Особая экономическая зона «Алабуга» обладает особым юридическим статусом, предоставляющий инвесторам таможенные преференции и налоговые льготы, что дает возможность получить доступ к инфраструктуре и сократить расходы на осуществление проектов в ОЭЗ «Алабуга». Так, наличие особого правового режима дает возможность в ОЭЗ «Алабуга» создать лучшие условия для развития бизнес-среды и осуществить бизнес-проекты. Показатели эффективной деятельности особой экономической зоны «Алабуга» не имеют под собой сомнений, поскольку за период функционирования ОЭЗ «Алабуга» внесла существенный вклад в экономическую нишу РТ и РФ. ОЭЗ «Алабуга» является ведущей и более финансово-продуктивной среди всех действующих ОЭЗ в РФ, Цели развития ОЭЗ «Алабуга» заключаются в стимулировании международного экономического сотрудничества и максимальном достижении открытости национального экономического пространства.
Ключевые слова: экономические зоны, резиденты, инфраструктура, особая экономическая зона «Алабуга» — ОЭЗ «Алабуга», удаленный выпуск товаров и таможенные льготы.
Особая экономическая зона представляет собой ограниченную территорию в регионах с особым юридическим статусом в отношении к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных предпринимателей или иностранных предпринимателей. Главной целью создания данных зон считается решение стратегических задач развития страны в целом или отдельных ее территорий [3, с.96].
Министерством экономического развития особые экономические зоны определены в качестве масштабных проектов, которые дают возможность привлекать инвестиции в приоритетные виды экономического функционирования [5].
Особая экономическая зона «Алабуга» была создана в 2006 году, находится в РТ рядом с г. Елабуга и г. Набережные Челны. Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Алабуга» создана на территории Елабужского района Республики на основании Постановления Правительства РФ № 784 [2].
ОЭЗ «Алабуга» — особая экономическая зона промышленно-производственного типа, акционерами УК (управляющая компания) ОЭЗ «Алабуга» считается Российская Федерация со 100 % государственным участием — 66 % и Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан — 34 %. Общая площадь территории особой экономической зоны «Алабуга» составляет 3 904 Га [4].
За годы существования особой экономической зоны «Алабуга» в ней обосновались автомобильный завод «Ford Sollеrs», производство строительной каменной ваты «Rockwool», завод электроинструментов «Интерскол», завод потолочных плит «Аrmstrong» и др. Основная цель деятельности ОЭЗ «Алабуга» — оказание содействия развитию и обеспечение благоприятного инвестиционного климата Республики Татарстан и Российской Федерации в целом посредством создания наиболее благоприятных условий для реализации российскими и международными предприятиями инвестиционных проектов в различных областях промышленного производственного процесса. ОЭЗ «Алабуга» обеспечивает благоприятные налоговые условия для собственных резидентов, которые на десять лет освобождаются от земельного, имущественного и транспортного налогов. Налоговые каникулы начинаются с периода появления налоговой базы. На территории ОЭЗ «Алабуга» действует режим свободной таможенной зоны — 0 % НДС. Резиденты ОЭЗ «Алабуга» освобождаются от ввозных таможенных пошлин и налогов на иностранное оборудование в ситуации применения процедуры свободной таможенной зоны на период нахождения соответствующего оборудования на территории особой экономической зоны до окончания сроков действия соглашения о ведении деятельности резидентов. Принят льготный режим в сфере предпринимательства и даже применяются процедуры свободной таможенной зоны. В ОЭЗ «Алабуга» до 15 % снижены страховые взносы. В особой экономической зоне действует таможенная льгота, то есть беспошлинный ввоз оборудования. В ОЭЗ «Алабуга» для резидентов налог на прибыль составляет 2 % в течение первых пяти лет с даты получения первой прибыли, следующие пять лет он составляет 7 %.
Даже поставка импортных комплектующих в ОЭЗ «Алабуга» не облагается таможенными пошлинами, что дает хорошие результаты.
При завершении таможенных процедур свободной таможенной зоны готовая продукция для ее вывоза за пределы особой экономической зоны «Алабуга» помещается под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления с уплатой определенных таможенных пошлин. В свободных экономических зонах, также как и в ОЭЗ «Алабуга» действует особый таможенный режим, при котором иностранные товары размещаются и применяются в области данных зон без уплаты таможенных пошлин и НДС. Часто используются и прочие налоговые послабления в части снижения ставок налога на прибыль и акцизов, подоходного налога и налога на дивиденды. В тот же период продукция, которая производится в свободной экономической зоне «Алабуга», экспортируется без уплаты вывозных таможенных пошлин.
В месяц примерно три-четыре иностранные делегации приезжают в ОЭЗ «Алабуга» для обмена опытом с резидентами особой экономической зоны. Помимо этого, большинство производителей ОЭЗ «Алабуга» намерены производить или уже производят экспортно ориентированный товар. Выпуская подобную продукцию (товар), резиденты ОЭЗ «Алабуга» обладают дополнительными возможностями для роста производства [4].
Важнейшим признаком особых экономических зон считается особый правовой режим реализации деятельности. Деятельность СЭЗ регулируется Федеральным законом № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», который как правовой режим считается основной составляющей функционирования особых экономических зон, поскольку он не фокусируется на государственном, политическом и административном аспекте, а, наоборот, проявляет себя в функциональном, организационном и узкоспециализированном назначении, что считается его ведущей и важной особенностью [1].
Достаточно сложно перечислить все преимущества ОЭЗ «Алабуга» в качестве всех льгот (налоги на прибыль, отсутствие налогов на имущество, отсутствие транспортных налогов), которые распространяются на ОЭЗ «Алабуга». Преимуществ существенно много, в связи с чем и появился в последний период тренд востребованности ОЭЗ иностранными и отечественными производителями.
Преимущества развития ОЭЗ «Алабуга» включают:
- Наличие партнеров и зарубежных дилеров, иностранные дистрибьюторы начинают размещать заказы на экспорт (создана программа для знакомства с производством).
- Все коммуникации и вся инженерная инфраструктура бесплатны.
- Постановка импортного технологического оборудования не облагается ввозными и таможенными пошлинами и налогом на добавленную стоимость.
- Действие комплексных программ по подготовке персонала, на основании которого заключены договоры с ВУЗ, техникумами, колледжами и пр.
- Резидентами считаются крупные российские и международные предприятия, чьи производства находятся на территории особой экономической зоны (ОЭЗ) «Алабуга» в РТ [4].
Проблемы развития ОЭЗ «Алабуга» включают:
- Сдерживание развития ОЭЗ «Алабуга» из-за замедления развития экономического пространства Российской Федерации, включая сокращение притока долгосрочных инвестиций в государство.
- Особое воздействие на развитие ОЭЗ «Алабуга», а также других ОЭЗ, оказывают и правовые проблемы, которые затрагивают порядок регулирования особых экономических зон. Пример — в правовом регулировании налогообложения особых экономических зон можно выделить определенные недостатки, а именно неточности формулировок, различие в подходах к определению налогового режима, недостатки единого подхода к формированию налогового стимулированию в сфере специальных налоговых режимов.
- Кроме того, имеются проблемы с финансированием, а именно с бюрократическими препятствиями и нехваткой квалифицированных работников.
- На сегодняшний период в Российской Федерации не достигнут желаемый эффект от функционирования особых экономических зон. Так за 10 лет функционирования особых экономических зон было предоставлено только 21 тысяч рабочих мест. На создание одного рабочего места в особых экономических зонах было направлено 9 млн. руб. из бюджета РФ, а с учетом инвестиций, которые вложены резидентами особых экономических зон, данный показатель повышен до 21 млн. руб. [4].
Расходы на особые экономические зоны повышаются, законодательные акты в сфере регулирования недостаточно совершенны, низкая налоговая отдача — представляют реальные проблемы к развитию особых экономических зон. Наиболее эффективными признаны четыре особые экономические зоны, в них объем вложенных инвестиций превысил объем вложенных средств, среди которых наиболее перспективная ОЭЗ «Алабуга». Ликвидация данных проблем возможна лишь с совершенствованием нормативно-правовой базы. Развитие ОЭЗ в РФ на сегодняшнее время ограничено в правовом и в экономической плане, в связи с чем необходимы меры по устранению представленных проблем. В РТ и в РФ для создания особых экономических зон имеется значительный потенциал, на экономическое пространство всей страны и отдельного региона [3, с.97].
В настоящее время ОЭЗ «Алабуга» считается перспективной зоной, но имеются факторы, сдерживающие развитие данной зоны.
При этом, ОЭЗ «Алабуга» считается крупнейшей из особых экономических зон, которая ежегодно приносит до 65 % выручки и 40 % налоговых сборов от всех особых экономических зон РФ, обеспечивает 50 % частных инвестиций в российские особые экономические зоны. Действие ОЭЗ «Алабуга» запланировано до 2054 года, что ограничено действующими законодательными актами, поскольку особые экономические зоны создаются на 49 лет [4].
Таким образом, ОЭЗ «Алабуга» представляет собой определенную территорию, обладающую особым юридическим статусом, на которой для российских и для иностранных предпринимателей действуют льготные условия в экономическом отношении. Путем создания таких зон, как ОЭЗ «Алабуга», многие государства привлекают инвестиции в приоритетные отрасли. Создание и развитие особых экономических зон дает возможность повысить конкурентоспособность национального экономического пространства. На ОЭЗ «Алабуга» принят льготный режим в сфере предпринимательства и даже применяются процедуры свободной таможенной зоны.
Литература:
- Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 № 116-ФЗ (18.07.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2005. — № 30. — ст. 3127.
- Постановление Правительства РФ от 21.12.2005 № 784 «О создании на территории Елабужского района Республики Татарстан особой экономической зоны промышленно-производственного типа» // https://lеgаlаcts.ru/doc/postаnovlеniе-prаvitеlstvа-rf-ot-21122005-n-784/.
- Гайнутдинова Г. Г. Особая экономическая зона и ее роль в развитии экономики региона (на примере ОЭЗ «Алабуга») / Г. Г. Гайнутдинова // Молодой ученый. — 2018. — № 10. — С. 96–97.
- Официальный сайт ОЭЗ «Алабуга»// аlаbugа.ru›ru/.
- Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации // еconomy.gov.ru.