Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках математики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 марта, печатный экземпляр отправим 11 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (292) январь 2020 г.

Дата публикации: 14.01.2020

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Черенцова И. В. Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках математики // Молодой ученый. — 2020. — №2. — С. 424-428. — URL https://moluch.ru/archive/292/66260/ (дата обращения: 22.02.2020).



Основной задачей общеобразовательной школы в исправительной колонии является повышение уровня знаний осужденных, организация их систематической учёбы, формирование постоянной потребности добывать самостоятельно знания. Задача преподавателей — найти наиболее действенные формы и средства педагогического воздействия на осужденных и нацелить их на изжитие пороков прошлого, пробудить у них стремление к овладению знаниями, привить трудолюбие, дисциплинированность, умение преодолевать трудности. Первостепенная роль здесь принадлежит качеству обучения. Если уроки проводятся неинтересно, без огонька, то они не вызывают у осуждённых жажду познания и творчества, наоборот, отбивают охоту учиться. Всё это вынуждает творчески работающих преподавателей искать новые средства и методы обучения, которые способствуют развитию интереса к предмету, а также открывают широкие возможности для внедрения на уроках различных педагогических технологий на всех ступенях обучения. Необходимость учёта индивидуальных особенностей обучающихся ставит перед преподавателем вопрос: как это всё организовать, какой из методов обучения и методических приёмов окажется наиболее эффективным на данном уроке?

В своей статье мне хочется поделиться опытом организации и проведения урока алгебры в форме дидактической игры «Экипаж» в 10 классе. Тема урока: «Решение показательных уравнений».

Что такое дидактическая игра? Дидактическая игра — это один из методов, благодаря которому знания, полученные в процессе урока, будут усваиваться обучающимися намного лучше. Дети начинают играть с малых лет, и с возрастом игры для них становятся всё более сложными и осмысленными. С помощью игры во время урока обучающиеся могут опробовать для себя новые социальные роли, могут продумывать определённую модель поведения в нестандартной ситуации. Игра для них является очень хорошим способом интеграции теоретических и практических элементов образования, знаний и умений. Реализация игровой деятельности на уроке происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Фрагмент урока:

2. Постановка цели изадачи. Сегодня у нас необычный урок: урок — дидактическая игра «Экипаж» по теме: «Решение показательных уравнений». На этом уроке вы должны повторить и закрепить умения и навыки решения показательных уравнений разных типов.

3. Правила игры. Вы знаете, что на самолётах и кораблях состав служащих называют экипажем. В «экипажи» мы и будем сегодня играть. Сформируем четыре группы и распределим роли: самый знающий и мудрый — командир, самый знающий после командира — штурман, остальные пилоты. В каждой группе командиры экипажей (командиры и штурманы были подготовлены заранее) повторят с членами своего экипажа основные моменты темы, штурманы проведут устную работу, затем экипажи работают по индивидуальным карточкам — заданиям. Работу всех членов экипажа оценивает командир. Затем подготовленный экипаж пойдёт «защищать» полученные знания. На столе у меня находится экран открытого учёта знаний для выставления оценок за работу экипажей, а также картонные жетоны для определения того, кто и как из экипажа будет отвечать, защищая свои знания и самооценку. Жетоны разделены на три группы. Группа I — командирские жетоны: они зелёные, их 8 штук, на них надписи; из них по одному выбирает каждый командир экипажа. Группа II — жетоны экипажные красные: их по количеству членов экипажа; тот, кому достался жетон «Смелый», отвечает. Группа III — жетоны экипажные голубые: их 8; из них все члены экипажа выбирают себе по одному; те, кто вытянул жетон «Умница», отвечают; те же, кому достались «чистые», ответов не дают, но обязаны помогать «Умницам». Экипаж, который должен отвечать, выходит к доске. Командир подает преподавателю список членов экипажа с выставленными оценками за работу (самооценки) и выбирает себе один из разложенных чистой стороной вверх командирских жетонов. Начинается проверка знаний. Всем известно, что в ходе её отметка членам экипажа будет выставлена по самооценке с коррекцией по результату, полученному защищающимся обучающимся. В ходе игры мы определим, какой из экипажей оказался лучшим в усвоении данной темы. Всем экипажам желаю успешной работы!

Командирские жетоны (зелёные)

Вызов (члена экипажа для ответа вызывает преподаватель)

Делегат (экипаж сам определяет, кто будет защищать их знания)

Доброволец — преподаватель сам выбирает одного из добровольцев (а в сознательном экипаже ими должны быть все)

Доверие означает, что в экран ЭОУЗ всем поставят их самооценки без проверки

Все, все — отвечают по очереди все члены экипажа

Экзаменатор — репетитор — обучающиеся отправляются к другому экипажу (куда укажет преподаватель) подготовить его к ответу и проверить с выставлением оценок.

Из серии «Смелый», предписывающий всем членам экипажа тянуть жетоны из серии «Смелый», кому достанется, тот и отвечает.

Из серии «Умница» означает, что все товарищи по экипажу должны тянуть себе жетоны из голубых экипажных жетонов, кому достанется, тот и отвечает.

Экипажные жетоны серии «Смелый» (красные)

Смелый

Смелый

Экипажные жетоны серии «Умница» (голубые)

Умница

Умница

Умница

Умница

Отличительной особенностью дидактической игры является усложнение учебных задач, которые предполагают повторение теоретического материала и выполнение устных упражнений под руководством командира и штурмана экипажа. Следующий фрагмент урока:

1) Командиры получают карточки-задания:

1. Какое уравнение называется показательным?

(Уравнение вида = b, где a, называется показательным)

2. Из приведённых ниже уравнений выберите показательные:

1) 4 — x + 2 = 0; 2) ; 3) ( = 9; 4) — 6 = 0;

5) ( — 1 = x; 6) = 72; 7) (; 8)

(Ответ: 2, 3, 4, 6, 8)

2. На чём основано решение показательных уравнений?

(Ответ: решение показательных уравнений часто сводится к решению уравнения = , где a Это уравнение решается с помощью свойства степени: степени с одинаковым основанием a равны тогда и только тогда, когда равны их пказатели)

3. Назовите основные методы решения показательных уравнений?

(Ответ:1) Приравнивание показателей; 2) Вынесение общего множителя за скобки; 3) Введение новой переменной; 4) Использование однородности; 5) Функционально — графический)

4. Для каждого показательного уравнения выберите способ решения:

(Ответ: 2) (однородное, решается делением правой и левой частей уравнения на выражение, стоящее либо в правой, либо в левой части);

3) ( = 9 (приравнивание показателей);

4) — 6 = 0 (введение новой переменной);

6) = 72 (вынесение общего множителя за скобки);

8) (функционально — графический))

5. Расскажите о свойствах показательной функции, сделайте чертёж.

(Показательная функция y = является возрастающей на множестве всех действительных чисел, если aубывающей, если 0 )

http://900igr.net/datai/algebra/Vidy-funktsij/0011-001-Pokazatelnaja-funktsija.png

3) Штурманы получают карточки— задания:

1. Приведите степень к одному основанию: а) (Ответ:

а) ; б) )

2. Представьте в виде корня из числа выражения: а) ; б) (Ответ:

а) ; б) )

3. Преобразовать выражение: а)

(Ответ: а); б))

4. Решите уравнение: а) = 81; б) = -11 (Ответ: а) x =

б) x= = — )

5. Сравните числа: а) и ; б) и (Ответ: а) ; б) )

Следующий фрагмент урока — это основная часть урока, групповая, которая предполагает решение показательных уравнений разных типов. Во время работы обучающиеся могут помогать друг другу.

4) Задания для четырёх экипажей разных вариантов:

I вариант

II вариант

а) ( =

а) ( =

б) = 5

б) = 3

в) 2-3-2 = 0

в) 2--9 = 0

г) -6+ 5 = 0

г) -6-27 = 0

д) ( =

д) ( =

е) 2- = 15

е) - = 75

III вариант

IV вариант

а) ( =

а) ( =

б) = 4

б) = 64

в) 3-14-5 = 0

в) - = 24

г) -14- 32 = 0

г) -4+3 = 0

д) ( =

д) ( =

е) - = 120

е) + = 0

Благодаря взаимодействию с другими членами экипажа у обучающихся развиваются коммуникативные компетенции, формируется коллегиальность, проявляются лидерские качества, способность прислушиваться к отличному от своего мнения, умение доказывать свою точку зрения. Дидактическая игра решает не только определённые дидактические задачи: повторение и закрепление изученного материала, отработка учебных умений и навыков, но и способствует развитию памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у обучающихся вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу. Увлечённые игрой обучающиеся легче усваивают программный материал, процесс обучения становится для них интереснее, создаёт бодрое настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание. Таким образом, дидактическая игра является важным средством активизации процесса обучения. Насколько интересно пройдёт урок зависит не только от обучающихся, но и от самого преподавателя, который должен обладать психологической компетентностью, чтобы во время такого урока вовремя увидеть негативные моменты и умело устранить их. Преподаватель должен уметь анализировать поведение обучающихся, уметь контролировать взаимоотношения в классе. Поскольку дидактическая игра является мощным интерактивным методом обучения, при котором осуществляется взаимодействие обучающихся между собой, позволяющее реализовать в обучении идеи взаимообучения и коллективной мыслительной деятельности, то педагогу необходимо быть не просто учителем, а ещё и хорошим психологом. На таком уроке преподаватель и обучающиеся являются равными участниками образовательного процесса, а в некоторых случаях преподаватель выступает в роли наблюдателя, предоставляя тем самым проявить обучающимся свои личностные качества, эрудицию, организаторские способности. Преподаватель создаёт условия для проявления инициативы со стороны обучающихся. В такой ситуации обучающиеся привыкают работать самостоятельно, учатся анализировать, сопоставлять и делать выводы на основе полученной информации. При подведении итога урока важно поблагодарить всех участников игры, отметить их сплочённость, взаимовыручку, желание прийти на помощь членам экипажа.

В заключении хочется сказать, что дидактическая игра — современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями. Данная игровая технология значительно повышает познавательный интерес обучающихся к математике, формирует положительную мотивацию к обучению, развивает произвольное внимание, увеличивает работоспособность, формирует умение работать в команде. Урок с применением игровых технологий становится более ярким, эмоционально насыщенным. В настоящее время, в условиях Федерального образовательного стандарта перед преподавателем стоит чётко регламентированный перечень компетенций, которыми должен обладать обучающийся по окончании школы. Современный рынок труда нуждается в людях, способных обучаться, переучиваться, находить выход в нестандартной ситуации; в людях, которые научатся сами планировать и осуществлять контроль над своими действиями, соотносить свои действия и результат. ФГОС предписывает преподавателям использовать системно — деятельный подход в обучении, т. е. научить обучающихся «учиться», поэтому в данной ситуации самым эффективным методом для реализации всего этого является дидактическая игра.

Основные термины (генерируются автоматически): дидактическая игра, член экипажа, обучающийся, III, урок, уравнение, преподаватель, Ответ, жетон, экипаж.


Похожие статьи

Игровые технологии — эффективное средство формирования...

Игра — сильнейшее средство социализации обучающегося, включающее в себя социально-контролируемые процессы целенаправленного

Дидактические игры хорошо сочетаются с традиционными уроками. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делают...

Дидактическая игра на уроках математики как средство...

Таким образом, дидактическая игра — это игра только для детей. Для учителя — это эффективный способ обучения, воспитания и развития.

Содержание: На доске 3 модели ракеты и записаны задания для каждого члена экипажа корабля (в одном экипаже 7 человек).

Дидактические игры на уроках «Окружающий мир», или Как...

Дидактическая игра присутствует практически на всех уроках окружающего мира и входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания младших школьников. Правильно построенная интересная дидактическая игра...

Игры на уроках русского языка | Статья в журнале...

Государственная образовательная политика выдвигает в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания. У учителя есть возможность выбрать методы и технологии обучения, которые, по его мнению...

Дидактическая игра как средство развития познавательной...

Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Поэтому правила дидактических игр должны разрабатываться с учетом цели урока и индивидуальных...

Нестандартные формы и методы обучения на уроках математики...

Чтобы научить решать задачи, надо их решать. Д Лойа. На данный момент глобальные социально-экономические преобразования в нашей стране выявили потребность в людях технического склада ума.

Безопасность интернационального морского экипажа как...

Проблема безопасности морского экипажа является частью более общей проблемы

Риски морского экипажа обусловлены целым рядом фактором, где наряду с природными

Особое место в вопросах неконфликтного взаимодействия членов интернациональных экипажей...

Использование дидактических методов активизации...

Статья посвящена использованию дидактических методов активизации познавательной деятельности в образовательном процессе школы. В работе дан ретроспективный анализ дидактических методов активизации познавательной деятельности и рекомендации по их...

Решение задач по теме «Закон сохранения импульса» (разработка...

Тема урока: Решение задач по теме «Закон сохранения импульса». Цели: в ходе урока обучить ребят поэтапному решению задач по теме «Закон сохранения импульса» с использованием плана и отработать умение пользоваться им при решении задач различного...

Использование средств математики в процессе формирования...

В статье рассматриваются математические средства формирования и развития познавательного интереса младших . Особое внимание уделено описанию этапов проведения дидактической игры.

Похожие статьи

Игровые технологии — эффективное средство формирования...

Игра — сильнейшее средство социализации обучающегося, включающее в себя социально-контролируемые процессы целенаправленного

Дидактические игры хорошо сочетаются с традиционными уроками. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делают...

Дидактическая игра на уроках математики как средство...

Таким образом, дидактическая игра — это игра только для детей. Для учителя — это эффективный способ обучения, воспитания и развития.

Содержание: На доске 3 модели ракеты и записаны задания для каждого члена экипажа корабля (в одном экипаже 7 человек).

Дидактические игры на уроках «Окружающий мир», или Как...

Дидактическая игра присутствует практически на всех уроках окружающего мира и входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания младших школьников. Правильно построенная интересная дидактическая игра...

Игры на уроках русского языка | Статья в журнале...

Государственная образовательная политика выдвигает в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания. У учителя есть возможность выбрать методы и технологии обучения, которые, по его мнению...

Дидактическая игра как средство развития познавательной...

Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Поэтому правила дидактических игр должны разрабатываться с учетом цели урока и индивидуальных...

Нестандартные формы и методы обучения на уроках математики...

Чтобы научить решать задачи, надо их решать. Д Лойа. На данный момент глобальные социально-экономические преобразования в нашей стране выявили потребность в людях технического склада ума.

Безопасность интернационального морского экипажа как...

Проблема безопасности морского экипажа является частью более общей проблемы

Риски морского экипажа обусловлены целым рядом фактором, где наряду с природными

Особое место в вопросах неконфликтного взаимодействия членов интернациональных экипажей...

Использование дидактических методов активизации...

Статья посвящена использованию дидактических методов активизации познавательной деятельности в образовательном процессе школы. В работе дан ретроспективный анализ дидактических методов активизации познавательной деятельности и рекомендации по их...

Решение задач по теме «Закон сохранения импульса» (разработка...

Тема урока: Решение задач по теме «Закон сохранения импульса». Цели: в ходе урока обучить ребят поэтапному решению задач по теме «Закон сохранения импульса» с использованием плана и отработать умение пользоваться им при решении задач различного...

Использование средств математики в процессе формирования...

В статье рассматриваются математические средства формирования и развития познавательного интереса младших . Особое внимание уделено описанию этапов проведения дидактической игры.

Задать вопрос