Современный вуз в системе содействия трудоустройству и постдипломного сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 марта, печатный экземпляр отправим 11 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №2 (292) январь 2020 г.

Дата публикации: 10.01.2020

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Николаева И. В. Современный вуз в системе содействия трудоустройству и постдипломного сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью // Молодой ученый. — 2020. — №2. — С. 200-202. — URL https://moluch.ru/archive/292/66131/ (дата обращения: 22.02.2020).



Занятость и трудоустройство лиц с инвалидностью и ОВЗ выступает актуальной проблемой как для выпускников, так и для образовательных организаций высшего образования. Несмотря на это, лица с инвалидностью и ОВЗ сталкиваются с рядом проблем: ограниченность в правах, недоступность некоторых видов работ из-за физических проблем, отказ работодателей в трудоустройстве по причине лишних затрат (необходимость организации специальных рабочих мест со специализированным техническим оснащением), психологических особенностей лиц с инвалидностью и ОВЗ, необходимости постоянного лечения. Лица с инвалидностью и ОВЗ испытывают определенные трудности в поиске работы и трудоустройстве по причине ограниченности своих возможностей, неготовности к профессиональной деятельности и в связи с этим нуждаются в поддержке как со стороны государства, так и образовательной организации высшего образования посредством осуществления деятельности по содействию трудоустройству и постдипломному сопровождению.

В статье Т. А. Ярая, Л. О. Рокотянской, А. В. Бородина «Содействие трудоустройству и постдипломное сопровождение выпускников с инвалидностью и ОВЗ» (сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 217–221) раскрываются некоторые аспекты трудоустройства выпускников с инвалидностью и ОВЗ. Приведены основные направления и содержание работы образовательной организации высшего образования по содействию трудоустройству и постдипломному сопровождению выпускников с инвалидностью и ОВЗ. Приведен опыт работы ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского» по решению рассматриваемой в статье проблемы [1].

В статье Л. Г. Рыбалкин «Содействие профессиональному развитию и трудоустройству студентов, выпускников — инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и пути решения» (Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 3(23). С. 35–39) представляет региональный опыт содействия трудоустройству выпускников с ограниченными возможностями здоровья Сибирского государственного индустриального университета [2].

В статье Л. В. Широковой «Содействие профессиональному развитию и трудоустройству выпускников организаций высшего образования из числа инвалидов и лиц с ОВЗ: проблемы и пути решения» (Содействие профессиональному развитию и трудоустройству студентов и выпускников с ограниченными возможностями здоровья. Сборник материалов круглого стола. 2018. С. 69–73) освещен спектр мер, принимаемых службами содействия трудоустройству выпускников организаций высшего образования для помощи при трудоустройстве и профессиональной адаптации выпускников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Определены перспективные направления взаимодействия образовательных организаций, бизнеса и власти в этой сфере [3].

В статье Л. В. Широковой, Е. И. Требушковой «Эффективные практики и инструменты содействия трудоустройству выпускников-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья» (Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции: Профессиональное развитие и трудоустройство студентов и выпускников с ограниченными возможностями здоровья: вопросы, проблемы, перспективы. Курск. 2018. С. 24–28) анализируются модели содействия трудоустройства выпускников-инвалидов, передовые технологии ряда российских университетов по созданию инклюзивной образовательной среды и системы профессиональной социализации для студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья. Особое внимание уделено необходимости взаимосвязи системы инклюзивного высшего образования с рынком труда [4].

В статье Е. Ю. Мамедова «Трудоустройство лиц с нарушением слуха: проблемы и перспективы» (Вестник психофизиологии. 2018. № 2. С. 158–164) рассматриваются вопросы трудоустройства выпускников с нарушением слуха института дефектологического образования и реабилитации РГПУ им. А. И. Герцена. Изучается мотивация устройства на работу глухих и слабослышащих выпускников. Анализируются факторы, препятствующие успешному трудоустройству, а также роль государства и вуза в организации работы по трудоустройству этой категории выпускников. Данное исследование представляет собой ретроспективный анализ данных выпускников ИДОиР за последние пять лет, а также результаты опроса и анкетирования. Опрашиваемые выпускники имели следующие диагнозы: тугоухость и глухота. Выявлен ряд факторов, снижающих конкурентоспособность глухих и слабослышащих выпускников на открытом рынке труда. Предложены меры, направленные на успешное трудоустройство этой категории выпускников. Выявлено, что большая часть трудоустроенных выпускников испытывает неудовлетворенность работой, что связано с отсутствием необходимых навыков по трудоустройству [5].

В статье Э. Т. Кутушева «Профессиональное становление и трудоустройство лиц с ограниченными возможностями здоровья» (Сборник материалов круглого стола: Содействие профессиональному развитию и трудоустройству студентов и выпускников с ограниченными возможностями здоровья. 2018. С. 43–46) описывается инклюзивное образование, основные барьеры, которые необходимо преодолеть для создания доступного и комфортного образования для лиц с ОВЗ, а так же формы содействия трудоустройству выпускников с инвалидностью [6].

В статье В. А. Кудрявцева, С. Н. Каштанова «Организация и содержание процесса непрерывной профессионализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью» (Мир науки, культуры, образования. 2018. № 4 (71). С. 63–64) детализируется понятие «профессионализация», которое рассматривается в контексте социализации и личностно-профессионального развития лиц с ОВЗ и инвалидностью. Непрерывная профессионализация начинается с процесса профориентации абитуриентов на уровне довузовской подготовки, затем ориентирована на студентов и переходит в поствузовское сопровождение для закрепления в профессии. Авторы статьи приводят инновационные примеры разработанных образовательных продуктов: адаптационного модуля и адаптационного on-line курса для обучающихся в вузе лиц с ОВЗ и инвалидностью, которые рассматриваются в качестве инструментов нивелирования всех видов дидактических барьеров [7].

Таким образом, результатом обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ должно выступать не только формирование профессиональных компетенций, но и трудоустройство выпускников в соответствии с полученной специальностью. Тем не менее, трудоустройство выпускника должно сопровождаться помощью в адаптации к профессиональной деятельности со стороны специалистов образовательной организации. Выполнение таких задач следует возложить на специально созданный Центр или отдел содействия трудоустройству выпускников.

Литература:

  1. Ярая, Т. А. Содействие трудоустройству и постдипломное сопровождение выпускников с инвалидностью и ОВЗ / Т. А. Ярая, Л. О. Рокотянская, А. В. Бородина // Инклюзивные процессы в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования: опыт, проблемы и перспективы. 2017. С. 217–221.
  2. Рыбалкина, Л. Г. Содействие профессиональному развитию и трудоустройству студентов, выпускников — инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и пути решения / Л. Г. Рыбалкина // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 3 (23). С. 35–39.
  3. Широкова, Л. В. Содействие профессиональному развитию и трудоустройству выпускников организаций высшего образования из числа инвалидов и лиц с ОВЗ: проблемы и пути решения / Л. В. Широкова, Т. Е. Игоревна // Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции: Профессиональное развитие и трудоустройство студентов и выпускников с ограниченными возможностями здоровья: вопросы, проблемы, перспективы. Курск. 2018. С. 24–28.
  4. Мамедова, Е. Ю. Трудоустройство лиц с нарушением слуха: проблемы и перспективы / Е. Ю. Мамедова // Вестник психофизиологии. 2018. № 2. С. 158–164.
  5. Кутушев, Э. Т. Профессиональное становление и трудоустройство лиц с ограниченными возможностями здоровья / Э. Т. Кутушев // Сборник материалов круглого стола: Содействие профессиональному развитию и трудоустройству студентов и выпускников с ограниченными возможностями здоровья. 2018. С. 43–46.
  6. Кудрявцев, В. А. Организация и содержание процесса непрерывной профессионализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью / В. А. Кудрявцев, С. Н. Каштанова // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 4 (71). С. 63–64.
  7. Широкова, Л. В. Эффективные практики и инструменты содействия трудоустройству выпускников-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья / Л. В. Широкова, Е. И. Требушкова // Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции: Профессиональное развитие и трудоустройство студентов и выпускников с ограниченными возможностями здоровья: вопросы, проблемы, перспективы. Курск. 2018. С. 24–28.
Основные термины (генерируются автоматически): ограниченная возможность здоровья, профессиональное развитие, высшее образование, трудоустройство выпускников, трудоустройство студентов, инвалидность, образовательная организация, Сборник материалов, трудоустройство лиц, выпускник.


Похожие статьи

Проблема трудоустройства выпускников профессиональных...

В статье рассматриваются проблемы трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования на рынке труда. Ключевые слова: выпускник, специальность, рынок труда, безработица...

Проблемы трудоустройства выпускников учебных заведений

Очень часто выпускники учебных заведений сталкиваются с проблемами трудоустройства (устройства на работу), с безработицей или уходом из профессии в другое направление, в другую сферу деятельности, туда, где удалось найти подходящую работу.

Трудоустройство инвалидов по видам профессиональной...

В статье рассматриваются проблемы государственного регулирования трудоустройства инвалидов в

Библиографическое описание: Чердакова А. В. Трудоустройство инвалидов по видам профессиональной

ограниченная возможность здоровья, студент, возможность...

Проблема трудоустройства выпускников вузов

В статье исследуются вопросы трудоустройства выпускников вузов, которые испытывают

Проблема трудоустройства выпускников вузов особенно актуальна в условиях рыночных

Однако данный закон рассчитан преимущественно на лиц, уже заключивших трудовой договор...

Анализ государственной молодежной политики России в области...

Существенные проблемы с трудоустройством молодежи вызваны также тем, что в процессах создания в

Молодые люди, имеющие высшее образование, часто не имеют полноценной

Организация трудоустройства молодежи в России происходит в тесном взаимодействии всех...

Повышение мобильности выпускников учреждений СПО при...

- сложности трудоустройства молодежи обусловлены, с одной стороны, недостатком

К числу сложностей при трудоустройстве выпускников следует отнести

Делая выбор в соответствии с перечисленным выше, будущие студенты отодвигают главную цель...

Ориентация системы профессионального образования на...

Процесс трудоустройства выпускников вуза представлен как алгоритм последовательной и непрерывной образовательной

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, рынок труда, трудоустройство выпускников, Пензенский...

Профессиональная подготовка специалистов | Статья в журнале...

Ключевые слова: профессиональное образование, профессиональная подготовка

Актуальным вопросом остается развитие у студентов с ограниченными возможностями

Оценку сформированных профессиональных компетенций у выпускников с ОВЗ...

Трудоустройство выпускников высших и средних специальных...

В статье трудоустройство выпускников характеризуется как одна из приоритетных задач кадровой политики государства, которая включает в себя осуществление комплексных и взаимосвязанных мер по обеспечению занятости путем задействования потенциала...

трудоустройство, выпускники вузов, распределение...

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200

трудоустройство, выпускники вузов, распределение выпускников, стаж работы, профессиональная ориентация.

Похожие статьи

Проблема трудоустройства выпускников профессиональных...

В статье рассматриваются проблемы трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования на рынке труда. Ключевые слова: выпускник, специальность, рынок труда, безработица...

Проблемы трудоустройства выпускников учебных заведений

Очень часто выпускники учебных заведений сталкиваются с проблемами трудоустройства (устройства на работу), с безработицей или уходом из профессии в другое направление, в другую сферу деятельности, туда, где удалось найти подходящую работу.

Трудоустройство инвалидов по видам профессиональной...

В статье рассматриваются проблемы государственного регулирования трудоустройства инвалидов в

Библиографическое описание: Чердакова А. В. Трудоустройство инвалидов по видам профессиональной

ограниченная возможность здоровья, студент, возможность...

Проблема трудоустройства выпускников вузов

В статье исследуются вопросы трудоустройства выпускников вузов, которые испытывают

Проблема трудоустройства выпускников вузов особенно актуальна в условиях рыночных

Однако данный закон рассчитан преимущественно на лиц, уже заключивших трудовой договор...

Анализ государственной молодежной политики России в области...

Существенные проблемы с трудоустройством молодежи вызваны также тем, что в процессах создания в

Молодые люди, имеющие высшее образование, часто не имеют полноценной

Организация трудоустройства молодежи в России происходит в тесном взаимодействии всех...

Повышение мобильности выпускников учреждений СПО при...

- сложности трудоустройства молодежи обусловлены, с одной стороны, недостатком

К числу сложностей при трудоустройстве выпускников следует отнести

Делая выбор в соответствии с перечисленным выше, будущие студенты отодвигают главную цель...

Ориентация системы профессионального образования на...

Процесс трудоустройства выпускников вуза представлен как алгоритм последовательной и непрерывной образовательной

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, рынок труда, трудоустройство выпускников, Пензенский...

Профессиональная подготовка специалистов | Статья в журнале...

Ключевые слова: профессиональное образование, профессиональная подготовка

Актуальным вопросом остается развитие у студентов с ограниченными возможностями

Оценку сформированных профессиональных компетенций у выпускников с ОВЗ...

Трудоустройство выпускников высших и средних специальных...

В статье трудоустройство выпускников характеризуется как одна из приоритетных задач кадровой политики государства, которая включает в себя осуществление комплексных и взаимосвязанных мер по обеспечению занятости путем задействования потенциала...

трудоустройство, выпускники вузов, распределение...

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200

трудоустройство, выпускники вузов, распределение выпускников, стаж работы, профессиональная ориентация.

Задать вопрос