Взаимосвязь между бизнес-моделями и управлением стейкхолдерами | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (293) январь 2020 г.

Дата публикации: 15.01.2020

Статья просмотрена: 79 раз

Библиографическое описание:

Галимзянов, М. Д. Взаимосвязь между бизнес-моделями и управлением стейкхолдерами / М. Д. Галимзянов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 333-335. — URL: https://moluch.ru/archive/293/66324/ (дата обращения: 19.04.2024).



Ключевые слова: КСУП, управление стейкхолдерами, бизнес-модель, заинтересованные стороны, проектное управление, модель Остервальда.

Не секрет, что прежде, чем выйти на рынок, предприятие должно определиться, какой бизнес модели они будут придерживаться на протяжении какого-то отрезка существования или же на протяжении всего жизненного цикла.

Бизнес моделью считается тот метод ведения бизнеса, с помощью которого предприятие обеспечивает себе получение прибыли, т. е. это структура всех бизнес-процессов предприятия и их взаимосвязей, используемых для контроля, планирования и коррекции всей деятельности фирмы.

При выборе бизнес-модели учитываются такие факторы, как:

– Специфика фирмы, чем она занимается;

– Философия фирмы;

– Цели и задачи, которые предприятие собирается достичь в ходе своего существования;

– Рынок, на который предприятие выходит;

– Основное направление и ЦА;

– Специфика отрасли и др.

Бизнес-модель, которую выбирает предприятие вне зависимости от этапа существования, во многом определяет курс дальнейших действий, стратегию ведения бизнеса, возможные риски, и ряд прочих факторов, которые жизненно важны для работы и получения прибыли. Вне зависимости от того, какая модель была выбрана, предприятие обязано придерживаться ряда условий для того, чтобы тот или иной аспект, отдел, фактор или событие работал именно на него, а не шел во вред [1].

По сути, бизнес-модель является и основополагающим, и промежуточным для предприятия фактором. При выходе фирмы на рынок и создания бизнеса формируется модель. В ходе жизненного цикла модель дорабатывается, претерпевает изменения, вносятся корректировки, разрабатываются дополнения или модель перерабатывается полностью, после чего модель заново внедряется на предприятие уже на всех уровнях существования и процесс начинается сначала. Иными словами, бизнес-модель является универсальным языком, которого придерживаются все участники стратегического процесса [2].

Одним из наиболее популярных и востребованных на сегодняшний день инструментов для бизнес-моделирования является существующий шаблон бизнес-модели, который был разработан Ивом Пинье и Александром Остервальдером. В данный момент он используется многими компаниями, начиная от старпапов и небольших компаний до межконтинентальных, транснациональных компаний. Данная модель предназначена для описания, анализа, представления бизнес-модели. Она состоит из девяти блоков, которые просто и весьма наглядно представляют всю деятельность предприятия на одном небольшом листе (рис. 1).

Рис. 1. 9 структурных блоков модели Остервальда.

– Потребительские сегменты (customer segments). Здесь описываются один или несколько клиентских сегментов, с которыми предприятие работает;

– Ценностные предложения (value propositions). Основные причины, по которым покупатели/потребители выбирают товары или услуги именно этой фирмы;

– Каналы сбыта (channels). Процесс взаимодействия предприятия со своими потребительскими сегментами (customer segments) до покупки, во время и после;

– Отношения с клиентами (customer relationships). Типы отношений, которые предприятие выстраивает с потребителями;

– Потоки доходов (revenue streams). Все источники прибыли предприятия;

– Основные ресурсы (key resources). Наиболее важные активы, необходимые, чтобы бизнес-модель была жизнеспособной и масштабируемой.

– Основные виды деятельности (key activities). Все действия предприятия, которые направлены на создание его ценности.

– Основные партнёры (key partners). Все партнёры и поставщики, благодаря которым бизнес-модель будет функционировать.

– Структура издержек (cost structure). Наиболее значимые статьи расходов, необходимые для работы в рамках бизнес-модели.

Что касается вопроса стейкхолдеров, то модель управления ими будет напрямую формироваться, исходя из той бизнес-модели, которой придерживается предприятие. Ярким примером является стейкхолдерская модель управления бизнесом, которая следует принципу системной деятельности по взаимодействию с заинтересованными сторонами, помимо управления проектными и социальными рисками, во всех структурах и уровнях компании, т. е. каждый бизнес-процесс модели направлен на соблюдение интересов стейкхолдеров. Считается, что правильная реализация подобной модели может позволить получить самый лучший результат в любом действии [3].

Наложить модель Остервальда можно на саму проблему определения стейкхолдеров для проектного управления организации. По большей части, при формировании бизнес-модели в шаблоне Остервальда уже формируется база стейкхолдеров проектной части процесса ведения бизнеса, далее можно действовать в двух направлениях: либо наложить данную базу на имеющуюся модель (например, модель управления Менделоу) для определения границ стейкхолдеров и уровня вовлеченности, либо, изменив структуру шаблона, объединить её с матрицей модели управления, что позволит на этапе формирования бизнес-модели получить общую базу всех заинтересованных сторон предприятия, и тогда выбрать курс управления, которого предприятие будет придерживаться на всём жизненном цикле.

Литература:

  1. Taleb N. N. The Black Swan: The Impact of Highly Improbable. — NY: Random House, 2007.
  2. Остервальдер А., Пинье И. Построение бизнес-моделей. –М.: Альпина Паб-лишер, 2012. –288 с.
  3. Сборник бизнес-планов с комментариями и рекомендациями / Под ред. В. М. Попова. — М.: Финансы и статистика, 2012. — 488 с.
Основные термины (генерируются автоматически): предприятие, жизненный цикл, модель, модель управления, получение прибыли.


Похожие статьи

Жизненный цикл организации на примере компании ОАО «РУСАЛ»

Модель жизненного цикла позволяет прогнозировать изменения, ожидаемые в организации, стоящей на любом из этапов развития. Зная, на каком из этапов находится фирма, руководитель может более точно и уверенно оценить правильность принятого стиля руководства.

Жизненный цикл технологической компании по модели Адизеса

Статья Модель жизненного цикла Адизеса на практике.

Основные термины (генерируются автоматически): жизненный цикл, Россия, модель, корпорация, компания, жизненный цикл организации, жизненный путь, высокий

Роль и значение жизненных циклов предприятия.

Методика формирования бизнес-модели торгового предприятия

Рассматривается роль формирования бизнес-модели торгового предприятия как концепции ведения бизнеса, его архитектуры. Определены подходы к определению внутренних компонентов бизнес-модели.

Использование конструкта «бизнес-модель» в современном...

абстрактная концептуальная модель, которая иллюстрирует логику создания добавленной стоимости (прибыли).

CRM (Customer Relationship Management — Управление взаимоотношениями с клиентами) — это определенная модель ведения бизнеса...

Выбор оптимальной бизнес-модели для производственного...

В статье рассмотрены существующие концепции бизнес-моделей, а также бизнес-модели, применяемые в разных сферах деятельности, которые были разработаны зарубежными учеными. На основе анализа рассмотренных концепций выбрана наиболее подходящая...

Роль и значение жизненных циклов предприятия

Одной из наиболее распространенных моделей жизненных процессов организации является модель Адизеса, которая включает 10 этапов.

Модель Адизеса включает 10 этапов или циклов, через которые проходит компания. Первые 5 циклов характеризуют рост развития...

Модель управления изменениями | Статья в журнале...

Модель управления изменениями, а также вспомогательные технологии и методики, позволяющие осуществлять комплексное управление изменениями на предприятии, являются частью системы управления процессом изменений.

Модели управления прибылью | Статья в журнале...

При использовании банковского кредита или эмиссии долговых ценных бумаг процентные ставки и сумма долга остаются постоянными в течение срока действия кредитного договора или срока обращения ценных бумаг.

Методы управления прибылью предприятия

А методом управления прибылью предприятия называется способ воздействия субъекта управления на изучаемый объект для получения определенного

Модель роста экономики была построена на продажи сырьевых ресурсов (нефть, газ) и постоянном росте цен на них.

Похожие статьи

Жизненный цикл организации на примере компании ОАО «РУСАЛ»

Модель жизненного цикла позволяет прогнозировать изменения, ожидаемые в организации, стоящей на любом из этапов развития. Зная, на каком из этапов находится фирма, руководитель может более точно и уверенно оценить правильность принятого стиля руководства.

Жизненный цикл технологической компании по модели Адизеса

Статья Модель жизненного цикла Адизеса на практике.

Основные термины (генерируются автоматически): жизненный цикл, Россия, модель, корпорация, компания, жизненный цикл организации, жизненный путь, высокий

Роль и значение жизненных циклов предприятия.

Методика формирования бизнес-модели торгового предприятия

Рассматривается роль формирования бизнес-модели торгового предприятия как концепции ведения бизнеса, его архитектуры. Определены подходы к определению внутренних компонентов бизнес-модели.

Использование конструкта «бизнес-модель» в современном...

абстрактная концептуальная модель, которая иллюстрирует логику создания добавленной стоимости (прибыли).

CRM (Customer Relationship Management — Управление взаимоотношениями с клиентами) — это определенная модель ведения бизнеса...

Выбор оптимальной бизнес-модели для производственного...

В статье рассмотрены существующие концепции бизнес-моделей, а также бизнес-модели, применяемые в разных сферах деятельности, которые были разработаны зарубежными учеными. На основе анализа рассмотренных концепций выбрана наиболее подходящая...

Роль и значение жизненных циклов предприятия

Одной из наиболее распространенных моделей жизненных процессов организации является модель Адизеса, которая включает 10 этапов.

Модель Адизеса включает 10 этапов или циклов, через которые проходит компания. Первые 5 циклов характеризуют рост развития...

Модель управления изменениями | Статья в журнале...

Модель управления изменениями, а также вспомогательные технологии и методики, позволяющие осуществлять комплексное управление изменениями на предприятии, являются частью системы управления процессом изменений.

Модели управления прибылью | Статья в журнале...

При использовании банковского кредита или эмиссии долговых ценных бумаг процентные ставки и сумма долга остаются постоянными в течение срока действия кредитного договора или срока обращения ценных бумаг.

Методы управления прибылью предприятия

А методом управления прибылью предприятия называется способ воздействия субъекта управления на изучаемый объект для получения определенного

Модель роста экономики была построена на продажи сырьевых ресурсов (нефть, газ) и постоянном росте цен на них.

Задать вопрос