Согласно статистике, рынок пестицидов в Российской Федерации один из крупнейших в мире — он достигает 1,2 млрд. долларов, при этом используется около 100 тысяч синтетических соединений, из которых только 200 протестированы официально (на 2014 год было разрешено применение 1263 пестицидов, в 2018 году было использовано 65,05 тыс. тонн пестицидов в сельском хозяйстве). Лица, работающие в непосредственном контакте с пестицидами, болеют в два раза чаще, умирают на 7 лет раньше, а накопление пестицидов в организме влияет на весь организм человека [1]. Тем не менее, без применения пестицидов резко возрастает засоренность полей сорняками и число больных растений, в результате чего снижается урожайность и возможны проблемы с обеспечением продовольственной безопасности государства, что не позволяет отказаться от пестицидов полностью.
Для урегулирования отдельных общественных отношений в силу их особенностей и потенциальной опасности необходимо введение посвященных конкретным вопросам нормативно-правовых актов — подобного внимания, в частности, требует обращение с пестицидами.
Безопасное обращение с пестицидами в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 19.07.1997 № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» [2]. Несмотря на обширные сведения о государственном управлении в области безопасного обращения с пестицидами и большое содержание отсылочных норм, указанный документ, совместно со всеми связанными с ним рекомендациями и нормативами, не направлен на снижение использования пестицидов в государстве или на уменьшение вреда здоровью людей.
Негативная статистика также никак не отражается в основных задачах и приоритетных направлениях реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности Стратегии экологической безопасности Российской Федерации [3]. Аналитической доклад Совета Федерации от 2013 года показывает: во многих регионах отмечается загрязнение почв и водных объектов в результате использования запрещённых к применению пестицидов [С. 26; 4].
Названные положения позволяют выделить одну из главных проблем современного российского законодательства о пестицидах — отсутствие предпосылок для улучшения ситуации с их отрицательным воздействием.
Каким образом повлиять на выделенную проблему безопасного обращения с пестицидами законодательно?
Например, использовать различные инструменты юридического воздействия: поощрительные, компенсационные и карательные меры.
В Швейцарии существует «Бутон», своеобразный «знак качества», введённый Федерацией швейцарских органических хозяйств «Bio Suisse», а Правительство Швейцарии разрабатывает план действий по снижению рисков использования пестицидов, включая меры по ограничению их влияния на здоровье человека и окружающую среду [5]. Благодаря развитому правовому и экологическому воспитанию, жители государства предпочитают приобретать органическую продукцию, из-за чего при переходе на «биологические рельсы» урожайность в пересчете на гектар немного падает, однако повышается отпускная цена продукции. Опыт Швейцарии сложно реализовать в Российской Федерации, поскольку: 1) слабые правовое сознание и экологическое воспитание, что не позволит стать эко-продукции популярной в достаточные сроки без наступления экономических последствий и перейти производителям на экологически чистое производство; 2) сельскохозяйственные производители предпочитают получать прибыль, не волнуясь о негативном воздействии на здоровье и окружающую среду; 3) недостаточно разработаны способы эффективного ведения сельского хозяйства без использования пестицидов.
В качестве одного из способов поощрения производителей экологически чистой продукции на законодательном уровне следует закрепить определение экологически чистое продукции — продукты питания, произведённые из сырья, выращенного на незагрязнённых почвах и полученного без использования минеральных удобрений и ядохимикатов. Введение данной формулировки позволит исключить трактовку понятия в угоду производителей, что, возможно, повысит окупаемость и популярность настоящих эко-товаров.
Если с введением поощрительных мер в Российской Федерации могут возникнуть серьезные проблемы, то компенсационные и карательные меры уже оказывают влияние на улучшение ситуации по безопасному обращению с пестицидами.
Компенсационные меры, как правило, связываются с налоговыми льготами и повышенным интересом со стороны покупателей (необходимо разработать способ стимулирования такого интереса путём выработки стандартов эко-продукции, интересующих сторонников безопасного питания). Для того, чтобы производитель мог претендовать на преференции, необходимо сертифицировать данные товары (по финансовой составляющей постепенно интерес государства должен перейти к производителю, что позволит избегать дополнительных расходов со стороны бюджета на проведение необходимого комплекса мероприятий).
В законодательстве Российской Федерации закреплены санкции при нарушении безопасного обращения с пестицидами (в частности, ст. 8.3 КоАП) и ст. 247 УК РФ [6; 7]. Особо следует выделить судебное дело № 2–107/2014, по которому организация обрабатывала поля пестицидами, в результате чего были отравлены пчёлы на соседних пасеках — причинённый ущерб составлял порядка 481 274 рублей [8]. Несмотря на сумму ущерба, компенсировано было всего лишь 81 053 рубля, что составляет совсем небольшую долю фактически понесённых затрат на восстановление пасек, характеризуя сложившуюся ситуацию в сфере возмещения ущерба в результате небезопасного обращения с пестицидами как «нежелательную» в правовой практике.
Негативное воздействие пестицидов и агрохимикатов не позволяет отказаться от них современному сельскохозяйственному производителю, что связано с повышением урожайности и снижением воздействия на урожай многих видов микроорганизмов, существующих в почве.
Повсеместное использование химических средств привело к уменьшению биологического разнообразия, что может негативно сказаться в будущем на всей экологической системе. В качестве альтернативны химическим средствам возможно использование минеральных и микробных удобрений, что позволяет перспективно применять искусственные ассоциации микроорганизмов, способных активно колонизировать корневую систему, при этом не вредя ей и синтезируя гормоноподобные соединения. Как показывает практика, экологически безопасные биопрепараты способны воздействовать на почву с помощью живых полезных микроорганизмов, повышая всхожесть и сопротивляемость растений инфекциям, качество и сохранность продукции. Биопестициды — достаточно актуальное направление развития микробиологии, поскольку исключаются многие негативные факторы, связанные с влиянием обычных пестицидов и агрохимикатов на состояние экологической системы и здоровье человека [9].
Подводя итоги, на основе приведённой статистики, судебной практики, международного опыта и действующего законодательства в настоящее время в Российской Федерации основная проблема обращения с пестицидами — отсутствие стимулирования со стороны государства по улучшению сложившейся ситуации в положительную сторону. У производителей и сельских жителей нет необходимости, потребности и возможности отказаться от использования пестицидов в сельскохозяйственной деятельности, на что могут повлиять меры со стороны государства.
Литература:
- Почему не решается проблема пестицидов? // Агро XXI — Агропромышленный портал URL: https://www.agroxxi.ru/stati/pochemu-ne-reshaetsja-problema-utilizaci-sovetskih-pesticidov.html (дата обращения: 19.06.2019).
- Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» от 19.07.1997 № 109-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 1997 г., № 29, ст. 3510.
- Указ Президента РФ от 19 апреля 2017 г. № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.06.2019).
- Аналитической доклад. Стратегия экологической безопасности: механизмы реализации // Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации URL: http://council.gov.ru/media/files/41d55bb8b81ab214f24e.pdf (дата обращения: 22.06.2019).
- Отказ от пестицидов. Опыт Швейцарии. Альтернатива пестицидам // Опыт Швейцарии URL: https://blog-travushka.ru/otkaz-ot-pesticidov-opyt-shvejcarii-alternativa-pesticidam.html (дата обращения: 21.06.2019).
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 29.05.2019) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.05.2019) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
- Решение № М-12/2014 2–107/2014 2–107/2014~М-12/2014 от 12 марта 2014 г. // Судебные и нормативные акты РФ URL: https://sudact.ru/regular/doc/sebgDIifeZL3/ (дата обращения: 25.06.2019).
- Коломиец Э., Сверчкова Н., Мандрик М. Экологически безопасные биотехнологии для сельского хозяйства // Наука и инновации. — 2019. — № 3 (193). — С. 4–9.