Введение упрощенной системы налогообложения было обусловлено экономическими проблемами в период 1990-х годов. В данный период стране необходимо было развивать отрасль малого и среднего бизнеса, т. к. именно они в значительной степени способствуют росту внутреннего валового продукта, повышения уровни жизни и выравниванию экономической ситуации в стране. В связи с этим перед Федеральной налоговой службой и Минфином России была поставлена задача на создания нового налога, при котором развитие малого и среднего бизнеса будет иметь положительную тенденцию. Для осуществления задуманного в 1995 году был принят закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», который вступил в силу с 01. 01. 1996 года, но с 1 января 2003 года данный Федеральный закон утратил силу и регулирования УНС осуществляется главой 26.2 Налогового кодекса.
УСН представляет собой специальный налоговый режим, действующий на всей территории РФ, который применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством о налогах и сборах.
Переход к упрощенной системе налогообложения осуществляется добровольно, путем уведомления об этом налоговый орган. Для вновь созданных организаций и ИП уведомление подается не позднее 30 дней с даты постановки на учет. Для перехода на УСН с иных режимов уведомление подается по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на УСН.
Существуют ограничения для некоторых видов юридических лиц, которые не вправе применять упрощенную систему налогообложения, данные перечень указан в ч.3, ст. 346.12 НК. В частности, к ним относятся:
– организации, имеющие филиалы;
– банки;
– негосударственные пенсионные фонды; инвестиционные фонды;
– организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
– организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов
– организации и индивидуальные предприниматели, численность работников за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек
– организации, у которых остаточная стоимость основных средств, превышает 150 млн. рублей.
– И другие.
Специфической особенностью рассматриваемой системы налогообложения является, то, что плательщики налогов имеют прерогативу в выборе объекта налогообложения между полученными доходами и доходами минус расходы. Свое решения они могут изъявить ежегодно, но для этого необходимо уведомить налоговую инспекцию до 31 декабря о желании поменять объект налогообложения.
Ключевой особенностью при выборе системы налогообложения является, то, что в УСН налоговая ставка является 6 %. По сравнению с другими налоговыми ставками в иных системах налогообложения данная ставка будет наиболее выгодной и привлекательной, так, например, если налогоплательщиком был получен доход в размере 10 тысяч рублей, то налог будет составлять всего 600 рублей, что делает УСН наиболее превалирующей по сравнению с другими формами налогообложения. Однако помимо данной ставки существует еще 15 %, которая применяется для УСН «доходы минус расходы», но субъекты РФ вправе самостоятельно установить градацию от 5 до 10 %, для привлечения инвестиций или развития определенных видов деятельности. Так можно привести пример, закон г. Москвы от 07.10.2009 № 41, в котором закреплена пониженная ставка для УСН «доходы минус расходы» до 10 %, для некоторых видов деятельности, при соблюдении условий, что прибыль составляет не менее 75 % за налоговый период.
На данный момент в отрасли финансового права имеется дискуссионный вопрос. Споры возникает о том, что многие считают УСН самой выгодной и простой системой налогообложения. Однако на данный вопрос нет единого мнения, так как данная система налогообложения носит индивидуальный характер, т. е. для кого-то она будет удобна и проста, а для кого-то нет. Но необходимо признать факт того, что УСН является важным элементом системы налогообложения и большинство ИП используют её. Для того, чтобы ответить на данный дискуссионный вопрос нужно сравнить УСН с другими системами налогообложения по следующим критериям.
Важным критерием разграничения, можно выделить трудоемкость учета и отчетность на УСН. В данном разграничение можно выделить, что УСН является наиболее приемлемой, так как в данной системе учет налогов ведется в специальной книге учетов доходов и расходов, а на ИП такая обязанность не возлагается. Необходимо отметить, что плательщики налога на добавленную стоимость, юридические лица, имеющие общую систему налогообложения обязаны предоставлять декларации ежеквартально.
Однако каждая система налогообложения имеет свои минусы и УСН не является исключением. Главным недостатком данной системы является то, что в УСН имеется ограничение круга потенциальных партнеров и покупателей, так как не каждый желает работать с данной системой, если только его расходы на НДС не будут компенсированы более низкой ценой на ваши товары или услуги.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что упрощенная система налогообложения является наиболее выгодной и приемлемой системой налогообложения для лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Однако использовать данную форму налогообложения не нужно, если налогоплательщик осуществляет деятельность по поставке больших партий товаров юридическим лицам, чья система обложения является общая, лучше всего деятельность, направленную на корпоративный рынок, подходит общая система налогообложения.