Презумпция доверия к полиции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №2 (292) январь 2020 г.

Дата публикации: 07.01.2020

Статья просмотрена: 171 раз

Библиографическое описание:

Киреева, А. А. Презумпция доверия к полиции / А. А. Киреева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 2 (292). — С. 117-119. — URL: https://moluch.ru/archive/292/66084/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье автор описывает предложения о внесении оправок в Федеральный закон «О Полиции» касающихся прав и обязанностей сотрудника полиции.

Ключевые слова: сотрудник полиции, Российская Федерация, общественное мнение, презумпция доверия, Государственная Дума.

Одним из гарантов соблюдения законности в Российской Федерации являются правоохранительные органы, и, в частности, органы внутренних дел. Но, несмотря на это, правовая защищенность сотрудника внутренних дел имеет свои несовершенства, ввиду пробелов в законодательстве.

На протяжении долгого времени поступали предложения в законодательный орган РФ о внесении дополнений и поправок в действующие нормативные правовые акты, например, в Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», которые могли бы дополнить имеющиеся положения, касающиеся прав и обязанностей сотрудника полиции. К примеру, рабочая группа по безопасности Государственной Думы в 2017 году разработала ряд поправок, значительно расширяющих полномочия сотрудника полиции. Интересным нововведением законодателя являлось закрепление следующей нормы: «Государство гарантирует презумпцию доверия и поддержку сотруднику полиции при выполнении им служебных обязанностей».

При этом в указанном законопроекте не разъяснялось, что именно законодатель понимает под формулировкой «презумпция доверия». В нем указано, государство гарантирует презумпцию доверия и поддержку сотруднику полиции при выполнении им служебных обязанностей. Презумпция же представляет собой предположение, признаваемое истинным, пока не доказано обратное [6]. А под доверием понимается положительные взаимоотношения между людьми, содержащие уверенность в порядочности и доброжелательности другого человека. Так, при соединении вышеуказанных определений и положение из законопроекта, следует, что государство будет считать действия сотрудника полиции законными и обоснованными, до тех пор, пока не будет доказано обратное. Однако данное положение является коллизией ч. 2 ст. 49 Конституции РФ, закрепляющей так называемую «презумпцию невиновности» — обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность [1]. Как соотносить данные презумпции в законопроекте не указывалось.

На основании статистических данных, проанализированных Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), следует, что общественность в ряде случаев поддерживает лиц, совершивших правонарушение, а не сотрудников полиции, которые выполняют свои служебные обязанности в соответствии с нормативно-правовыми актами, а также считают возможным не подчиняться требованиям сотрудников полиции, а наоборот, оказывать им сопротивление. Все это свидетельствует о высоком уровне правового нигилизма и недоверия к правоохранительным органам. Это связано, в первую очередь, с превышением полномочий сотрудников полиции и несанкционированное ограничение прав и свобод граждан. С учетом вышеизложенного следует уделить внимание предложению об исключении из Федерального закона «О полиции» положения о том, что «полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан» [3]. В законопроекте предполагалось изложить п. 1 ст. 9 в таком виде: «полиция опирается на поддержку граждан и принимает меры по укреплению общественного доверия»; а из п. 6 ст. 9 — «общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции» — исключить слово «основных».

Следовательно, если общественное мнение не является основным критерием оценки деятельности полиции, а в частности действия сотрудников полиции, то является ли необходимым реализация данного мониторинга?

В главе 5 Федерального закона «О полиции» сотрудникам полиции предоставляются широкие полномочия поддержки сотрудника полиции при выполнении им служебных обязанностей и предоставление ему права для решения правоохранительных задач применять специальные средства, оружие и физическую силу [5]. Но не раз возникали проблемы при реализации данных положений при несении службы сотрудниками полиции.

В связи с этим, в рассматриваемом законопроекте было предложено узаконить положение о том, что сотрудник полиции не подлежит преследованию за действия, совершенные при выполнении обязанностей, которые возложены на полицию. Но если обратиться к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2012 года № 19 в котором разъяснено о том, что сотрудники правоохранительных органов не подлежат уголовной ответственности за причиненный вред, если они действовали в соответствии с требованиями законов, уставов, положений и иных нормативных правовых актов, предусматривающих основания и порядок применения оружия, специальных средств, боевой и специальной техники или физической силы [2,4]. В связи с этим, предложенное нововведение аналогично действующему законодательству Российской Федерации.

В законопроекте также предлагалось введение повышенных гарантий сотрудникам полиции от преследования, если при выполнении служебных обязанностей они действовали при соблюдении требований законодательства и ведомственных приказов. То есть, в законопроекте указано, что сотрудники полиции не должны нести ответственность за свои действия, если они следуют нормативно-правовому регулированию. Данное положение обуславливается защищенностью сотрудников полиции и повышением статуса службы.

Считаем правильным мнение И. Н. Зубова, высказанного им на заседании комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, согласно которого нужно ввести такой правовой механизм, который позволит оспаривать действия сотрудников правоохранительных органов только в судебном или ином порядках. Когда такой механизм заработает, то каждый гражданин должен будет исполнять требования сотрудника полиции. При этом, в случаях, когда действия полицейского будут признаны неправомерными, он будет привлечен к повышенной ответственности.

Но проанализировав действия сотрудников полиции, следует признать, что на практике сотрудники внутренних дел часто оказываются в такой ситуации, при которой они, так или иначе, нарушают предписания законодательства. Именно поэтому законодательное закрепление такого правового механизма могло бы обеспечить повышенные требования к законности и обоснованности действий самого сотрудника полиции.

Интересно отметить, что рассматриваемый законопроект вызвал огромный резонанс в обществе, петиция в Госдуму против презумпции доверия к полиции, набрала более 200 тысячи подписей и как результат: законопроект был снят с рассмотрения Государственной Думы.

Безусловно, отечественное законодательство и наше современное общество к резкому расширению полномочий сотрудника полиции еще не готово по объективным и субъективным причинам, в том числе это чревато всплеском преступлений коррупционной направленности. Однако закрепление принципа презумпции доверия полиции на нормативном уровне в отечественном законодательстве представляется интересным и перспективным, так как это позволит повысить оперативность и эффективность действий сотрудников полиции при исполнении своих обязанностей по защите граждан и общества от преступных посягательств и укрепить законность в деятельности правоохранительных органов.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Консультант Плюс. URL: (дата обращения: 04.01.2020). Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) URL: http://consultant.ru.

2. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О полиции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/ (дата обращения: 04.01.2020).

3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2012 года № 19 // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_135861/ (дата обращения: 04.01.2020).

4. Рыжаков А. П. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О полиции». — «Московская финансово-промышленная академия», 2011. // Гарант. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_135861/ (дата обращения: 04.01.2020).

5. Цуканов Н. Н. О критериях правовой презумпции // Законотворческая техника в современной России: состояние, проблемы, совершенствование. — Н. Новгород: Научная книга, 2001. — С. 159–164.

6. Работа полиции: оценки россиян // Всероссийский центр изучения общественного_мнения._URL:_https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9418 (дата обращения: 04.01.2020).

Основные термины (генерируются автоматически): сотрудник полиции, общественное мнение, презумпция доверия, Российская Федерация, Государственная Дума, общественное доверие, обязанность сотрудника полиции, отечественное законодательство, правовой механизм, физическая сила.


Похожие статьи

Проблемы недоверия современного общества...

Ильченко, В. А. Общественное мнение о полиции: к проблеме формирования общественного доверия к полиции в России / В. А. Ильченко

Минина, А. А. Правовая активность граждан как критерий эффективности деятельности органов государственной власти и местного...

К вопросу о совершенствовании правового статуса сотрудника...

Ключевые слова: Правовой статус, сотрудник полиции, государственная служба, противодействие коррупции. Полиция Российской Федерации в современном демократическом государстве — это специфичный самостоятельный государственный орган...

Некоторые проблемные вопросы правового статуса сотрудников...

Почему же сотрудники полиции, применяя меры государственного принуждения, зачастую, сами нарушают закон? Думается, основными причинами этому являются несовершенство законодательства и низкая правовая грамотность сотрудников полиции [5].

Повышение престижа службы в органах внутренних дел...

Формирование положительного имиджа сотрудника полиции.

Российская Федерация, правовое воспитание, общественное мнение, положительный имидж сотрудника полиции.

Положительный основан на доверии. С помощью кино проецируется отношение к профессии...

Проблема недоверия современного общества к деятельности...

Использование информации, отражающей общественное мнение, позволяет обеспечивать качественную работу сотрудников правопорядка

Для начала я решила выявить степень доверия опрашиваемых к деятельности сотрудников правоохранительных органов.

К вопросу о понятии общественного контроля за деятельностью...

Институт общественного контроля за деятельностью государственных и иных органов, в том числе полиции, со стороны гражданского общества имеет огромное значение для обеспечения гарантированных Конституцией прав и свобод человека и гражданина.

Закон о полиции и защита прав граждан: декларация или...

Кроме того, сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан в общественном месте. Сотрудники правоохранительных органов , военнослужащие и иные лица, которым законодательством разрешено применение...

Полиция и общество: система и люди | Статья в журнале...

К вопросу о совершенствовании правового статуса сотрудника... сотрудник полиции, государственная служба, дело, обязанность, противодействие коррупции, опасное поведение руководителя, гражданское общество, Российская Федерация, антикоррупционное поведение...

Ограничения прав граждан, связанные со службой в системе МВД...

сотрудник полиции, РФ, административная ответственность, государственное принуждение, правовой статус сотрудника полиции, совершение

Конституция Российской Федерации статьей 40, ч.2 устанавливает обязанности органов государственной власти и органов...

Похожие статьи

Проблемы недоверия современного общества...

Ильченко, В. А. Общественное мнение о полиции: к проблеме формирования общественного доверия к полиции в России / В. А. Ильченко

Минина, А. А. Правовая активность граждан как критерий эффективности деятельности органов государственной власти и местного...

К вопросу о совершенствовании правового статуса сотрудника...

Ключевые слова: Правовой статус, сотрудник полиции, государственная служба, противодействие коррупции. Полиция Российской Федерации в современном демократическом государстве — это специфичный самостоятельный государственный орган...

Некоторые проблемные вопросы правового статуса сотрудников...

Почему же сотрудники полиции, применяя меры государственного принуждения, зачастую, сами нарушают закон? Думается, основными причинами этому являются несовершенство законодательства и низкая правовая грамотность сотрудников полиции [5].

Повышение престижа службы в органах внутренних дел...

Формирование положительного имиджа сотрудника полиции.

Российская Федерация, правовое воспитание, общественное мнение, положительный имидж сотрудника полиции.

Положительный основан на доверии. С помощью кино проецируется отношение к профессии...

Проблема недоверия современного общества к деятельности...

Использование информации, отражающей общественное мнение, позволяет обеспечивать качественную работу сотрудников правопорядка

Для начала я решила выявить степень доверия опрашиваемых к деятельности сотрудников правоохранительных органов.

К вопросу о понятии общественного контроля за деятельностью...

Институт общественного контроля за деятельностью государственных и иных органов, в том числе полиции, со стороны гражданского общества имеет огромное значение для обеспечения гарантированных Конституцией прав и свобод человека и гражданина.

Закон о полиции и защита прав граждан: декларация или...

Кроме того, сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан в общественном месте. Сотрудники правоохранительных органов , военнослужащие и иные лица, которым законодательством разрешено применение...

Полиция и общество: система и люди | Статья в журнале...

К вопросу о совершенствовании правового статуса сотрудника... сотрудник полиции, государственная служба, дело, обязанность, противодействие коррупции, опасное поведение руководителя, гражданское общество, Российская Федерация, антикоррупционное поведение...

Ограничения прав граждан, связанные со службой в системе МВД...

сотрудник полиции, РФ, административная ответственность, государственное принуждение, правовой статус сотрудника полиции, совершение

Конституция Российской Федерации статьей 40, ч.2 устанавливает обязанности органов государственной власти и органов...

Задать вопрос