Формирование и развитие soft skills средствами ТРИЗ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 марта, печатный экземпляр отправим 11 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (292) январь 2020 г.

Дата публикации: 10.01.2020

Статья просмотрена: 33 раза

Библиографическое описание:

Скотынянская Н. А. Формирование и развитие soft skills средствами ТРИЗ // Молодой ученый. — 2020. — №2. — С. 411-412. — URL https://moluch.ru/archive/292/66141/ (дата обращения: 22.02.2020).



В статье автор описывает возможность формирования и развития софт скиллс навыков средствами теории решения изобретательских задач.

Ключевые слова: софт скиллс, теория решения изобретательских задач, компетенции, конкурентоспособность.

На сегодняшний день темп научно-технического прогресса таков, что необходимо постоянно развивать свои компетенции для того, чтобы быть конкурентоспособным специалистом на рынке труда. Особенно актуально развитие компетенций софт скиллс.

Гибкие навыки или мягкиенавыки (англ. soft skills) — комплекс неспециализированных, важных для карьеры надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и являются сквозными, то есть не связаны с конкретной предметной областью [2]

В 2016 году в Давосе на Всемирном экономическом форуме были названы десять основных софт скиллс компетенций, а именно:

  1. Комплексное многоуровневое решение проблем
  2. Критическое мышление
  3. Креативность
  4. Управление людьми
  5. Сотрудничество с другими
  6. Эмоциональный интеллект
  7. Суждение и принятие решений
  8. Клиентоориентированность
  9. Умение вести переговоры
  10. Когнитивная гибкость [2].

Как мы видим, большинство из компетенций основаны на умении рассматривать проблему с разных точек зрения, мыслить системно, нестандартно, учитывать интересы других людей и умении согласовать собственные интересы с интересами других, эффективно коммуницировать. Развитие данных компетенций может происходить достаточно эффективно средствами ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) — это универсальная методическая система, которая сочетает познавательную деятельность с методами активизации и развития мышления [3, с 3]. ТРИЗ развивает такие качества мышления как гибкость, системность, подвижность; развивает навыки систематизации и структурирования информации, способность использовать скрытые ресурсы для решения поставленных задач.

Рассмотрим подробнее некоторые из софт скиллс компетенций.

Критическое мышление. Это вид мышления, который используется для анализа вещей и событий, позволяет выносить обоснованные оценки. Психолог Дайана Халперн рассматривает критическое мышление как использование таких методов познания, которые отличаются контролируемостью, обоснованностью и целенаправленностью, увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата. Эти методы используются при решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и принятии решений и требуют навыков, которые обоснованы и эффективны для конкретной ситуации и типа решаемой задачи [4]. Она дополнительно указывает, что для критического мышления характерно построение логических умозаключений, создание согласованных между собой логических моделей и принятие обоснованных решений, касающихся того, отклонить какое-либо суждение, согласиться с ним или временно отложить его рассмотрение. Все эти определения подразумевают психическую активность, которая должна быть направлена на решение конкретной когнитивной задачи [4].

Рассмотрим педагогическое воздействие принципов ТРИЗ-педагогики на развитие критического мышления обучающегося. Под обучающимися в данной статье понимаются не только ученики средних, средне-специальных и высших учебных заведений как будущие специалисты, у которых изначально развиваются софт скиллс компетенции, но и действующие специалисты различных отраслей, которым необходимо постоянно развиваться для сохранения конкурентоспособности на рынке труда.

– Принцип свободы выбора. В любом обучающем или управляющем действии обучающемуся предоставляется право выбора;

– Принцип открытости. Обучающийся постоянно включен в процесс принятия решений, создаются условия решения открытых задач;

– Принцип деятельности. Стимулирование обучающихся закреплять полученные навыки решения задач постоянным применением навыков;

– Принцип обратной связи. Необходим для контроля процесса обучения;

– Принцип идеальности. Творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого вида деятельности [2].

Кроме того, в основе используемых в ТРИЗ-педагогике средств изначально лежит проблемно-поисковый метод, что сближает эту технологию с критическим мышлением.

Комплексное многоуровневое решение проблем. Данный навык имеет прямую зависимость от умения мыслить системно, рассматривать ситуацию с разных сторон. Один из инструментов ТРИЗ — системный оператор — предполагает, в прямом смысле слова, многоуровневое изучение объекта, ситуации, системы. У человека развивается тип мышления, характеризующихся целостным восприятием предметов и явлений. Системное мышление становится не просто навыком, а автоматизмом. Специалист, обладающий системным мышлением, рефлекторно стремится к комплексному многоуровневому решению проблем.

Умение вести переговоры. Эта компетенция подразумевает умение вести эффективную коммуникацию в процессе переговоров, умение убедительно доносить свою позицию собеседнику средствами вербальной и невербальной коммуникации. И, разумеется, как итог переговоров, умение достигать компромисса, т. е. решения, в определенной степени удовлетворяющего каждую из сторон. Обратившись к теории решения изобретательских задач, мы встречаем понятие «идеальный конечный результат» (ИКР) [3, с.4]. Это образ решения задачи с минимальными затратами ресурсов, без нежелательных эффектов. Соответственно, идеальный конечный результат устраивает больше других вариантов решения проблемы, так же, как и компромисс, является точкой наибольшего согласия сторон, следовательно, в конкретно взятой ситуации компромисс может считаться идеальным конечным результатом. Следовательно, развивая умение находить ИКР, можно способствовать развитию у человека умения вести переговоры и приходить к совместному идеальному решению. Кроме того, если мы обратимся к концепции ТРИЗ-педагогики, то вспомним, что ТРИЗ-педагогика — это педагогика сотрудничества, ориентированная на интересы обучающегося, что в значительной степени соответствует клиентоориентированности и умению вести переговоры.

Когнитивная гибкость — это способность человека быстро и легко переключаться с одной мысли на другую, использовать оба отдела полушарий мозга одновременно. Кроме этого, когнитивная гибкость — это способность видеть альтернативу в любой ситуации, допускать самые невероятные ситуации и решения. Когнитивная гибкость в ТРИЗ — одна из базовых способностей: способность увидеть противоречие, найти закономерность. Когнитивная гибкость в ТРИЗ развивается в процессе нахождения и устранения физических и технических противоречий, нахождением общих признаков с помощью Метода Фокальных Объектов (МФО). Развитие когнитивной гибкости через

ТРИЗ позволяет применять ее в различных сферах жизни и профессиональной деятельности, т. е. формирует надпрофессиональный навык.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что внедрение изучения теории решения изобретательских задач на всех уровнях современного образования, а также в такие сферы как экономика, управление, финансирование, инженерия и многие другие, позволит формировать и эффективно развивать ключевые софт скиллс компетенции действующих и будущих специалистов.

Литература:

  1. Child Trends. Workforce connections: Key soft skills that foster youth workforce success (Июнь 2015)
  2. http://softskills.sfedu.ru. Лаботаротия компетенций softskills
  3. Альтшуллер Г. С. Найти идею. — Альпина Паблишер, 2019. — 420 с. ISBN: 978–5–9614–6874–8
  4. Халперн Д. Психология критического мышления. — СПб.: Питер, 2000. — 512 с. — ISBN 5–314–00122–5
Основные термины (генерируются автоматически): когнитивная гибкость, критическое мышление, теория решения, умение вести, компетенция, комплексное многоуровневое решение, идеальный конечный результат, системное мышление, принятие решений, рынок труда.


Похожие статьи

О различных подходах к понятию «критическое мышление»

Критическое мышление неразрывно связано с человеческой деятельностью. Человек может не знать ничего о критическом мышлении, и, тем не менее, в его

А.Н. Шуман предлагает несколько иной, назовём его «комплексный», подход к понятию «критическое мышление».

Технология измерения уровней сформированности когнитивных...

Решение поставленной задачи в новых условиях способствует формирование когнитивной компетенции. Когнитивная компетенция — это способность (готовность) к осуществлению различных видов познавательной деятельности и решению разнообразных житейских и...

Технология развития критического мышления...

Критическое мышление — это тип мышления, который помогает нестандартно относиться к

В английском языке этот термин означает умение размышлять над тем, каким образом

Технология развития критического мышления направлена на самостоятельное принятие...

Взгляды зарубежных ученых на сущность критического мышления

Ключевые слова: критическое мышление, принятие решения, мыслительный процесс, интеллект. Проблема развития критического мышления последние 20 лет является актуальной в зарубежных странах. Немаловажно, что именно на опыт зарубежных авторов в вопросе о...

Применение технологии критического мышления на уроках...

Критическое мышление — поиск здравого смысла и умение отказаться от собственных предубеждений. Д. Халперн определяет критическое мышление в своей работе «Психология критического мышления» как направленное мышление, оно отличается взвешенностью...

Критическое мышление как условие успешности педагога

Критическое мышление — естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимы умения не только овладеть информацией, но и критически оценить, осмыслить, применить. Профессия педагога особая — от результатов нашей деятельности зависит...

Организация самостоятельной работы студентов средствами...

- развиваются когнитивные умения и умения в составе других формируемых компетенций, - формируется способность к анализу, сопоставлению, моделированию стратегий для решения задач, - создаются условия для практического применения полученных знаний и умений в...

Технология развития критического мышления в формировании...

«Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и следствия этих фактов. Критическое мышление − это не отдельный навык, а сочетание многих умений» [2, с. 55]. Основанная на коммуникативно-деятельностном подходе...

Психолого-педагогические аспекты развития критического...

Критическое (направленное) мышление предполагает оценку мыслительного процесса: – верности принятых решений

В основу технологии критического мышления легли идеи свободного воспитания и творческого саморазвития личности (Ж. Ж. Руссо, Л. Н. Толстой, Дж.

Похожие статьи

О различных подходах к понятию «критическое мышление»

Критическое мышление неразрывно связано с человеческой деятельностью. Человек может не знать ничего о критическом мышлении, и, тем не менее, в его

А.Н. Шуман предлагает несколько иной, назовём его «комплексный», подход к понятию «критическое мышление».

Технология измерения уровней сформированности когнитивных...

Решение поставленной задачи в новых условиях способствует формирование когнитивной компетенции. Когнитивная компетенция — это способность (готовность) к осуществлению различных видов познавательной деятельности и решению разнообразных житейских и...

Технология развития критического мышления...

Критическое мышление — это тип мышления, который помогает нестандартно относиться к

В английском языке этот термин означает умение размышлять над тем, каким образом

Технология развития критического мышления направлена на самостоятельное принятие...

Взгляды зарубежных ученых на сущность критического мышления

Ключевые слова: критическое мышление, принятие решения, мыслительный процесс, интеллект. Проблема развития критического мышления последние 20 лет является актуальной в зарубежных странах. Немаловажно, что именно на опыт зарубежных авторов в вопросе о...

Применение технологии критического мышления на уроках...

Критическое мышление — поиск здравого смысла и умение отказаться от собственных предубеждений. Д. Халперн определяет критическое мышление в своей работе «Психология критического мышления» как направленное мышление, оно отличается взвешенностью...

Критическое мышление как условие успешности педагога

Критическое мышление — естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимы умения не только овладеть информацией, но и критически оценить, осмыслить, применить. Профессия педагога особая — от результатов нашей деятельности зависит...

Организация самостоятельной работы студентов средствами...

- развиваются когнитивные умения и умения в составе других формируемых компетенций, - формируется способность к анализу, сопоставлению, моделированию стратегий для решения задач, - создаются условия для практического применения полученных знаний и умений в...

Технология развития критического мышления в формировании...

«Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и следствия этих фактов. Критическое мышление − это не отдельный навык, а сочетание многих умений» [2, с. 55]. Основанная на коммуникативно-деятельностном подходе...

Психолого-педагогические аспекты развития критического...

Критическое (направленное) мышление предполагает оценку мыслительного процесса: – верности принятых решений

В основу технологии критического мышления легли идеи свободного воспитания и творческого саморазвития личности (Ж. Ж. Руссо, Л. Н. Толстой, Дж.

Задать вопрос