В статье раскрыта сущность и принципы оценки эффективности внедрения системы финансового контроллинга. Определены предпосылки для внедрения системы финансового контроллинга на судостроительных предприятиях РФ.
Ключевые слова:финансовый контроллинг, формирование системы контроллинга, финансовый анализ, судостроительное предприятие.
Финансовый контроллинг — это система контроля, обеспечивающая концентрацию контрольных операций на самых важных сторонах финансовой деятельности предприятия, а также своевременное определение фактических отклонений ее результатов от запланированных и принятие быстрых управленческих решений, обеспечивающих ее нормализацию.
Впервые, тема финансового контроллинга в России была затронута в 1990 годы, однако широкой популярности среди производственных предприятий не приобрела до сих пор. Недоверие зарубежному опыту и низкая информационная база, замедляют развитие финансового контроллинга, как системы управления бизнес-процессами предприятий. Динамичное изменение, как во внешней среде, так и внутри компаний требует оптимизации системы управления предприятием и его ресурсами [5].
При грамотном подходе система финансового контроллинга позволит прогнозировать грядущие изменения, которым подвергаются предприятия, сократить этапы производственного процесса, увеличить производительность труда, повысить качество выпускаемой продукции, что, в конечном счете, отразится на росте конкурентоспособности предприятия. Система финансового контроллинга способствует определению и устранению скрытых производственных потерь, вызывающие рост издержек, что позволяет предприятиям сохранять значительные финансовые средства. Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью трансформации теоретико-методических основ финансового контроллинга в качестве наиболее действенного механизма управления бизнес-процессами предприятий.
Оценить эффективность внедрения системы финансового контроллинга можно посредством расчёта основных показателей экономической эффективности предприятия (ликвидность, оборачиваемость, рентабельность, коэффициенты финансовой независимости и т. д.) и рыночных мультипликаторов (P/E, EV/EBITDA, и т. д.), анализа динамики исторических значений данных показателей, а также проведения бенчмаркинга [4, с. 38].
Одной из ключевых групп показателей экономической эффективности являются показатели рентабельности. Рентабельность — это показатель экономической эффективности производства на предприятиях, в отраслях и народном хозяйстве в целом. Чаще всего в российской практике рассматривают рентабельность активов, рентабельность собственных средств и рентабельность продаж.
-
Показатели рентабельности:
- Рентабельность активов
где:
Net income — чистая прибыль;
Average total assets — среднегодовая сумма активов.
1.2. Рентабельность собственных средств
, где:
Net income — чистая прибыль
Average total equity — собственный капитал.
1.3. Рентабельность продаж
, где:
Gross profit — прибыль от продаж;
Revenue — выручка.
Помимо показателя рентабельности, в целях оценки эффективности предприятия рассчитываются коэффициенты ликвидности. Коэффициенты ликвидности — финансовые показатели, рассчитываемые на основе отчетности предприятия с целью определения способности погасить текущую задолженность за счет имеющихся текущих (оборотных) активов.
-
Показатели ликвидности:
- Текущая ликвидность
, где:
Current assets — оборотные активы;
Current liability — краткосрочные обязательства.
Нормативное значение коэффициента в российской практике ≥ 2.
2.2. Срочная ликвидность
,где:
Cash — денежные средства,
Marketable securities — краткосрочные финансовые вложения,
Receivables — краткосрочная дебиторская задолженность,
Current liabilities — текущие обязательства.
Нормативное значение коэффициента > 1.
2.3. Абсолютная ликвидность
Cash — денежные средства,
Marketable securities — краткосрочные финансовые вложения,
Current liabilities — текущие обязательства.
Нормативное значение коэффициента > 0,2.
Также в российской практике используются показатели оборачиваемости, которые представляют собой группу коэффициентов, которая показывает интенсивность использования активов или обязательств [3, с. 269–272].
-
Показатели оборачиваемости:
- Оборачиваемость активов
, где:
Revenue — выручка,
Average total assets — среднегодовая сумма активов.
3.2. Оборачиваемость дебиторской задолженности
,где:
Annual sales — выручка,
Average receivables — средняя величина дебиторской задолженности.
3.3. Оборачиваемость кредиторской задолженности
, где:
Purchases — Себестоимость продаж + изменение запасов, или выручка
Average trade payables — среднегодовая величина кредиторской задолженности.
Также при оценке экономической эффективности компании стоит не забывать о коэффициенте финансовой независимости, который показывает долю активов организации, покрываемых за счет собственного капитала. Чем выше значение коэффициента, тем лучше финансовое состояние компании. Нормативное значение > 0,5.
- Коэффициент финансовой независимости
, где:
Total equity — собственный капитал,
Total assets — сумма активов.
При проведении бенчмаркинга финансовые аналитики чаще всего используют рыночные мультипликаторы:
- Коэффициент P/E (price to earnings)= цена/прибыль. Показывает соотношение между рыночной капитализацией и прибылью компании.
- Коэффициент EV/EBITDA, где:
EV= рыночная капитализация компании + долгосрочные обязательства — денежные средства
EBITDA= Прибыль до налогообложения + проценты уплаченные + амортизация.
Сущность мультипликатора EV/EBITDA близка показателю P/E. И тот и другой показывают инвестору, за какой срок окупятся их инвестиции в акции рассматриваемой компании.
Для определения предпосылок к внедрению финансового контроллинга на предприятиях судостроительной отрасли РФ был произведен финансовый анализ деятельности российской компании — АО «Объединенная судостроительная корпорация» и зарубежной компании — «Fincantieri».
АО «ОСК» — крупнейший судостроительный холдинг в России, в состав которой входит около 40 проектно-конструкторских бюро и специализированных научно-исследовательских центров, верфей, судоремонтных и машиностроительных предприятий, на базе которых консолидирована большая часть отечественного судостроительного комплекса.
Для рассмотрения показателей зарубежной компании была выбрана компания «Fincantieri». Компания основана в Италии (1959 год) и представляет из себя государственный холдинг. В состав холдинга входят 8 крупных предприятий (Orizzonte Sistemi Navali S. p.A., Isotta Fraschini Motori S. p.A., Fincantieri Marine Systems North America, Fincantieri Marine Group (в том числе Marinette Marine) и CETENA.), которые занимаются судостроением, судоремонтом, а также постройкой судовых двигателей. В этой области компания на сегодня является одним из лидеров рынка [1, с. 14–22]. Предприятие работает по таким направлениям:
- военное судостроение;
- гражданское судостроение (постройка круизных яхт и мега-яхт, транспортных и торговых судов);
- судоремонт и модернизация.
Ввиду схожести основных направлений деятельности, а также масштаба предприятия, считаю целесообразным и репрезентативным сравнение основных показателей АО «ОСК» и Fincantieri. В рамках осуществления анализа экономической эффективности деятельности предприятий за последние 3 года была использована официальная информация из открытых источников. А именно: бухгалтерские балансы на 31.12.2018 и отчеты о финансовых результатах компаний за 2017 и 2018 годы. Данные, полученные в результате расчетов, представлены ниже.
Таблица 1
Результат расчета основных показателей эффективности сравниваемых компаний
Показатели |
АО «ОСК» |
Fincantieri |
||||
2016 |
2017 |
2018 |
2016 |
2017 |
2018 |
|
Рентабельность активов |
0,6 % |
0,4 % |
1 % |
4,7 % |
0,2 % |
0,9 % |
Рентабельность собственных средств |
7 % |
4 % |
5 % |
-23 % |
1,1 % |
4,2 % |
Рентабельность продаж |
18 % |
16 % |
18 % |
17,6 % |
23,7 % |
23,5 % |
Текущая ликвидность |
1,3 |
1,9 |
2,1 |
1,08 |
1,03 |
0,96 |
Срочная ликвидность |
0,45 |
0,62 |
0,64 |
0,32 |
0,47 |
0,33 |
Абсолютная ликвидность |
0,34 |
0,62 |
0,64 |
0,09 |
0,08 |
0,07 |
Оборачиваемость активов |
0,34 |
0,35 |
0,38 |
0,69 |
0,75 |
0,83 |
Оборачиваемость дебиторской задолженности |
7,17 |
6,88 |
6,79 |
4,71 |
3,9 |
3,95 |
Оборачиваемость кредиторской задолженности |
0,52 |
0,94 |
1,02 |
3,06 |
3,1 |
2,89 |
Коэффициент финансовой независимости |
0,08 |
0,11 |
0,13 |
0,21 |
0,22 |
0,2 |
В целом, полученные результаты являются сопоставимыми, отличия обусловлены особенностями зарубежного судостроения и отсутствием масштабной государственной поддержки отрасли в Италии. Если учитывать этот фактор, то скорректированные на величину государственного субсидирования показатели группы АО «ОСК» будут значительно ниже, чем у итальянского конкурента.
Значительный процент рентабельности российской компании обеспечен государственными, в том числе военными высокодоходными заказами, тогда как итальянский конкурент обеспечивает сопоставимый уровень доходности на рынке гражданской, в том числе экспортной продукции. Сложная прогнозируемость и внерыночный характер государственных военных заказов является существенным риском для судостроительной отрасли РФ. В случае изменения направления государственной политики для дальнейшего функционирования компании необходимо повышать свою рыночную конкурентоспособность. Основным резервом для повышения эффективности финансово экономической деятельности группы «ОСК» является сокращение производственной себестоимости гражданской продукции. Обеспечением для финансирования долгосрочных инвестиций для модернизации основных производственных линий в отстающих сегментах производства может выступать избыточная ликвидность, которая прослеживается у «ОСК» относительно зарубежных конкурентов, а также долгосрочные заимствования, открытие кредитных линий и реструктуризация существующего долга. Внедрение системы финансового контроллинга, направленного на поэтапное достижение целевых финансовых показателей на уровне зарубежных конкурентов в проблемных секторах, позволит не только окупить значительные финансовые вложения и повысить производственную и финансово экономическую эффективность группы, но и вернет ей сильную экспортоориентированную позицию на международном судостроительном рынке.
Литература:
- Абрамов А. В., Александров В. Л., Горелик Б. А., Макаров В. Г., Смирнов А. Ю. Конкурентоспособность и инновационный потенциал судостроительной промышленности// Региональные проблемы преобразования экономики, 2016.
- Астафурова И. С. Кластер судостроения и судоремонта Приморского края: перспективы и возможности // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, 2018.
- Гарифуллина Д. В. Орлова Е. В. Сравнительный анализ методов оценки эффективности управления финансами предприятий реального сектора экономики// Интеграция современных научных исследований в развитие общества, 2017.
- Дубинина Н. А. Прогнозная оценка развития предприятий судостроительного кластера Астраханской области// Вестник Астраханского государственного технического университета, 2016.
- Панарина Е. А. Контроллинг эффективности деятельности предприятия // Современные научные исследования и инновации, 2016.
- Романовский М. В., Игнатьева М. Ю. Оценка эффективности формирования системы финансового контроллинга на производственных предприятиях в современных условиях// Финансовые исследования № 1(50), 2016.
- Соловьев Э. В Анализ рынка судостроения и судоремонта в развитии региональной экономики/Соловьев Э. В.// Juvenis scientia 2017.
- Уланова Ж. Ю. Формирование системы финансового контроллинга на предприятии// Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2016.