Процедура медиации является самым гибким средством для разрешения международных семейных споров. В статье прописано значение медиативных процедур в деле разрешения конфликтов, снижения нагрузки судей, а также сглаживания конкретных жизненных ситуаций.
Ключевые слова: семья, медиация, семейные споры, конфликты, дети, международные семейные споры.
Тенденция к заключению международных браков уже давно набрала обороты, чему способствовали обширные процессы глобализации и интеграции различных стран и культур в современном мире. А вот механизм решения трудноразрешимых споров, которые появляются у бинациональных пар или супругов, нельзя, к сожалению, назвать безупречным и эффективным.
Самое страшное, что, нередко, «заложниками» подобных случаев становятся несовершеннолетние дети, которые являются заведомо слабым звеном, нуждающимся в государственной защите.
Что если супруги решили подать на развод, сразу встает вопрос с кем из родителей останется ребенок, и, зачастую, данные ситуации заканчиваются не лучшим образом, а именно, возросло количество трансграничных похищений детей, осуществленных одним из родителей или каким-либо ближайшим родственником. И развод уже трансформируется в сложные правовые коллизии и становится предметом затяжных судебных тяжб, в которых замешаны несколько государств.
В свою очередь, международное сообщество обеспокоено этими проблемами и пытается найти пути их решения. Что подтверждает Гаагская конвенция «О гражданско-правовых аспектах международного похищения детей» 1980г. и Гаагская конвенция «О юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничеству в отношении родительской ответственности и мерах по защите детей» 1996 г.
В указанных Конвенциях семейное посредничество (медиация) выступает наиболее эффективным и разумным способом урегулирования трансграничных семейных споров.
Медиация — это процесс разрешения семейных споров, в котором в качестве альтернативы судебному или административному разбирательству беспристрастный профессионал объективно оказывает помощь членам семьи в возникшем конфликте и способствует мирному урегулированию спорных вопросов.
Обратимся к опыту зарубежных стран, возьмем, например, Великобританию, где конкретно для пар, желающих расторгнуть брак и имевших несовершеннолетних детей, процедура информационной встречи с медиатором до суда обязательна. Еще и первые три часа медиации входят в программу бесплатной юридической помощи [1]. Или же в Ирландии всем супружеским парам медиация предоставляется бесплатно [2]. А в Швеции институт семейного посредничества настолько успешен, что 90 % родителей решают вопросы, прямо или косвенно касающиеся детей, только при помощи процедуры медиации или самостоятельно [3].
Конечно же, в материалах судебной практики бывают случаи, когда стороны отказываются от услуг медиатора в процессе разрешения брачно-семейных и связанных с ними споров.
Например, в ходе рассмотрения дела по иску М. к П. об установлении отцовства и взыскании алиментов судом было предложено урегулировать спор с участием медиатора, но стороны категорически настаивали на рассмотрении дела судом, кроме того, ответчиком было заявлено ходатайство о назначении судебно-генетической экспертизы.
В другом примере Л. обратилась с исковым заявлением о взыскании с Р. алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка в твердой денежной сумме. В свою очередь, суд разъяснил сторонам порядок разрешения спора с помощью медиатора. Результатом применения данной процедуры стало заключенное сторонами медиативное соглашение, которое было утверждено судом как мировое соглашение. По итогам приведенного примера можно говорить о том, что процедура медиации по делам о взыскании алиментов способна в наибольшей степени удовлетворить интересы ребенка и способствовать его развитию [4].
Международный опыт говорит о том, что европейских странах и ряде других стран у населения есть доверие к лицам, осуществляющим медиацию, которое, по нашему мнению, возникло ввиду существующих определенных базовых требований для аккредитации семейных медиаторов и требований к качеству курсов по обучению медиаторов.
Например, Швейцарская ассоциация за медиацию предъявляет ряд требований, некоторые из них: высшее или гуманитарное образование, практический опыт в области медиации, а именно, 20 дел за период от двух до пяти лет, а также не менее двух лет работы с семьями и парами после прохождения базового обучения [5].
А профессиональный стандарт для специализированного медиатора характеризуется более ужесточенными требованиями: помимо дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в конкретной сфере, предполагается большой практический опыт — не менее 7 лет работы в медиации, из них не менее 3 лет в специализированной сфере [6].
Что касается требований в России по отношению к медиаторам, то достаточно достижения возраста 25 лет, уровня образования (бакалавриат) и пройти программу повышения квалификации в области медиации. Какого-либо практического опыта вообще не требуется, не говоря уже о специализированных медиаторах [7].
Также недостаточно четко определен статус медиативного соглашения, невозможность его принудительного исполнения, не информированность спорящих сторон о наличии такого способа разрешения конфликта приводят к непопулярности данной процедуры в России и, конечно же, к недоверию населения семейным посредникам.
Поэтому считаем целесообразным ввести медиацию в качестве обязательной досудебной процедуры при разрешении споров, связанных с воспитанием детей, определением места жительства ребенка, если отношения осложнены иностранным элементом, потому что переезд в другую страну, переход на другой язык и в целом адаптационный период может нанести непоправимый вред несформировавшейся психике ребенка.
Таким образом, представляется необходимым выработать, как минимум, базовый стандарт программы дополнительного образования медиаторов и для профильных вузов-курс по выбору магистратуры. А также распространить обязательный медиативный порядок и на отношения, участниками которых являются только граждане РФ.
В заключении хочется выразить надежду, что понятие «непрофессиональный медиатор» в России упразднится и она переймет успешный международный опыт в популяризации медиации и будет стараться обеспечивать доступ социально незащищенных слоев населения к медиативным процедурам.
Литература:
- Сайт Министерства юстиции Великобритании: URL: https://www.gov.uk/government/ publications/family-mediation (дата обращения: 27.11.2019г).
- Здок О. Н. Семейная медиация: мирный опыт и перспективы развития в Республике Беларусь// Право в современном белорусском обществе: Сб. науч. Тр. Вып. 10/ Нац. Центр законодательства и правовых исслед. Респ. Беларусь. С. 316–323
- Право ребёнка говорить в процессе определения вопросов содержания, опеки, проживания или доступа. Роль самоопределения в модернизации семейного права в Европе: доклады, представленные на Европейской региональной конференции 2003 года Международного общества семейного права. — Жирона: Документы университета, 2006. — С. 221–225.
- Обзор судебной практики Приморского краевого суда по рассмотрению гражданских дел, вытекающих из семейных правоотношений во 2 полугодии 2016 года [Электронный ресурс]. URL: http://kraevoy.prm.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=154
- Регламент признания звания «семейный медиатор Швейцарской ассоциации за медиацию», текст на французском языке см. на сайте ассоциации: URL: http://familienmediation.ch/sites/default/files/ datenanhaenge/Reglement %20de %20reconnaissance %20version %201 %201 %2012.pdf (дата обращения: 27.11.2019).
- Пункт 3.2 Профессионального стандарта «Специалист в области медиации (медиатор)».
- Тригубович Н. В., Семина Т. А., Чернов А. В. Применения медиации при разрешении споров о детях, в том числе в рамках реализации положений Гаагской Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей 1980г. // Семейное и Жилищное право. 2013. № 1. С. 8–11