Моделирование в условиях формирования доступного образования для детей с особыми образовательными потребностями в муниципальной образовательной системе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (291) январь 2020 г.

Дата публикации: 03.01.2020

Статья просмотрена: 403 раза

Библиографическое описание:

Шепунова, Э. А. Моделирование в условиях формирования доступного образования для детей с особыми образовательными потребностями в муниципальной образовательной системе / Э. А. Шепунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 1 (291). — С. 154-157. — URL: https://moluch.ru/archive/291/66012/ (дата обращения: 19.12.2024).



Инклюзивное образование в условиях муниципальной образовательной системы рассматривается как целостная организация, которая разделена на отдельные элементы, структурные компоненты, принципы, а также комплекс условий, они и определяют моделируемую единицу.

Ключевые слова: модель управления инклюзивным образованием, моделирование, принципы управления инклюзивным образованием, компоненты модели инклюзивного образования.

Актуальность темы обусловлена возрастанием требований государства и общества к деятельности муниципальных образовательных систем в области качества, эффективности, доступности образовательных услуг, реализующих инклюзивное образование.

Моделирование создает возможность более глубокого проникновения в сущность объекта исследования. Г. В. Суходольский дает следующее определение понятию «моделирование» — процесс создания иерархии моделей, в которой некоторая реально существующая система моделируется в различных аспектах и различными средствами [2].

Разрабатываемая модель инклюзивного образования должна включать в себя структурные компоненты, направления, модули, важные для создания доступной образовательной среды образовательных организаций в условиях муниципальной образовательной системы. Цель модели — формирование доступного образования для детей с особыми образовательными потребностями в условиях муниципальной образовательной системы. Поставленные цели определяют теоретические, методические и технические задачи моделирования:

  1. Структурирование компонентов модели инклюзивного образования в условиях муниципальной образовательной системы, выделенных на основе анализа современных моделей инклюзивного образования в России и за рубежом.
  2. Разработка комплекса организационно-педагогических условий реализации модели инклюзивного образования в условиях муниципальной образовательной системы с учетом управленческого аспекта.
  3. Характеристика полисубъектного компонента.
  4. Представление этапов реализации модели инклюзивного образования в муниципальной образовательной системе. Моделирование осуществлялось на основе определенных Законом РФ «Об образовании» от 29.12.2012 основных принципов и стратегических идей гуманизации и демократизации образования на современном этапе [1]. Исходя из этого, принципами, на основе которых разрабатывалась модель управления инклюзивным образованием в условиях муниципальной образовательной организации, являются:

принцип дифференциации и индивидуализации обучения, создающий необходимые условия для наиболее полного проявления потребностей и способностей каждого ученика с ООП и обеспечивающий наличие определенного звена в системе образования для выбора индивидуального пути развития каждой личности с учетом ее интересов, мотивов, ценностных установок;

принцип целостности, служащий для выбора общего подхода к формированию инклюзивного образования как явления, подчиненного задаче создания условий для получения доступного образования детьми с ООП;

принцип многоаспектности, предполагающий, что каждый компонент модели содержит пояснительную основу, которая создает полное представление о возможных подходах к рассмотрению как модели инклюзивного образования в условиях муниципальной образовательной системы в целом, так и содержания отдельных блоков модели;

принцип максимального охвата, предлагаемая модель охватывает не только собственно образовательные интересы, непосредственно связанные с процессом обучения детей с особыми образовательными потребностями, но и более широкие интересы, выходящие за пределы непосредственно учебной деятельности. Данный факт предполагает разработку механизмов взаимодействия различных организационных структур, пакета нормативно-правового обеспечения, формирования ресурсной базы, включая кадровый ресурс, проектирование модели информационного пространства инклюзивного образования.

Структура разработанной модели управления инклюзивным образованием в условиях муниципальной образовательной организации детерминирована целью исследования и позволяет проследить динамику и различные стороны изучаемого явления [3]. Основными компонентами модели являются целевой, полисубъектный, организационно-содержательный и результативно-критериальный, структура управления инклюзивным образованием в условиях муниципальной образовательной системы.

Рассмотрим основные компоненты реализации модели формирования инклюзивного образования в условиях муниципальной образовательной системы. Целевой компонент обеспечивает направленность изучаемого процесса, определение целей, ожидаемых результатов. В качестве цели в процессе моделирования было определено формирование доступного образования для детей с особыми образовательными потребностями в условиях муниципальной образовательной системы. Целевой компонент связан с другими компонентами модели, он детерминирует их структуру и содержание. Согласно цели спроектированной модели учебно-воспитательный процесс переориентирован на построение индивидуальной траектории получения образования ребенка с особыми образовательными потребностями.

Комплекс условий, необходимых и достаточных для формирования доступного образования в условиях муниципальной образовательной системы, включает:

1) непрерывный мониторинг состояния элементов муниципальной образовательной системы, а именно учет численности детей с особыми образовательными потребностями и, как следствие, контроль реализации управляющих воздействий на изменение состояния этого элемента муниципальной образовательной системы;

2) иерархическую организацию и разделение полномочий в межведомственном взаимодействии, обеспечивающую достижение поставленных целей по материально-техническому, учебно-методическому обеспечению инклюзивного образования;

3) основу развития инклюзивного образования как подсистему муниципальной образовательной системы в целом, разработку системы повышения кадров по проблеме обучения детей с особыми образовательными потребностями с целью преодоления дефицита инклюзивной компетентности у работников образования в условиях муниципальной образовательной системы;

4) формирование единого информационного пространства для эффективного внедрения инклюзивного образования в условиях муниципальной образовательной системы делает доступным проблемы обучения детей с особыми образовательными потребностями не только для системы образования, но и для общества в целом. Организационно-содержательный компонент представлен в модели блоком, который определяет возможности реализации направлений инклюзивного образования. В него входят:

полисубъектный компонент, который определяет деятельность специалистов при сопровождении ребенка с ООП в образовательном пространстве: создание образовательной среды для детей с особыми образовательными потребностями по образовательной вертикали и горизонтали; формирование толерантности общества по отношению к детям с особыми образовательными потребностями; формирование инклюзивной компетентности на курсах повышения квалификации и переподготовки кадров у специалистов для системы инклюзивного образования;

диагностический компонент, который рассматривается как организационная и содержательно-деятельностная структура, реализующий комплексный подход к изучению ребенка с особыми образовательными потребностями и позволяющий проектировать индивидуальный и коллективный маршруты развития учащегося, что обеспечивает эффективность образовательного процесса. Совокупность форм, методов, приемов, технологий, средств инклюзивного образования в муниципальной образовательной отражает технологический компонент модели;

содержательный компонент позволяет осуществить проектирование и структурирование содержания образования с учетом инклюзивного подхода, определенного в качестве цели в целевом компоненте.

Результативно-коррекционный компонент соотносит результат с заданной целью и определяет критерии эффективности реализации модели инклюзивного образования в муниципальной образовательной системе. Компонент позволяет произвести анализ изменений в образовательном учреждении при внедрении модели инклюзивного образования, который предполагает периодические проверки изменений в учреждениях муниципальной образовательной системы. Одним из компонентов модели инклюзивного образования является полисубъектный компонент, который предполагает полисубъектную деятельность специалистов: создание образовательной среды для детей с особыми образовательными потребностями по образовательной вертикали и горизонтали; формирование толерантности общества по отношению к детям с особыми образовательными потребностями; формирование инклюзивной компетентности на курсах повышения квалификации и переподготовки кадров у специалистов для системы инклюзивного образования. Субъектами процесса формирования доступного образования можно считать педагогических работников, всех учащихся, родителей, сотрудников организаций межсетевого взаимодействия.

Литература:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ: текст с изм. и доп.
  2. Суходольский, Г. В. Структурпо-алгоритмический анализ и синтез деятельности 1 Г. В. Суходольский.- Л.: ЛГУ, 1976.- 120 с.
  3. Васильев, К. К. Математическое моделирование систем связи К. К. Васильев, М. Н. Служивый.- Ульяновск: УлГТУ, 2008.- 170с.
Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, муниципальная образовательная система, доступное образование, компонент модели, потребность, инклюзивная компетентность, формирование, целевой компонент, муниципальная образовательная организация, образовательная вертикаль.


Ключевые слова

моделирование, модель управления инклюзивным образованием, принципы управления инклюзивным образованием, компоненты модели инклюзивного образования

Похожие статьи

Педагогические условия управления качеством процесса обучения в образовательной организации

В статье рассмотрены основные организационно-педагогические условия управления качеством учебного процесса в образовательной организации, способствующие совершенствованию самого образовательного процесса. Выделены этапы развития системы управления пр...

Модель инклюзивного образования, обеспечивающая новые образовательные результаты на основе индивидуализации образовательного процесса

В статье автор описывает модель инклюзивного образования, обеспечивающая новые образовательные результаты на основе индивидуализации образовательного процесса

Внедрение и интеграция новых технологий инклюзивного образования в систему дошкольного и начального образования Республики Узбекистан

В настоящее время проблема инклюзивного образования является наиболее актуальной в системе образовательного процесса всех структур образования. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями является сложным процессом, который имеет свою с...

Развитие учебной самостоятельности младших школьников на основе работы с цифровыми образовательными ресурсами и дифференцированного подхода

В статье автор пытается определить эффективные психолого-педагогические условия формирования учебной самостоятельности младших школьников на основе использования ЦОР.

Готовность современной школы к реализации инклюзивного подхода в образовании

В статье представлен опыт исследования круга проблем, с которыми сталкивается современное образовательное учреждение, реализующее инклюзивный подход в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Развивающая предметно-пространственная среда в системе управления качеством дошкольной образовательной организацией

В данной статье рассмотрена система управления качеством в дошкольной образовательной организации. Представлены различные подходы к определению качества образования. Обоснована необходимость разработки системы повышения качества дошкольного образован...

Организационно-педагогические условия управления организацией социального партнёрства дошкольной образовательной организации

В статье раскрывается понятие и необходимость социального партнерства, рассматривается специфика управления созданием и функционированием системы социального партнерства дошкольной образовательной организации, определяются функциональные обязанности ...

Критериальный аппарат сформированности учебных компетенций обучающихся основной школы

В статье рассматривается критериально-оценочный аппарат сформированности учебных компетенций обучающихся основной школы в условиях модернизации образования, структура и особенности. Выделяются критерии и уровни учебной компетенции, а также дается оце...

Системный подход к художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста

В статье представлена организация работы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста на уровне проектирования системного представления объекта — образовательного процесса в ДОО, который включает в себя компоненты структурирован...

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для детей с расстройствами аутистического спектра в образовательное пространство ДОУ

Статья является описанием опыта проектирования модели социокультурной инклюзивной среды в образовательной организации: описываются основные принципы организации инклюзивной практики в ДОО, даются критерии практической оценки ее эффективности, предлаг...

Похожие статьи

Педагогические условия управления качеством процесса обучения в образовательной организации

В статье рассмотрены основные организационно-педагогические условия управления качеством учебного процесса в образовательной организации, способствующие совершенствованию самого образовательного процесса. Выделены этапы развития системы управления пр...

Модель инклюзивного образования, обеспечивающая новые образовательные результаты на основе индивидуализации образовательного процесса

В статье автор описывает модель инклюзивного образования, обеспечивающая новые образовательные результаты на основе индивидуализации образовательного процесса

Внедрение и интеграция новых технологий инклюзивного образования в систему дошкольного и начального образования Республики Узбекистан

В настоящее время проблема инклюзивного образования является наиболее актуальной в системе образовательного процесса всех структур образования. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями является сложным процессом, который имеет свою с...

Развитие учебной самостоятельности младших школьников на основе работы с цифровыми образовательными ресурсами и дифференцированного подхода

В статье автор пытается определить эффективные психолого-педагогические условия формирования учебной самостоятельности младших школьников на основе использования ЦОР.

Готовность современной школы к реализации инклюзивного подхода в образовании

В статье представлен опыт исследования круга проблем, с которыми сталкивается современное образовательное учреждение, реализующее инклюзивный подход в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Развивающая предметно-пространственная среда в системе управления качеством дошкольной образовательной организацией

В данной статье рассмотрена система управления качеством в дошкольной образовательной организации. Представлены различные подходы к определению качества образования. Обоснована необходимость разработки системы повышения качества дошкольного образован...

Организационно-педагогические условия управления организацией социального партнёрства дошкольной образовательной организации

В статье раскрывается понятие и необходимость социального партнерства, рассматривается специфика управления созданием и функционированием системы социального партнерства дошкольной образовательной организации, определяются функциональные обязанности ...

Критериальный аппарат сформированности учебных компетенций обучающихся основной школы

В статье рассматривается критериально-оценочный аппарат сформированности учебных компетенций обучающихся основной школы в условиях модернизации образования, структура и особенности. Выделяются критерии и уровни учебной компетенции, а также дается оце...

Системный подход к художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста

В статье представлена организация работы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста на уровне проектирования системного представления объекта — образовательного процесса в ДОО, который включает в себя компоненты структурирован...

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для детей с расстройствами аутистического спектра в образовательное пространство ДОУ

Статья является описанием опыта проектирования модели социокультурной инклюзивной среды в образовательной организации: описываются основные принципы организации инклюзивной практики в ДОО, даются критерии практической оценки ее эффективности, предлаг...

Задать вопрос