Совместная работа учителя с родителями младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 октября, печатный экземпляр отправим 23 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Совместная работа учителя с родителями младших школьников / В. М. Романенко, К. Н. Хлебникова, Н. Н. Солошенко [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 52 (290). — С. 277-278. — URL: https://moluch.ru/archive/290/65718/ (дата обращения: 11.10.2024).



В статье обосновывается, что индивидуальная работа учителя с родителями младших школьников помогает выработать единую линию воздействия, сопоставить точки зрения на воспитание, разрешить противоречия. Автор также формулирует основные правила общения с родителями.

Ключевые слова: родитель, учитель, ребенок, школа, индивидуальная работа, родительское собрание.

Успешная работа с семьями учащихся обязательно предполагает личные контакты родителей с учителем, большую индивидуальную работу педагога с семьями. Не все можно и нужно широко обсуждать на родительском собрании, но о многом можно поговорить в беседе с глазу на глаз. Между учителем и родителями должны установиться добрые, доверительные отношения [2, с. 54].

Хорошо, когда каждый из родителей чувствует в учителе человека, который так же, как и он, заинтересован в том, чтобы ребенок вырос добрым, умным, знающим, чтобы раскрылись все его возможности.

Индивидуальные беседы учителя с родителями, консультации помогают установить непосредственный контакт с каждым членом семьи учащегося, добиться большего взаимопонимания в поиске путей совместного влияния на ребенка [1, с. 27].

Индивидуальные беседы позволяют устранять отрицательные и укреплять положительные факторы в семейном воспитании школьника.

Хорошо, если кто-то из членов семьи регулярно поддерживает связь со школой, и не только ради простой информации, а для выработки плана совместных воспитательных действий. Это особенно необходимо, когда отцы и матери в силу каких-либо причин не всегда успешно справляются со своими родительскими обязанностями. Бывает и так, что нет повода для особых тревог, а родители все-таки приходят в школу, чтобы просто поговорить о своих заботах.

Эти встречи учителя с родителями происходят по инициативе родителей, потому что родители знают, что учитель их встретит с уважением, доброжелательно, постарается помочь. Но в жизни класса нередки случаи, когда учитель вызывает родителей в школу для беседы.

Обычно родителей приглашают для беседы после того, как ученик нарушил дисциплину или снизил успеваемость. Это неверно. Беседы не должны сводиться к назиданиям, выговорам, им не должно предшествовать ожидание неприятной встречи с учителем. Беседы, являясь эффективным средством воздействия учителя на родителей, должны стать естественным видом связи родителей с учителем.

Чтобы беседы учителя достигали цели, а его слово воспринималось бы как руководство в воспитании детей, надо не только вовремя дать нужный совет родителям и подсказать, как его выполнить, не только найти правильную форму общения во время беседы, но и заранее продумать ее проведение, предусмотреть для беседы время и место.

Практика показывает, что беседовать с родителями надо не торопясь. Лучше это делать после уроков, когда в классе нет детей, когда вся обстановка располагает к беседе. И разговор начинать с положительных моментов. Рассказывая родителям о ситуации, послужившей причиной их вызова в школу, попросить родителей посоветовать, что, по их мнению, должен сделать учитель, как лучше поступить, а затем дать совет родителям. В такой беседе естественно возникает вопрос о повторной встрече для того, чтобы выяснить, как помогают принятые совместно меры, снова наметить пути дальнейшей работы. Так постепенно, действуя все время вместе с родителями, следует снимать отрицательные моменты в поведении или учебе ребенка.

Одним из необходимых условий правильных взаимоотношений между учителем и родителями является педагогический такт, т. е. умение найти правильный путь к чувству и сознанию родителей, выбрать наиболее эффективные методы воздействия на личность с учетом индивидуальных особенностей. К. Д. Ушинский писал, что в работе воспитателя «должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность» [3, с. 172].

Учитель обязан помочь родителям раскрыть возможности его ребенка, его положительные черты, убедить в необходимости опираться именно на них. При этом учитель старается не злоупотреблять многочисленными указаниями, а говорить просто, доступно, убедительно и обоснованно, всегда с чувством заботы о ребенке. Замечания, задевающие самолюбие, постоянные жалобы на ребенка, сосредоточивание внимания на его недостатках — этим можно лишь оттолкнуть от себя родителей, а значит и отдалить выполнение желаемой цели.

Кроме бесед с родителями в школе, большое значение имеют беседы с ними на дому. Последние могут проходить либо в присутствии ребенка, либо без него. Чаще всего учитель приходит в семью ребенка, чтобы выяснить какие — либо вопросы, возникшие при первом знакомстве с семьей или при изучении ребенка в школе. Но иногда посещение связано с потребностью воспитательного воздействия на родителей.

В индивидуальной работе с родителями учителю большую помощь может оказать дневник, в котором записываются краткое содержание беседы, наблюдения, выводы. Материал этого дневника используется в повседневной работе с учащимися.

Особое значение в индивидуальной беседе учитель придает развитию детских интересов, так как увлечение ребенка каким-то делом при правильном руководстве со стороны учителя и родителей может явиться хорошей основой, на которой формируется интерес к учению в школе. Внеклассные и внеурочные занятия способствуют организации свободного времени ребенка [5, с. 81].

В практике школы бывает так, что учителя не рекомендуют отвлекать слабоуспевающего ученика от учебной работы дополнительными внеклассными нагрузками. Зачастую это способствует угасанию детских интересов, что не только неверно, но и вредно. Школа призвана развивать ребенка.

Таким образом, индивидуальная работа с родителями, оказывает положительное влияние на родителей, способствует установлению откровенных, доверительных отношений с ними. И учителю уже трудно представить свою работу без ежедневной доброжелательной помощи родителей. Когда отцы или матери собираются на родительское собрание или просто заходят в школу, они вместе с учителем думают, какую воспитательную работу с детьми класса необходимо еще провести, какой вопрос надо обсудить. Ведь только помогая друг другу и во всем поддерживая друг друга, учитель и родители смогут выполнить ту задачу, которую поставило общество перед ними, — воспитать всесторонне развитого человека, духовно богатого, творца-созидателя нашего будущего.

Литература:

1. Акутина С. П. Воспитание — семья и школа // Классный руководитель. — 2014. — № 7. — С. 26–43.

2. Горлова Е. В. Настольная книга классного руководителя начальной школы. — М.: Феникс, 2010. — 286 с.

3. Дик Н. Ф. Настольная книга учителя начальных классов. — М.: Феникс, 2010. — 318 с.

4. Лаврик И. П. Шаг навстречу ребенку. Спецкурс для учителей начальных классов и родителей. — М.: Педагогика, 2010. — 288 с.

5. Криволапин Н. С., Заводова Т. Е., Минич О. А. В помощь классному руководителю. — М.: Метафора, 2007. — 176 с.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, учитель, беседа, индивидуальная работа, ребенок, родительское собрание, школа.


Похожие статьи

Работа учителя начальных классов с родителями учащихся

В статье рассматриваются изменения в социальной, экономической, политической и духовной сферах, создание художественно-творческого образовательной среды, интеллектуальный потенциал школьников повышающее интерес к обучению, деятельность родителей и кл...

Организация консультативной работы педагога-психолога с родителями дошкольников

В статье рассматриваются вопросы психолого-педагогического сопровождения семьи и повышения компетенции родителей. Представлено исследование эмоционально-психологических особенностей членов семьи, стили и методы воспитания. Отражены основные аспекты д...

Взаимодействие детского дошкольного учреждения и родителей в деле этического воспитания детей

В данной статье приводятся размышления на тему взаимодействия родителей и воспитателей в воспитании детей.

Проблема взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников

В статье рассматриваются основные трудности, возникающие в процессе взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников, предлагаются формы и направления взаимодействия, способствующие оптимизации работы ДОУ с семьей.

Основные подходы к изучению проблемы управления взаимодействием дошкольного образовательного учреждения и семьи

Данная статья посвящена актуальной проблеме организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. В статье рассматриваются основные подходы к проблеме взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.

Современные формы взаимодействия учителей начальных классов с родителями

Статья посвящена современным проблемам применения различных форм взаимодействия учителя начальных классов с родителями. Особое внимание уделено внедрению интерактивных форм взаимодействия наряду с традиционными.

Современные проблемы педагогического взаимодействия классного руководителя с родителями учеников начальной школы

В статье описаны некоторые формы и методы работы классного руководителя с родителями учащихся начальных классов. В условиях растущего материального и социального расслоения общества работе с семьей следует придавать особое значение. Признание приорит...

Об уровнях взаимодействия семьи и школы

В статье авторы исследуют процесс взаимодействия школы и семьи в воспитании младших школьников, определяют его состав, этапы и уровни развития.

Семейное воспитание в контексте дошкольного воспитания детей

В статье рассматривается значимость взаимодействия педагогов и родителей в тесном сотрудничестве между домом и дошкольным учреждением. Только совместными усилиями можно достичь главной цели — воспитать настоящего человека.

Роль школы и семьи в вопросах адаптации учащихся среднего школьного звена

Похожие статьи

Работа учителя начальных классов с родителями учащихся

В статье рассматриваются изменения в социальной, экономической, политической и духовной сферах, создание художественно-творческого образовательной среды, интеллектуальный потенциал школьников повышающее интерес к обучению, деятельность родителей и кл...

Организация консультативной работы педагога-психолога с родителями дошкольников

В статье рассматриваются вопросы психолого-педагогического сопровождения семьи и повышения компетенции родителей. Представлено исследование эмоционально-психологических особенностей членов семьи, стили и методы воспитания. Отражены основные аспекты д...

Взаимодействие детского дошкольного учреждения и родителей в деле этического воспитания детей

В данной статье приводятся размышления на тему взаимодействия родителей и воспитателей в воспитании детей.

Проблема взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников

В статье рассматриваются основные трудности, возникающие в процессе взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников, предлагаются формы и направления взаимодействия, способствующие оптимизации работы ДОУ с семьей.

Основные подходы к изучению проблемы управления взаимодействием дошкольного образовательного учреждения и семьи

Данная статья посвящена актуальной проблеме организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. В статье рассматриваются основные подходы к проблеме взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.

Современные формы взаимодействия учителей начальных классов с родителями

Статья посвящена современным проблемам применения различных форм взаимодействия учителя начальных классов с родителями. Особое внимание уделено внедрению интерактивных форм взаимодействия наряду с традиционными.

Современные проблемы педагогического взаимодействия классного руководителя с родителями учеников начальной школы

В статье описаны некоторые формы и методы работы классного руководителя с родителями учащихся начальных классов. В условиях растущего материального и социального расслоения общества работе с семьей следует придавать особое значение. Признание приорит...

Об уровнях взаимодействия семьи и школы

В статье авторы исследуют процесс взаимодействия школы и семьи в воспитании младших школьников, определяют его состав, этапы и уровни развития.

Семейное воспитание в контексте дошкольного воспитания детей

В статье рассматривается значимость взаимодействия педагогов и родителей в тесном сотрудничестве между домом и дошкольным учреждением. Только совместными усилиями можно достичь главной цели — воспитать настоящего человека.

Роль школы и семьи в вопросах адаптации учащихся среднего школьного звена

Задать вопрос