В статье рассматривается содержание и значение уровень социально-экономического развития Северо-Кавказского округа.
Ключевые слова: регион, округ, республика.
Северо- Кавказский федеральный округ (далее — СКФО) занимает особое положение в социально- экономической структуре развития России, так как некоторые показатели воспроизводства существенно отличаются от общероссийских. СКФО является наименее урбанизированной территорией страны и занимает 1 % территории России (8 место). На его долю приходится 6,7 % (9,77 млн человек) населения страны. В городских поселениях округа проживает 49,2 % всего населения, в то время как в России данный показатель приближен к 74 % [4]. Только в трех субъектах федерации количество городских жителей составляют более половины их населения, а именно в Кабардино- Балкарской республике, Республике Северная Осетия- Алания и Ставропольский край. Лидером по численности населения является Дагестан, так как на него приходится более 30 % численности от общего показателя в округе. Второе место занимает Ставропольский край с показателем в 29 %. Два рассмотренных региона насчитывают количество граждан- до 3 млн. человек. Население Чеченской республики достигает отметки в 1,3 млн. человек. В остальных регионах округа население не превышает отметки 1 млн. человек. В последние годы наблюдается отрицательная динамика демографического развития, что обусловлено изменениями в рыночной экономике, а также существенными изменениями в структуре населения [5]. На основе показателей социального развития округа, важно разделить все регионы на две группы- благополучные и депрессивные в демографическом отношении. Для первой группы характерно увеличение населения, в то время как для второй группы — убыль. На протяжении последних 10-ти лет в данной группе сохраняют позиции четыре субъекта: Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Чеченская республика и Ставропольский край. Оставшиеся регионы сохраняли необходимый прирост населения до начала 2000- х годов, но вскоре потеряли свои позиции.
В целом по округу число родившихся на за период 2018–2019 года почти в 2 раза превысило количество умерших, по сравнении с 2017 годом. Коэффициент естественного прироста в этом году составил 7,3 %, а миграционный поток -25, 3 тыс. человек и не превысил показателей естественного прироста.
Рис. 1. Естественное и механическое движение население в СКФО и РФ за 2019 год
В группу депрессивных стагнационных регионов СКФО (по демократическим показателям) в настоящее время входят Кабардино- Балкарская республика, Карачаево- Черкесия, Республика Северная Осетия- Алания. Здесь наблюдается высокие показатели смертности и относительно высокие показатели рождаемости по сравнению со средними по стране. Несмотря на положительные «перспективы», глубокие миграционные оттоки населения сформировали отрицательный общих прирост по социально- экономическим причинам. Нестабильная демографическая ситуация несмотря на положительные взлеты нуждается в скорейшей стабилизации миграционных процессов отдельных регионов округе. Не стоит забывать о том, что миграционные процессы напрямую связаны с высоким уровнем безработицы в округе, низкими доходами населения и малой развитостью социальной сферы услуг. Численность рабочий силы по регионам округа в 2019 году составила 4,6 млн. человек (около 6 % всей рабочей силы страны), или 65 % общей численности трудоспособного населения в возрасте от 15- 72 лет. Уровень безработицы колеблется от 10–11 % и он значительно выше, чем в среднем по России (5,6 %). В целом по СКФО численность населения за последние годы только увеличивается хотя и не в больших количествах. Естественный прирост в последние годы имеет положительную динамику, но увеличившиеся потоки миграции в большей степени тянут вниз и уровень общего прироста населения. Уровень благосостояния населения определяется денежными доходами населения. Средняя заработная плата на душу населения по округу составила 25 346 рублей и возросла по сравнению с 2018 годом на 1,2 %.
Анализ экономических показателей развития округа требует детального рассмотрения структуры региональной экономики и динамики ее движения. Объем валового регионального продукта в 2019 году составил 1 873 млрд. руб. (2,7 % всего ВРП России). Наибольшую долю в структуре ВРП составляет оптовая и розничная торговля (20 %), экономическая деятельность — сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (16 %) и другие.
Рис. 2. Структура валового регионального продукта в 2019 году
Объем инвестиций в округ достиг отметки в 510,4 млрд. руб. — 3,2 % от всех инвестиций России за текущий год. Данный показатель отличается от других регионов почти в 4 раза, что говорит о низком уровне конкурентоспособности регионов округа как потенциальных субъектов для привлечения инвестиций. С 2016 года наблюдается значительное изменение структуры экономики СКФО, что можно проследить по структуре ВРП за последние 4 года. Особенно привлекательна положительная динамика по таким видам деятельности как:
– Образование;
– Здравоохранение (около 1 % роста);
– Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (на 1,6 %).
Для достижения качественных результатов развития в округе разработан план мероприятий по реализации Стратегии социально- экономического развития СКФО на период до 2025 года [6] (важно отметить стратегический потенциал столь долгосрочного планирования). Данный документ является единственным механизмом, координирующим реализацию мероприятий для решения проблем округа и достижения стратегических целей. Основные мероприятия направлены на создание условий для эффективного развития отраслей экономики, комфортного проживания населения, а также качественной динамики совершенствования инфраструктурных объектов и повышения уровня предоставляемых услуг населению округа.
В отличие от Южного федерального округа, в Северо- Кавказском округе отсутствуют ежегодные плановые показатели определения соответствия утвержденной Стратегии. Эксперты отмечают нарушение принципа реалистичности стратегического планирования, так как многие показатели существенно разнятся в федеральных и региональных отчетах. Еще одной проблемой является то, что при разработке Стратегии не было учтено возможное влияние политических факторов (2015–2016 гг. существенно повлияли на стабильность развития регионов СКФО). Рассматривая социально- экономическое развитие округа в целом, можно наблюдать положительную динамику большинства показателей.
Литература:
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.// «Собрание законодательства РФ», 24.11.2008, N 47, ст. 5489.;
- Распоряжение Правительства РФ от 05.09.2011 № 1538- р (ред. От 26.12.2014) <Об утверждении Стратегии социально- экономического развития Южного федерального округа до 2020 года>// «Собрание законодательства РФ», 12.09.2011, N 37, ст. 5292.;
- Региональное управление и территориальное планирование: учебник и практикум для академического бакалавриата / Ю. Н. Шедько, Р. Г. Погребняк, Е. С. Пожидаева [и др.]; под ред. Ю. Н. Шедько. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 503 с. — Серия: Бакалавр. Академический курс.
- Абдулманапов П.Г. Компоненты изменения общей численности населения в регионах Северо- Кавказского федерального округа России// Управление экономическими системами. 2015. - № 3. – С. 89- 95;
- Уставщикова С.В. Северо-Кавказский федеральный округ: Региональные особенности демографической ситуации (2000- 2017 гг.)// Геополитика и экогеодинамика регионов. 2018. - № 4. – С. 263-273;
- Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2010 N 2444-р (ред. от 20.08.2015) <Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года>// «Собрание законодательства РФ», 17.01.2011, N 3, ст. 558.