Использование сюжетно-ролевых игр как средства развития речи детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (290) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 23.12.2019

Статья просмотрена: 2292 раза

Библиографическое описание:

Исаичкина, С. Ю. Использование сюжетно-ролевых игр как средства развития речи детей дошкольного возраста / С. Ю. Исаичкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 52 (290). — С. 261-264. — URL: https://moluch.ru/archive/290/65678/ (дата обращения: 09.12.2024).



Сюжетно-ролевая игра имеет большое значение в воспитании детей, в развитии речи дошкольников.

С ранних лет ребенок начинает познавать мир. Ведь рожденные дети не умеют говорить. Задача взрослых научить ребенка разговаривать на языке людей его окружающих. Вначале он научится говорить в устной форме, а затем овладевает письменной грамматикой.

Ведь язык речи, письменность создавались людьми в течении тысячелетий и ребенок с рождения все это познает поэтапно. Речь дошкольника прошла путь от его первых невнятных слов до уровня взрослых. Ребёнок усваивает фонетическое и лексическое значение слов, и лишь затем учиться связывать их с друг другом. Общим для всех детей является то, что усваивать, запоминать родной язык в маленьком возрасте гораздо легче. С ранних лет ребёнок может освоить даже два языка. Например, есть двуязычные семьи, где папа и мама показывают и называют одни и те же предметы разными словами.

К дошкольному возрасту стимулом познания мира, подготовке взрослой самостоятельной жизни, является игра.

Ребенок стремиться подражать взрослым, рисуя их образ. Творчески все воплощает в игре. Именно в ней ребенок –дошкольник действует самостоятельно, выражает основные свои потребности, что подвигает его к активному участию в жизни взрослых.

Речевые навыки ребенка, скорее всего, осваиваются с помощью игры.

Игра — важнейшее условие взросления ребенка, так как он ее наиболее понимает.

Существуют игры для развития органов чувств, речевых навыков, для обучения чтения, письменности.

Сюжетно ролевая игра, особенно коллективная, очень полезна для дошкольника. Она развивает коммуникативные способности и вырабатывает навыки общения, развивает речь. Эмоционально дети увлечены игрой, проявляют самостоятельно активнее действия в творчестве.

Дети дошколята в этот период любят рисовать карандашами, цветными мелками, лепить из пластилина, делать из конструктора что-то свое, любят чтение сказок взрослыми и. т.д.

Воображаемая ситуация в сюжетно — ролевой игре занимает главное место.

Воображаемая ситуация формируется из придуманного сюжета и ролей.

Основными особенностями сюжетно-ролевой игры являются:

  1. Установка и соблюдение правил, социальная мотивация игр.
  2. Развитие эмоциональной сферы дошкольника.
  3. С помощью сюжетно- ролевой игры растет интеллект дошкольника.
  4. В ходе сюжетно-ролевой игры идет развитие воображения и творчества.
  5. Развитие и совершенствование фразовой речи.

Ребенку необходимо создать условия для внезапно творческой игры, и он сам как никто другой разовьет свои творческие способности.

Воспитанные и обучаемые дети, приобретают больше знаний, умений, интересов.

Очень важны для детей ролевые игры. Они помогают детям отрепетировать роли, которые пригодятся во взрослой жизни.

Поэтому перед воспитателем стоят основные задачи при разработке сюжетно-ролевых игр:

– создать условия для спонтанной, творческой игры;

– способствовать развитию игры как деятельности;

– воспитание поведения дошкольника в условиях коллектива отдельными детьми.

На мой взгляд, основные правила методики применения сюжетно-ролевой игры:

  1. Выбирая игру, педагог, прежде всего должен поставить перед собой конкретно воспитательную задачу. Каждая другая игра выполняет другие функции, поэтому воспитатель должен представлять ее реальные возможности. Воспитатель втягивает в игру детей, в коллективную деятельность. Если игра детям понравилась, они могут играть в нее бесконечно изо дня в день.

Длительно функционирующая игра, каждый раз открывается с новой стороны. Игровая форма элементов игры при длительном применении выполняют функцию упражнений в организации коллективной деятельности детей, воспитывают у них положительные качества поведения.

Во время игр, разговаривая с друг другом монологами, дети развивают диалект и закрепляют навыки нормативного поведения. Например: дети с интересом играют «в больницу», «путешествие», «семью» и др.

Функции кратковременной игры в воспитании дошкольника в некоторых случаях ограничены Т. е. после эмоционального подъема наступает спад общего настроения. Это наблюдается в тех случаях, когда у детей не возникло желание в потребности выполнять серьезную деятельность.

Такие игры развивают лишь эмоциональную сферу. Выполняют роль эмоционального стимула.

Из вышеизложенного можно сделать вывод: игры, условно разделяются на кратковременные и длительные.

Любая игра для детей дошкольного возраста это необходимая деятельность. Здесь более тесно ребенок учится вступать в контакт с окружающим миром и развивает свои эмоциональные способности, совершенствует разговорную речь.

  1. Разработка планов игр воспитателем.

Педагог конструирует длительность игры, разрабатывает ее сюжетную линию, наполняя ее конкретным содержанием. Вариант игры,предлагаемый педагогом должен увлечь всех по возможности детей, максимально насытить ее игровым содержанием.

Есть разница между мальчиками и девочками. Некоторые игры больше нравятся мальчикам (подвижные игры, соревнования, борьба) девочки более воображают, играя в дочки — матери. Однако мальчикам и девочкам нравится играть в мячик, салочки и прятки, прыгать,бегать, скакать.

Т. е. здесь важно педагогу подобрать сюжетную линию игры, наполнить ее игровым содержанием, чтобы в нее были увлечены как мальчики, так и девочки. Здесь важно определить средства игровой ситуации и распределить предполагаемые роли.

  1. Очень важно ознакомить детей с планом игры и совместно ее доработать.

Педагог правильно ведет беседу с детьми дошкольного возраста, стремится как можно больше привлекать детей к обсуждению сюжетно-ролевых игр, их действий в игре.

  1. Создание воспитательной атмосферы восприимчивости детей к воображаемой ситуации.

Как правило младшие дети не испытывают потребности к приближению игровых предметов к реальным. Дошкольники же наделяют предметы, находящиеся вокруг их персональными значениями: стулья обозначают поезд с вагонами, на улице столбики, деревья- граница, бревно-автомобиль т. д. Создавая ситуацию воображения, дети дают толчок к творческой сюжетно-ролевой игры.

Длительность игры сопровождается с неигровой деятельностью. Воспитателю важно найти подход к ребенку, помочь, чтобы он раскрылся и его полностью захватила коллективная воображаемая игровая ситуация. Тогда она ему принесет радость, творчество. Детский коллектив получает атмосферу общей заинтересованности, увлеченности, развивается речь и навыки общения.

  1. Роли в сюжетно-ролевой игре.

Здесь важно воспитателем, пользуясь общепедагогическими принципами творческой игры, распределить роли так, чтобы удовлетворить потребности детей в получении желаемой роли. Педагог с детьми разной степени активности разыгрывает роли поочередно. Здесь важно соблюсти детьми очередность разыгрывания ролей, наиболее привлекательных.

Это и есть еще один мотив, чтобы привлечь дошкольников к сюжетно-ролевой игре. Именно через роль проявляются личные качества дошкольника, а перспектива получения желаемой роли вызывает у детей мотивацию разыграть наилучшим образом любую роль.

  1. Начало игры.

Используя методические рекомендации, воспитатель может:

– подготовить детей к разыгрыванию игрового эпизода. У детей таким образом возникает воображаемая ситуация и они готовы положительно воспринимать длительность игры;

– для задания тона показать дошкольникам образец интересного ролевого поведения. Воспитатель использует активных детей с хорошо сформированным творческим воображением.

  1. Развитие и сохранение игровой ситуации.

Условия существования и сохранения у детей активного интереса к игре:

а) организатору игры(воспитателю) необходимо задавать тон в обращении с играющими детьми. Не надо к детям обращаться по фамилии, чтобы не разрушить воображаемую ситуацию. Нужно видеть в детях докторов, моряков, космонавтов, употребляя условно игровые термины, при этом требовать от них отчет о выполнении поручения.

б) для того, чтобы дать инициативу для новых игровых ситуаций, воспитатель по возможности должен стараться предусмотреть и обыграть нестандартную обстановку детского коллектива

в) не руша воображаемой ситуации, воспитатель воздействует на детей поощрениями, наказаниями, требованиями в игровом ключе.

г) Воспитатель условно разделяет коллектив на небольшие группы и устраивает между ними соревнование. Игра протекает эмоционально так как соревнование является дополнительным стимулом.

д) Конец игры.

Если игра протекает интересно, охватывает детей трепетными, волнующими переживаниями, то окончание игры у них вызывает огорчение. Но игра рассчитана на определенный период времени, в течении которого дети осваивают положительные формы поведения. Заранее надо предусмотреть такую концовку, которая бы вызвало у детей эмоциональный подъем и желание сохранить все лучшее, что принесла с собой игра.

Педагог, разрабатывая план сюжетно-ролевых игр детей, обогащает содержание игры, тем самым расширяет игровой опыт детей.

Литература:

  1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учебное пособие для студентов высших и средних пед. уч. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина — 3-е изд., стереотип. М.: Академия, 2002. 400 с.
  2. Алексеева, М. М. Речевое развитие дошкольников [Текст]: учебное пособие для студентов высш. и средн. педагогических учебных заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. 2-е издание, стереотип. М.: Академия, 2003. 160 с.
  3. Белобрыкина, О. А. Речь и общение [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов / О. А. Белобрыкина. Ярославль: Академия развития, 2001. 240 с.
  4. Бородич, A. M. Методика развития речи детей [Текст]: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / А. М. Бородич. 2-е издание — М.: Просвещение, 2005. 255 с.
  5. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л. С. Выготский. СПб.: Каро, 2001. 327 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, воображаемая ситуация, сюжетно-ролевая игра, Воспитатель, длительность игры, ролевая игра, роль, творческая игра, детский коллектив.


Похожие статьи

Использование дидактических игр как средства развития познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста

Воспитание нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста во время сюжетно-ролевых игр

Воспитание доброжелательности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх

Использование дидактических игр в развитии элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста

Использование развивающих игр в развитии пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста

Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста

Развитие словарного запаса у детей среднего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр

Применение дидактических игр при работе с дошкольниками

Дидактическая игра как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Использование дидактических игр как средства развития познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста

Воспитание нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста во время сюжетно-ролевых игр

Воспитание доброжелательности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх

Использование дидактических игр в развитии элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста

Использование развивающих игр в развитии пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста

Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста

Развитие словарного запаса у детей среднего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр

Применение дидактических игр при работе с дошкольниками

Дидактическая игра как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Задать вопрос