Репутация в интернет-дискурсе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №52 (290) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 28.12.2019

Статья просмотрена: 157 раз

Библиографическое описание:

Яцык, И. В. Репутация в интернет-дискурсе / И. В. Яцык, Е. А. Яцык. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 52 (290). — С. 440-445. — URL: https://moluch.ru/archive/290/65854/ (дата обращения: 18.04.2024).



В России с появлением социальных сетей интернет стал затягивать в свою паутину все больше пользователей.

Люди обмениваются мнениями, обсуждают какие-то вопросы, делятся впечатлениями, пытаются найти друг о друге информацию и все чаще это происходит на просторах интернета.

Представители организаций, также все чаще стали обращаться в интернет, с целью найти отзывы, либо найти информацию о будущих контрагентах, дабы определить стоит ли заключать ту или иную сделку.

Необходимо отметить, что одним из ключевых понятий поиска и тех и других, будет являться такое понятие как репутация.

Очевидно, что репутация, как и всякий ресурс, имеет на рынке свою цену и свою экономику в виде соотношения затрат и результатов. Во все времена небольшая часть населения умела конвертировать свою известность в деньги. Именитые мастера, администраторы, ученые, представители творческих профессий жили и работали с большой прибылью, по сути, получая гонорары за свою модность. А вот их коллеги, пусть и равные по значимости по квалификации, но не сумевшие поставить личный имидж должным образом, зарабатывали на уровне ремесленников, с трудом обеспечивая себя.

В современном обществе понятие репутации приобретает все большую ценность.

На сегодняшний день репутация особенно используется в средствах массовой информации, маркетинге, в связях с общественностью.

Вопрос репутации в настоящее время особенно актуален, играет огромную роль для каждой компании и отдельной личности, так как оказывает влияние на успешность и развитие.

Цель и задачи работы:

  1. Раскрытие определений репутация и репутационный дискурс.
  2. Рассмотреть понятие репутация междисциплинарного характера, их отличия и сходства.

Слово репутация, можно рассматривать с точки зрения разных дисциплин, основной дисциплиной будет являться связь с общественностью.

Репутация рассматривается как дуалистичный феномен.

Первое — психолого-экономический актив, тот, что превращает эмоции заинтересованной стороны и оказывающий влияние на репутацию с точки зрения экономической выгоды.

Второе, репутация становится социальным феноменом, одним из видов социальных представлений. То есть, заинтересованные лица будут являться носителями репутационных представлений, здесь репутация локализована как ресурс в объектах репутационного менеджмента, а ее репрезентация — в индивидуальном и массовом сознании заинтересованных лиц в форме социального представления.

Необходимо также отметить определение репутационный ущерб, это специально написанные статьи для негатива, компрометирующий дискурс, вброс инфоповодов.

Последнее время заметен рост интереса ученых к этой категории. Репутация все больше формируется как самостоятельная дисциплина в междисциплинарном сообществе, упоминается и изучается в маркетинге, юриспруденции, социологии, психологии и других дисциплинах. Образуется как взгляды не только репутационного менеджмента. но и в предпринимательстве, политике.

Огромное количество появившихся репутационных кризисов, не только в нашей стране, но и за рубежом, последствия от которых очень глобальны.

Например: отношения между странами России и Украины, в итоге негативная репутация коснулась обе страны.

Следует отметить, в случае нанесения ущерба репутации, необходима проработка ситуации и формирование техник для ее восстановления. Интерес к данной теме также появился на западе, если раньше в выборе между репутацией и прибылью, выбирали прибыль. то в данный момент наоборот, стараются придерживаться принципам нравственности и морали. [1]

Также, развитие электронных средств массовой информации оформило такую ситуацию, что необходимость в паблицитном капитале для развития предприятий в социальных группах, стала минимальна, фактически меняются инструменты социализации. [2]

Само слово репутация имеет латинские корни и первоначально обозначает «обдумывание», «размышление», «исчисление», «расчет».

В отличие от имиджа в понятие заложена эмоциональная оставляющая, некие мыслительные составляющие.

Но, современные понятия- носят более широкий характер и понимаются как одна из целей стратегического менеджмента. Появились новые определения — например такое как репутационная экономика или репутационное общество.

Можно изложить некоторые встречающиеся определения репутации.

Репутация с точки зрения социологии — это социальная репрезентация, носящая локальный и временный характер, ассоциирующуюся с каким-то именем и формализованных в соц. оттенках. [3]

У маркетологов под репутацией понимается -специфический товар, являющийся объектом потребления.

Социально-психологический подход рассматривает как социально-психологический феномен, представляющий набор когнитивных конструкторов и оценок других, о какой-либо личности, образующих когнитивно-оценочную систему выводов о ней, формирующихся в течение определенного количества времени. [4]

Репутация как социокультурный феномен, выражается в сложившемся мнении о недостатках и, достоинствах и особенностях индивида, измеряющемся доверием к объекту репутационных отношений [5]

При всей мощи своего научно-технического потенциала современный человек психологически не слишком далеко ушел от индивида античного времени или даже первобытного. Сталкиваясь с дефицитом объективной информации и принимая решение по поводу сотрудничества, нейтралитета или агрессии в отношении чего-то, человек, как и много тысяч лет назад, по-прежнему ищет замену недостающим знаниям в вере.

В юридической науке — деловая репутация в широком смысле понимается в форме положительной оценки и наборе определенных качеств, профессиональных, должностных физ. лиц, занятых в любой сфере обмена и потребления и юр. лиц, занятых в любой общеполезной деятельности. [6]

В узком смысле под деловой репутацией понимается положительная оценка деловых качеств участников делового оборота: коммерческих юридических лиц, некоммерческих юридических лиц, участвующих в предпринимательской деятельности, и граждан-предпринимателей.

Исходя из вышеизложенного, можно получить следующее определение репутации — это определенная система, которая основывается на оценках и формирующая доверие к объекту репутационных отношений.

Репутационный дискурс анализируется выделением базовых структур элементов репутации и дискурсивных методов воздействия.

Рассмотрим в качестве базовой структуры репутационного дискурса факторы деловой репутации, выделяемые исследователями Института Репутации для эмпирических исследований по составлению рейтинга (рейтинг деловой репутации). [7]

В Таблице 1. представлены некоторые результаты теоретического анализа факторов деловой репутации с соотнесением с дискурсивными методами.

Таблица 1

Структура и дискурсивные методы «деловой репутации»

Факторы

Подфакторы

Дискурсивные методы

1

Самооценка (самоуважение)

Производительность

Публикации рейтингов, участие в конкурсах и выставках, информирование о внедрении системы управления качеством

Качество товаров и услуг

2

Восхищение/любовь

Инновационность

Формирование образа креативной организации

Условия работы

Внутрикорпоративная пресса, информация о качестве управления персоналом, формирование интернальной лояльности

3

Доверие

Корпоративное управление

Информационная транспарентность, паблисити топ-менеджмента, концептуальность и системность внешних и внутренних коммуникаций, формирование экстернальной лояльности

4

Сопереживание

Социальная ответственность

Спонсорство, меценатство, мероприятия социального маркетинга

Лидерство

Репутационный дискурс связан с таким понятием как «репутационный ущерб». Можно сказать, что это как обратный процесс, когда какое-то событие влияет на факторы репутации, а при распространении в интернете негатив становится более ощутимым и может привести к экономическому ущербу и даже банкротству предприятия.

Возможно, это какие-то корпоративные войны, специально заказанный специалистам материал, так называемый компрометационный дискурс.

В нашей стране появился Закон «о праве на забвение» (264-ФЗ от 13 июля 2015 г.) вступил в силу с 1 января 2016 года, дающий право граждан и организаций по заявлению в поисковые системы, либо же через суд удалять о себе информацию в интернете.

Не так давно, в 2016 году предприниматель С. А. Михайлов добился от систем поиска в интернете Яндекс и Гугл ограничения выдачи ссылок на сайты в Интернете, с содержанием в них информации о нем и его деятельности.

Указанный закон является новой правовой концепцией, однако уже получил широкое распространение, это связано с удалением информации из выдачи поисковых систем или даже всего интернета.

Следует отметить системы взглядов, посвященным способам восстановления репутации, в ситуации репутационного ущерба.

Первая концепция — это работа У. Бенуа, основана на двух базовых допущениях:

  1. Коммуникация всегда целенаправленна
  2. Коммуникация всегда направлена на поддержание благоприятного имиджа и высокого уровня репутации. Ни при каких обстоятельствах не создавать о компании неблагоприятное впечатление, по крайней мере до тех пор, пока ее вина не становится признанной общественностью.

Согласно мнению У. Бенуа, в распоряжении объекта репутационного ущерба имеется пять стратегий восстановления репутации:отрицания, обвинения, снятие с себя ответственности, уменьшение обвинения, корректирующие действия и признание вины (смирение).

Другими словами, объект репутационного ущерба должен использовать т коммуникативные стратегии, создавая и распространяя тексты, направленные на снижение репутационного ущерба.

Исследователи М. Вебер, Ш. Ериксон и М. Стоун расширили модель В. Бенуа, выделив уже шесть макростратегий и 15 соответствующих им риторических приемов. [13]

В Таблице 2. представлены соответствующие стратегии и приемы.

Таблица 2

Риторические приемы в ситуации репутационного ущерба (классификация М. Вебера, Ш. Ериксона и М. Стоуна)

Категории

Стратегии

Рабочие определения

1

Корректирующие действие

Восстановление ситуации либо предотвращение ее повторения

Отрицание

2

Простое отрицание

Несоответствие обвинению

3

Передача вины

Перекладывание вины на другую сторону

Уклонение от ответственности

4

Случайность

Непреднамеренное действие или эффект

5

Возможность быть отмененным

Субъект не знал об этом, или не мог контролировать ситуацию

6

Хорошие намерения

Были хорошие мотивы

7

Провокация

Отвечая на акт агрессии

8

Унижение (смирение)

Подтверждение и принятие ответственности

Снижение агрессивности

9

Поддержка

Устанавливать связь с положительными чертами нарушителя

10

Минимизация

Снижать важность нарушения

11

Дифференциация

Менее оскорбительные, чем другие действия

12

Превосходство

Благосклонное рассмотрение в более широком/другом контексте

13

Нападение

Атакующий обвинитель

14

Компенсация

Компенсация жертве

15

Умолчание

Нет комментариев или игнорирование обвинения

У. Бенуа — ни при каких обстоятельствах не создавать о компании неблагоприятного впечатления до момента признания инцидента общественностью — однако эту стратегию также можно зафиксировать в коммуникативных практиках, и она обладает высоким уровнем эффективности.

Можно выделить также концепцию предвосхищения. Данная стратегия полагает, что организация или персона в ситуации обнародования и распространения сведений предвосхищает их появление, должна сработать на опережение и становится инициатором их обнародования. Эта стратегия может быть эффективной.

Также, носитель репутации как объективная реальность на каком-то отрезке времени может удалиться из поля зрения своей аудитории, однако при этом его репутация как субъективная реальность может не только пропасть, но и начать свою отдельную жизнь. Наполеон советовал: «Для политических деятелей часто бывает выгодно исчезать на время со сцены: они избегают таким путем возможности уронить себя в бесплодных сражениях дня, и их репутация не только не падает, но поднимается благодаря их отсутствию».

Близко к этой методологии отрешение Ивана IV Грозного в январе 1565 года от царского сана с уходом в Александровскую слободу. Аргументировал свое решение царь, только начинавший тогда пробовать силы в публицистике, следующим образом: «Еще и жив, но Богу скаредными своими делами паче мертвеца смраднейшего и гнуснейшего…сего ради ненавидим есть. Тело изнемогло, болезнует дух, струпья телесные и душевные умножились и утешения не обрел».

Реакция целевой репутационной аудитории была такая, что испугавшись неопределенности, представители широких народных масс в лице депутатов конфликтовавшей с царем Боярской Думы, а также высших иерархов православной церкви упросили Ивана Васильевича не менять профессию и вернуться на трон.

Исследователи в области репутационного менеджмента стремятся создать непротиворечивую классификацию восстановлений репутации.

Таким образом, репутация является междисциплинарным явлением, аспекты которого можно выделить в психологии, экономике, культурологии, юриспруденции. В целом, репутация специфический психолого-экономический ресурс объектов репутационного менеджмента и специфическое социальное представление заинтересованных лиц, являясь продуктом профессиональных коммуникативных практик, главной из которых являются практики связей с общественностью. Совокупность текстов таких практик образуют репутационный дискурс.

Компрометационный дискурс, как противоположное явление, как система текстов, созданная для нанесения репутационного ущерба. В последнее время создано несколько концепций восстановления репутации в ситуации репутационного ущерба. Появление концепций и накопление эмпирического опыта по этой теме свидетельствуют как о социальном запросе на разработку репутационной теории, так и о формировании теоретического междисциплинарного подхода к теме «репутация».

Можно сказать, что репутация может спасти мир или погубить его. В глобальной ситуации развития интернета, манипулятивной психологии и маркетинга, репутационный менеджмент должен создать концепцию и преимущество по предупреждению ситуаций, связанных с репутационным ущербом.

Из-за глубокой внутренней потребности в самоактуализации человек в процессе коммуникации разыгрывает социальную роль, стремясь заполучить доверие, а также ключевой элемент и фундамент репутацию.

Логика стратегического управления репутацией заимствует приемы сферы управления, это обусловлено общностью принципов коммуникативного процесса и законов рынка. Таким образом, комплексный подход к созданию репутации дублирует маркетинговые стратегии, используемые для достижения рыночных целей.

Формирование собственной онлайн репутации и поддержание ее на приемлемом уровне при помощи регулятивных оценки является важным инструментом для успешной интеграции в сетевое сообщество.

Литература:

  1. Агеев В. Семиотика [Текст] / В.Агеев. — М.,2012. — 254 с
  2. Артемов, В. Л. Массовая коммуникация и массовое сознание [Текст] / В. Л. Артемов // Сборник научных статей о коммуникации.-2015.- Выпуск № 4.- с. 29–34.
  3. Белевская Е. С. Репутация как социокультурные феномен: механизмы и взаимовлияние культуры и репутации// направления модернизации современного инновационного общества: экономика, социология, философия, политика, право. Материалы Международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2015. С. 37–40.
  4. Брик Е. Е. Соотношение права на защиту деловой репутации и права на свободу слова и информации// Современные проблемы правотворчества и правоприменения. Материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции. 2016. С. 100–102.
  5. Кольяков А. М. Особенности рассмотрения судами дел о защите чести, достоинства и деловой репутации на современном этапе// Право и современные государства. 2015. № 3, с. 43–54.
  6. Овруцкий А. В. Репутация как психолого-экономический ресурс// Экономическая психология и поведенческая экономика в условиях глобальных социальных и экономических изменений. Материалы Всероссийской научной конференции. 2014 с. 47–51.
  7. Рягузова Е. В. Репутация личности как кредит доверия другого // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2014. Т. 14, вып. 1. С. 71‒76.
Основные термины (генерируются автоматически): репутация, деловая репутация, ущерб, дискурс, интернет, информация, массовая информация, неблагоприятное впечатление, положительная оценка, последнее время.


Похожие статьи

Защита деловой репутации участников предпринимательских...

Деловая репутация представляет собой оценку юридического лица со стороны его партнеров контрагентов, потребителей; это

СМИ могут не только показывать позитивные и негативные факторы деловой репутации, но и дискредитировать компании и конкретных бизнесменов с...

Проблемы компенсации морального вреда при защите чести...

«Средства массовой инфopмaции и пpaвoвыe вопросы зaщиты чести и достоинства» Пoд pед.

деловая репутация, судебное доказывание, моральный вред, достоинство, защита чести, деловая репутация личности, предмет доказывания, сведение, деловая репутация...

Особенности защиты чести, достоинства и деловой репутации...

Статья посвящена вопросам защиты чести, достоинства и деловой репутации в сети

Иск о защите чести, достоинства и деловой репутации по общим правилам, можно подавать и

Под регулирование подобных споров в ГК РФ подпадает любая информация, порочащая честь...

Способы защиты деловой репутации в Российской Федерации

Деловая репутация — это нематериальное благо, которое имеет высокую ценность, для любых субъектов предпринимательской деятельности в условиях конкурентной борьбы, так как положительная репутация юридического лица или индивидуального предпринимателя...

Проблема разграничений понятий «право на защиту чести...»

Что касается деловой репутации, то А. М. Эрделевского считает, что деловая репутация — это сопровождающееся положительной оценкой

Cведения являются порочащими, в том случае, если сведения не соответствующие действительности были опубликованы в печати...

Деловая репутация юридического лица | Статья в сборнике...

Таким образом, деловая репутация юридического лица — это нематериальный актив, который представляет собой возможность иметь юридическому лицу оценку своей деятельности в соответствии с качествами этой деятельности [18]. Правовую защиту деловой репутации...

Защита чести, достоинства и деловой репутации в условиях...

В последние десятилетия в нашей стране проводится активная политика по защите чести достоинства и деловой репутации. Это обусловлено экономическим положением России, которое можно охарактеризовать как этап становления рыночной экономики, где пока не...

Управление репутацией организации в сети Интернет

В статье раскрывается содержание понятия «репутация» и ключевыеаспекты управления репутацией организации в сети Интернет. Актуальность данной темы обусловлена глобальной открытостью информации о деятельности организаций в сети Интернет, которая...

Неоднозначность и дискуссионность рекламного дискурса

В то же время все традиционные виды средств массовой информации — пресса, радио

Последняя оценка базируется на восприятии дискурса как взаимодействия людей

Рядом учёных отмечается еще одна отличительная черта рекламного дискурса — его комплексный...

Похожие статьи

Защита деловой репутации участников предпринимательских...

Деловая репутация представляет собой оценку юридического лица со стороны его партнеров контрагентов, потребителей; это

СМИ могут не только показывать позитивные и негативные факторы деловой репутации, но и дискредитировать компании и конкретных бизнесменов с...

Проблемы компенсации морального вреда при защите чести...

«Средства массовой инфopмaции и пpaвoвыe вопросы зaщиты чести и достоинства» Пoд pед.

деловая репутация, судебное доказывание, моральный вред, достоинство, защита чести, деловая репутация личности, предмет доказывания, сведение, деловая репутация...

Особенности защиты чести, достоинства и деловой репутации...

Статья посвящена вопросам защиты чести, достоинства и деловой репутации в сети

Иск о защите чести, достоинства и деловой репутации по общим правилам, можно подавать и

Под регулирование подобных споров в ГК РФ подпадает любая информация, порочащая честь...

Способы защиты деловой репутации в Российской Федерации

Деловая репутация — это нематериальное благо, которое имеет высокую ценность, для любых субъектов предпринимательской деятельности в условиях конкурентной борьбы, так как положительная репутация юридического лица или индивидуального предпринимателя...

Проблема разграничений понятий «право на защиту чести...»

Что касается деловой репутации, то А. М. Эрделевского считает, что деловая репутация — это сопровождающееся положительной оценкой

Cведения являются порочащими, в том случае, если сведения не соответствующие действительности были опубликованы в печати...

Деловая репутация юридического лица | Статья в сборнике...

Таким образом, деловая репутация юридического лица — это нематериальный актив, который представляет собой возможность иметь юридическому лицу оценку своей деятельности в соответствии с качествами этой деятельности [18]. Правовую защиту деловой репутации...

Защита чести, достоинства и деловой репутации в условиях...

В последние десятилетия в нашей стране проводится активная политика по защите чести достоинства и деловой репутации. Это обусловлено экономическим положением России, которое можно охарактеризовать как этап становления рыночной экономики, где пока не...

Управление репутацией организации в сети Интернет

В статье раскрывается содержание понятия «репутация» и ключевыеаспекты управления репутацией организации в сети Интернет. Актуальность данной темы обусловлена глобальной открытостью информации о деятельности организаций в сети Интернет, которая...

Неоднозначность и дискуссионность рекламного дискурса

В то же время все традиционные виды средств массовой информации — пресса, радио

Последняя оценка базируется на восприятии дискурса как взаимодействия людей

Рядом учёных отмечается еще одна отличительная черта рекламного дискурса — его комплексный...

Задать вопрос