В данной статье приводятся ключевые факторы и модели измерения налоговых рисков, описываются вероятностные индикаторы для измерения налоговых параметров. В статье ставится задача рассмотреть вероятностную модель рисков в налоговом менеджменте и ее применение. В статье демонстрируется расчет вероятностной модели налоговых рисков для коммерческих организаций.
Ключевые слова: налоговый менеджмент, вероятностная модель рисков, налоговые риски, вероятностные индикаторы, минимизация налогового риска.
В процессе осуществления своей деятельности любой хозяйствующий субъект в соответствии с законодательством нашей страны обязан уплачивать различные налоги и пошлины в бюджеты различных уровней бюджетной системы. [5].
В контексте изменений в налоговом законодательстве необходимость надлежащего управления налоговым риском является насущной проблемой для предприятий, что способствует снижению налоговых оценок на основе результатов проверок, что в большинстве случаев серьезно сказывается на коммерческих организациях. [2].
Принято делить факторы налогового риска на внешние и внутренние. [3]. Классификация основных факторов налогового риска, по мнению экспертов, представлена в таблице 1.
Таблица 1
Ключевые факторы налоговых рисков
Внешние |
Внутренние |
– Изменение налогового законодательства; – Изменение правил учета налогов и сборов в финансовой отчетности организаций |
– Недостаточная автоматизация бухгалтерского учета и отчетности; – Недостаточная осведомленность администрации о налоговых рисках; – Отсутствие процедур оценки налоговых последствий крупных операций организация |
Несмотря на важность и очевидность его существования, налоговый риск-это тип риска, которому российские организации не уделяют достаточного внимания на практике, что часто приводит к неприятным последствиям для нормального функционирования коммерческой организации.
Следует отметить, что на сегодняшний день знания в области налогового права и бухгалтерского учета недостаточны для эффективного определения, расчета и управления налоговыми рисками.
Степень налогового риска можно оценить как качественно, так и количественно. Из самих названий этих методов следует, что количественная оценка риска позволяет определить его конкретный размер, а качественная оценка риска позволяет выявить факторы, непосредственно влияющие на изменение уровня риска при принятии решения администрацией коммерческой организации. Оценка рисков основана на применении вероятностных моделей измерения неопределенности. [4]. Существует три основные модели измерения налоговых рисков. Они представлены в таблице 2.
Таблица 2
Основные модели измерения налоговых рисков
Модель измерения риска |
Характеристика модели |
Вероятностная |
На практике применяется только в том случае, когда имеется достаточно надежная информация обо всех сценариях налогового риска и вероятностях их наступления |
Приближенная вероятностная |
Возможна в применении, если по каким-то определенным причинам не удается определить начальное распределение вероятностей для множества сценариев, но можно предпринять осознанную попытку упростить такое множество сценариев в расчете на то, что полученная модель окажется возможной к применению на практике |
Косвенный |
Данная модель применяется в том случае, когда применение на практике точной или приближенной вероятностной модели измерения рисков оказывается невозможным. Такая модель основана на показателях, которые косвенно характеризуют налоговый риск и одновременно с этим доступны для практических измерений. |
Для анализа налоговых рисков рекомендуется использовать следующие вероятностные индикаторы для изменения налоговых параметров:
- Средняя доходность изменения параметров налогообложения (Хср) ‒ величина средней экономии от правомерного изменения параметров налогообложения налогоплательщиком рассчитывается как показатель математического ожидания:
где:
j от 1 до n ‒ число налогов, величина которых изменяется вследствие изменения параметров налогообложения;
L ‒ вероятность благоприятного исхода (отсутствие штрафных санкций) по i-му налогу;
Ni ‒ сумма i-го налога до внедрения рекомендаций консультанта;
Оi ‒ сумма i-го налога после изменения параметров налогообложения;
- Изменение суммы конкретного налога в результате изменения параметров налогообложения показывает, насколько уменьшатся начисления по i-му налогу вследствие изменения совокупности параметров налогообложения:
- Риск изменения параметров налогообложения ‒ показатель абсолютной колеблемости налогового риска, рассчитываемый как среднеквадратическое отклонение действительного снижения совокупности сумм начислений по налогам Х от их наиболее ожидаемого значения Хср средней доходности изменения параметров налогообложения:
где:
P ‒ вероятность неблагоприятного исхода (применение штрафных санкций по i-му налогу):
- Соотношение риска и доходности изменения параметров налогообложения выражает показатель относительной колеблемости налогового риска, рассчитываемый как коэффициент вариации:
Выбор одного из этих критериев или их комбинации зависит от выбранной стратегии управления налоговыми рисками, что также определяет их оптимальное значение. [1].
В нашей работе мы продемонстрируем расчет вероятностной модели налоговых рисков в коммерческой организации. Для этого необходимо определить наиболее выгодный и безопасный вариант налоговой оптимизации на основе необработанных данных:
– первоначальная сумма налоговых отчислений до момента проведения оптимизации составила 16 000 тыс. руб.;
– по первому варианту проведения оптимизации первоначальная сумма может быть уменьшена до 15 000 тыс.руб.;
– по второму варианту проведения оптимизация первоначальная сумма налоговых отчислений может быть уменьшена до 14 000 тыс. руб.
Эксперт дал оценку вероятности применения штрафных санкций налоговыми органами в 0,1 при первом варианте проведения оптимизиции; при проведении второго варианта вероятность наступления штрафных санкций составляет в 0,2.
Произведем необходимые расчеты.
- Для начала необходимо определить предполагаемую среднюю доходность проведения оптимизации (математическое ожидание).
Для первого варианта проведения оптимизации налогов:
Для второго варианта проведения оптимизации налогов:
- Определим риск операции налоговой оптимизации (среднеквадратическое отклонение действительного значения случайной величины от ее наиболее ожидаемого значения).
Для первого варианта проведения оптимизации:
Для второго варианта проведения оптимизации:
На основании проведенных расчетов становится очевидным, что с точки зрения доходности организации лучше использовать второй вариант оптимизации, но для минимизации риска лучше использовать первый вариант оптимизации налоговых вычетов.
В этой связи организация должна задаться вопросом, как принять окончательное решение о том, следует ли применять один из двух вариантов воздействия на налоговые параметры?
Чтобы принять окончательное и правильное решение, необходимо рассчитать коэффициент вариации и сравнить его значение для рассматриваемых вариантов. Для первого варианта проведения оптимизации:
Для второго варианта проведения оптимизации:
Исходя из расчетных коэффициентов изменения, можно сделать вывод, что соотношение риска и доходности выше для второго варианта оптимизации налоговых вычетов.
Принимая во внимание результаты проведенных расчетов, следует сделать вывод, что в результате оптимизации второго варианта вероятность негативных последствий выше, чем в противном случае. Из этого следует, что такой вариант не принесет пользы организации, поэтому наиболее рациональным для деятельности организации будет выбор первого варианта оптимизации налоговых вычетов.
Литература:
- Денисов Н. Н. Критерии оценки рисков деятельности налоговых консультантов // Аудит и финансовый анализ — 2012. -№ 3. -С.15–18.
- Егорова О. Я. Управление налоговыми рисками организации // Научные записки молодых исследователей. -2014. -№ 3. -С.8–12.
- Огневая В. С. Классификации налоговых рисков как инструмент управления налоговыми рисками // УЭкС. -2017. -№ 4 (98). -С.3–11
- Тюрина Ю. Г. Методические аспекты определения и управления налоговыми рисками // Вестник Томского государственного университета — 2019. —№ 46. — С.7–17.
- Энциклопедия теоретических основ налогообложения / под ред. И. А. Майбурова, Ю. А. Иванова. -М.: ЮНИТИ ДАНА, 2016. -503с.