Принцип уважения достоинства человека — один из основополагающих принципов российского права, который находит свое отражение не только в Конституции, но и в отраслевом законодательстве. Показательным примером нарушения данного принципа являются ненадлежащие условия содержания под стражей или в исправительном учреждении, унижающие человеческое достоинство.
Среди наиболее частых нарушений условий содержания под стражей или в исправительном учреждении можно выделить переполненность и неудовлетворительное состояние камер, в том числе плохую вентиляцию и отсутствие душа, присутствие в одной камере людей с различными заболеваниями, сложности с лечением, некачественную пищу, отсутствие или недостаточность естественного света, свежего воздуха, отопления.
То, что данные проблемы объективно существуют, подтверждает многочисленная судебная практика Европейского Суда по правам человека: с 1998 года ЕСПЧ было рассмотрено 353 дела по жалобам россиян, в которых были установлены нарушения условий содержания в изоляторах, исправительных учреждениях. «В настоящее время на рассмотрении Европейского Суда находится еще около 750 дел данной категории». [1]
Например, в Постановлении от 21.06.2016 «Дело «Г. (G.) против Российской Федерации» (жалоба N 42526/07) Европейский Суд признал условия содержания под стражей ненадлежащими, поскольку камеры, в которых содержался заявитель, были перенаселены. Кроме того, Суд отметил, что ситуация усугублялась ограниченными возможностями уединения — высота перегородок, установленных для отделения туалета от жилой зоны, была признана недостаточной, что «крайне негативно сказывалось на заявителе, являясь источником страданий и трудностей, которые превысили неизбежный уровень, присущий содержанию под стражей, и порог суровости в соответствии со статьей 3 Конвенции». [2]
В Постановлении от 04.05.2017 «Дело «Мануйлов и другие (Manuylov and Others) против Российской Федерации» (жалоба N 63346/13 и шесть других) Европейский Суд признал ненадлежащими условия содержания в связи с тем, что заключенные, больные туберкулезом и гепатитом, находились в одном помещении с другими заключенными. Суд также обратил внимание на некачественное питание, грязь и плесень на стенах, присутствие в камере насекомых и грызунов. [3]
Осознавая необходимость преодоления этих негативных тенденций, государство взяло ориентир на преобразования, направленные на создание эффективного средства правовой защиты граждан от нарушений условий содержания под стражей и в исправительных учреждениях на национальном уровне. В связи с чем в декабре 2019 года был принят Федеральный закон от 27.12.2019 N 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», закрепивший право на компенсацию за нарушение условий содержания под стражей или в исправительном учреждении.
В качестве механизма правовой защиты выступает административное судопроизводство: лицо, полагающее, что условия его содержания под стражей или в исправительном учреждении нарушены, может обратиться в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет федерального бюджета компенсации за такое нарушение.
При рассмотрении такого заявления суд будет оценивать фактические обстоятельства нарушений, их продолжительность и последствия. Дополнительной гарантией является то, что присуждение компенсации не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих. [4]
Закрепив право на присуждение компенсации за нарушение условий содержания под стражей, законодатель не ограничил заинтересованных лиц, обратиться за возмещением вреда в соответствии со статьями 1069, 1070 ГК РФ. В то же время они лишились права на компенсацию морального вреда.
Интересным представляется наличие в законе переходных положений для лиц, которые уже подали жалобу в ЕСПЧ, решение по которой еще не вынесено, — в течение 180 дней со дня вступления в силу данного Федерального закона данные лица могут обратиться в российский суд с заявлением о присуждении компенсации с указанием в нем даты обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека и номера этой жалобы. Очевидно, что это попытка законодателя «перенести бремя защиты прав российских граждан на национальный уровень» и снизить число жалоб в ЕСПЧ. [1]
Подводя итог, можно сделать вывод, что государство пытается преодолеть проблему нарушений условий содержания под стражей и в исправительных учреждениях, стремясь создать средство защиты на национальном уровне. Однако принятие данного закона является неоднозначным шагом. Выплата компенсаций — не самый эффективный способ устранения нарушений, так как для реального решения существующих проблем необходим более глубокий подход, состоящий в улучшении условий содержания в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Литература:
- Принят закон о компенсации за ненадлежащие условия в СИЗО// Ассоциация юристов России. URL: https://alrf.ru/news/prinyat-zakon-o-kompensatsii-za-nenadlezhashchie-usloviya-v-sizo/ (дата обращения: 03.01.2020).
- Постановление ЕСПЧ от 21.06.2016 «Дело «Г. (G.) против Российской Федерации» (жалоба N 42526/07) // Консультант. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=59546#010629412434844143 (дата обращения: 03.01.2020).
- Постановление ЕСПЧ от 04.05.2017 «Дело «Мануйлов и другие (Manuylov and Оthers) против Российской Федерации» (Жалоба N 63346/13 и шесть других // Гарант. URL: https://base.garant.ru/71826438/ (дата обращения: 03.01.2020).
- Федеральный закон от 27.12.2019 N 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Консультант.URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_341771/ (дата обращения: 03.01.2020).