Образовательная робототехника как средство формирования креативных способностей старшеклассников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (292) январь 2020 г.

Дата публикации: 07.01.2020

Статья просмотрена: 103 раза

Библиографическое описание:

Шабалин, К. В. Образовательная робототехника как средство формирования креативных способностей старшеклассников / К. В. Шабалин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 2 (292). — С. 428-429. — URL: https://moluch.ru/archive/292/66097/ (дата обращения: 01.03.2021).



Современная социокультурная и информационная ситуация обусловливает повышенное внимание к научно-техническим инновациям, присущее, в том числе, и школьникам старшего возраста. Теоретические и методически обоснованное психолого-педагогическое воздействие на школьников будет способствовать их креативному развитию при помощи образовательной робототехники.

Ключевые слова: образовательная робототехника, креативные способности, дополнительное образование, мехатроника, обучение робототехнике.

Образовательная цель робототехники в системе дополнительного образования — формирование у школьников умения самостоятельно ставить перед собой учебные цели, находить способы и пути их решения, проводить адекватную оценку своим действиям и достижениям в области технологического моделирования. Достижение поставленной цели возможно при условии развития у школьников умений работы с различными источниками информации, их целевого анализа и систематизации с последующей формулировкой собственного мнения, суждения. Педагогу-руководителю необходимо создавать все предпосылки для успешного освоения учащимися основ информационной компетентности, помогать овладеть методами сбора и накопления информационных материалов, технологиями их осмысления, обработки и применения в практической деятельности. Основными направлениями деятельности детских коллективов в области робототехники можно выделить такие: коллективные — генерация идей, разработка моделей и планирование их конструирования; сборка конструкций; создание и настройка программ; подготовка и участие в конкурсах, соревнованиях, фестивалях, мероприятиях различных уровней [1]. Учебно-воспитательные задачи, которые стоят перед педагогом по робототехнике мы выделяем такие: развитие логического и креативного мышления, интуиции, умения самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свои поступки; формирование навыков коммуникативности в коллективе, трудолюбия, уважительного отношения к труду других. Результатами обучения робототехнике в учреждениях дополнительного образования являются: усвоенные знания о технических и электронных устройствах, конструкциях радиоэлектронных устройств и профессий с ними связанных; навыки ручной и механической обработки материалов; знание и соблюдение правил техники безопасности; умение творческого решения конструктивных, технологических и организационных задач. В области информационного образования занятия в коллективах технического творчества предусматривают гармоничное развитие личности школьника путем формирования у него культуры общения, творческих и коммуникативных способностей, критического и креативного мышления в процессе творческой деятельности, развитие умений адекватного восприятия окружающей действительности, исследования, анализа, интерпретации и оценки медиатекстов, обучения методам и приемам самовыражения с помощью медиатехнической аппаратуры, что необходимо для достижения поставленной цели. Не менее важной задачей, которая стоит перед образовательной робототехникой, мы считаем выделенную З.Сазоновой и Н.Чечеткиной проблему развития у личности инженерного мышления, как когнитивной функции, которая включает системное мышление, умение ставить задачи и находить пути их решения, совершать открытия в разных сферах инженерно-технического направлениях. Основополагающими принципами инновационного образования и развития инженерного мышления являются: «подготовка к творчеству, переход от проектирования элементов техносферы к проектированию деятельности в самом широком смысле этого понятия; формирование мировоззрения, основанного на многокритериальности решений»; осуществление междисциплинарных связей; продуцирование полихроматичности мышления [2]. Как субъект процесса познания и творческого преобразования мира, учащиеся в процессе реализации своих целей, развивают творческие способности, что является объективным фактором процесса познания окружающей действительности. Повышение качественного и количественного критерия деятельности школьников возможно только через такие отношения, где учащийся действует в рамках объективного и субъективного, что соответствует согласованности между человеком и тем, чем он занимается. Такая позиция приводит к активизации личностного потенциала школьника, как целенаправленной познавательной деятельности, которая в данном случае является субъективной по отношению к объективному. Значимым для нашего исследования является утверждение ряда авторов об эффективности изучения детьми основ робототехники. Так, О. Володченкова, Д. Личнаровская и Ю. Таранова утверждают, что совместное занятие школьников программированием и робототехникой позволяют полноценно развиваться, так как программирование развивает логику, способность к самостоятельному принятию решений и выбора эффективного метода достижения поставленной цели, а робототехника развивает моторику и креативное мышление. Таким образом, у детей развиваются оба полушария, кроме того, присутствует фактор эмоционального восприятия от полученных результатов. Собирая и программируя собственных роботов, школьники решают, как простые, так и сложные конструктивные задачи, обучаются самостоятельной деятельности, готовятся и принимают участие в соревновательной деятельности, что еще больше стимулирует их творческий потенциал на реализацию. Объединяя в себе научные знания из области технологии, математики, физики, мехатроники, кибернетике и информационно-коммуникационных технологий, образовательная робототехника вовлекает учащихся разного возраста в инновационно-техническое моделирование, развивая творческие задатки детей, повышает значимость инженерных профессий среди учащихся, развивает навыки практического выполнения инженерно-технического моделирования и работы с техникой.

Литература:

  1. Кузьмина М. В. Образовательная робототехника: Учеб. -метод. пособ. для работников образ. по разв. образов. робототехники в условиях реализ. треб. Федер. гос. образ. станд. / М. В. Кузьмина. — Киров: ООО «Типография «Старая Вятка». 2016. — 210 с.
  2. Сазонова З. С., Чечеткина Н. В. Развитие инженерного мышления — основа повышения качества образования: учеб. пособ. / З. С. Сазонова, Н. В. Чечеткина. — М.: МАДИ (ГТУ), 2007. — 195 с.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная робототехника, дополнительное образование, креативное мышление, поставленная цель, задача, инженерное мышление, окружающая действительность, робототехника, учащийся.


Ключевые слова

дополнительное образование, образовательная робототехника, креативные способности, мехатроника, обучение робототехнике

Похожие статьи

Формирование инженерного мышления на занятиях...

В статье обосновывается актуальность формирования инженерного мышления у школьников на материале образовательной робототехники, освещается разница между алгоритмизацией мышления и формированием системного мышления у детей...

Дифференцированный подход при обучении робототехнике...

Робототехника как вид внеурочной деятельности и как дополнительное образование достаточно хорошо развита. Уже многие образовательные учреждения организовали на своей базе занятия по робототехнике. В сети и периодических изданиях не мало методических...

Лего-конструирование как средство развития творческого...

Лего-конструирование и образовательная робототехника – это новая педагогическая технология, представляет самые передовые направления науки и техники, является относительно новым междисциплинарным направлением обучения, воспитания и развития...

Робототехника в современном образовании | Статья в журнале...

Творческая робототехника служит для проявления креативных способностей учащихся. Данный вид робототехники, характеризуется стремлением к созданию новых роботов, которые могут найти практическое применение в нашей жизни. Таким образом, можно сделать вывод...

Учебный курс по основам электроники и робототехники в системе...

Ключевые слова: дополнительное образование, учебный курс, образовательная

На первый план при решении данной задачи выходит образовательная робототехника, включенная в

Образовательная робототехника — сравнительно новая технология обучения, позволяющая...

Роль робототехники в образовательном процессе

Образовательная робототехника — это инструмент, закладывающий прочные основы системного мышления, интеграция информатики, математики, физики, черчения, технологии, естественных наук с развитием инженерного творчества. Век накопления знаний и...

Реализация курса робототехники в общеобразовательной школе

Образование включает в себя не только набор базовых знаний и умений, но и возможность развивать способности к творческой деятельности у учащихся, стремление познавать новое, научить ребёнка технической грамотности и помочь ему сформировать логическое мышление.

Возможность использования образовательной робототехники...

Возможность использования образовательной робототехники в обучении учащихся средней школы.

Робототехника — это прикладная наука, занимающаяся разработкой и эксплуатацией интеллектуальных автоматизированных технических систем для реализации их в различных...

Особенности внедрения образовательной робототехники...

Особенности внедрения образовательной робототехники в образовательном учреждении (из опыта работы МОУ СОШ № 54 г

Основные термины (генерируются автоматически): NXT, робототехника, образовательная робототехника, школа, учащийся, учебная деятельность...

Похожие статьи

Формирование инженерного мышления на занятиях...

В статье обосновывается актуальность формирования инженерного мышления у школьников на материале образовательной робототехники, освещается разница между алгоритмизацией мышления и формированием системного мышления у детей...

Дифференцированный подход при обучении робототехнике...

Робототехника как вид внеурочной деятельности и как дополнительное образование достаточно хорошо развита. Уже многие образовательные учреждения организовали на своей базе занятия по робототехнике. В сети и периодических изданиях не мало методических...

Лего-конструирование как средство развития творческого...

Лего-конструирование и образовательная робототехника – это новая педагогическая технология, представляет самые передовые направления науки и техники, является относительно новым междисциплинарным направлением обучения, воспитания и развития...

Робототехника в современном образовании | Статья в журнале...

Творческая робототехника служит для проявления креативных способностей учащихся. Данный вид робототехники, характеризуется стремлением к созданию новых роботов, которые могут найти практическое применение в нашей жизни. Таким образом, можно сделать вывод...

Учебный курс по основам электроники и робототехники в системе...

Ключевые слова: дополнительное образование, учебный курс, образовательная

На первый план при решении данной задачи выходит образовательная робототехника, включенная в

Образовательная робототехника — сравнительно новая технология обучения, позволяющая...

Роль робототехники в образовательном процессе

Образовательная робототехника — это инструмент, закладывающий прочные основы системного мышления, интеграция информатики, математики, физики, черчения, технологии, естественных наук с развитием инженерного творчества. Век накопления знаний и...

Реализация курса робототехники в общеобразовательной школе

Образование включает в себя не только набор базовых знаний и умений, но и возможность развивать способности к творческой деятельности у учащихся, стремление познавать новое, научить ребёнка технической грамотности и помочь ему сформировать логическое мышление.

Возможность использования образовательной робототехники...

Возможность использования образовательной робототехники в обучении учащихся средней школы.

Робототехника — это прикладная наука, занимающаяся разработкой и эксплуатацией интеллектуальных автоматизированных технических систем для реализации их в различных...

Особенности внедрения образовательной робототехники...

Особенности внедрения образовательной робототехники в образовательном учреждении (из опыта работы МОУ СОШ № 54 г

Основные термины (генерируются автоматически): NXT, робототехника, образовательная робототехника, школа, учащийся, учебная деятельность...

Задать вопрос