Невербальное общение участников очной ставки как источник криминалистически значимой информации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №52 (290) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 31.12.2019

Статья просмотрена: 260 раз

Библиографическое описание:

Кривчикова, А. А. Невербальное общение участников очной ставки как источник криминалистически значимой информации / А. А. Кривчикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 52 (290). — С. 130-132. — URL: https://moluch.ru/archive/290/63615/ (дата обращения: 18.12.2024).



Очная ставка представляет собой следственное действие, выражающееся в проведении поочередного допроса в присутствии друг друга ранее допрошенных лиц, в показаниях которых содержатся существенные противоречия [1]. Главной целью проводимого следственного действия является выявление подлинности показаний, изобличение лжи, а также исследование имеющихся доказательств по делу. К сожалению, результативность обозначенного следственного действия не столь высока, поскольку одной из главных причин тому служит недостаток у следователя нужных средств, позволяющих с высокой вероятностью распознать ложь среди всех сведений, сообщаемых допрашиваемыми лицами.

Зачастую следователь обращает большее внимание на произносимые допрашиваемыми лицами слова, считая устные показания фундаментом информации, однако, работники правоохранительных органов не всегда уделяют должное внимание невербальному общению, а именно — жестам, мимике и позам. Решение намеченной проблемы может быть осуществлено посредством изучения способов невербального общения между участниками очной ставки.

Невербальное общение представляет собой деятельность, направленную на передачу информации между лицами без использования слов, но с помощью жестов, мимики, интонации, зрительного контакта. Иными словами, «оружием» такого общения является тело человека, имеющее объемный диапазон приемов воспроизведения информации [2, с. 36].

Своеобразной точкой отсчёта изучения невербальной передачи информации считается работа Ч. Дарвина — «О выражении эмоций у человека и животных», написанная в 1872 г. В своём труде Дарвин в первую очередь ставил перед собой цель объяснить причины возникновения тех или иных невербальных движений и увидеть, какие мышцы заставляют человека сделать эти движения, например, косое положение бровей при страдании.

Изобличение ложных показаний является центральной функцией очной ставки. Такую же цель определяет и исследование невербального общения. Признаков лжи, относящихся к невербальным, достаточно много. Так, например, в процессе объявления ложной информации у лица невольно меняется интонация, происходит ускорение или замедление речи. Для лжецов свойственна также реакция кожи лица, которая может быть выражена в изменении цвета кожи (бледность или покраснение), увеличение зрачков, дрожание губ, многократное моргание глаз. Попыткам обмана также часто сопутствуют некоторые жестами: прикосновение к лицу, носу, глазам; прикрывание рта; касание воротника и другие жесты [3, с.18].

Анализы, проведенные психологами в конце XX — начале XXI вв., показывают, что в ходе вербального (словесного) общения, речевая информация составляет 1/6 часть, а невербальное коммуникация — 5/6 частей. Так, в трудах профессора А. Мергабяна отражено, что человеческая коммуникация на 7 % оказывается вербальной, на 38 % — вокальной (тон, интонация, ритм) и на 55 % невербальной [4, с. 9].

Очная ставка предполагает присутствие иных лиц, вследствие чего допрашиваемый неосознанно нацеливается на связь с находящимися людьми, его действия становятся ситуативными [5, с. 46]. Из-за этого допрашиваемый не всегда имеет возможность управлять собственной мимикой, на что обязан обращать особое внимание следователь.

К сожалению, установить ложные показания не легко, поскольку следователь сталкивается со слишком большим объемом информации, среди которой может присутствовать как правда, так и ложь. В данном случае источниками информации одновременно могут выступать — непосредственно речь, ее прерывания, выражение лица, тональность голоса, поза, жестикуляция, бледность, испарина и многое другое. Для того, чтобы не упустить важную информацию, которую человек непроизвольно передает следователю, представляется обоснованным применять использовать видео-фиксацию процесса проведения данного следственного действия, а также привлечение врача-психолога в качестве эксперта.

Для осуществления видеозаписи могут применяться нынешние высококачественные камеры со штативом, установленные напротив допрашиваемых лиц с применением специализированных приемов, разработанных в процессе практического применения в правоохранительных органах [6, с. 45]. Главной обязанностью специалиста по видеосъемке является осуществление контроля за качеством звука и изображения, что позволит распознать малейшие изменения эмоционального состояния и мимики допрашиваемого.

Видеосъемка хода очной ставки также несет в себе и психологический аспект, поскольку в поведении допрашиваемого лица отмечается хладнокровность, в связи с чем он более нацелен на передачу информации невербальным способом, что позволяет следователю узнать необходимую информацию. Более того, при использовании данного способа, между лицами не существует шанса на сговор.

Также решением обозначенной проблемы может стать привлечение психолога, следящего за поведением допрашиваемых лиц, их жестами, в компетенцию которого также входило бы право на корректировку вопросов, задаваемых следователям с целью добывания правдивых сведений.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что применение в процессе очной ставки видеофиксации и помощи специалиста, позволят фиксировать криминалистически значимую информацию, которая будет использоваться для определения правдивости в случае применения не только вербальных, но и невербальных источников информации

Литература:

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 02.08.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с от 02.08.2019) // Российская газета. 2001. 22.12. N 249.

  1. Романов В. В., Романова Е. В. Юридическая психология. — Самара: Юрист, 2000. — 317 с.36
  2. Экман П. А. Психология лжи. — Санкт Петербург: Питер, 2008.– 367 с. 18
  3. Енгалычев В. Ф., Кравцова Г. К., Холопова. СПЭ по выявлению достоверности/недостоверности информации, сообщаемой участниками уголовного судопроизводства. — Самара: Юрлитинформ, 2016. — 217 с. 9
  4. Еникеев М. И. Юридическая психология. — Санкт Петербург: Питер, 2008. — 512 с.46
  5. Бастрыкин А. И. Криминалистика. — М.: Экзамен, 2014. — 124 с.45
Основные термины (генерируются автоматически): очная ставка, невербальное общение, лицо, передача информации, следователь, следственное действие.


Похожие статьи

Применение видеоресурсов на уроках английского языка как инструмент формирования речевой компетенции

Использование нетрадиционной формы проведения педсоветов как одна из мер профилактики профессионального выгорания педагогов (из опыта работы)

Использование Интернет-ресурсов с целью формирования коммуникативной компетенции студентов неязыкового вуза

Страхование врачебной ошибки как организационно-правовая проблема в профессиональной деятельности врача-стоматолога

Дидактическая игра как средство развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Нетрадиционные виды родительского собрания как средство повышения эффективности взаимодействия дошкольного учреждения и родителей

Театрализованная игра как эффективное средство социальной адаптации детей с ОВЗ

Использование Арт-технологий во внеурочной деятельности как средство повышения мотивации обучающихся

Допрос свидетелей, как источник получения криминалистически значимой информации по наркопреступлениям, совершаемым в молодёжной и подростковой среде

Применение элементов театрализации в урочной и внеурочной деятельности в английском языке в школе как средство погружения учащихся в аутентичную среду

Похожие статьи

Применение видеоресурсов на уроках английского языка как инструмент формирования речевой компетенции

Использование нетрадиционной формы проведения педсоветов как одна из мер профилактики профессионального выгорания педагогов (из опыта работы)

Использование Интернет-ресурсов с целью формирования коммуникативной компетенции студентов неязыкового вуза

Страхование врачебной ошибки как организационно-правовая проблема в профессиональной деятельности врача-стоматолога

Дидактическая игра как средство развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Нетрадиционные виды родительского собрания как средство повышения эффективности взаимодействия дошкольного учреждения и родителей

Театрализованная игра как эффективное средство социальной адаптации детей с ОВЗ

Использование Арт-технологий во внеурочной деятельности как средство повышения мотивации обучающихся

Допрос свидетелей, как источник получения криминалистически значимой информации по наркопреступлениям, совершаемым в молодёжной и подростковой среде

Применение элементов театрализации в урочной и внеурочной деятельности в английском языке в школе как средство погружения учащихся в аутентичную среду

Задать вопрос