Проблема профессионального самоопределения старшеклассников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Несмотря на коронавирус, электронный вариант журнала выйдет 18 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (293) январь 2020 г.

Дата публикации: 18.01.2020

Статья просмотрена: 170 раз

Библиографическое описание:

Волкова, О. А. Проблема профессионального самоопределения старшеклассников / О. А. Волкова. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 407-408. — URL: https://moluch.ru/archive/293/66406/ (дата обращения: 08.04.2020).



В данной статье рассмотрена проблема профессионального самоопределения обучающихся старших классов. Рассмотрены уровни профессионального самоопределения. Выявлены и представлены пути решения этой проблемы.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, семья, образовательные учреждения, личность ребенка.

Проблема профессионального самоопределения старшеклассников

Проблема профессионального самоопределения обучающихся долгое время не рассматривалась как самостоятельное направление. Сегодня необходимо решать эту проблему с уклоном на личность ученика. Самоопределение— это центральный механизм становления зрелости личности, состоящий из осознанного выбора старшеклассником своего места в будущей профессии и общества в целом [1, с.56]. Появление потребности в самоопределении говорит о достижении личностью довольно высокого уровня развития, для которого характерно стремление занять свою собственную, ни от кого не зависящую позицию в структуре информационных, духовных, коммуникативных, профессиональных и прочих связей с другими людьми. Самоопределение также рассматривают как сознательный выбор и утверждение собственной позиции в проблемных ситуациях.

Выделяется два уровня профессионального самоопределения:

1) гностический (перестройка сознания и самосознания);

2) практический уровень (реальные изменения статуса человека в обществе)

Выбор профессионального пути в немалой степени определяет дальнейшую судьбу человека. Удовлетворенность или неудовлетворенность состоянием жизни напрямую связана с трудоустройством и построением своей карьеры в дальнейшем.

Для выбора будущей профессии необходимо понимать какие цели старшеклассник хотел бы воплотить в жизнь, обладать знаниями об окружающем мире, мире профессий. Так же немаловажно развивать в ребенке самостоятельность, умение нести ответственность за свой выбор и базу знаний, которая поможет сделать правильный шаг при выборе профессии.

В настоящее время проблема профессионального самоопределения пока не решается должным образом. Старшеклассники совершают столь важный выбор зачастую интуитивно, под влиянием некоторых факторов: навязывание профессии родителями, школой, друзьями. Поэтому очень важно помочь ребенку не совершить ошибку в данном выборе.

Личность подростка еще окончательно не сформирована, поэтому психолого-педагогическая работа будет благоприятно влиять на гражданские и нравственные качества учащихся. Поэтому в психолого-педагогической работе со старшеклассниками нужно учитывать то, что методы развития личности необходимо сочетать с методами, которые способствуют социальному и профессиональному самоопределению, а работа в этом направлении должна стать главным этапом целостного становления личности.

Решить эту проблему можно только путем объединения усилий всех субъектов образовательного процесса с представителями и специалистами других близких сфер деятельности. Взаимодействие с ними должно быть направлено на улучшение системы развития рынка труда и системы образования.

Поэтому в каждом образовательном учреждении нужно создать соответствующие социальные и педагогические условия для работы по становлению правильного профессионального самоопределения учащихся. Чем осознаннее и точнее будет самоопределение, тем больше вероятность получения обществом настоящего специалиста-профессионала.

Именно поэтому очень важной задачей является помощь старшеклассникам в определении выбора профессии, которая отвечает их способностям, потребностям и получив которую они смогут принести пользу обществу, способствовать его духовному, нравственному и патриотическому развитию [2, с.84].

Человек должен постоянно приспосабливаться к новым тенденциям и возможностям общества, а также учитывать вероятность развития профессии и себя в ней, научиться рациональному планированию своей будущей жизни. Смена работы, окружения людей в рабочем коллективе меняется 3–5 раз в течение карьеры и должна помогать человеку сохранять жизненный тонус, профессиональную форму, умение встречать трудности в психологической готовности.

По данным Министерства труда Российской Федерации, до 50 % работников меняют в течение трудовой жизни меняют несколько профессий. Вследствие возникающих проблем профессионального самоопределения, человек должен быть готов к профессиональной переподготовке, адаптации в новой профессии и новому рабочему коллективу.

Таким образом, можно сказать, что профессиональное самоопределение личности — это длительный и сложный процесс, который охватывает значительный период жизни человека. Его правильность определяется взаимосвязью психологических возможностей с требованиями профессиональной деятельности, а также умения личности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в построении своей профессиональной карьеры.

Переход к новым социально-экономическим отношениям вызывает изменение роли человека в системе общества, требований к нему как к профессиональному работнику. Зачастую на первый план выходят такие профессиональные качества личности, как предприимчивость, ответственность, интеллектуальность, социально-профессиональная мобильность, склонность к коммерческому риску, способность принимать самостоятельные решения и желание расти и развиваться в профессии и как личность в целом.

Литература:

  1. Галагузова, М. А. Социальная педагогика.Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, 2001.
  2. Чистякова, С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников, 2005.
  3. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис, 1996.
  4. Асмолов, А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. Воронеж, 1996.
  5. Боровиков, С. А. Профессиональное самоопределение. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности,1991.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное самоопределение, проблема, будущая профессия, выбор, выбор профессии, психолого-педагогическая работа, рабочий коллектив, старшеклассник.


Похожие статьи

Психолого-педагогические аспекты проблемы взаимодействия...

Психолого-педагогические аспекты проблемы взаимодействия родителей и старшеклассников в период выбора профессии.

выбор профессии , будущая профессия , профессия , будущая профессиональная деятельность, материальное стимулирование...

Типичные трудности и ошибки при выборе профессии...

профессиональный выбор, выбор профессии, профессиональное самоопределение, выбранная профессия, профессия

Выбор профессии, или профессиональное самоопределение основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в...

Психологические особенности профессионального...

Старостенкова Т. А. Психолого-педагогические проблемы выбора будущей профессии учащимися

Выбор профессии — это одно из важнейших событий в жизни человека, которое является критическим

Мотивационные факторы в выборе профессии у старшеклассников.

Взаимодействие родителей со старшеклассниками в период...

профессиональный выбор, выбор профессии, профессиональное самоопределение, выбранная профессия, профессия, профессиональное самоопределение личности, будущая профессия... Психологические особенности личностного и профессионального...

Профориентация старшеклассников как основа выявления...

‒ заблаговременный выбор будущего рабочего места. Из вышесказанного образуются направления, которые необходимо тщательно

В процессе изучения личности школьника в целях профессионального самоопределения. Выбор профессии — это одно из важнейших...

Проблемы выбора будущей профессии | Статья в журнале...

выбор профессии, будущая профессия, профессия, будущая профессиональная деятельность, материальное стимулирование

Профессиональное самоопределение — это осознанный выбор индивидом профессии с учетом своих личностных особенностей...

Мотивационные факторы в выборе профессии... | Молодой ученый

На выбор профессии старшеклассниками влияют множественные факторы, это и мнение родителей, сверстников и школьного персонала; полоролевой фактор; интеллектуальное развитие и индивидуальные способности, и кончно же интерес к определенному виду...

Особенности профессионального самоопределения...

профессиональное самоопределение, выбор профессии, профессиональная направленность, профессиональная деятельность, мир профессий, рынок труда, автономная личность... Формирование профессионального самоопределения учащихся...

Вопросы профессионального самоопределения...

В данной статье рассматриваются вопросы выбора профессии и профессионального самоопределения современной молодежи на примере будущих педагогов. Приводятся результаты исследования профессиональных склонностей и предпочтений у студентов...

Похожие статьи

Психолого-педагогические аспекты проблемы взаимодействия...

Психолого-педагогические аспекты проблемы взаимодействия родителей и старшеклассников в период выбора профессии.

выбор профессии , будущая профессия , профессия , будущая профессиональная деятельность, материальное стимулирование...

Типичные трудности и ошибки при выборе профессии...

профессиональный выбор, выбор профессии, профессиональное самоопределение, выбранная профессия, профессия

Выбор профессии, или профессиональное самоопределение основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в...

Психологические особенности профессионального...

Старостенкова Т. А. Психолого-педагогические проблемы выбора будущей профессии учащимися

Выбор профессии — это одно из важнейших событий в жизни человека, которое является критическим

Мотивационные факторы в выборе профессии у старшеклассников.

Взаимодействие родителей со старшеклассниками в период...

профессиональный выбор, выбор профессии, профессиональное самоопределение, выбранная профессия, профессия, профессиональное самоопределение личности, будущая профессия... Психологические особенности личностного и профессионального...

Профориентация старшеклассников как основа выявления...

‒ заблаговременный выбор будущего рабочего места. Из вышесказанного образуются направления, которые необходимо тщательно

В процессе изучения личности школьника в целях профессионального самоопределения. Выбор профессии — это одно из важнейших...

Проблемы выбора будущей профессии | Статья в журнале...

выбор профессии, будущая профессия, профессия, будущая профессиональная деятельность, материальное стимулирование

Профессиональное самоопределение — это осознанный выбор индивидом профессии с учетом своих личностных особенностей...

Мотивационные факторы в выборе профессии... | Молодой ученый

На выбор профессии старшеклассниками влияют множественные факторы, это и мнение родителей, сверстников и школьного персонала; полоролевой фактор; интеллектуальное развитие и индивидуальные способности, и кончно же интерес к определенному виду...

Особенности профессионального самоопределения...

профессиональное самоопределение, выбор профессии, профессиональная направленность, профессиональная деятельность, мир профессий, рынок труда, автономная личность... Формирование профессионального самоопределения учащихся...

Вопросы профессионального самоопределения...

В данной статье рассматриваются вопросы выбора профессии и профессионального самоопределения современной молодежи на примере будущих педагогов. Приводятся результаты исследования профессиональных склонностей и предпочтений у студентов...

Задать вопрос