияющим на мастерство стоматолога и 21 %, при выборе врача-стоматолога, ориентируются на другие критерии.

Пол, как значимый фактор при выборе врача-стоматолога, отметили 18 % пациентов. При этом 66,6 % предпочитают обращаться к стоматологу женщине. Большинство пациентов, участвовавших в анкетировании, отметили, что не обращают внимания на пол врача, так как считают, что пол не влияет на мастерство (65 %) или выбирают по другим критериям (17 %).

При оценке внешнего вида врача-стоматолога большинство пациентов отметили отрицательное отношение к наличию у врача татуировок, пирсинга и ярко окрашенных волос (42 %); 32 % опрошенных придерживаются мнения, что это личное дело доктора. Не влияющим на профессионализм фактором, считают внешний вид 17 % респондентов, для 9 % опрошенных внешний вид не является фактором, влияющим на выбор стоматолога.

Отношение пациентов к наличию у врача бейджа распределилось следующим образом: лишь 12 % из них считают его необязательным элементом униформы. Большинство участников анкетирования (38 %) напротив, относятся к бейджу как к обязательной части формы стоматолога, так как хотят иметь возможность обратиться к врачу по имени и отчеству. 28 % интервьюируемых отметили, что бейдж — показатель имиджа клиники, 11 % также считают ношение бейджа обязательным, так как хотят знать должность сотрудника поликлиники, с которым контактируют по тем или иным вопросам. Часть респондентов считают бейдж малозначительной частью униформы, но отмечают благоприятное впечатление, которое производит его наличие (11 %).

Один из вопросов нашего исследования — отношение пациентов к униформе врача-стоматолога. Подавляющее большинство респондентов считает белый халат лучшим её вариантом (57 %); видеть врача в ярком цветном костюме предпочитают 17 % опрошенных. 20 % безразлична униформа стоматолога, главным для них является профессионализм врача. Некоторые из пациентов (6 %) отмечают, что чувство страха перед стоматологическим вмешательством мешает им обратить внимание на то, как одет врач.

Следующий вопрос, рассмотренный нами в ходе исследования — актуальность различных источников информации о враче-стоматологе для пациентов стоматологических поликлиник № 1 и № 2. Согласно результатам анкетирования, важнейшим из них являются советы родственников, друзей и знакомых (81 %). Отзывы в интернет-источниках интересуют 6 % опрошенных, также как и информация о враче, размещенная на сайте клиники. Часть респондентов (7 %) отметили, что не интересуются информацией о докторе и записываются к любому свободному врачу.

Из приведенных в анкете личных качеств, как наиболее важные для стоматолога, пациенты отметили: аккуратность — 82 %, доброжелательность — 59 %, терпение — 51 % и трудолюбие — 30 %.

Личные качества, также как и хорошие отзывы о враче-стоматологе, по итогам анкетирования стали наиболее значимыми критериями при выборе врача-стоматолога, их отметили 26 % и 55 % опрошенных соответственно. На внешний вид ориентируются 16 % респондентов, на возраст лишь 3 %.

Выводы. Анализ полученных результатов позволил определить наиболее важные критерии выбора пациентами врача-стоматолога с учетом психологических и социальных факторов. Нами были сделаны следующие выводы: представление о враче-стоматологе складывается у пациента еще до первого обращения за помощью — в основном, при общении с родными, друзьями и знакомыми. Окончательно мнение о враче формируется во время первого посещения, при личном контакте пациента с врачом-стоматологом. При этом пациент предпочитает видеть ухоженного и аккуратного врача, без татуировок, пирсинга и ярко окрашенных волос; в белом халате, к которому прикреплен бейдж с именем и должностью. При этом важно чтобы стоматолог проявил доброжелательность и терпение, был аккуратен и трудолюбив.

Литература:

  1. Левина В. Н. Личностные качества врача в сотрудничестве с пациентом: учебное пособие / В. Н. Левина. — Ижевск, 2016. — 60 с.
  2. Образ идеального врача — стоматолога / Т. Н. Кривенцева [и др.] // Материалы международной студенческой научной конференции «Перспективы современной стоматологии», 2018. — С. 48–52.
  3. Предпочтения и сложности, возникающие у пациентов при выборе лечащего врача-стоматолога и стоматологической организации / И. П. Артюхов [и др.] // Электронный научный журнал «Социальные аспекты здоровья населения», 2016. — С. 1–12.
Основные термины (генерируются автоматически): критерий выбора, внешний вид, выбор врача-стоматолога, пациент, врач, пациент врача-стоматолога, белый халат, различный источник информации, большинство пациентов, стоматологическая поликлиника.


Похожие статьи

Критерии оценки стоматологической помощи населению

Объективное изучение стоматологического здоровья, объема и качества работы врача-стоматолога позволит рационально

В 2011 году показатель числа пломб в день составил 13,0. Довольно высокой является и нагрузка врача-стоматолога -18,8 человек в день.

Страхование врачебной ошибки как организационно-правовая...

У пациента возникла мотивация и право на получение высокого уровня обслуживания и современного стоматологического сервиса, качественной стоматологической услуги. Очевидно, что роль врача-стоматолога перестает быть узкопрофессиональной, а...

Тактика стоматолога при работе с пациентами, имеющими...

Препаратами выбора при аллергии у пациента на растворы анестетиков с сосудосуживающим компонентом являются выпускаемые без вазоконстриктора 3 % р-р мепивакаина (скандонест, мепивастезин) или 4 % р-р артикана [1]. Как правило, стоматолог не обладает достаточной...

Вопросы этики и деонтологии в практике врача-стоматолога

В настоящее время деятельность врача-стоматолога выходит далеко за пределы лишь поддержания благополучного состояния полости рта населения. Расширяется перечень стоматологических специальностей, происходят гендерно-возрастные перестройки...

Роль этики и деонтологии в подготовке детского...

Врач-стоматолог, посвятив свою трудовую деятельность лечению детей, должен обладать

Для ребенка имеет значение все: внешний вид врача, состояние его рабочего места

Среди различных форм учебной и воспитательной работы в вузе ведущее место отводится лекциям.

Стоматологический статус пациентов с онкогематологическими...

Стоматологический статус пациентов с онкогематологическими заболеваниями и рекомендации по гигиеническому уходу.

Важное значение в работе врача-стоматолога с этой группой больных отводится ранней первичной профилактике кариеса зубов и заболеваний...

Потребность в стоматологической помощи лиц преклонного...

Из всех видов стоматологических манипуляций наиболее частой является удаление зубов.

Установлено, что в большинстве случаев стоматологическая патология является застарелой и запущенной.

На этапе оказания паллиативной помощи врачам- терапевтам нельзя...

Маркетинг в стоматологической организации | Статья в журнале...

квалификационные кадры врачей-стоматологов; ориентация на систему управления качеством

Активизация профессиональной деятельности Ассоциации врачейстоматологов города

планирование потока пациентов к специалистам различного профиля

Совершенствование этики и деонтологии в сестринском процессе

Ключевые слова: этика, деонтология, медсестра, врач, пациент.

На вопрос о том, что входит в понятие этики и деонтологии сестринского дела врачи ответили в первую очередь — культура общения, внешний вид — 20

Вопросы этики и деонтологии в практике врача-стоматолога.

Мотивация обращения пациентов за пародонтологической...

В статье проведен анализ мотивации обращаемости пациентов за пародонтологической помощью в зависимости от социально-экономического положения, уровня образования и гендерных признаков. Так как заболевания пародонта занимают одно из ведущих мест среди...

Похожие статьи

Критерии оценки стоматологической помощи населению

Объективное изучение стоматологического здоровья, объема и качества работы врача-стоматолога позволит рационально

В 2011 году показатель числа пломб в день составил 13,0. Довольно высокой является и нагрузка врача-стоматолога -18,8 человек в день.

Страхование врачебной ошибки как организационно-правовая...

У пациента возникла мотивация и право на получение высокого уровня обслуживания и современного стоматологического сервиса, качественной стоматологической услуги. Очевидно, что роль врача-стоматолога перестает быть узкопрофессиональной, а...

Тактика стоматолога при работе с пациентами, имеющими...

Препаратами выбора при аллергии у пациента на растворы анестетиков с сосудосуживающим компонентом являются выпускаемые без вазоконстриктора 3 % р-р мепивакаина (скандонест, мепивастезин) или 4 % р-р артикана [1]. Как правило, стоматолог не обладает достаточной...

Вопросы этики и деонтологии в практике врача-стоматолога

В настоящее время деятельность врача-стоматолога выходит далеко за пределы лишь поддержания благополучного состояния полости рта населения. Расширяется перечень стоматологических специальностей, происходят гендерно-возрастные перестройки...

Роль этики и деонтологии в подготовке детского...

Врач-стоматолог, посвятив свою трудовую деятельность лечению детей, должен обладать

Для ребенка имеет значение все: внешний вид врача, состояние его рабочего места

Среди различных форм учебной и воспитательной работы в вузе ведущее место отводится лекциям.

Стоматологический статус пациентов с онкогематологическими...

Стоматологический статус пациентов с онкогематологическими заболеваниями и рекомендации по гигиеническому уходу.

Важное значение в работе врача-стоматолога с этой группой больных отводится ранней первичной профилактике кариеса зубов и заболеваний...

Потребность в стоматологической помощи лиц преклонного...

Из всех видов стоматологических манипуляций наиболее частой является удаление зубов.

Установлено, что в большинстве случаев стоматологическая патология является застарелой и запущенной.

На этапе оказания паллиативной помощи врачам- терапевтам нельзя...

Маркетинг в стоматологической организации | Статья в журнале...

квалификационные кадры врачей-стоматологов; ориентация на систему управления качеством

Активизация профессиональной деятельности Ассоциации врачейстоматологов города

планирование потока пациентов к специалистам различного профиля

Совершенствование этики и деонтологии в сестринском процессе

Ключевые слова: этика, деонтология, медсестра, врач, пациент.

На вопрос о том, что входит в понятие этики и деонтологии сестринского дела врачи ответили в первую очередь — культура общения, внешний вид — 20

Вопросы этики и деонтологии в практике врача-стоматолога.

Мотивация обращения пациентов за пародонтологической...

В статье проведен анализ мотивации обращаемости пациентов за пародонтологической помощью в зависимости от социально-экономического положения, уровня образования и гендерных признаков. Так как заболевания пародонта занимают одно из ведущих мест среди...

Задать вопрос