Пути эволюционного развития налоговой системы РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №2 (292) январь 2020 г.

Дата публикации: 11.01.2020

Статья просмотрена: 198 раз

Библиографическое описание:

Куликова, М. А. Пути эволюционного развития налоговой системы РФ / М. А. Куликова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 2 (292). — С. 278-281. — URL: https://moluch.ru/archive/292/66128/ (дата обращения: 26.04.2024).



В данной статье рассмотрены этапы становления, формирования и особенности налогообложения в XIX веке. Продемонстрированы особенности налогообложения на определенных временных отрезках, которые пережило государство.

Ключевые слова: налоговая система, элементы налогообложения, подать, налог, сбор.

В начале XIX века доходы бюджета России формировались за счет налогов крепостного крестьянства. Основными поступлениями в бюджет являются: оброчный сбор, подушная подать, «питейный доход». За счет «питьевого дохода» в 60-е годы XIX века формировалось до 40 % всех доходов бюджета.

В царствование Александра I были реформированы следующие виды обложения: оброчный сбор, горная подать, гильдейский налог, пошлина с наследства, гербовый сбор, питейный налог, введен процентный налог на доходы от недвижимости, кибиточная подать, попудный налог на медь, существенному пересмотру подверглась система земских денежных и натуральных повинностей, реформирована система организации сбора налогов.

В 1810–1812 годах оброчный сбор получает название оброчная подать. Для целей налогообложения гильдейским сбором (податью) необходимо было изменить размер объявленного капитала, установленного для отнесения купцов к той или иной гильдии. К числу наиболее крупных мер по введению новых видов налогообложения в период правления Александра I относятся введение в 1812 г. процентного сбора с доходов от недвижимости.

В начале XIX века был осуществлен ряд реформ горного законодательства. На казенных землях можно было свободно заниматься поиском руды и возобновлять «тунележащие рудники», при условии обязательной доставки руды на казенные заводы. С 1812 года в России появляется частная золотопромышленность.

В 1817 году по инициативе министра финансов графа Гурьева был издан новый указ о питейном сборе, установивший оптовую государственную продажу вина, отданную в заведование казенных палат и уездных управлений.

Позже была введена гильдейская подать — начало регулярного торгово-промышленного налогообложения в России. В то же время купцы были освобождены от подушной подати.

Гильдейская реформа графа Канкрина в 1824 году фактически положила начало второму периоду в развитии налогообложения торговли и промышленности и сформировала условия для последующего перехода к промысловому обложению. Именно в этот период была введена патентная система налогообложения торговли и промыслов. [6, 67–70с.]

В царствование Николая I были введены акцизы на предметы массового потребления: табак, сахар, на свекло-сахарное производство.

В 1826 году по проекту графа Е. Ф. Канкрина восстановлен винный откуп.

В 1834 году по шоссе Санкт-Петербург-Москва был введен сбор за проезд. Осуществился ряд изменений с горной подати. Сборы взимались с пассажиров железных дорог и пароходных компаний. В разные годы были установлены паспортные сборы, в том числе с заграничных паспортов, а также введено налогообложение полисов по страхованию от пожара.

Во второй четверти XIX века в системе сбора горной подати был внесен ряд изменений. Значительное развитие золотопромышленности и выгоды, которые извлекали из нее промышленники, вызвали в 1840 г. увеличение налога на золото до 20 % и установление дополнительного 4-рублевого налога с фунта золота.

Графом Е. Ф. Канкрины был введен акциз на табак. В 1842 году гербовый сбор был увеличен.

В 1849 году вводится подвижная система взимания подати с золота. [8, 208–232с.]

В 1855 году на престол взошел Александр II. Его имя связано с наиболее значительными изменениями в экономической и политической жизни России в XIX веке. Одним из важнейших изменений была крестьянская реформа 1861 года.

В связи с проведением реформы в налоговой системе были внесены следующие основные изменения:

– изменена система сбора промыслового налога;

– введено земельное обложение;

– установлен подомовый налог;

– вводятся земские налоги и сборы.

В то же время сохранялась важная роль в системе государственных доходов следующих видов налогов — подушный налог, питейного и таможенного сборов, соляной налог, акциз на дрожжи, акциз на керосин, акциз на табак.

В 1862 году было объявлено о прекращении добычи и продажи соли. Государственные источники соли были переданы в частные руки, а доходы от продажи соли стали облагаться акцизом, что привело к повышению эффективности этого вида сбора.

Подомовой налог в России был введен в 1863 году в виде налога с недвижимого имущества. Жилые дома, фабрики, заводы, театры и бани подлежали обложению налогом.

В царствование Александра II наряду с прямыми государственными налогами была создана система земских (местных) налогов и сборов. Доходы от этих сборов шли на содержание земских органов самоуправления, полиции, школ, больниц.

Российско-турецкая компания дестабилизировала финансовую ситуацию в стране. В 1879 году было принято решение вернуться к подготовке реформы налоговой системы. Была создана новая налоговая комиссия, которая вносила предложения об отмене подушных налогов под председательством Министра финансов С. А. Грейга. В ходе ее работы был подготовлен проект о введении вместо подушной подати трех видов налога, которые применялись на все сословия: подоходный — в размере 3 % от доходов от денежного капитала, торговли, промыслов; личный — 1 руб. от всех лиц мужского пола в возрасте от 18 до 55 лет; усадебного — от владельцев всех сословий. Однако это изменение не было осуществлено, поскольку оно не получило одобрения в правительственных кругах.

В период правления Александра II были проведены важные организационные мероприятия в сфере государственных доходов.

Косвенными налогами стали акцизные сборы. В условиях отмены крепостного права, победы промышленной революции и активизации рыночных отношений изменилось название и сущность главного прямого налога.

Годы правления императора Александра III ознаменовались значительными изменениями в российской истории налогов. Политическая реакция после убийства Александра II сказалась на финансовом состоянии страны.

Система пошлин с имущества, переходящих безвозмездными способами, была введена законом 15 июня 1882 года. Создание этой системы следует рассматривать как шаг к усилению обложения высших классов.

Налог на денежный капитал в России впервые был установлен законом 20 мая 1885 года. Ставка налога была установлена на уровне 5 %.

Объектами налогообложения являлись:

– доход от процентных ценных бумаг — государственных, общественных и частных всех видов;

– доходы от вкладов на счете и от других процентных вкладов в государственных банках, общественных акционерных, в обществах взаимного кредита и вообще в кредитных учреждениях, обязанных представлять отчетность.

В 1885 году подушный налог был отменен для всех податных сословий. В то же время земельные сборы с бывших казенных крестьян были увеличены на 45 % под предлогом перевода их с оброка на выкуп, а также был увеличен акциз на спирт. [2, 731–750с.]

И, наконец, последний император России, Николай II, во время своего правления обратил внимание на реформы, проводившиеся по инициативе таких государственных деятелей, как С. Витте и П. А. Столыпин.

Николай II издает три указа о сборе налогов.

В результате проведенных реформ удалось отказаться от отсталой средневековой формы — сословности обложения.

К концу XIX в. поступления от обложения всех слоев населения стали самыми значительными. Наиболее продуктивным в фискальном отношении стал прямой налог на предпринимательскую деятельность.

В 1895 году российская торговля и промышленность обеспечивали 45 % произведенного богатства России, но платили не более 3–4 % всех налоговых поступлений. Несмотря на то, что обложение торгово-промышленной деятельности после реформ 1885 и 1898 годов было введено подоходно-прогрессивное начало, предприниматели по-прежнему несли относительно небольшое налоговое бремя. [3]

Существенные изменения произошли и в системе косвенного обложения. Соляной налог, существовавший еще с феодальных времен, был отменен. Первое место среди косвенных налогов традиционно занимал питейный, который являлся самой крупной статьей доходной части государственного бюджета. Рядом с питейным налогом шел доход от таможенных пошлин по величине поступлений. Отличительной особенностью этой статьи дохода было то, что она почти целиком, начиная с 1877 г. поступала в золотом исчислении.

Другие акцизы за период с 1867 по 1897 год также имели устойчивую тенденцию к росту: поступления от акцизов на сахар выросли в 34 раза, на табак — в 5 раз.

Пошлины, выделяемые официальной статистикой в специальный отдел государственного бюджета и не считавшиеся налогами, традиционно были не самыми крупными, но достаточно стабильными источника дохода. Рост доходов от пошлин резко возрос в последние два десятилетия XIX века. Это было обусловлено двумя обстоятельствами: во-первых, двукратным общим повышением гербового сбора и увеличением сбора страховых взносов; во-вторых, установлением новых сборов — с имущества переходящих безмездными путями в 1882г. и с железнодорожного движения в 1879г.

Таким образом, основной причиной резкого скачка объема податных поступлений стала проводимая правительством политика высокого развития косвенного обложения.

Увеличение косвенного обложения, в конечном итоге, негативно сказалось на уровне жизни российского потребителя.

В Российской империи в конце XIX-начале XX века основной формой обложения торговли и промышленности был государственный промысловый налог из двух основных составляющих:

– основного сбора, который представлял собой внесение платы за промысловые свидетельства;

– дополнительный сбор, который, в свою очередь, состоял из нескольких сборов, адресованных разным статусам юридических и физических лиц:

1) с акционерных и других предприятий, обязанных публичной отчетностью, дополнительный сбор взимался в виде:

а) налога с капитала;

б) процентного сбора с прибыли;

2) с прочих предприятий, не обязанных публичной отчетностью, дополнительный сбор взимался в виде:

а) раскладочного сбора;

б) процентного сбора с прибыли, превышающей установленный минимум.

Ставки основного сбора были дифференцированы в зависимости от:

– местности (существовало пять классов местности в зависимости от степени развития в них торговли и промышленности);

– разряда коммерческого или промышленного предприятия.

До 1898г. разряд определялся числом помещений, числом входов, числом складов.

Позднее были введены дифференцированные критерии:

– для кредитных организаций — в зависимости от размера капитала;

– для страховых организаций — в зависимости от суммы страховых премий';

– для торговых акционерных предприятий — в зависимости от суммы капитала;

– для коммерческих неакционерных предприятий оклады устанавливались по пяти видам деятельности (оптовая, розничная, мелочная торговля, мелочные товары особо поименованные, развозной и разносный торг);

– для промышленных предприятий были установлены три разряда: в зависимости от количества работников.

Если не было четких признаков, по какой категории облагать налогом ту или иную деятельность, то налоговый оклад определялся по той категории, в которой цена свидетельства составляла бы не менее 5 % от обычного размера прибыли, установленной для раскладочного сбора.

В рамкахдополнительного сбора важную проблему на протяжении всего периода существования данного налога составлял раскладочный сбор.

От раскладочного сбора освобождались:

– вновь возникающие предприятия в течение первого года работы;

– предприятия, прибыль которых не превышала определенного минимума;

– личные промысловые занятия;

– некоторые другие.

Можно сделать выводы, что сложившаяся к концу XIX века налоговая система просуществовала без радикальных изменений вплоть до Первой мировой войны.

Первая мировая война наложила определенный отпечаток на налоговую политику российского правительства, вызвав повышение общего уровня налогов в стране. Введены новые налоги:

– временный военный налог с проезжающих по железной дороге пассажиров, с пассажирского багажа и с перевозимых по багажным квитанциям грузов;

– налог на военную прибыль;

– специальный временный налог на русский хлопок;

– единовременный налог на телефоны;

– ряд других. [9, 88–114с.]

Несмотря на отсутствие подоходного налога, уже введенного в Европе, несомненным преимуществом российской налоговой системы, с точки зрения правительства, был устойчивый приток средств в бюджет. Прямые и косвенные налоги обеспечивали львиную долю государственных доходов, а финансовая стабилизация конца XIX века, в конечном счете, была достигнута именно за счет российского налогоплательщика.

Литература:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. Текст с изм. и доп. на 1 октября 2018 г. (+ сравнительная таблица изменений). — М.: Издательство Эксмо, 2018. — 1664с.
  2. Георгиев, В. А. История России XIX — начала XX века. — М.: Академия изд-во МГУ, 2011. — 864с.
  3. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для СПО / Л. Н. Лыкова. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 353 с. — Серия: Профессиональное образование
  4. Миляков, Н. В. Налоги и налогообложение. Учебник. — 7-е изд., пе-рераб. и доп. / / Н. В. Миляков. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 509с.
  5. Налоги и налогообложение: учеб. для вузов / под ред. И. А. Майбурова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 655 с.
  6. Перонко И. А. Формирование налоговой базы регионов в переходный период // Налоговый вестник. 2010. № 7. — С. 18–22.
  7. Поляка, Г. Б. Налоги и налогообложение. — М.: Издательство Юрайт, 2013.—463с.
  8. Селезнева Н. Н. Налоги и налоговая система России / Н. Н. Селезнева. — М.: ЮНИТА-ДАНА, Закон и право, 2010–444с.
  9. Толкушкин А.В История налогов в России / А. В. Толкушкин. — М.: «Юристъ»,2001.-432с.
  10. Юткина Т. Ф. Налоги и Налогообложение. Учебник, изд. 2-е, перераб. и доп. / Т. Ф. Юткина. — М.: ИНФРА-М, 2011–576с.
Основные термины (генерируются автоматически): налог, доход, раскладочный сбор, Россия, сбор, акциз, гербовый сбор, дополнительный сбор, косвенное обложение, налоговая система, оброчный сбор, процентный сбор.


Похожие статьи

Некоторые аспекты налогообложения и сущность налогов

Дело в том, что сбор уплачивается юридическими или физическими лицами для того, чтобы в

На сегодняшний момент систему косвенного обложения налогами используют свыше 150

Акцизы — это вид косвенных налогов на товары преимущественно массового потребления.

Федеральные налоги как основа налоговой системы...

Главным инструментом мобилизации средств в бюджет являются налоги. Государство может использовать для покрытия расходов и займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что требует дополнительных налоговых поступлений.

Сравнительный анализ налоговых систем Евразийского...

Виды налогов и сборов налоговой системы Российской Федерации

Местные налоги и сборы: налог на владения собаками, курортный сбор, сбор с заготовителей.

Проанализировав налоговое законодательство России, Беларуси, Казахстана Армении и...

Федеральные налоги как источник формирования бюджета РФ

Местные налоги и сборы. Разделение на три уровня системы налогов и сборов в РФ позволяет четко расставить полномочия

федеральные налоги и сборы, налогообложение РФ, налоговая система, консолидированные бюджеты РФ, налоговая ставка, налоговая база.

История развития налоговой системы России | Статья в журнале...

Налоговая система — это совокупность всех налогов и сборов, а также администраторов и плательщиков. Другими словами, это совокупность взаимоотношений между плательщиками и государством. Налоговая система Российской Федерации появилась еще в 90-х годах.

Компаративный анализ налоговых систем РФ, США и КНР

В статье рассматривается налоговая система РФ, США и КНР путем сравнительного анализа. Сравнение проводится по таким показателям как: нормативная база

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (ф. н.)

Особенности системы налогообложения | Статья в журнале...

В РФ, Германии, Латвии, Финляндии трёхуровневая налоговая система (федеральные (государственные) налоги; региональные налоги и сборы; местные налоги).

Чем больше будет косвенных налогов, тем менее прозрачна и более запутана будет налоговая система.

Анализ налоговых доходов федерального бюджета Российской...

Ключевые слова:федеральные налоги и сборы, налогообложение РФ, налоговая система, консолидированные бюджеты РФ

Итак, налоговые доходыдоходы от налогов, сборов и государственной пошлины. Именно эта часть доходов является наибольшим источником...

Налоговая система России и перспективы ее развития

Налоговая система — это совокупность всех налогов и сборов, а также администраторов и плательщиков. Другими словами, это совокупность взаимоотношений между плательщиками и государством. Налоговая система Российской Федерации появилась еще в 90-х годах.

Риски применения специального налогового режима «Налог на...»

В п. 8 ст. 1 НК РФ установлено, что проведение в течение ограниченного периода времени на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, муниципальных образований экспериментов по установлению налогов, сборов...

Похожие статьи

Некоторые аспекты налогообложения и сущность налогов

Дело в том, что сбор уплачивается юридическими или физическими лицами для того, чтобы в

На сегодняшний момент систему косвенного обложения налогами используют свыше 150

Акцизы — это вид косвенных налогов на товары преимущественно массового потребления.

Федеральные налоги как основа налоговой системы...

Главным инструментом мобилизации средств в бюджет являются налоги. Государство может использовать для покрытия расходов и займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что требует дополнительных налоговых поступлений.

Сравнительный анализ налоговых систем Евразийского...

Виды налогов и сборов налоговой системы Российской Федерации

Местные налоги и сборы: налог на владения собаками, курортный сбор, сбор с заготовителей.

Проанализировав налоговое законодательство России, Беларуси, Казахстана Армении и...

Федеральные налоги как источник формирования бюджета РФ

Местные налоги и сборы. Разделение на три уровня системы налогов и сборов в РФ позволяет четко расставить полномочия

федеральные налоги и сборы, налогообложение РФ, налоговая система, консолидированные бюджеты РФ, налоговая ставка, налоговая база.

История развития налоговой системы России | Статья в журнале...

Налоговая система — это совокупность всех налогов и сборов, а также администраторов и плательщиков. Другими словами, это совокупность взаимоотношений между плательщиками и государством. Налоговая система Российской Федерации появилась еще в 90-х годах.

Компаративный анализ налоговых систем РФ, США и КНР

В статье рассматривается налоговая система РФ, США и КНР путем сравнительного анализа. Сравнение проводится по таким показателям как: нормативная база

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (ф. н.)

Особенности системы налогообложения | Статья в журнале...

В РФ, Германии, Латвии, Финляндии трёхуровневая налоговая система (федеральные (государственные) налоги; региональные налоги и сборы; местные налоги).

Чем больше будет косвенных налогов, тем менее прозрачна и более запутана будет налоговая система.

Анализ налоговых доходов федерального бюджета Российской...

Ключевые слова:федеральные налоги и сборы, налогообложение РФ, налоговая система, консолидированные бюджеты РФ

Итак, налоговые доходыдоходы от налогов, сборов и государственной пошлины. Именно эта часть доходов является наибольшим источником...

Налоговая система России и перспективы ее развития

Налоговая система — это совокупность всех налогов и сборов, а также администраторов и плательщиков. Другими словами, это совокупность взаимоотношений между плательщиками и государством. Налоговая система Российской Федерации появилась еще в 90-х годах.

Риски применения специального налогового режима «Налог на...»

В п. 8 ст. 1 НК РФ установлено, что проведение в течение ограниченного периода времени на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, муниципальных образований экспериментов по установлению налогов, сборов...

Задать вопрос