Прокрастинация как предиктор творческого развития обучающихся среднего звена в школе (на примере уроков технологии) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 31 октября, печатный экземпляр отправим 4 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (290) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 25.12.2019

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Дюкова, С. А. Прокрастинация как предиктор творческого развития обучающихся среднего звена в школе (на примере уроков технологии) / С. А. Дюкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 52 (290). — С. 257-259. — URL: https://moluch.ru/archive/290/65741/ (дата обращения: 23.10.2020).



Исследована прокрастинация в трех учебных классах респондентов с целью анализа и предположения творческого развития обучающихся пятых классов в зависимости от учебной мотивации, потребностей, социальной адаптации и профессионального самоопределения. Обнаружены достоверные различия прокрастинации у обучающихся пятых классов с высокой мотивацией и осознаваемыми потребностями. Полученные данные позволили сделать предположение о том, прогнозирование высокого уровня творческого развития школьников возможно, если обучающиеся будут иметь представление о своем будущем профессиональном самоопределении. Доказано влияние прокрастинации на развитие творческих способностей и на самоорганизацию.

Ключевые слова: прокрастинация, предикторы, креативность, творческое развитие, обучающиеся; школьники.

Актуальность проблемы творческого развития личности и профессионального самоопределения занимает важное место в современной педагогике и психологии. На это указывает Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, где предусмотрены требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы, включающей готовность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, к творческому развитию.

Это требует пересмотра существующих представлений о прокрастинации через призму современных научных подходов в изучении деятельности человека, его творческого развития и профессионального самоопределения. (Л. И. Божович, Т. О. Гордеева, А. А. Деркач, Д. А. Леонтьев, А. К. Маркова, Г. С. Никифоров и др.) [1], [2], [3], [4], [5].

Вопросы развития творческих способностей у обучающихся подняты в исследованиях ученых Н. А. Бердяева, Л. П. Печко, Г.П., Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, И. П. Волкова, Б. П. Никитина, Г. В. Степанова, В. А. Сухомлинского и др.

Причины возникновения прокрастинации у школьников среднего звена неоднозначны, однако можно у них выделить и общее. Основная причина прокрастинации — отсутствие учебной мотивации. Учебная мотивация определяется как предмет потребности. Т. е. для того, чтобы прокрастинация не проявлялась и не появлялась у школьников, необходима их нужда в саморазвитии и познании. Если исследовать уроки технологии и прокрастинацию, то роль учителя мотивировать школьника на деятельность, способствующую творческому развитию.

Следующим фактором прокрастинации школьников является избегание неудач. Для школьника с преобладанием мотивации избегания неудач главное — это не допустить ошибки, избежать неудачи, даже если это противоречит поставленной цели. Цель — это наиболее значимые для обучающихся предметы, явления, достижение и обладание которыми составляют сущность их учебной деятельности. Таким образом, проблема самореализации на уроках технологии в связи с постановкой цели основывается на мотивационной составляющей учебно-трудовой деятельности. На педагогическом уровне анализируются личностные качества, внутренний потенциал, креативность, позволяющие школьнику продуктивно самореализоваться, избежать прокрастинации. Ученым психологом Д. А. Леонтьевым выделено три уровня анализа проблемы самореализации и творческого развития личности. Наиболее общий для педагогики деятельности — это философский уровень. На этом уровне решаются вопросы профессионального самоопределения [4].

В связи с этим целью исследования было выявление у обучающихся прокрастинации как средства прогнозирования творческого развития на уроках технологии.

Решались задачи выявления различий в творческом развитии, мотивации успеха и влияния на это прокрастинации в различных группах респондентов: обучающихся пятых классов образовательной организации.

Методы исследования иисследуемые

В исследовании приняли участие обучающиеся пятых классов МБОУ СОШ № 101 г. Воронежа. В исследовании участвовали только девочки — всего участниц — 38. Исследование проходило на уроках технологии. Исследование проходит с сентября 2019 года. Данные, представленные в статье, являются промежуточным мониторинговым срезом.

Методы исследования: научное наблюдение; выявление прокрастинации по тесту Ярослава Исайкина, адаптированного к школьникам [9]; изучение мотивации к изучению предмета «Технология».

Результаты иих обсуждение

Применение методики для выявления прокрастинации у обучающихся пятых классов заключалось в анкетном опросе включающем следующие утверждения: я откладываю выполнение домашнего задания так, что это перешло границу разумного; я приступаю к подготовке к урокам тогда, когда действительно требуется; я часто сожалею о том, что не приступил к выполнению задания по технологии раньше; в моей жизни есть вещи, которые я откладываю на потом, хотя и понимаю, что не стоило бы так поступать; если мне нужно сделать домашнюю работу, то я сделаю это прежде, чем приступлю к игре; я часто попадаю в неприятные ситуации, потому что я слишком долго довожу дела до конца; часто я понимаю, что мог бы распорядиться свободным временем лучше; я провожу свое свободное время рационально; я часто занят чем-то другим, когда мне следовало бы заниматься подготовкой к урокам. Варианты ответов составляли пять позиций. После интерпретации были получены результаты, отраженные в таблице.

Таблица 1

Показатели вбаллах

Количество испытуемых

Результаты в%

19 баллов и меньше

7

В нижних 10 %. Прокрастинации почти нет

20–23 баллов

16

От в нижних 10–25 %. Лёгкая прокрастинация

24–31 баллов

10

В средних 50 %. Средняя прокрастинация

32–36 баллов

3

В верхних 10–25 %. Серьёзная прокрастинация

37 и больше баллов

1

В верхних 10 %. Тяжёлая прокрастинация

Анализ полученных данных позитивен для детей подросткового возраста. Легкая прокрастинация у шестнадцати обучающихся говорит о высокой мотивации к урокам технологии. Средняя прокрастинация у десяти девочек также характеризует мотивацию выше среднего уровня. Отрицательный результат у одной девочки, но нельзя сказать, что это точный показатель тяжелой прокрастинации. Необходимо конкретизировать наблюдение за выполнением заданий на уроках в школе для выявления предикторов. Также необходимо установить предикторы творческого развития у троих обучающихся, показатели которых указывают на серьезную прокрастинацию.

Для определения мотивации к предмету «Технология» использован опросник А. А. Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи» [7].

Мотивация успехов в учебной деятельности — это позитивная мотивация, при которой школьник ставит цель и действует в достижении этой цели. В основе мотивации успешного развития творческих способностей лежит потребность в достижении успеха. Мотивация неудачи в таком случае служит предиктором творческого развития. Для

Опросник А. А. Реана содержит 20 утверждений, на которые испытуемые должны были ответить «да» или «нет». Обработка проводилась методом подсчета баллов в соответствии с ключом опросника.

Данные исследования по тесту «Мотивация успеха и боязнь неудачи».

Таблица 2

Полученные баллы

Критерии оценки

16,23

От 1 до 7 баллов — мотивация на неудачу.

От 8 до 13 баллов — мотивационный полюс ярко не выражен.

От 14 до 20 баллов — мотивация на успех.

Данные таблицы говорят о том, что испытуемые мотивированы на успех. Но полученные данные не являются лучшим результатом. Так как получено средне — арифметическое значение, то говорить о личностной мотивации на успех можно только с позиции данных научного наблюдения.

Заключение

Проведенное исследование показало, что на творческое развитие обучающихся влияют многие факторы. Сами по себе уроки технологии способствуют развитию креативности, но при условии выраженной учебной мотивации. Изученная прокрастинация и мотивация успеха позволили подтвердить факт прогнозирования творческого развития. Однако, не во всех случаях. Необходимо учитывать личностный потенциал обучающихся. Есть такие дети, которым вообще не свойственно заниматься творчеством, вышивкой, шитьем, аппликацией, квилингом. Они не чувствуют цветовую гамму, не используют образное мышление, но могут выполнять задания по образцу. Концепция личностного потенциала Д. А. Леонтьева, подтверждает, что личностный потенциал во многом может обуславливать творческое развитие [4].

Таким образом, влияние прокрастинации может являться предиктором творческого развития обучающихся среднего звена на уроках технологии. Исследование показало значимую роль мотивации и потребности в развитии творческих способностей.

Определено, что прокрастинация может стать понятием, вносящим весомый вклад в общепедагогическое понимание психологической динамики творческого развития личности обучающихся в среднем звене. Результаты проведенного исследования раскрывают новые перспективы в решении проблемы ухода от прокрастинации для повышения уровня креативности школьников.

Литература:

  1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2008.
  2. Гордеева Т. О., Осин Е. Н., Сучков Д. Д., Иванова Т. Ю., Сычев О. А., Бобров В. В. Самоконтроль как ресурс личности: диагностика и связи с успешностью, настойчивостью и благополучием // Культурно-историческая психология. 2016. Том 12. № 2. С. 46–58.
  3. Деркач A. A. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн 1–5. Акмеологические основы управленческой деятельности. Кн. 2. М.: РАГС, 2000.
  4. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). 2-е изд. — М.: Смысл, 2000. — 18 с.
  5. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.
  6. Психология менеджмента: Учебник для вузов // Под. ред. Г. С. Никифорова. 2-е изд., доп. И перераб. СПб.: Питер, 2004.
  7. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2002. — 432 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»).
  8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. — М., 1946. — Т.1.
  9. Тест опросник прокрастинации URL: http://iyaroslav.ru/test/test-prokrastinaciya/ (дата обращения 29.10.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): творческое развитие, урок технологии, мотивация успеха, обучающаяся пятая классов, профессиональное самоопределение, балл, обучающийся, учебная мотивация, школьник, высокая мотивация.


Похожие статьи

Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений

Как же повысить мотивацию студентов? Рассмотрим некоторые способы повышения

Знания оценивать в баллах, которые набираются в течение всего периода обучения по тому или иному

Мотивация учебно-профессиональной деятельности студентов относится к числу...

Развитие у школьников мотивации к учению | Статья в журнале...

Формирование учебной мотивации — одна из центральных проблем современной школы.

 Этап вызывания исходной мотивации. На начальном этапе урока учитель может

Мотивация — многофакторное явление, так как на её уровень влияют различные факторы, идущие как от...

Изучение динамики мотивации учащихся 5-8 классов с учетом...

В 8 классе значимы мотивация самоопределения и самосовершенствования, а престижная мотивация и мотивация процессом познания

В пятых классах, учитывая адаптационный период при переходе из начального звена в среднее, большое внимание необходимо уделять...

Формирование положительной учебной мотивации у школьников

Мотивация достижения успеха, а также мотив получения высокой оценки характерны для начала

Формирование устойчивой мотивации достижения успеха необходимо для того, чтобы

Как развивать у школьника интерес к предмету? Известный дидакт, одна из ведущих...

Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечение...

Химия создала свой предмет. Эта творческая способность, подобная искусству, коренным образом отличает химию от остальных естественных наук. Марселен Бертло. Как построить работу с детьми интересно и творчески? Как вовлечь в активную жизнь класса всех и каждого?

Формирование мотивации успеха и творческого самовыражения...

Мотивация достижения успехамотивация, которая поможет не останавливаться и

Такую технологию обеспечивает подход, связанный с развитием творческого самовыражения

Таким образом, возникла идея о необходимости создания условий мотивации успеха и...

Теоретические основы исследования учебной мотивации...

Технологии изучения учебной мотивации студентов почти не рассматриваются

мотивы творческой самореализации (связаны со стремлением к более полному выявлению и

учебно-познавательные мотивы (связаны с содержанием учебной деятельности и процессом...

Профессиональное самоопределение обучающихся...

Ключевые слова: профориентационная работа, психолого-педагогическое сопровождение, родители, профессиональное самоопределение, обучающиеся, мотивация, готовность педагогов, намерения, склонности, мотивы выбора профессии, профдиагностика.

Формирование учебной мотивации младших школьников...

Учебная мотивация — необходимое условие дальнейшего успешного̇ обучения̇. Одной̇ из̇ задач̇, которые должны решаться в начальной школе, является создание̇ условий̇ для̇ формирования̇ положительной̇ учебной̇ мотивации̇ и̇ дальнейшего̇ её развития у младших...

Похожие статьи

Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений

Как же повысить мотивацию студентов? Рассмотрим некоторые способы повышения

Знания оценивать в баллах, которые набираются в течение всего периода обучения по тому или иному

Мотивация учебно-профессиональной деятельности студентов относится к числу...

Развитие у школьников мотивации к учению | Статья в журнале...

Формирование учебной мотивации — одна из центральных проблем современной школы.

 Этап вызывания исходной мотивации. На начальном этапе урока учитель может

Мотивация — многофакторное явление, так как на её уровень влияют различные факторы, идущие как от...

Изучение динамики мотивации учащихся 5-8 классов с учетом...

В 8 классе значимы мотивация самоопределения и самосовершенствования, а престижная мотивация и мотивация процессом познания

В пятых классах, учитывая адаптационный период при переходе из начального звена в среднее, большое внимание необходимо уделять...

Формирование положительной учебной мотивации у школьников

Мотивация достижения успеха, а также мотив получения высокой оценки характерны для начала

Формирование устойчивой мотивации достижения успеха необходимо для того, чтобы

Как развивать у школьника интерес к предмету? Известный дидакт, одна из ведущих...

Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечение...

Химия создала свой предмет. Эта творческая способность, подобная искусству, коренным образом отличает химию от остальных естественных наук. Марселен Бертло. Как построить работу с детьми интересно и творчески? Как вовлечь в активную жизнь класса всех и каждого?

Формирование мотивации успеха и творческого самовыражения...

Мотивация достижения успехамотивация, которая поможет не останавливаться и

Такую технологию обеспечивает подход, связанный с развитием творческого самовыражения

Таким образом, возникла идея о необходимости создания условий мотивации успеха и...

Теоретические основы исследования учебной мотивации...

Технологии изучения учебной мотивации студентов почти не рассматриваются

мотивы творческой самореализации (связаны со стремлением к более полному выявлению и

учебно-познавательные мотивы (связаны с содержанием учебной деятельности и процессом...

Профессиональное самоопределение обучающихся...

Ключевые слова: профориентационная работа, психолого-педагогическое сопровождение, родители, профессиональное самоопределение, обучающиеся, мотивация, готовность педагогов, намерения, склонности, мотивы выбора профессии, профдиагностика.

Формирование учебной мотивации младших школьников...

Учебная мотивация — необходимое условие дальнейшего успешного̇ обучения̇. Одной̇ из̇ задач̇, которые должны решаться в начальной школе, является создание̇ условий̇ для̇ формирования̇ положительной̇ учебной̇ мотивации̇ и̇ дальнейшего̇ её развития у младших...

Задать вопрос