Представители цифрового поколения как основные потребители услуг современной системы образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (291) январь 2020 г.

Дата публикации: 07.01.2020

Статья просмотрена: 822 раза

Библиографическое описание:

Тимофеева, Н. И. Представители цифрового поколения как основные потребители услуг современной системы образования / Н. И. Тимофеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 1 (291). — С. 150-152. — URL: https://moluch.ru/archive/291/66024/ (дата обращения: 25.04.2024).



Статья рассматривает явление цифровой эпохи как фактор, непосредственно влияющий на систему современного образования. В данном исследовании мы делаем вывод о так называемом цифровом поколении, на основе опроса среди обучающихся в возрасте от 10 до 17 лет доказываем, что педагогическая общественность в своей деятельности взаимодействует с детьми нового поколения, которые родились в эру цифровизации. Выводы статьи показывают необходимость качественного изменения системы образования, соответствующего требованиям времени и запросам общества.

Ключевые слова: цифровое поколение, цифровая эпоха, цифровизация, образование.

ИКТ в последние 10–15 лет прочно вошли во все системы деятельности человека: экономика, медицина, наука, производство, архитектура и многое другое не может быть представлено без использования цифровых технологий. К сожалению, это не касается системы образования. Это объясняется следующими факторами: недостаток финансирования для формирования необходимой технической базы, недостаток компьютерной грамотности, как среди педагогического, так и среди технического персонала образовательных учреждений или их нежелание использовать современные технологии в процессе обучения. Однако это не отменяет того факта, что всё больший процент обучающихся использует ИКТ в своей образовательной деятельности: пользуется персональными компьютерами при подготовке домашних заданий, для поиска нужной информации в интернете и для развлечения. Очевидно, что с каждым годом количество таких учеников будет становиться только больше, как и уровень использования ими современных технологий. Поэтому мы считаем, что необходимо использовать данный потенциал для качественного изменения учебного процесса.

Выделение в историческом процессе поколений, обладающих специфическими характеристиками, известно в мировой науке уже много лет. Американские ученые Вильям Штраус и Нил Хоув разработали так называемую теорию поколений, в которой рассмотрели историю США через последовательность поколений — совокупностей людей, разделяющих одну эпоху и находящихся примерно в одном возрасте. Эта теория популяризировала идею о том, что люди определённой возрастной группы склонны разделять особый набор убеждений, отношений, ценностей и моделей поведения, так как они росли в одинаковых исторических условиях. Несмотря на то, что данная работа была направлена на изучение англо-американской истории, она приобрела практическую значимость в описании поколений через призму масштабных исторических событий во многих других странах, в том числе и в России.

Для начала следует отметить, что каждое поколение, согласно теории Штрауса и Хоува, находится в одном из этапов непрекращающегося цикла: подъем, пробуждение, спад или кризис. Подъем характеризуется сильной коллективной идеей, но ослабленным индивидуализмом, из-за чего все вынуждены следовать общепринятым правилам и в одном направлении. Пробуждение можно коротко охарактеризовать как эпоху, когда в людях просыпается желание культурного и духовного обогащения, а также потребность в проявлении собственной личности. Спад — третий этап цикла, во многом противоположный подъему в том, что индивидуализация становится сильнее общепринятой идеи, а значит, поколение приходит к разобщению. Последний этап цикла — кризис. Он характеризуется полным разрушением институциональных структур и их созданием в новом виде, необходимом для нужд общества [1].

Близкими друг к другу, согласно этой теории, оказываются поколение Y и поколение Z, которые в данный момент представляют основную массу действующего населения. Если мы берем рамки образовательного учреждения, то получается, что наибольший процент педагогического состава — представители поколения Y, а обучающаяся молодежь — представители поколения Z. Описание необходимых условий продуктивного взаимодействия двух групп, обладающих разной совокупностью ценностных ориентиров и паттернов поведения в образовательной среде невозможно без описания каждого из поколений.

Если адаптировать теорию Штрауса и Хоува под реалии России, то формирующими факторами для поколения Y, или так называемых милленниалов, родившихся в период с 1983 года по 2003 год выступили следующие: распад СССР, крупные террористические акты и военные конфликты, экономический кризис 2008 года, резкий скачок в развитии интернета и глобализация всех сфер жизни. Все эти события определили наличие у представителей поколения таких качеств, как готовность к изменениям в мире, оптимистический настрой, общительность и уверенность в себе, способность подчиняться, желание немедленного вознаграждения, устойчивые моральные ценности, стремление к достижениям в жизни, а также быстрая адаптация к использованию технических устройств, которые появляются с большой скоростью.

В отличие от поколения, описанного выше, «дети Индиго» или представители поколения Z не застали резкого перехода от аналоговой эпохи к цифровой, а родились в этих реалиях — в мире, насквозь пронизанном цифровыми устройствами, информацией и сетью интернета. И если говорить о сформировавших это поколение событиях, то выделить их довольно сложно, ведь люди, родившиеся после 2003 года, только начинают осознавать историю в таком масштабе. Единственное, что можно сказать с полной уверенностью — таким фактором становится переизбыток информации. Современное поколение полностью познает мир через глобальные информационные системы, ему доступны большие объемы материала, который приходится учиться фильтровать, чтобы получить полную достоверную картину. Информация становиться не просто источником, она может принимать форму оружия, с помощью которого ведутся настоящие войны, внутри государства и вне его. Какими же общими характеристиками обладает поколение Z? Во-первых, это независимость от мнения окружающих, способность полагаться на себя, во-вторых — постоянное взаимодействие с интернетом (если в переходный этап процент детей, пользующихся интернетом, был равен 14, то к 2014 году он возрос до 87[1]). В-третьих, поколению Z часто приписывают многозадачность, но мы не можем с этим согласиться, так как из собственного педагогического опыта можем отметить их мобильность — быстрое переключение с одной проблемы на другую, что нельзя путать с мультизадачностью. В-четвертых, дети, родившиеся в цифровую эпоху больше подвержены скуке, которая бывает вызвана долгосрочными проектами, поэтому привычное нам получение информации блоками и разделами, в большей степени представленное в текстовой форме, не может удовлетворить их требованиям. Еще одно общее для представителей поколения Z свойство — высокая мотивация к продвижению в образовании и карьере. Их не устраивает тернистый и длинный путь, который они наблюдают на примере милленниалов, они хотят всего и сразу [2].

Анализ опроса современных школьников показалследующие результаты. В среднем представитель поколения в возрасте от 10 до 17 лет постоянно использует 3 электронных устройства: это всегда телефон, персональный компьютер, планшет или игровая консоль. Данная информация говорит нам о том, что современный подросток всё свое время взаимодействует с тем или иным техническим средством. Следующие вопросы анкеты дают нам более ясную картину, какие потребности удовлетворяют цифровые устройства.

Ответы на некоторые вопросы содержат примерное равное количество ответов 1, 2 и 3. Такими вопросами являются следующие: «Используете ли вы компьютерные устройства в развлекательных целях», «Удобно ли вам, что родители имеют неограниченный доступ к информации о вашей успеваемости в электронном журнале», «Как часто вы выполняете несколько задач одновременно» и «Важно ли вам, как вас оценивают подписчики в социальных сетях». Такие неоднозначные результаты могут быть вызваны недостаточной искренностью респондентов или недопониманием сути вопроса. В любом случае это наименьшая часть вопросов, большинство ответов ярко иллюстрируют потребности и желания анкетируемых.

На группу вопросов, связанных с образовательными возможностями цифровых устройств («Используете ли вы компьютерные устройства в учебных целях», «Легко ли вам использовать цифровые ресурсы в процессе контроля знаний», «Часто ли вы обращаетесь к Интернет-ресурсам для поиска нужной информации» и «Пользуетесь ли вы Интернет-ресурсами для самообразования») школьники ответили положительно. Такой результат дает нам ясно понять, что люди в возрасте от 10 до 17 лет уже могут самостоятельно обучаться, используя интернет, а значит авторитет и абсолютная необходимость посредников в передаче знаний, то есть педагогических работников, снижается с каждым годом.

Показательны также ответы респондентов на вопросы, касающиеся применения современных технологий в системе образования. Так, большинство участников положительно оценило такое нововведение, как электронный журнал. Респонденты отметили удобство и доступность этого средства. На вопрос о том, как часто компьютерные технологии (здесь имеются ввиду планшеты, обучающие приложения, электронные учебники, видеоуроки, виртуальные экскурсии, самостоятельная работа через онлайн-системы и т.п) применяются на уроках, последовал однозначный ответ — редко. В опросе не учитывались уроки информатики и программирования, так как они сами по себе предполагают постоянное взаимодействие с цифровыми ресурсами. При этом на вопрос «Хотелось бы вам использовать продукты современных технологий на уроках» участники единодушно ответили положительно. Таким образом, мы может сказать, что школа в том виде, в котором она существует сейчас, не отвечает требованиям времени и не способна удовлетворить запросы современного школьника.

Кроме того, опрос показал новое отношение к поиску информации и ее усвоению. Согласно полученным результатам исследования, опрашиваемые чаще используют Интернет для поиска нужного материала и почти никогда не обращаются к аналоговым средствам, если необходимого объема информации нет в учебнике. Также доказано, что визуальное отображение теоретических сведений респондентам ближе, чем представленное в текстовой форме. Такая форма не только интереснее и понятнее, но и усваивается современными подростками намного лучше.

Разница между педагогическим сообществом и старшим поколением вообще и представителями цифрового поколения видно и в отношении к влиянию компьютерных технологий на здоровье. Если вся система образования построена на соблюдении ограничений использования цифровых устройств в процессе урока, считая, что пренебрежение этими требованиями может навредить обучающимся, то сами ученики в своем большинстве не видят в этом ничего, что могло бы нанести вред их здоровью. Исходя из этого, можно заключить: современные школьники не владеют культурой использования цифровых устройств в образовательном процессе, и наша задача — научить их рационально использовать технические средства, заботясь о себе.

Еще одним принципиальным отличием нового поколения является отношение к общению с окружающим миром. На вопрос «Часто ли вы общаетесь со сверстниками в социальных сетях» 95 процентов опрашиваемых выбрали ответ «Часто», остальные выбрали ответ «Иногда», что, несомненно, доказывает, что непрямое взаимодействие через мессенджеры проще, чем общение в реальном времени лицом к лицу. От этого напрямую зависит отношение к оцениванию их личности подписчиками, хотя однозначного ответа на вопрос «Важно ли вам, как вас оценивают подписчики в социальных сетях» получено не было: большинство выбрало ответ «Иногда/затрудняюсь ответить», что также о многом говорит.

В целом, проанализировав точку зрения ученых на отличия современного поколения школьников Z от старшего поколения Y и результаты опроса, проведенного в ходе работы над исследованием, мы увидели, что представители нового тысячелетия действительно обладают такими особенностями, как:

– активно используют цифровые технологии для самостоятельного образования, развития и творчества;

– имеют большую потребность в компьютерных устройствах, и быстрее адаптируются к их использованию в жизни, подчинению собственным нуждам;

– свободнее общаются со сверстниками в социальных сетях, более открыто проецируют свою личную жизнь в интернет, разрушая тем самым границы личного и публичного пространства;

– проявляют желание использовать достижения технического прогресса во всех сферах своей жизни, в частности в процессе обучения;

– почти полностью переходят от аналоговых источников информации к цифровым, а также легче усваивают информацию, сжато представленную визуально, испытывая трудности с большими текстами.

А значит, педагогическое сообщество в реалиях современной школы действительно имеет дело с цифровым поколением.

Литература:

  1. Исаева М. Поколения кризиса и подъема в теории В.Штрауса и Н.Хоува/ М. Исаева// Знание. Понимание. Умение. — № 3. С.290.
  2. Капличный С. 5 характеристик поколения Z. Элекстронный ресурс: [https://biz.mann-ivanov-ferber.ru/2008/07/18/5-xarakteristik-pokoleniya-z]

[1] Согласно исследованию Pew Reserch

Основные термины (генерируются автоматически): представитель поколения, поколение, система образования, устройство, цифровая эпоха, цифровое поколение, нужная информация, однозначный ответ, педагогическое сообщество, старшее поколение.


Ключевые слова

образование, цифровизация, цифровая эпоха, цифровое поколение

Похожие статьи

Карьерные возможности цифрового поколения

Цифровое поколение, имеет больше возможностей, чем предыдущие поколения для планирования и развития карьеры при соответствующей мотивации, непрерывном повышении образования, повышении культуры. В сети доступна информация о большом количестве...

Поколение «цифрового века»: жизненные ориентиры...

В статье рассматриваются некоторые существенные характеристики современной студенческой молодежи, касающиеся жизненных установок и мотивов получения высшего образования.

Ценностные ориентиры и идеалы современного поколения

Рассмотрены характеристики этого поколения, а также его роль в современной культуре.

Это поколение существует как бы в двух реальностях, определяющих и задающих его

Он считает, что развитием цифровых технологий, растет и новое поколение, с новым мировоззрением...

Профориентационный фестиваль «Цифровое кураторство» как...

Цифровой куратор — это профессия нового поколения, необходимая для достижения прорыва в цифровой грамотности наших граждан [5]. Получить ее не мешают ни возраст, ни уровень образования, ни профессиональный стаж. В этом ее большое преимущество.

Реформа PR-технологий в эпоху поколения Z | Статья в журнале...

Приход цифровых технологий не только модернизировал нашу жизнь, но и изменил мышление целого поколения людей. Эпоха перемен повлияла на потребности, особенности воспитания, образ мыслей...

Электронное обучение: причины незаинтересованности...

Но, если все студенты являются представителями цифрового поколения, почему они не любят электронное обучение? Исследование отношения студентов к электронному обучению выявило, что сегодняшние студенты не с таким энтузиазмом относятся к университетским...

Современное информационное пространство в системе...

Современное информационное пространство в системе воспитания подрастающего поколения.

информационно-коммуникативные взаимодействия с людьми (сверстниками, представителями младшего и старшего поколений), с окружающим миром в целом.

Продвижение продуктов, ориентированных на поколение Y

Что повлияло на формирование поколения 1984–2000-х годов? Поколение Y пережило распад СССР, военные конфликты, теракты, развитие цифровых технологий. Юность поколения пришлась на эру неопределенности, которая наступила в результате глобализации...

Формирование сетевого сознания старшеклассников

В данной статье рассматривается проблема влияния сети Интернет на формирование личности старшеклассников в условиях активной информатизации социального пространства. А также дается определение понятию сетевого сознания старшеклассников.

Актуальность проблемы формирования ИКТ компетенций педагога...

Авторы рассматривают позицию системы образования (нормативный аспект) по отношению к образовательному уровню современного педагога в области ИКТ, затрагивают проблему несоответствия тенденции внедрения новых технологий степени готовности педагога-практика...

Похожие статьи

Карьерные возможности цифрового поколения

Цифровое поколение, имеет больше возможностей, чем предыдущие поколения для планирования и развития карьеры при соответствующей мотивации, непрерывном повышении образования, повышении культуры. В сети доступна информация о большом количестве...

Поколение «цифрового века»: жизненные ориентиры...

В статье рассматриваются некоторые существенные характеристики современной студенческой молодежи, касающиеся жизненных установок и мотивов получения высшего образования.

Ценностные ориентиры и идеалы современного поколения

Рассмотрены характеристики этого поколения, а также его роль в современной культуре.

Это поколение существует как бы в двух реальностях, определяющих и задающих его

Он считает, что развитием цифровых технологий, растет и новое поколение, с новым мировоззрением...

Профориентационный фестиваль «Цифровое кураторство» как...

Цифровой куратор — это профессия нового поколения, необходимая для достижения прорыва в цифровой грамотности наших граждан [5]. Получить ее не мешают ни возраст, ни уровень образования, ни профессиональный стаж. В этом ее большое преимущество.

Реформа PR-технологий в эпоху поколения Z | Статья в журнале...

Приход цифровых технологий не только модернизировал нашу жизнь, но и изменил мышление целого поколения людей. Эпоха перемен повлияла на потребности, особенности воспитания, образ мыслей...

Электронное обучение: причины незаинтересованности...

Но, если все студенты являются представителями цифрового поколения, почему они не любят электронное обучение? Исследование отношения студентов к электронному обучению выявило, что сегодняшние студенты не с таким энтузиазмом относятся к университетским...

Современное информационное пространство в системе...

Современное информационное пространство в системе воспитания подрастающего поколения.

информационно-коммуникативные взаимодействия с людьми (сверстниками, представителями младшего и старшего поколений), с окружающим миром в целом.

Продвижение продуктов, ориентированных на поколение Y

Что повлияло на формирование поколения 1984–2000-х годов? Поколение Y пережило распад СССР, военные конфликты, теракты, развитие цифровых технологий. Юность поколения пришлась на эру неопределенности, которая наступила в результате глобализации...

Формирование сетевого сознания старшеклассников

В данной статье рассматривается проблема влияния сети Интернет на формирование личности старшеклассников в условиях активной информатизации социального пространства. А также дается определение понятию сетевого сознания старшеклассников.

Актуальность проблемы формирования ИКТ компетенций педагога...

Авторы рассматривают позицию системы образования (нормативный аспект) по отношению к образовательному уровню современного педагога в области ИКТ, затрагивают проблему несоответствия тенденции внедрения новых технологий степени готовности педагога-практика...

Задать вопрос