Использование проблемно-диалогической технологии как средства формирования коммуникативной компетенции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 марта, печатный экземпляр отправим 11 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (290) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 27.12.2019

Статья просмотрена: 33 раза

Библиографическое описание:

Белеванцева О. Н. Использование проблемно-диалогической технологии как средства формирования коммуникативной компетенции // Молодой ученый. — 2019. — №52. — С. 252-253. — URL https://moluch.ru/archive/290/65823/ (дата обращения: 23.02.2020).



Основные направления развития современной методики преподавания русского языка всегда соотносятся с потребностями личности, государства и общества. В настоящее время отмечается также снижение мотивации к изучению языка и падение интереса к чтению художественной литературы. Подрастающее поколение все больше времени проводит не в общении друг с другом, даже уже не у телевизора, а в сети интернет. Как следствие, дети не всегда умеют чётко выразить мысль, их речь недостаточно выразительна, образна, особые трудности у учащихся вызывает диалог, так как отсутствует умение строить высказывание и использовать аргументы. Как отмечает А. М. Ямалетдинова, преподавание русского языка осуществляется в условиях деформации родного языка, расшатывания его норм, в условиях резкого снижения общей и речевой культуры, грамотности [2].

В современном обществе не считается престижным владение русским языком и в то же время ощущается острая потребность в самостоятельном человеке, способном на независимость суждений, стремящемся к самореализации, открытом для восприятия нового опыта, способном свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме согласно нормам литературного языка, соблюдая этические нормы общения.

Именно поэтому согласно Федеральному государственному образовательному стандарту на всем образовательного пространства Российской Федерации основное внимание уделяется формированию коммуникативной компетентности. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности является одним из основных требований к личностным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

В ФГОС второго поколения коммуникативная компетентность определяется как умение ставить и решать определенного типа коммуникативные задачи: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения. В качестве первейшего компонента в коммуникативную компетентность входят способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения и поведения, владение «техникой» общения (правилами вежливости и др.) [1].

Ведущими направлениями в обучении русскому языку становится формирование коммуникативной компетенции. Задача учителя помочь ученику не бояться проблемных ситуаций, получать опыт их решения, развивать в себе любознательность, потребность в познании, коммуникабельность.

Смена парадигмы образования ведет за собой смену образовательных технологий. На смену объяснительно-иллюстративному образованию приходят новые технологии, способствующие реализации требований ФГОС.

Технология проблемного обучения основана на теоретическом наследии доктора психологических наук А. М. Матюшкина, который обозначил два важных принципа обучения: проблемность и диалогичность. Он доказал, что обучающиеся на уроке могут ставить и решать проблемы, причем обязательно в диалоге с учителем. Разработанная Е. Л. Мельниковой технология проблемного обучения моделирует/имитирует все звенья научного творчества — открытия «новых» знаний. Ученики создают проблемную ситуацию и прорабатывают пути ее решения, и весь этот процесс происходит (направляется) при помощи диалога, специально выстроенного учителем. При использовании этой технологии создаются условия для развития не только аналитических умений учащихся, но коммуникативной компетенции. Ученики учатся формулировать проблемы, предлагают пути их решения, учатся отстаивать свое мнение, приводя аргументы в рамках созданной на уроке речевой ситуации.

Технология проблемно-диалогического обучения включает в себя:

– технологию постановки учебной проблемы;

– технологию поиска решения учебной проблемы;

– творческое воспроизведение знаний.

На уроке посредством побуждающего или подводящего диалога (выстраиваемого учителем) происходит сначала постановка учебной задачи/проблемы — формулировка темы урока, а затем происходит поиск решения/открытия «нового» знания. Создание проблемной ситуации может осуществляться при помощи различных приемов, для каждого из которого существует текст диалога и обозначены способы реагирования учителя на предлагаемые учеником формулировки учебной проблемы.

В своей практике я использую оба вида диалогов. Хотелось бы дать пример побуждающего диалога, который автор технологии Е. Л. Мельникова сравнила с бульдозером, так как он подталкивает ребенка к прыжку через пропасть. Преимуществом этого вида диалога является то, что он развивает умения учащихся осознавать противоречия и формулировать проблему, выдвигать гипотезу и осуществлять её проверку

Покажем пример использования побуждающего диалога при создании проблемной ситуации со столкновением мнений на этапе «открытия» новых знаний («Интервью. Порядок работы над интервью. Особенности интервью. Интервью у ветерана Великой Отечественной войны, у чемпиона города, у лучшего ученика школы и др»., урок родного (русского) языка 9 кл).

Учитель

Ученик

Вопрос на новый материал

- Представь, что ты корреспондент. Когда идет подготовка свежего номера, каждому поручено какое-либо задание. Какому празднику может быть посвящен ноябрьский выпуск?

— Начнем сразу с задания. Нужно взять интервью у молодой матери. Итак, сейчас ты берешь тетрадь, ручку и идешь брать интервью. Задание понятно?

— Ангелина, куда ты отправилась? Ты уже решила, о чем будешь её спрашивать? А она готова дать интервью? Может, она укладывает малыша спать, может, кормит его… Как ты думаешь, каков будет исход интервью в таком случае?

- Номер может быть посвящен Дню матери.

— У меня дома сейчас гостит сестра с годовалым ребенком. Я пошла.

Побуждение косознанию противоречий

- Будет ли задание редактора выполнено успешно?

-Нет, интервью может не состояться.

Побуждение к проблеме

- Что нужно для того, чтобы интервью было успешным?

-Требуется подготовка.

Тема

Какой же возникает вопрос?

Какова композиция интервью. Этапы подготовки к интервью.

Таким образом, учащиеся на основе фактов, предоставляемых учителем, самостоятельно делают выводы, формулируют с помощью учителя правила или создают новый продукт, используя полученные «новые» знания.

Проблемно-диалогическое обучение русскому языку способствует росту самостоятельной и осознанной работы. Школьники сами добывают новые знания, у них формируются способности, отражающие развитие коммуникативной компетенции: способность к самообразованию, способность принимать взвешенное решение и осуществлять его, внимание к составляющим речевой ситуации, творческое воображение, способность к конструктивному взаимодействию.

Литература:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
  2. Ямалетдинова А. М. Школьный курс русского языка: актуальные проблемы преподавания. / А. М. Ямалетдинова // Вестник Башкирского университета. — 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, коммуникативная компетентность, интервью, учебная проблема, проблемная ситуация, коммуникативная компетенция, проблемно-диалогическое обучение, проблемное обучение, речевая ситуация, побуждающий диалог.


Похожие статьи

Типы учебно-речевых ситуаций и их место при обучении...

В учебно-речевых ситуациях данного типа обучаемые выступают как представители класса, социальных слоев, профессиональных групп

Проблемная учебно-речевая ситуация содержит одну из внеречевых задач, «направленных на развитие умственных (включая...

Особенности проблемно-диалогической технологии обучения...

учебная проблема, проблемная ситуация, проблемно-диалогическое обучение, побуждающий диалог, поиск

Проблемное обучение как образовательная технология. проблемное обучение, студент, проблемная ситуация, учебный процесс, преподаватель...

Учебный диалог в процессе формирования деятельности...

Ключевые слова: первоначальное чтение, учебный диалог, учебная задача, проблема, проблемная ситуация. При обучении первоклассников деятельности первоначального чтения в данный момент особо актуальным является организация учебного диалога.

Обучение диалогической речи в контексте...

Ключевые слова: диалогическая речь, речевая ситуация

Диалог — это процесс взаимного общения, когда реплика сменяется другой фразой и происходит постоянная смена ролей.

С точки зрения целей обучения диалогической речи выделяют учебный и естественный...

Применение технологии проблемно-диалогического обучения...

Применение технологии проблемно-диалогического обучения на уроках английского языка в 5 классе.

учебная проблема, проблемная ситуация, проблемно-диалогическое обучение

Проблемно-диалогическое обучение — это тип обучения, обеспечивающий творческое...

Формирование коммуникативной компетенции в процессе...

Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку.

Основное назначение русского языка как учебного предмета на современном этапе находит воплощение в коммуникативной цели обучения, предполагающей овладение русским...

Проблемно-диалогическое обучение как способ решения...

Проблемно-диалогическое обучение — это метод введения нового знания в современном образовании. Проблемное обучение предполагает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность по их разрешению...

Формирование коммуникативной компетенции на уроках...

Таким образом, формируя черты коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку, учитель формирует важные для развития личности умения понятно и аргументировано строить высказывание в любой области образования, а этим он выполняет...

Исследовательский урок диалогового обучения младших...

Ключевые слова: педагогическая технология, диалоговое обучение, проблемная ситуация

Компетентности в нашем случае понимаются как способности ученика применять умения в

учебная проблема, проблемная ситуация, проблемно-диалогическое обучение.

Диалогическая речь в обучении иностранному языку

Статья посвящается методу диалога в обучении английского языка. В предлагаемой статье диалогическая речь рассматривается как необходимый компонент для формирования у студентов иноязычной коммуникативной компетенции...

Похожие статьи

Типы учебно-речевых ситуаций и их место при обучении...

В учебно-речевых ситуациях данного типа обучаемые выступают как представители класса, социальных слоев, профессиональных групп

Проблемная учебно-речевая ситуация содержит одну из внеречевых задач, «направленных на развитие умственных (включая...

Особенности проблемно-диалогической технологии обучения...

учебная проблема, проблемная ситуация, проблемно-диалогическое обучение, побуждающий диалог, поиск

Проблемное обучение как образовательная технология. проблемное обучение, студент, проблемная ситуация, учебный процесс, преподаватель...

Учебный диалог в процессе формирования деятельности...

Ключевые слова: первоначальное чтение, учебный диалог, учебная задача, проблема, проблемная ситуация. При обучении первоклассников деятельности первоначального чтения в данный момент особо актуальным является организация учебного диалога.

Обучение диалогической речи в контексте...

Ключевые слова: диалогическая речь, речевая ситуация

Диалог — это процесс взаимного общения, когда реплика сменяется другой фразой и происходит постоянная смена ролей.

С точки зрения целей обучения диалогической речи выделяют учебный и естественный...

Применение технологии проблемно-диалогического обучения...

Применение технологии проблемно-диалогического обучения на уроках английского языка в 5 классе.

учебная проблема, проблемная ситуация, проблемно-диалогическое обучение

Проблемно-диалогическое обучение — это тип обучения, обеспечивающий творческое...

Формирование коммуникативной компетенции в процессе...

Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку.

Основное назначение русского языка как учебного предмета на современном этапе находит воплощение в коммуникативной цели обучения, предполагающей овладение русским...

Проблемно-диалогическое обучение как способ решения...

Проблемно-диалогическое обучение — это метод введения нового знания в современном образовании. Проблемное обучение предполагает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность по их разрешению...

Формирование коммуникативной компетенции на уроках...

Таким образом, формируя черты коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку, учитель формирует важные для развития личности умения понятно и аргументировано строить высказывание в любой области образования, а этим он выполняет...

Исследовательский урок диалогового обучения младших...

Ключевые слова: педагогическая технология, диалоговое обучение, проблемная ситуация

Компетентности в нашем случае понимаются как способности ученика применять умения в

учебная проблема, проблемная ситуация, проблемно-диалогическое обучение.

Диалогическая речь в обучении иностранному языку

Статья посвящается методу диалога в обучении английского языка. В предлагаемой статье диалогическая речь рассматривается как необходимый компонент для формирования у студентов иноязычной коммуникативной компетенции...

Задать вопрос