Интерес преподавателя как основа успешного внедрения электронного обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №6 (29) июнь 2011 г.

Статья просмотрена: 409 раз

Библиографическое описание:

Латыпова, В. А. Интерес преподавателя как основа успешного внедрения электронного обучения / В. А. Латыпова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 6 (29). — Т. 1. — С. 118-120. — URL: https://moluch.ru/archive/29/3392/ (дата обращения: 19.04.2024).

Введение

Электронное обучение (ЭО) внедряется в ВУЗы повсеместно в качестве новой формы обучения. Но часто на этапе внедрения и работы ЭО возникают трудности. Казалось бы, средства вложены, информационно-обучающая среда (ИОС) работает, что же еще нужно? Выясняется, что покупка и внедрение ИОС не являются залогом ее успешной работы. А что же, действительно, является основой успеха системы и ЭО в целом? По мнению автора статьи, грамотно составленные, эффективные электронные курсы (ЭК) являются важнейшей составляющей системы. Курсы разрабатывают преподаватели, поэтому от последних и их заинтересованности зависит, каков результат будет получен в итоге. Необходимо рассмотреть изменившуюся роль преподавателя, выявить причины, по которым он не желает содействовать ЭО и попытаться определить пути их решения.

1. Переориентация обучения на интересы студента

В системе обучения студент становится центром. На его интересы ориентируется сегодняшняя система образования. В прошлом в качестве центра обучения выступал преподаватель. На рисунке 1 слева показана традиционная схема обучения, а справа современная. Буквой «С» обозначен студент, «П» – преподаватель.

Рисунок 1

В традиционной схеме обучения преподаватель является единственным источником знаний в своей области. Его знания воспринимаются студентом как самая последняя истина, нет возможности оспаривать некоторые моменты курса, не с чем сравнивать. Материала для изучения мало, но изучается он глубоко. Студенты кооперируются вокруг преподавателя как источника информации.

В современной схеме обучения студент может получать знания из множества источников, может обращаться к опыту группы преподавателей, может дискутировать с преподавателем, который ведет его курс. Здесь преподаватель выступает уже в другой роли. Он ориентирует студента в области знаний, которые преподает, направляет ход его обучения. Предлагая свой взгляд на проблемы, преподаватель дает возможность ознакомиться с работами своих коллег, имеющих свои точки зрения. Материала для изучения становится очень много, поэтому он изучается менее глубоко, но разносторонне. Картина полученных знаний становится более целостной. В данном случае уже не студенты окружают преподавателя в поисках знаний, а преподаватели окружают студента, предлагая ему свои работы для изучения.

Современный студент работает. Он ищет в обучении навыков, которые можно сразу применить на практике, в работе. Ему нужно знать, для чего он должен пройти тот или иной курс, где он сможет использовать полученные знания. Чисто теоретические знания ему не нужны. Поэтому преподаватели, чтобы успеть за потребностями студента, должны постоянно самообразовываться, развиваться в своей сфере, давать студенту самую актуальную информацию, которую по прохождению курса можно сразу же использовать. Устаревшие знания, информацию, которую нельзя применить на практике современный студент не станет запоминать, просто сдаст курс для отчетности. И эффект от обучения будет нулевой.

Студент много времени проводит в Интернете, в общественных сетях, и обучение в электронной среде для него удобнее и привычнее традиционного обучения в аудитории ВУЗа. Молодому преподавателю вести обучение в электронной среде не кажется чем-то неестественным, искусственным, потому что он сам как студент проводит большую часть своей жизни в таком пространстве. Напротив, преподавателю старшего поколения сложно переориентироваться на новую форму преподавания. Проблемы даже не в знании инструментария, используемого при разработке курсов. Этому можно научиться. Научиться жить и преподавать как в жизни в новом пространстве – вот основной камень преткновения для преподавателей старшего поколения.

2. ЭО глазами его участников

Рассмотрим, в чем отличие во взглядах на ЭО у студентов, преподавателей и руководство ВУЗа. Проанализируем их опасения и ожидания.

Студент воспринимает внедрение новой формы обучения как нечто естественное. Оно удовлетворяет его основным потребностям в обучении: мобильности, гибкости, индивидуализации. Студенту не нужно прикладывать никаких дополнительных усилий, чтобы учиться в информационно-обучающей системе. Напротив, во многом ему удобнее, проще и эффективнее получать знания с помощью таких систем.

Для преподавателей же внедрение ЭО воспринимается, как нечто искусственно вводимое в привычный образовательный процесс. У них наработан материал, выработана методика преподавания. Также преподавателя испытывают различные страхи в связи с внедрением ЭО. В связи с этим они могут либо отказываться от разработки курса, либо создавать и использовать их формально, «для галочки». Поэтому необходимо выявить причины, по которым преподаватель не хочет разрабатывать ЭК, и устранить их. В таблице 1 перечислены возможные причины и действия, которые нужно предпринять.

Таблица 1

Причины

Действия

Страх того, что после создания ЭК, преподаватель с его знаниями будет не нужен

Объяснить, что учиться по ЭК без преподавателя также как учиться только по учебникам. Преподаватель – это ядро курса.

Не желание выставлять свою работу напоказ, т.к. качества курса можно будет сразу оценить

Отказаться от услуг такого преподавателя. Последний должен быть компетентен в том, чему он учит, и качество его материала должно быть соответствующим.

Не желание выставлять свою работу напоказ из-за страха плагиата

Обеспечить защиту авторских прав преподавателя

Неумение пользоваться программными инструментами.

Провести обучение используемым в системе инструментам

Низкая доплата за созданный курс

Предусмотреть базовую оплату за курс и доплату при достижении определенных показателей обучения

Нежелание отходить от своих выработанных методик преподавания


Показать преподавателю, как перевести его методы преподавания в язык инструментария системы

Консерватизм, сложно перестраиваться на новую форму преподавания

Предоставить достаточно времени для «переориентации» преподавателя


Несмотря на все трудности, с которыми может столкнуться преподаватель, участвуя в ЭО, он получает и новые возможности для:

  • творчества и самореализации,

  • получения уважения студентов (в случае разработки действительно полезных ЭК),

  • «раскрутки», т.е. возможности стать известным в профессиональной среде.

Конечно, все перечисленные возможности можно реализовать и при традиционной схеме обучения, но сделать это значительно сложнее и дольше по времени.

Помимо профессиональных есть возможности, касающиеся личных интересов:

  • защита от потери материала, необходимого для проведения занятия, при поломке носителя информации,

  • простота замены преподавателя на время его отсутствия, в связи с подступом к его материалам,

  • принятие экзаменов у задолженников через «скайп», нет необходимости в связи не сдачей постоянно ездить в институт.

Список небольших возможностей, улучшающих жизнь преподавателю, можно перечислять и дальше.

Не все преподаватели догадываются о пользе, которую может им принести ЭО, в большинстве они ориентированы на трудности. Поэтому необходимо проинформировать преподавателей на тему возможностей, которые может дать ЭО.

Для руководства ВУЗа внедрение ЭО больше необходимость, чем интерес. Им движет следующее:

  • необходимость быть современным, ориентированным на новые тенденции,

  • возможность увеличения аудитории,

  • желание повысить эффективность обучения.

Руководство ВУЗа покупает информационно-обучающую систему (ИОС) и ожидает, что система будет работать без дальнейших капиталовложений. В случаях использования бесплатной системы создается иллюзия бесплатного внедрения ЭО. Однако капиталовложения потребуются и в последнем случае. Нужно учесть, что будут затраты на следующее:

  • интеграция ИОС с существующими в ВУЗе системами,

  • адаптация системы под свой учебный процесс,

  • обучение преподавателей для работы с ИОС,

  • выплаты преподавателям за разработанные ЭК,

  • Выплаты преподавателям за ведение ЭК.

Для выполнения первых двух пунктов возможны следующие решения:

  • расширение штата сотрудников отдела информационных технологий,

  • обращение в сторонние организации, так называемый «аутсорсинг».

Рассмотрим подробнее вопрос выплат преподавателям за разработанные ЭК. Глазами руководства ВУЗа, создание курса – просто «напечатать» учебный материал, следовательно, никаких дополнительных временных затрат и умственных усилий оно не несет. Поэтому выплаты преподавателям за курс очень малы. Глазами преподавателей, разработка рабочего ЭК требует значительного количества времени и умственного напряжения. Для того чтобы курс стал эффективным, преподаватель должен перенести свой опыт обучения в учебный курс с помощью программных инструментов, т.е. как бы осуществить перевод, а это непросто.

Также руководство ВУЗа считает, что ЭК частично уменьшит работу преподавателя, соответственно, дополнительные выплаты за ведение ЭК не нужны. С позиции преподавателя ведение ЭК не легче, а даже сложнее традиционного процесса обучения. Возникает необходимость постоянной связи со студентами, выдачи ответов на возникающие в ходе обучения вопросы, проверка выполненных работ и их комментирование. ЭО чем-то упрощает, но чем-то и усложняет процесс обучения.

Заключение

Основным препятствием, который возникают в ходе внедрения в ВУЗ ЭО, главным образом связанно с отсутствием интереса к новой форме обучения у преподавателей. Это служит тормозом для развития ЭО. Позиция преподавателя – самая непростая по сравнению со студентом и руководством ВУЗа. Первый должен радикально измениться: принять свою новую нецентральную роль в обучении, изменить выработанную методику преподавания. Все это он должен делать без какого-то денежного стимулирования со стороны руководства. Но заинтересовать преподавателя необходимо. Таким образом, консультация с преподавателями по вопросам о возможностях, которые им может дать ЭО является единственным способом вызвать у них интерес к новой форме обучения.


Литература:
  1. Тихомирова Е. Как мотивировать преподавателей для работы в e-learning. Вебинар. www.elearningpro.ru/events/kak-motivirovat-prepodavatelej

  2. Тихомирова Е. Использование бесплатных СДО. Вебинар. www.elearningpro.ru/events/ispolzovanie-besplatnyh-sdo

  3. Тихомирова Е. Активное обучение. Вебинар. www.elearningpro.ru/events/aktivnoe-obuchenie.

Основные термины (генерируются автоматически): преподаватель, руководство ВУЗа, студент, форма обучения, возможность, знание, курс, работа, традиционная схема обучения, современный студент.


Похожие статьи

Современные технологии обучения студентов в вузе

Технологии обучения студентов в вузе основаны на методах и средствах традиционного обучения и воспитания, которые

Современная методика преподавания в вузе сегодня делает упор на активизацию всего учебного процесса посредством игровой деятельности.

Роль самостоятельной работы студентов в системе высшего...

Регулярная самостоятельная работа особенно важна для студентов дистанционной формы обучения — новой технологии обучения в телекоммуникационной среде с использованием компьютерных обучающих систем и мультимедийных технологий представления знаний.

Педагогическая деятельность преподавателя в обучении...

Педагогическая деятельность преподавателя в обучении дисциплинам студентов вуза.

Обязанность преподавателя любой дисциплины — научить студентов активно мыслить, сформировать у них умение самим находить знания.

Проблемы организации самостоятельной работы студентов...

Самостоятельная работа — это форма обучения, при которой студент получает необходимые знания, умения и навыки, учится планомерно, системно работать, формирует свой стиль умственной деятельности.

Организационные формы обучения в вузе | Статья в сборнике...

Организационные формы обучения в вузе. Авторы: Сорокина Елена Ивановна, Маковкина Лилия Николаевна.

Преподаватель вуза лишь организует познавательную деятельность студентов, студент же сам осуществляет познание.

Массовые открытые онлайн-курсы для обучения английскому...

- очное обучение: представляет собой традиционную форму обучения в классе при непосредственном взаимодействии преподаватель-студент; - самостоятельная работа студентов: включает в себя индивидуальную работу студентов...

Самостоятельная работа студентов как важнейшая...

Самостоятельная работа студентов в процессе обучения иностранному языку в условиях неязыкового вуза.

Роль рейтинговой системы оценки знаний студентов в повышении качества учебного процесса в медицинском вузе.

Совершенствование форм и методов преподавания дисциплин...

Процесс обучения осложняется также тем, что на первом курсе студенты сталкиваются с проблемой социальной адаптации к условиям вуза [1,2,3]. В связи с этим...

Особенности профессионального обучения студентов-психологов

Проблемы профессионального становления, обучения студентов вуза отражены в работах Б. Г. Ананьева, Г. И. Аксеновой, Н. И. Вьюновой, Л. М. Митиной, Ю. П. Поваренкова и др.

Похожие статьи

Современные технологии обучения студентов в вузе

Технологии обучения студентов в вузе основаны на методах и средствах традиционного обучения и воспитания, которые

Современная методика преподавания в вузе сегодня делает упор на активизацию всего учебного процесса посредством игровой деятельности.

Роль самостоятельной работы студентов в системе высшего...

Регулярная самостоятельная работа особенно важна для студентов дистанционной формы обучения — новой технологии обучения в телекоммуникационной среде с использованием компьютерных обучающих систем и мультимедийных технологий представления знаний.

Педагогическая деятельность преподавателя в обучении...

Педагогическая деятельность преподавателя в обучении дисциплинам студентов вуза.

Обязанность преподавателя любой дисциплины — научить студентов активно мыслить, сформировать у них умение самим находить знания.

Проблемы организации самостоятельной работы студентов...

Самостоятельная работа — это форма обучения, при которой студент получает необходимые знания, умения и навыки, учится планомерно, системно работать, формирует свой стиль умственной деятельности.

Организационные формы обучения в вузе | Статья в сборнике...

Организационные формы обучения в вузе. Авторы: Сорокина Елена Ивановна, Маковкина Лилия Николаевна.

Преподаватель вуза лишь организует познавательную деятельность студентов, студент же сам осуществляет познание.

Массовые открытые онлайн-курсы для обучения английскому...

- очное обучение: представляет собой традиционную форму обучения в классе при непосредственном взаимодействии преподаватель-студент; - самостоятельная работа студентов: включает в себя индивидуальную работу студентов...

Самостоятельная работа студентов как важнейшая...

Самостоятельная работа студентов в процессе обучения иностранному языку в условиях неязыкового вуза.

Роль рейтинговой системы оценки знаний студентов в повышении качества учебного процесса в медицинском вузе.

Совершенствование форм и методов преподавания дисциплин...

Процесс обучения осложняется также тем, что на первом курсе студенты сталкиваются с проблемой социальной адаптации к условиям вуза [1,2,3]. В связи с этим...

Особенности профессионального обучения студентов-психологов

Проблемы профессионального становления, обучения студентов вуза отражены в работах Б. Г. Ананьева, Г. И. Аксеновой, Н. И. Вьюновой, Л. М. Митиной, Ю. П. Поваренкова и др.

Задать вопрос