Инклюзивное образование в условиях муниципальной образовательной системы рассматривается как целостная организация, которая разделена на отдельные элементы, структурные компоненты, принципы, а также комплекс условий, они и определяют моделируемую единицу.
Ключевые слова: модель управления инклюзивным образованием, моделирование, принципы управления инклюзивным образованием, компоненты модели инклюзивного образования.
Актуальность темы обусловлена возрастанием требований государства и общества к деятельности муниципальных образовательных систем в области качества, эффективности, доступности образовательных услуг, реализующих инклюзивное образование.
Моделирование создает возможность более глубокого проникновения в сущность объекта исследования. Г. В. Суходольский дает следующее определение понятию «моделирование» — процесс создания иерархии моделей, в которой некоторая реально существующая система моделируется в различных аспектах и различными средствами [2].
Разрабатываемая модель инклюзивного образования должна включать в себя структурные компоненты, направления, модули, важные для создания доступной образовательной среды образовательных организаций в условиях муниципальной образовательной системы. Цель модели — формирование доступного образования для детей с особыми образовательными потребностями в условиях муниципальной образовательной системы. Поставленные цели определяют теоретические, методические и технические задачи моделирования:
- Структурирование компонентов модели инклюзивного образования в условиях муниципальной образовательной системы, выделенных на основе анализа современных моделей инклюзивного образования в России и за рубежом.
- Разработка комплекса организационно-педагогических условий реализации модели инклюзивного образования в условиях муниципальной образовательной системы с учетом управленческого аспекта.
- Характеристика полисубъектного компонента.
- Представление этапов реализации модели инклюзивного образования в муниципальной образовательной системе. Моделирование осуществлялось на основе определенных Законом РФ «Об образовании» от 29.12.2012 основных принципов и стратегических идей гуманизации и демократизации образования на современном этапе [1]. Исходя из этого, принципами, на основе которых разрабатывалась модель управления инклюзивным образованием в условиях муниципальной образовательной организации, являются:
− принцип дифференциации и индивидуализации обучения, создающий необходимые условия для наиболее полного проявления потребностей и способностей каждого ученика с ООП и обеспечивающий наличие определенного звена в системе образования для выбора индивидуального пути развития каждой личности с учетом ее интересов, мотивов, ценностных установок;
− принцип целостности, служащий для выбора общего подхода к формированию инклюзивного образования как явления, подчиненного задаче создания условий для получения доступного образования детьми с ООП;
− принцип многоаспектности, предполагающий, что каждый компонент модели содержит пояснительную основу, которая создает полное представление о возможных подходах к рассмотрению как модели инклюзивного образования в условиях муниципальной образовательной системы в целом, так и содержания отдельных блоков модели;
− принцип максимального охвата, предлагаемая модель охватывает не только собственно образовательные интересы, непосредственно связанные с процессом обучения детей с особыми образовательными потребностями, но и более широкие интересы, выходящие за пределы непосредственно учебной деятельности. Данный факт предполагает разработку механизмов взаимодействия различных организационных структур, пакета нормативно-правового обеспечения, формирования ресурсной базы, включая кадровый ресурс, проектирование модели информационного пространства инклюзивного образования.
Структура разработанной модели управления инклюзивным образованием в условиях муниципальной образовательной организации детерминирована целью исследования и позволяет проследить динамику и различные стороны изучаемого явления [3]. Основными компонентами модели являются целевой, полисубъектный, организационно-содержательный и результативно-критериальный, структура управления инклюзивным образованием в условиях муниципальной образовательной системы.
Рассмотрим основные компоненты реализации модели формирования инклюзивного образования в условиях муниципальной образовательной системы. Целевой компонент обеспечивает направленность изучаемого процесса, определение целей, ожидаемых результатов. В качестве цели в процессе моделирования было определено формирование доступного образования для детей с особыми образовательными потребностями в условиях муниципальной образовательной системы. Целевой компонент связан с другими компонентами модели, он детерминирует их структуру и содержание. Согласно цели спроектированной модели учебно-воспитательный процесс переориентирован на построение индивидуальной траектории получения образования ребенка с особыми образовательными потребностями.
Комплекс условий, необходимых и достаточных для формирования доступного образования в условиях муниципальной образовательной системы, включает:
1) непрерывный мониторинг состояния элементов муниципальной образовательной системы, а именно учет численности детей с особыми образовательными потребностями и, как следствие, контроль реализации управляющих воздействий на изменение состояния этого элемента муниципальной образовательной системы;
2) иерархическую организацию и разделение полномочий в межведомственном взаимодействии, обеспечивающую достижение поставленных целей по материально-техническому, учебно-методическому обеспечению инклюзивного образования;
3) основу развития инклюзивного образования как подсистему муниципальной образовательной системы в целом, разработку системы повышения кадров по проблеме обучения детей с особыми образовательными потребностями с целью преодоления дефицита инклюзивной компетентности у работников образования в условиях муниципальной образовательной системы;
4) формирование единого информационного пространства для эффективного внедрения инклюзивного образования в условиях муниципальной образовательной системы делает доступным проблемы обучения детей с особыми образовательными потребностями не только для системы образования, но и для общества в целом. Организационно-содержательный компонент представлен в модели блоком, который определяет возможности реализации направлений инклюзивного образования. В него входят:
− полисубъектный компонент, который определяет деятельность специалистов при сопровождении ребенка с ООП в образовательном пространстве: создание образовательной среды для детей с особыми образовательными потребностями по образовательной вертикали и горизонтали; формирование толерантности общества по отношению к детям с особыми образовательными потребностями; формирование инклюзивной компетентности на курсах повышения квалификации и переподготовки кадров у специалистов для системы инклюзивного образования;
− диагностический компонент, который рассматривается как организационная и содержательно-деятельностная структура, реализующий комплексный подход к изучению ребенка с особыми образовательными потребностями и позволяющий проектировать индивидуальный и коллективный маршруты развития учащегося, что обеспечивает эффективность образовательного процесса. Совокупность форм, методов, приемов, технологий, средств инклюзивного образования в муниципальной образовательной отражает технологический компонент модели;
− содержательный компонент позволяет осуществить проектирование и структурирование содержания образования с учетом инклюзивного подхода, определенного в качестве цели в целевом компоненте.
Результативно-коррекционный компонент соотносит результат с заданной целью и определяет критерии эффективности реализации модели инклюзивного образования в муниципальной образовательной системе. Компонент позволяет произвести анализ изменений в образовательном учреждении при внедрении модели инклюзивного образования, который предполагает периодические проверки изменений в учреждениях муниципальной образовательной системы. Одним из компонентов модели инклюзивного образования является полисубъектный компонент, который предполагает полисубъектную деятельность специалистов: создание образовательной среды для детей с особыми образовательными потребностями по образовательной вертикали и горизонтали; формирование толерантности общества по отношению к детям с особыми образовательными потребностями; формирование инклюзивной компетентности на курсах повышения квалификации и переподготовки кадров у специалистов для системы инклюзивного образования. Субъектами процесса формирования доступного образования можно считать педагогических работников, всех учащихся, родителей, сотрудников организаций межсетевого взаимодействия.
Литература:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ: текст с изм. и доп.
- Суходольский, Г. В. Структурпо-алгоритмический анализ и синтез деятельности 1 Г. В. Суходольский.- Л.: ЛГУ, 1976.- 120 с.
- Васильев, К. К. Математическое моделирование систем связи К. К. Васильев, М. Н. Служивый.- Ульяновск: УлГТУ, 2008.- 170с.