В статье автор пытается определить роль целеполагания как основного немедикаментозного метода в работе с несовершеннолетними наркозависимыми.
Ключевые слова: цели, целеполагание, методика содержания целей, несовершеннолетние наркозависимые.
При раннем столкновении несовершеннолетних с наркотическими веществами у них катастрофически быстро формируется установка на дальнейшую наркотизацию и одновременно останавливается личностный рост, разрушаются ценностные ориентации, нарушаются семейные отношения. В целом жизненная ситуация, в которой находится несовершеннолетний, также становится безысходной, поскольку болезнь практически прекращает его социальный прогресс. Затрудняется способность к обучению и профессиональная ориентация.
Все это осложняется периодом подросткового возраста, когда формируются такие важные качества личности формирование нравственных убеждений, поиск идентичности, стремление познать себя и других [3].
Перечисленные социальные и психологические проблемы показывают, что чисто медицинский подход принципиально не в состоянии обеспечить практическое выздоровление несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотическими веществами. Отказ от наркотика и активное лечение должно дополняться длительным реабилитационным периодом и психологическим сопровождением, благодаря которым восстанавливается способность полноценно функционировать в обществе [1].
Под реабилитацией понимается целый комплекс мероприятий: терапия средой и занятостью (трудотерапия), теоретическое обучение о негативном влиянии наркотиков, групповая и семейная психотерапия, тренинги, профессиональная ориентация и т. д. [4].
Под психологическим сопровождением подразумевается, в частности, формирование у наркозависимых несовершеннолетних реальной жизненной перспективы, поскольку состояние зависимости от наркотиков приводит к потере смыслов, ценностей, концентрации внимания на будущее. А поскольку категория будущего тесно связана с категорией цели, то роль целеполагания в немедикаментозной реабилитации подростков становится основополагающей.
Целью можно назвать полученный путем мышления идеальный образ будущего результата, достижение которого в прямой зависимости от внутренней мотивации субъекта и для осуществления которого должны быть предприняты реальные действия [5].
В основе формулирования целей лежит необходимость удовлетворения потребностей. Поэтому при работе с несовершеннолетними предлагается на начальном этапе выявить его потребности. Если у ребенка не удовлетворены базовые потребности в безопасности, еде, сне, то работу с целями (особенно глобальными, целями саморазвития) необходимо отложить. На этом этапе первостепенна работа с семьей и ближайшим окружением, чтобы обеспечить ребенку все необходимое для дальнейшей жизни.
Также при работе с наркозависимыми несовершеннолетними важно учитывать основные мотивы употребления ими наркотиков. Это может быть пример наркотизации в семье, проблемы в общении со сверстниками, трудности во взаимодействии со взрослыми и родителями, скука и склонность к риску, снижение настроения, удовлетворение любопытства к действию наркотического вещества, выражение собственной независимости, неприятие себя и своего тела в процессе полового созревания, желание принадлежности к определенной социальной группе и т. д. [2].
Основными потребностями ребенка в возрасте от 12 до 18 лет могут быть: иметь любящую семью, иметь свой круг общения среди сверстников, умение находить контакт со взрослыми и позитивно с ними взаимодействовать, уметь получать радость и яркие чувства без наркотиков, овладеть навыками саморегуляции и управлять своим настроением, принимать себя и свое тело в процессе взросления и др.
Первым этапом в процессе психологического сопровождения подростков может стать выяснение его потребностей в беседе со специалистом. Вот примеры вопросов на этом этапе:
«Как тебе живется в твоей семье? А ты бы как хотел?»
«Получается ли у тебя открыто и без конфликтов общаться со сверстниками и взрослыми?»
«Ты бы хотел достичь успехов в учебе?»
«Хотелось бы тебе, чтобы к тебе относились уважительно?»
Отдельный блок вопросов можно уделить эмоциям ребенка. Суть любой зависимости, аддиктивного поведения заключается в том, что, стремясь уйти от реальности, субъект пытается искусственным путем изменить свое психическое состояние, поднять эмоции на более высокий уровень, увеличить их интенсивность. Наркотики дают зависимому чувство эйфории, безмерную радость или чувство безопасности, которого у подростка в реальной жизни может не быть. Это настолько может захватить подростка, что зависимость начинает управлять его жизнью. Несовершеннолетний становится беспомощным перед своей зависимостью. Воля ослабевает и не дает противостоять зависимости.
Чтобы справиться с этой ситуацией, можно задать ребенку такие вопросы:
«Что приносит тебе радость?»;
«Когда в последний раз ты испытывал сильные эмоции и чувства без наркотиков? В какой ситуации?» (Возможно, это был его день рождения, или на уроке физкультуры, когда при физической активности несовершеннолетний испытал радость и подъем настроения);
«Как часто бы ты хотел в жизни испытывать острые чувства? Например, переживание чувства опасности при преодолении каких-то препятствий?» (Здесь речь может идти о чувстве опасности в позитивном ключе во время похода в лес с ночёвкой, пешего путешествия в горы или сплава по реке);
Вторым этапом в процессе психологического сопровождения подростков может стать уточнение целей. Все цели, стремления, намерения можно условно разделить три категории:
краткосрочные (включают в себя ближайшее будущее, а именно завтрашний день, ближайшую неделю, месяц),
цели, для реализации которых потребуется больше времени (год, несколько лет, например, до окончания школы),
глобальные жизненные цели (например, профессиональное самоопределение; также сюда могут входить цели развития и саморазвития).
Задача на этом этапе не столько в том, чтобы ребенок сформулировал готовые конечные четкие цели, сколько в том, чтобы этот процесс смыслопорождения запустился, благодаря вопросам взрослых. Выявление целей можно вести как от краткосрочных, переходя к глобальным, так и наоборот от глобальных к краткосрочным. Это зависит от того, насколько в подростке достаточно развито стремление к самоосознанию, интерес к своей личности и ее потенциалам, а также желание реализовать себя в настоящем и будущем.
Для исследования содержания целей подростков можно воспользоваться проективной методикой Сидорова К.Р и Васильева И.А, несколько ее модифицировав под возрастную специфику несовершеннолетних. Подростку предлагается составить список не менее 17-ти своих стремлений, воспользовавшись формулировкой: «Я пытаюсь…». Далее необходимо в процессе беседы выяснить, как подросток оценивает каждое свое стремление по следующим параметрам:
– важность. Шкала предполагает оценку важности каждого из стремлений для подростка, в какой мере он готов посвятить себя реализации каждого из них от 0 до 5, где 0 — совершенно не важно; 1 — почти не важно; 2 — относительно важно; 3 — определенно важно; 4 — очень важно; 5 — крайне важно;
– трудность (насколько сложен для подростка успех). Шкала оценки: 0 — очень легок; 1 — довольно легок; 2 — скорее легок; 3 — скорее труден; 4 — довольно труден; 5 — очень труден;
– радость. Шкала предполагает оценку радости (или счастья), которую ребенок почувствует в случае успешной реализации каждого своего стремления: 0 — совершенно никакой радости; 1 — небольшая радость; 2 — умеренная радость; 3 — большая радость; 4 — очень большая радость; 5 — огромная радость;
– огорчение. Нужно представить, насколько сильное огорчение или недовольство почувствует подросток, когда у него не получается то, к чему он стремится: 0 — совершенно никакого огорчения; 1 — небольшое огорчение; 2 — умеренное огорчение; 3 — большое огорчение; 4 — очень большое огорчение; 5 — сильное огорчение;
– поддержка. Насколько значимые в жизни подростка люди оказывают поддержку на каждое из его стремлений: 0 — препятствуют в реализации этого стремления; 1 — немного препятствуют в реализации этого стремления; 2 — не поддерживают и не препятствуют в реализации этого стремления; 3 — немного поддерживают в реализации этого стремления; 4 — поддерживают в реализации этого стремления; 5 — полностью поддерживают меня в реализации этого стремления.
По результатам проведения данной методики крайне необходимо проанализировать содержание целей несовершеннолетних. Шкала «важность» позволяет понять приоритеты подростка. Если он придает высокую значимость своим стремлениям, это указывает на осмысление своего будущего. Главная трудность здесь — поиск ресурсов. И наоборот, если цель не важна, то это означает, что в ее реализации нет смысла. Например, если цель «ходить каждый день в школу без прогулов» имеет низкую оценку, то необходимо прояснить, какой смысл вкладывает ребенок в то, чтобы его посещаемость была высокой, как это отразится на успеваемости; если в школе будут хорошие оценки, как это поможет в будущем получить престижную профессию и, к примеру, купить себе собственное жилье и т. д.
Трудность целей предполагает вовлечение волевого ресурса подростка. Необходимо в процессе беседы выяснить, как подросток готов преодолеть трудности (например, попросить помощь взрослых).
Большая радость при достижении целей будет способствовать подростку закрепить положительный образ желаемого. Например, он стремиться к тому, чтобы иметь в будущем свой автомобиль. Глубина и интенсивность переживания успеха при достижении этой цели поможет сконцентрироваться ему на первых шагах к данному стремлению: хорошо учиться, чтобы получить права, устроиться на работу, заработать на машину и т. д.
Чем выше оценки по шкале «огорчение», тем более ясно это говорит о важности цели для подростка и его психоэмоциональном напряжении, тревожности. В данном случае взрослому наставнику необходимо поговорить о страхах ребенка, что его беспокоит и тревожит и как можно это преодолеть.
Шкала «поддержка» выявляет, насколько подросток ощущает поддержку со стороны значимых для него людей. Если значимые люди препятствуют в реализации стремлений, то здесь обнаруживается явный конфликт отношений. Важно озвучить и проговорить с ребенком, как проявляется отсутствие поддержки: равнодушие со стороны взрослых, физическое или психологическое насилие (физическое наказание, препятствование несовершеннолетнему проявлять себя и свои стремления).
Заключительный этап работы по данной методике исследования содержания целей несовершеннолетних наркозависимых — помощь психолога в поиске ресурсов в реализации будущих стремлений. Это может быть помощь взрослых в устройстве несовершеннолетних в спортивную секцию, летний лагерь с профессиональным уклоном, эмоциональная поддержка значимых взрослых, подбор нового хобби или увлечения, которое расширит кругозор подростка, общее времяпровождение с родными и т. д.
В заключении необходимо отметить, что роль целеполагания в работе с несовершеннолетними наркозависимыми имеет огромное значение: в подростковом возрасте начинают формироваться очень важные качества личности, обращение к которым могло бы стать одной из важнейших составляющих профилактики зависимостей и отказа от имеющейся наркотической зависимости. Это такие качества, как стремление к развитию и профессиональному определению, интерес к своему будущему и осознание того, как это будущее необходимо строить самостоятельно и с поддержкой взрослых.
Литература:
- Бузина Т. С., Шаталов П. Н. Специфика ценностно-смысловой сферы наркозависимых // Психология и Психотехника. — 2011. — № 7. — C. 33–45.
- Быков С. А. Наркомания среди молодежи как показатель дезадаптированности // Социс. — 2000. — № 4. — С. 48–52.
- Леонова Л. Г., Бочкарева Н. Л. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте. Учебно-методическое пособие под редакцией зав. кафедрой психиатрии НМИ, члена-корреспондента АН ВШ, действительного члена Нью-Йоркской академии наук, д.м.н., профессора Короленко Ц. П. — Новосибирск: НМИ, 1998.
- Попова Е. И., Карпова Н. В. Особенности психологического сопровождения наркозависимых в процессе немедикаментозной реабилитации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2018. Т. 7. — № 1(22). — С. 302–304.
- Сидоров К.Р, Васильев И. А. Методика исследования содержания целей человека // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — № 3. — С. 90–108.