Информационно-коммуникационные технологии как фактор обеспечения непрерывного совершенствования коммуникативной компетенции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (291) январь 2020 г.

Дата публикации: 31.10.2019

Статья просмотрена: 73 раза

Библиографическое описание:

Перов, А. Г. Информационно-коммуникационные технологии как фактор обеспечения непрерывного совершенствования коммуникативной компетенции / А. Г. Перов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 1 (291). — С. 140-141. — URL: https://moluch.ru/archive/291/63508/ (дата обращения: 29.03.2024).



В статье актуализируется проблематика обеспечения непрерывности процесса формирования и совершенствования коммуникативной компетенции. Автор рассматривает решение данной проблемы с позиций информационно-коммуникационных технологий как одного из основных факторов данного процесса. В статье обосновано влияние информационно-коммуникационных технологий на формирование новой лингвокультурной реальности, выявлены основные аспекты, обеспечивающие непрерывность формирования коммуникативной компетенции.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, информационно-коммуникационные технологии, непрерывное совершенствование, лингвокультурная реальность, полилингвизм.

The article actualizes the issue of ensuring the continuity of the process of formation and improvement of communicative competence. The author considers the solution of this problem from the perspective of information and communication technologies as one of the main factors of this process. The article substantiates the influence of information and communication technologies on the formation of a new linguistic and cultural reality, identifies the main aspects that ensure the continuity of the formation of communicative competence.

Keywords: communicative competence, information and communication technologies, continuous improvement, linguacultural reality, multilingualism.

Проблематика обеспечения непрерывности формирования коммуникативной компетенции в условиях интенсивного развития нового лингвокультурного пространства является наиболее важной и актуальной на современном этапе социально-экономических и социокультурных преобразований общества [2; 4].

Это обусловлено, прежде всего, расширением масштабов и границ межкультурного взаимодействия в рамках которого обеспечивается эффективность профессионального сотрудничества на основе установления тесных международных связей в зонах совместного экономического и культурного развития. Этот масштаб охватывает не только коммуникативную сферу как сферу непосредственного речевого взаимодействия субъектов в контексте совместной деятельности, но и постоянный прирост нового лексического сопровождения коммуникационных отношений, которые, в значительной степени расширяются и обновляются благодаря инновациям информационно-коммуникационной технологической области [3].

Помимо этого, расширяющийся профессионально-лексический спектр требует и своевременной лексикографической поддержки возникающих новых интеграционных и пр. областей в науке, искусстве, образовании, производстве и т. д. Таким образом, тенденция расширения технологической и инструментальной составляющих использования инноваций в области информационных технологий предопределяет и непрерывность совершенствования функционирования коммуникационной среды взаимодействия, что побуждает современное общество соответствовать масштабам и «запросам» современной коммуникации, которая, в свою очередь, предъявляет новые требования, соответствующие обновляющимся «канонам» языкового взаимодействия в новом лингвокультурном пространстве, функциональными характеристиками которого становятся лексическая операциональность, скорость продуцирования речевых действия, способность воспринимать и транслировать информацию в рамках различных способов ее кодификации и т. п. [1].

Такая ситуация предопределяет не только непрерывность работы субъекта над собственной коммуникативной компетенций, но и непрерывность ее совершенствования с позиций различных аспектов: языковой, дискурсивной, рецептивной, профессиональной и т. д.

Информационно-коммуникационные технологии как фактор обеспечения непрерывного формирования коммуникативной компетенции обусловливают данный процесс на основе следующих составляющих:

технологическая составляющая, предлагающая различные формы, технологии, инструменты, способы и пр. формирования коммуникативной компетенции;

перцептивная составляющая, позволяющая использовать различные каналы восприятия для совершенствования коммуникативной компетенции: аудиальный, визуальный, кинестетический;

содержательная составляющая, предлагающая в рамках формирования коммуникативной компетенции всевозможные образовательные ресурсы;

дискурсивная составляющая, в рамках которой в процессе обучения, освоения какого-либо ресурса и пр. становится возможным дискурс в форме любого языкового кодирования;

– кумулятивно-компетентностная составляющая, что позволяет помимо формирования коммуникативной компетенции непрерывно развивать и совершенствовать ряд других и пр.

Таким образом, осваивая и совершенствуя коммуникативную компетенцию в процессе использования информационно-коммуникационных технологий, происходит лингвокультурная интеграция личности в структуру тех взаимоотношений и взаимодействия, в контексте которых личность приобретает функционально-коммуникативные связи, регулируемые на основе современные форм, способов, информационно-технологических возможностей, отвечающих требованиям современной культурной и языковой реальности. Коммуникативная компетенция, являясь сложным интегративным целым, предполагает формирование определенных качеств личности: общительности, раскованности, желания вступать в коммуникативный контакт, умения взаимодействовать в коллективе и пр.

Обращаясь к потребностям современного социума в познании и общении, информационно-коммуникационные технологии способствуют формированию языковых познавательных и коммуникативных мотивов, чем определяют наиболее эффективное формирование коммуникативной компетенции.

Литература:

  1. Десяева, Н. Д. Профессиональные коммуникативные компетенции и возможности их формирования в условиях действия современных образовательных стандартов / Н. Д. Десяева // Вестник университета. — 2015. — № 3. — С. 266–269.
  2. Михеева, Л. Н. Лингвокультурная ситуация: теоретический и прикладной аспекты / Л. Н. Михеева // Русистика. — 2013. — № 2. — С. 5–10.
  3. Утеубаева, Э. А. Информационные технологии в процессе формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции специалиста [Электронный ресурс] / Э. А. Утеубаева, Т. А. Пастушенко, Ю. С. Еськова // Современные проблемы науки и образования. — 2012. — № 5. — Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id
  4. Хэккет-Джонс, А. В. От билингвизма к полилингвизму: концепции многоязычия в условиях новой образовательной реальности / А. В. Хэкетт-Джонс // Международный научно-исследовательский журнал. — 2016. — № 3 (45) Часть 4. — С. 104–106.
Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативная компетенция, составляющая.


Похожие статьи

Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав

В данной статье рассматривается коммуникативная компетенция, ее сущность и компонентный состав, в который входит ряд таких компетенций как лингвистическая...

Понятие «коммуникативная компетенция» и его становление...

· Коммуникативная компетенция является важной составляющей эффективного общения и представляет собой способность грамотно выстроить речевое поведение.

Профессиональное общение как составляющая...

Многие специалисты считают, что понятия «компетентность и компетенция» начали использоваться с 1958 года. В психолого-педагогической литературе понятие...

Структура и модель коммуникативной компетентности менеджера

Коммуникативная компетентность- это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми, и в ее состав, как правило...

К вопросу о формировании коммуникативной компетенции...

Составляющими коммуникативной компетенции являются: - грамматическая компетенция как владение лингвистическим кодом, то есть способность узнавать лексические...

Информационно-коммуникативная компетенция — ключевое...

Информационно-коммуникативная компетенция — это профессионально-значимое

Она рассматривается как неотъемлемая структурная составляющая профессиональной...

Структура и содержание коммуникативной компетентности...

Последнее поколение стандартов образования построено на основе требований компетентностного подхода, суть которого заключается в усилении ориентации на результаты...

Компетентностный подход как основа диагностирования...

Система оценивания коммуникативных компетенций, составляющих коммуникативную компетентность будущего специалиста на каждом этапе формирования коммуникативных...

Теоретический анализ структуры коммуникативной...

Таким образом, в состав коммуникативной компетентности входят когнитивный

«Коммуникативная компетенция — это знания, умения и навыки, необходимые для...

Современные теоретические представления о коммуникативных...

Коммуникативная компетенция — это целая система, методически и психологически организованная.

Н. И. Гез выделяет такие составляющие коммуникативной компетенции...

Похожие статьи

Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав

В данной статье рассматривается коммуникативная компетенция, ее сущность и компонентный состав, в который входит ряд таких компетенций как лингвистическая...

Понятие «коммуникативная компетенция» и его становление...

· Коммуникативная компетенция является важной составляющей эффективного общения и представляет собой способность грамотно выстроить речевое поведение.

Профессиональное общение как составляющая...

Многие специалисты считают, что понятия «компетентность и компетенция» начали использоваться с 1958 года. В психолого-педагогической литературе понятие...

Структура и модель коммуникативной компетентности менеджера

Коммуникативная компетентность- это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми, и в ее состав, как правило...

К вопросу о формировании коммуникативной компетенции...

Составляющими коммуникативной компетенции являются: - грамматическая компетенция как владение лингвистическим кодом, то есть способность узнавать лексические...

Информационно-коммуникативная компетенция — ключевое...

Информационно-коммуникативная компетенция — это профессионально-значимое

Она рассматривается как неотъемлемая структурная составляющая профессиональной...

Структура и содержание коммуникативной компетентности...

Последнее поколение стандартов образования построено на основе требований компетентностного подхода, суть которого заключается в усилении ориентации на результаты...

Компетентностный подход как основа диагностирования...

Система оценивания коммуникативных компетенций, составляющих коммуникативную компетентность будущего специалиста на каждом этапе формирования коммуникативных...

Теоретический анализ структуры коммуникативной...

Таким образом, в состав коммуникативной компетентности входят когнитивный

«Коммуникативная компетенция — это знания, умения и навыки, необходимые для...

Современные теоретические представления о коммуникативных...

Коммуникативная компетенция — это целая система, методически и психологически организованная.

Н. И. Гез выделяет такие составляющие коммуникативной компетенции...

Задать вопрос