Формирование коммуникативных учебных действий младших школьников на минутках чистописания в ходе уроков русского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 марта, печатный экземпляр отправим 11 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (292) январь 2020 г.

Дата публикации: 10.01.2020

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Ушакова Ю. А. Формирование коммуникативных учебных действий младших школьников на минутках чистописания в ходе уроков русского языка // Молодой ученый. — 2020. — №2. — С. 418-420. — URL https://moluch.ru/archive/292/66075/ (дата обращения: 23.02.2020).



В статье автор описывает один из способов формирования коммуникативных учебных действий обучающихся на уроках русского языка в начальной школе.

Ключевые слова: коммуникативные учебные действия, устная связная речь, иллюстративно-речевые упражнения

Важнейшей задачей современного начального образования является формирование универсальных учебных действий, т. е. способности учащегося к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Это предполагает развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, находить средства и способы их достижения.

Выделяются четыре основных блока универсальных учебных действий: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.

В наши дни большую значимость приобретает способность осуществлять коммуникативную деятельность. Коммуникативные действия обеспечивают возможность сотрудничества учащихся с учителем и между собой. Школьники учатся слушать, слышать и понимать собеседника, соблюдать правила общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях.

К коммуникативным универсальным учебным действиям (УУД) относятся:

− владение монологической и диалогической формами речи;

− стремление к более точному выражению собственного мнения, умение ориентироваться в средствах общения;

− осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД — навыки, которые можно закладывать в начальной школе на всех уроках, и в том числе на уроках русского языка.

Одной из методик, направленных на развитие у учащихся коммуникативных УУД, является субъективизация процесса обучения русскому языку в начальных классах Г. А. Бакулиной. Теория субъективизации предполагает прямое и непосредственное участие школьников в планировании и проведении всех или большинства структурных этапов урока (Г. А. Бакулина), направлена на усиление речемыслительной деятельности учащихся и развитие у них важнейших интеллектуальных качеств.

Работа над формированием коммуникативных УУД может осуществляться на разных структурных этапах урока русского языка, в том числе на минутке чистописания.

При традиционном подходе к минутке чистописания от учащихся не требуется активной речевой деятельности. Школьники прописывают буквы и буквосочетания, следя за правильностью формы, наклона, высоты букв, их соединения между собой в составе буквосочетания.

При проведении минутки чистописания средствами субъективизации широко задействуется устная связная речь учащихся, поскольку они определяют предназначенную для письма букву и устанавливают содержание первой части данного структурного этапа урока [1]. Однако речевое высказывание будет шире, объемнее и разнообразнее, если школьникам представится возможность определять содержание второй части минутки чистописания, то есть установить, какое буквосочетание (или буквосочетания) будет прописываться на уроке.

Для решения этой задачи предлагается использовать новый вид упражнений. Их можно назвать иллюстративно-речевыми.

Упражнение имеет два этапа выполнения. На первом этапе школьники учатся строить ответ в виде текста, состоящего из 4 предложений. На втором учащиеся строят ответ в виде текста большего по объему (более 7 предложений).

На первом этапе работы упражнение может иметь следующий вид. На доске (слайде) изображение карты России и четырех достопримечательностей нашей страны: Собора Василия Блаженного, Спасской башни, Исаакиевского собора и Петродворца. На каждом изображении находится по одной букве (рис. 1).

Рис. 1.

Учитель сообщает учащимся характеристику двух букв. Задача учащихся — определить по найденным буквам, какое буквосочетание им предстоит написать и оформить свой ответ в виде текста. Поиск букв осуществляется на фонетической или орфографической основе.

Например:

Учитель. Сегодня на минутке чистописания мы будем работать над буквосочетанием. Оно состоит из двух букв. Первая буква находится на изображении карты России. Вторая буква находится на изображении достопримечательности нашей страны. Эта буква обозначает согласный, звонкий, непарный, мягкий, парный звук в слове шпиль.

Какое буквосочетание мы запишем? Обоснуйте свой ответ.

Примерный ответ учащихся.

Ученик. Мы запишем буквосочетание гл. Буква г находится на изображении карты России. Буква л находится на изображении достопримечательности нашей страны, Спасской башни. Эта буква обозначает согласный, звонкий, непарный, мягкий, парный звук [л’] в слове шпиль.

По мере овладения детьми заданной степенью сложности, осуществляется переход ко второму этапу. На картинке (слайде), предназначенном для второго (более сложного) этапа изображаются карты двух стран. К изображению карты России и её достопримечательностей присоединяется изображение карты Великобритании и достопримечательностей этой страны: Биг-Бена, Тауэрского моста, Стоунхенджа. На каждом изображении находится по одной букве. Поиск букв осуществляется на двух основах: фонетической и орфографической. Количество определяемых буквосочетаний увеличивается. За счет этого объём монологического высказывания учащихся существенно возрастает. Ответ учащегося составляется в виде речевого высказывания, состоящего из 7–8 предложений (рис. 2).

Рис. 2.

Учитель. Сегодня на минутке чистописания, мы напишем два буквосочетания. Первая букв обоих буквосочетаний находится на изображении карты Великобритании. Вторая буква первого буквосочетания находится на изображении достопримечательности этой страны. Эта буква обозначает согласный, звонкий, непарный, твёрдый, парный звук в слове мир. Вторая буква второго буквосочетания находится на изображении достопримечательности России. Эта буква является орфограммой в слове круг. Какие буквосочетания мы будем писать? Как вы их определили?

Ученик. Мы будем писать буквосочетания ир, иг. Первая буква обоих буквосочетаний одинаковая. Это буква и. Она находится на изображении карты Великобритании. Буква р находится на изображении достопримечательности этой страны, Стоунхенджа. Эта буква обозначает согласный, звонкий, непарный, твёрдый, парный звук [р] в слове мир. Буква г находится на изображении достопримечательности России, Петродворца. Эта буква является орфограммой, обозначает парный согласный на конце слова круг, проверочное слово круги.

В ходе выполнения подобного упражнения школьники учатся:

− строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

− составлять логическую цепь рассуждений;

− находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать различные единицы языка (звуки, буквы);

− создавать собственные высказывания для конкретной ситуации общения, в том числе небольшие тексты.

Упражнение способствует развитию у учащихся концентрации внимания, логического мышления, объема памяти, речевых способностей. Речь учащихся становится логичной, содержательной и аргументированной.

Литература:

  1. Бакулина Г. А. Минутка чистописания может быть развивающей и интересной // Начальная школа. — 2000. — № 11. — С.54–60.
Основные термины (генерируются автоматически): буква, изображение карты России, русский язык, парный звук, изображение достопримечательности, минутка чистописания, структурный этап урока, речевое высказывание, какое буквосочетание, изображение карты Великобритании.


Похожие статьи

Подготовка студентов к обучению младших школьников...

Поэтому совокупность письменных букв русского алфавита представлена в виде

Для проведения минут чистописания в начальных классах используют занимательный

Шрифт — это алфавит, в котором изображение букв, цифр и других письменных знаков имеет общую.

Вовлечение младших школьников в активную деятельность на...

При составлении минутки чистописания учитель использует специальные упражнения, с помощью которых школьники определяют букву (буквы), предназначенную (предназначенные) для прописывания на данном уроке, и сообщают об этом классу.

Овладение письмом на начальном этапе обучения английскому...

Сходство букв русского и английского алфавитов; Интерферирующее влияние родного языка на новизну букв английского языка

Вариантность соответствия при переводе английских звуков в буквы.

Начиная новую тему, учитель на каждом уроке отделяет 5 минут заданием по правописанию.

Алгоритм распознавания текстовой информации на изображении...

Одним из самых быстрых и удобных способов перевода информации из физического формата в электронный вид является сканирование документов. Результатом данного процесса будет электронный файл, представленный в виде графического изображения.

Персонификация в обучении чтению по-английски на начальном...

Вместо перехода от звука к букве или, наоборот, от буквы к звуку прием персонификации

Авторы методики обучения английскому языку на начальном этапе Г. В. Рогова и И. Н

Прочтение буквы, вернее, восприятие, осмысление «буквы в образе», буквосочетания или...

Как подготовиться к выступлению на научной конференции...

Этапы и ход исследования – как была доказана поставленная в начале гипотеза, удалось ли решить проблему; Научная новизна работы и ценность исследования, личный вклад докладчика и, конечно, итоги. Более того, в нашем блоге мы уже рассказывали...

История красивого письма | Статья в журнале «Молодой ученый»

Здесь буквы сложились в такие формы исторически, при этом они текучи и спонтанны, всегда рождаются они в момент письма.

Наклон букв английского письма равен 54°, для старых образцов каллиграфического письма характерен большой наклон букв.

Орфографическая работа в первом классе | Статья в журнале...

1) школы с русским языком обучения характеризуются полиэтническим составом, в них обучаются в основном дети местной тюркоязычной национальности, которые приходят в школу без какой-либо орфографической подготовки; 2) орфографические правила русского языка...

Развитие фонематического восприятия учащихся на уроках...

– Учитель держит в руке несколько картинок с изображением животных и птиц.

— Выберите из списка слова, которые содержат заданную букву или буквосочетание, расположите

Даже минуты релаксации на уроке могут быть полезны для становления произносительных навыков...

Похожие статьи

Подготовка студентов к обучению младших школьников...

Поэтому совокупность письменных букв русского алфавита представлена в виде

Для проведения минут чистописания в начальных классах используют занимательный

Шрифт — это алфавит, в котором изображение букв, цифр и других письменных знаков имеет общую.

Вовлечение младших школьников в активную деятельность на...

При составлении минутки чистописания учитель использует специальные упражнения, с помощью которых школьники определяют букву (буквы), предназначенную (предназначенные) для прописывания на данном уроке, и сообщают об этом классу.

Овладение письмом на начальном этапе обучения английскому...

Сходство букв русского и английского алфавитов; Интерферирующее влияние родного языка на новизну букв английского языка

Вариантность соответствия при переводе английских звуков в буквы.

Начиная новую тему, учитель на каждом уроке отделяет 5 минут заданием по правописанию.

Алгоритм распознавания текстовой информации на изображении...

Одним из самых быстрых и удобных способов перевода информации из физического формата в электронный вид является сканирование документов. Результатом данного процесса будет электронный файл, представленный в виде графического изображения.

Персонификация в обучении чтению по-английски на начальном...

Вместо перехода от звука к букве или, наоборот, от буквы к звуку прием персонификации

Авторы методики обучения английскому языку на начальном этапе Г. В. Рогова и И. Н

Прочтение буквы, вернее, восприятие, осмысление «буквы в образе», буквосочетания или...

Как подготовиться к выступлению на научной конференции...

Этапы и ход исследования – как была доказана поставленная в начале гипотеза, удалось ли решить проблему; Научная новизна работы и ценность исследования, личный вклад докладчика и, конечно, итоги. Более того, в нашем блоге мы уже рассказывали...

История красивого письма | Статья в журнале «Молодой ученый»

Здесь буквы сложились в такие формы исторически, при этом они текучи и спонтанны, всегда рождаются они в момент письма.

Наклон букв английского письма равен 54°, для старых образцов каллиграфического письма характерен большой наклон букв.

Орфографическая работа в первом классе | Статья в журнале...

1) школы с русским языком обучения характеризуются полиэтническим составом, в них обучаются в основном дети местной тюркоязычной национальности, которые приходят в школу без какой-либо орфографической подготовки; 2) орфографические правила русского языка...

Развитие фонематического восприятия учащихся на уроках...

– Учитель держит в руке несколько картинок с изображением животных и птиц.

— Выберите из списка слова, которые содержат заданную букву или буквосочетание, расположите

Даже минуты релаксации на уроке могут быть полезны для становления произносительных навыков...

Задать вопрос