Особенности эксплуатации транспортёра-тягача МТ-ЛБ в условиях низких температур
Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 августа, печатный экземпляр отправим 11 августа.

Особенности эксплуатации транспортёра-тягача МТ-ЛБ в условиях низких температур

Статья раскрывает сущность использования МТ-ЛБ в условиях низких температур, в частности обеспечение безопасности и грамотное управление на начальном этапе пуска двигателя, с целью исключения случаев травмирования личного состава.
Поделиться в социальных сетях
817 просмотров
Библиографическое описание

Свечников, Д. А. Особенности эксплуатации транспортёра-тягача МТ-ЛБ в условиях низких температур / Д. А. Свечников, В. И. Малий, Н. А. Кузьмин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 52 (290). — С. 67-70. — URL: https://moluch.ru/archive/290/65841/ (дата обращения: 27.07.2021).



Статья раскрывает сущность использования МТ-ЛБ в условиях низких температур, в частности обеспечение безопасности и грамотное управление на начальном этапе пуска двигателя, с целью исключения случаев травмирования личного состава.

Ключевые слова: пуск двигателя, МТЛБ, травматизм, безопасность

В настоящее время в Вооружённых силах Российской Федерации используется как колёсная, так и гусеничная техника. Эксплуатация военной автомобильной техники (ВАТ) представляет собой опасный вид деятельности. В ходе выполнения различных мероприятий, связанных с обслуживанием и использованием ВАТ, часто возникают различные ситуации, представляющие опасность для жизни и здоровья людей. Определённые проблемы возникают с эксплуатацией гусеничных машин, из-за их малой распространённости по сравнению с колёсной техникой, а, следовательно, с меньшим числом людей, имеющих опыт их вождения, обслуживания и ремонта. Гусеничная техника используется в основном для выполнения специальных задач, и специалистов, обслуживающих и эксплуатирующих данный вид транспорта не так много, чего не скажешь в отношении колёсных машин.

К гусеничным машинам относятся: ДТ-ЗП, ГАЗ-3409 (Бобр), ГАЗ-3344, ТМ-140, ТТМ-4902, ТТМ-3902 (Тайга), ГТТ, ЛПА-521, ДТ-30 (Витязь), ДТ- 3ПМ, ТСК-15, ЗВМ-241П (Узола), МТ-ЛБ и другие.

Определённую опасность в эксплуатации может представлять МТ-ЛБ. Рассмотрим, что же из себя представляет МТ-ЛБ и какую опасность может представлять собой эксплуатация данного гусеничного транспортёра.

Лёгкий многоцелевой гусеничный транспортёр-тягач МТ-ЛБ предназначен для буксировки систем и прицепов общей массой до 6,5 т, перевозки людей и грузов, а также для монтажа в кузове различного оборудования. Данный транспортёр рассчитан на эксплуатацию и хранение на открытых площадках при температуре окружающего воздуха от плюс 45 до минус 45 °С, в горных условиях на высоте не более 2000 метров и над уровнем моря, в брызгонесущей среде (дождь, снег) и при влажности воздуха 98 % при температуре от 15 до 25 °С [1, 4].

Многоцелевые транспортёры МТ-ЛБ начали поступать в войска с середины 60-х годов прошлого века и быстро завоевали популярность своей многофункциональностью. Эта машина до сих пор остаётся в строю и решает те или иные задачи [2]. РИА Новости сообщает, что модернизация имеющихся многоцелевых машин МТ-ЛБ уже стартовала и проводится на заводе «Ремдизель» [3]. Модификации МТ-ЛБ используются в том числе и в северных районах Российской Федерации, состоят на вооружении и в отдельных случаях могут использоваться в качестве бронетранспортёров.

Опыт эксплуатации МТ-ЛБ в северных районах страны показывает наличие определённой опасности, которую представляет возможность совершения неконтролируемого поворота транспортёра на нейтральной передаче в коробке передач при пуске двигателя.

Разберёмся, когда возникает опасность поворота транспортёра при пуске двигателя на нейтральной передаче. Проблема состоит в том, что вблизи транспортёра могут находиться люди, и своевременно среагировать на поворот транспортного средства порой невозможно, даже если поворот происходит на открытой местности, не говоря уже о его совершении в боксе, где пространство ограничено. Последствиями такого поворота (рывка) может быть даже гибель людей. Действия людей при возникновении указанной ситуации нигде не описаны и не регламентированы ни одним документом или инструкцией.

Рассмотрим условия, при которых возможен поворот МТ-ЛБ на нейтральной передаче. Основными узлами (рис. 1) в главной передаче являются: передаточный вал, на котором расположены жёстко соединённые шестерни задней, 1-ой, 2-ой, 3-ей и 4-ой передач, за исключением 5-ой и 6-ой, которые находятся в свободном вращении, главный вал со всеми шестернями свободного вращения, за исключением 5-ой и 6-ой, они в свою очередь жёстко соединены с валом, два планетарно-фрикционных механизма, расположенные с противоположных сторон [4].

Рис. 1. Главная передача МТ-ЛБ: 1 — картер с крышкой; 2 — фрикционы механизмов поворота; 3 — тормоза механизмов поворота; 4 — ось промежуточной шестерни заднего хода; 5 — промежуточная шестерня заднего хода; 6 — планетарные ряды механизмов поворота; 7 — вилка включения заднего хода; 8 — вилка включения I и II передач; 9 — главный вал; 10 — фильтр очистки масла; 11 — вилка переключения V и VI передач; 12 — вилка переключения III и IV передач; 13 — передаточный вал; 14 — первичный вал; 15 — муфта

Как видно из рисунка 1, планетарно-фрикционные механизмы поворота расположены на противоположных концах главной передачи транспортёра. В зимний период эксплуатации при нахождении транспортёра в отапливаемом боксе, когда он одним бортом установлен вдоль стены бокса, на которой имеются трубы отопления, а другим бортом подвержен воздействию холодного воздуха, поступающего, например, через неплотности ворот бокса, возникает разность вязкости масла, находящегося в левом и правом планетарно-фрикционных механизмах поворота. В этих условиях после пуска двигателя, возможен неконтролируемый поворот МТ-ЛБ, что связано с тем, что из-за значительной разницы степени вязкости масла в планетарно-фрикционных механизмах поворота происходит его частичная блокировка, приводящая к началу движения гусеницы со стороны механизма с маслом меньшей степени вязкости даже при включённой нейтральной передаче в коробке передач.

С целью недопущения совершения неконтролируемого поворота (рывка) транспортёра от механика-водителя во время пуска двигателя требуется выполнить определённые действия. Перед пуском двигателя механик-водитель должен застопорить транспортёр при включённой нейтральной передаче в коробке передач, для этого необходимо оба рычага управления (рис. 2) подать до упора на себя, в таких условиях транспортёр останется неподвижным при любой разности степени вязкости масла в планетарно-фрикционных механизмах поворота. Принимая во внимание наличие «человеческого фактора», возможно допустить, что механик-водитель либо по незнанию, либо по забывчивости может не выполнить указанных действий по блокировке движения транспортёра, ведь эти действия нужно совершать только в определённых условиях окружающей среды.

Рис. 1. Органы управления МТ-ЛБ

Для предотвращения случаев «забывания» или невыполнения блокировки движения транспортёра предлагается оборудовать планетарно-фрикционные механизмы поворота нагревательными элементами для выравнивания их температуры и, следовательно, степени вязкости масла в них. В качестве подогревателя можно использовать, например, электрические тэны с питанием от внешнего источника тока. После прогрева водителю на специальное табло будет высвечиваться соответствующий сигнал о готовности двигателя к пуску. Дополнительно систему пуска двигателя предлагается оснастить блокировкой, не позволяющей осуществить пуск двигателя до появления сообщения о готовности машины.

Использование подогрева планетарно-фрикционных механизмов поворота в зимний период эксплуатации не только обеспечит безопасную эксплуатацию транспортного средства, но и увеличит ресурс узлов и механизмов трансмиссии.

Проблема обеспечения безопасной эксплуатации вооружения и военной техники всегда стоит в приоритете воинской службы, а отклонение от соблюдений требований безопасности ведёт к травматизму, а порой и к гибели военнослужащих, вне зависимости от степени их подготовленности и обученности. Поэтому проблема, которая возникает при пуске двигателя пусть и не часто, но существует, и предложенное её решение является наиболее эффективным на данном этапе.

Литература:

  1. Лёгкий многоцелевой гусеничный транспортёр-тягач МТ-ЛБ, Техническое описание и инструкция по эксплуатации, — М.: Военное издательство, 1985.
  2. Журнал «Бронеколлекция» № 6 (93) 2010 г., Лёгкий гусеничный транспортёр-тягач МТ-ЛБ.
  3. Сайт РИА Новости, http://ria.ru/
  4. В. В. Капич, С. А. Казак, Н. В. Осипенко, С. А. Сосновский, Техническое описание лёгкого многоцелевого гусеничного транспортёра-тягача, учебное пособие, — Минск: БНТУ, 2010.

основные термины

генерируются автоматически
пуск двигателя, МТЛБ, травматизм, безопасность
Похожие статьи
Аленичев Александр Андреевич
Общий анализ надежности автомобильных трансмиссий
Технические науки
2017
Сарсенов Бердихан Асканович
Планетарная передача
Технические науки
2018
Багманов Алмаз Масгутович
Сравнительный анализ роботизированной коробки переключения передач и автоматической коробки переключения передач
Технические науки
2017
Багманов Алмаз Масгутович
Современные альтернативы автоматической коробке переключения передач
Технические науки
2017
Лебедев Сергей Владимирович
Алгоритм многокритериальной оптимизации многоступенчатого планетарного редуктора
Спецвыпуск
2015
Мохова Ольга Григорьевна
Исследование работы механизма свободного хода бесступенчатой передачи
Технические науки
2012
Бондарь Николай Евгеньевич
Влияние автоспорта на развитие автомобильной индустрии
Технические науки
2019
Шеховцов Виктор Викторович
Оценка воздействия неравномерности крутящего момента ведущего колеса на нагруженность элементов трансмиссии ТТС
Технические науки
2011
Заутренников Игорь Викторович
К вопросу исследования карданного механизма
Технические науки
2014
Попиков Петр Иванович
Программная реализация математической модели рабочего процесса фрикционной муфты внутреннего типа в приводах лесных машин
Технические науки
2009
дата публикации
декабрь 2019 г.
рубрика
Технические науки
язык статьи
Русский
Опубликована
Похожие статьи
Аленичев Александр Андреевич
Общий анализ надежности автомобильных трансмиссий
Технические науки
2017
Сарсенов Бердихан Асканович
Планетарная передача
Технические науки
2018
Багманов Алмаз Масгутович
Сравнительный анализ роботизированной коробки переключения передач и автоматической коробки переключения передач
Технические науки
2017
Багманов Алмаз Масгутович
Современные альтернативы автоматической коробке переключения передач
Технические науки
2017
Лебедев Сергей Владимирович
Алгоритм многокритериальной оптимизации многоступенчатого планетарного редуктора
Спецвыпуск
2015
Мохова Ольга Григорьевна
Исследование работы механизма свободного хода бесступенчатой передачи
Технические науки
2012
Бондарь Николай Евгеньевич
Влияние автоспорта на развитие автомобильной индустрии
Технические науки
2019
Шеховцов Виктор Викторович
Оценка воздействия неравномерности крутящего момента ведущего колеса на нагруженность элементов трансмиссии ТТС
Технические науки
2011
Заутренников Игорь Викторович
К вопросу исследования карданного механизма
Технические науки
2014
Попиков Петр Иванович
Программная реализация математической модели рабочего процесса фрикционной муфты внутреннего типа в приводах лесных машин
Технические науки
2009