Уверенность в себе - базовое качество инновационной личности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №6 (29) июнь 2011 г.

Статья просмотрена: 3530 раз

Библиографическое описание:

Хохлова, Е. В. Уверенность в себе - базовое качество инновационной личности / Е. В. Хохлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 6 (29). — Т. 2. — С. 108-110. — URL: https://moluch.ru/archive/29/3390/ (дата обращения: 25.04.2024).

В статье рассматриваются психологические аспекты уверенности в себе и возможности формирования уверенной личности в условиях психолого-педагогического тренинга.

Современное российское общество сегодня определяет новые возможности и перспективы – развитие человека «инновационного». «Инновационный человек» – это человек активный, деятельностный, адаптивный, готовый к постоянным изменениям в соответствии со своими склонностями, интересами и потенциалом &#;1&#;. Однако для того, чтобы проявить себя и достичь определенного уровня инновационного развития необходимо обладать уверенностью в себе, базовым качеством инновационной личности.

Уверенность в себе в научных исследованиях трактуется по-разному, но для нас наиболее значимой будет позиция, согласно которой «уверенный в себе человек – это человек, исполненный спокойного сознания своей силы, своих возможностей, способный к решительным действиям, внушает доверие и располагает к себе окружающих» &#;2, с. 39 &#;.

В рамках изучения проблемы уверенности в себе в зарубежной психологии можно выделить два основных направления. Первое направление рассматривает уверенность как способ поведения – быстро действовать и решать. Эта модель успешного, Выигрывающего человека. Второе направление рассматривает уверенность как качество личности – исследует внутренний мир человека, его экзистенциальное состояние.

Быть уверенным в себе – это значит доверять себе и верить в себя. Это есть организмическое чувство уверенности – собственно уверенность в себе.

Уверенность на уровне доверия к себе проявляется в стремлении человека к открытому и спонтанному выражению своих чувств, желаний и потребностей с позиции ненасилия: «ведет себя твердо, но корректно, умеет выразить недовольство и радость, а не злость или злорадство, стремится к людям, а не против людей» [3, с. 120].

«Доверие к себе – это сила, которая способна привести к перевороту во всей деятельности, во всех взаимоотношениях людей, в их вере, образовании, целях, которые они перед собой ставят, в их образе жизни и знакомствах, их отношении к собственности, в философских воззрениях» [4, с. 37]. Это организмическое качество и проявляется в способности быть самим собой, где под этой «самостью» понимается биологическая основа человеческой природы, выраженная в потребности Роста и Развития. Рассматривая уверенность как способ взаимодействия человека с окружающей действительностью, данное направление исследует внешнюю поведенческую модель успешного человека, где основными показателями такой уверенности становятся:

1. Умение строить отношения в желаемом направлении, в умении обратиться с просьбой или ответить отрицательно на просьбу &#;2&#;.

2. Умение внешне вести себя уверенно: поза, жесты, выражение лица, невербальные и вербальные речевые характеристики &#;5, с. 110 &#;.

3. Умение противостоять и атаковать, проявляющееся в прямом и честном выражении собственного мнения, своих позиций &#;6&#;.

4. Способность людей действовать не так, как это диктуют силы внешнего окружения, а в ситуации принуждения – сопротивляться ему &#;7&#;.

5. Быть уверенным – значит суметь противостоять различного рода манипуляциям и агрессии &#;6&#;.

6. Уверенность – то есть наличие позитивной самооценки, которая определяет всю активность человека и его стремление к самосовершенствованию, саморазвитию &#;8, с. 15&#;.

Сегодня российской общество выдвигает определенные требования к личностным возможностям человека, где уверенность в себе выступает базовым качеством, без которого достижение поставленной цели невозможно.

Студенчество – это благоприятный возраст для проявления уверенности в себе. Умение отстаивать собственные взгляды, принимать самостоятельно решение, проявлять инициативу и творчество, честность, открытость, смелость, решительность и пр. – все это является доказательством того, что на данном возрастном этапе уверенность в себе это качество конкурентоспособной, инновационной, развивающейся личности.

Однако без веры в себя не может быть и собственно уверенности в себе. Если человек не научится верить в себя и в свои силы, он не сможет противостоять трудностям и справиться с жизненными проблемами. Такая уверенность, не закрепленная внутренней поддержкой – доверием к себе и верой в себя, может привести к беспомощности. На ее основе возникает неуверенность в себе, причиной которой может служить отсутствие или недостаток веры в эффективность собственных действий &#;6&#;. Такая личность характеризуется утратой ощущения целостности, жизненности и собственной реальности вообще.

Рассматривая личность студента в условиях учебного заведения, мы должны говорить о формировании доверия к себе как базового качества личности, без которой уверенность в себе невозможна. Для этого необходимо вести психолого-педагогическую работу в направлении развития следующих умений:

  • понимать свои желания и чувства, и открыто говорить о них;

  • говорить о себе только в позитивном ключе;

  • видеть и понимать себя и чувства другого;

  • открыто отражать чувства и желания других.

Сегодня накопленный в науке практический материал позволяет рассматривать тренинг как наиболее эффективную форму групповой работы. Это объясняется тем, что тренинг создает условия для интерактивного взаимодействия, в результате которого участники получают возможность реально увидеть себя со стороны и сориентироваться в собственном поведении [9]. Кроме того, сама группа, психологическая атмосфера, созданная в группе, позволяет тренировать новые поведенческие навыки, используя группу в качестве своеобразного тренажера.

Итак, психолого-педагогическая работа по формированию уверенности в себе направлена на развитие (рис. 1):


















Рис. 1. Сферы формирования уверенности в себе


– когнитивной сферы, в рамках которой происходит формирование установки уверенности в себе, в своих силах;

– эмоциональной сферы, обеспечивает активное, открытое выражение человеком своих переживаний, мыслей и чувств, проникновение в чувства другого, а также эмоциональную уравновешенность поведения;

– поведенческой сферы – включает условно-рефлекторное закрепление новых форм поведения. Этот уровень выражается в конкретных поведенческих умениях, сформированных навыков, позволяющих осуществлять контроль поведения в ситуации агрессии: не дать себе уйти в неуверенность или враждебность.

Однако наряду с выделенными компонентами психической деятельности, особо следует сказать о нравственности, без которой собственно уверенность в себе невозможна.

Организационной формой работы со студентами стал тренинг уверенности в себе. Кроме того, проблема формирования навыков уверенности в себе нашла свое отражение и в материалах лекционных и практических занятий в рамках изучения таких учебных дисциплин как «Психология и педагогика», «Психологическое сопровождение профессиональной деятельности специалиста» и «Этика делового общения».


Литература:
  1. «Инновационная Россия – 2020» [Текст]: проект инновационного развития России до 2020 года. – М., 2011 // Адрес в Интернете: www. economy.gov.ru

  2. Чисхольм, П. Уверенность в себе: путь к деловому успеху [Текст] / П. Чисхольм. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1994.- 288 с.

  3. Хорни, К. Невроз и личностный рост. Борьба за самореализацию [Текст] / К. Хорни. – СПб. : Изд. В-Е, 1997. – 316 с.

  4. Эмерсон, Р. У. Доверие к себе [Текст] / Р. У. Эмерсон. – СПб. : ВАХТА МИРА, 1992. – 96 с.

  5. Никитин, Е. П. Феномен человеческого утверждения [Текст] / Е. П. Никитин, Н. Е. Харламенкова. &#; СПб. : Алеиейя. &#; 2000. &#; 224 с.

  6. Ромек, В. Г. Уверенность в себе: этический аспект [Текст] / В. Г. Ромек // Журнал практического психолога. – 1999. – № 9. – С. 25.

  7. Бишоп, С. Тренинг уверенности в себе [Текст] / С. Бишоп. – СПб. : Питер, 2001. – 208 с.

  8. Энтони, Р. Секреты уверенности в себе [Текст] / Р. Энтони. – М.: МИРТ, 1994. – 278 с.

  9. Руддестам, К. Групповая психотерапия [Текст] / К. Руддестам. – СПб. : Питер, 2001. – 384 с.

Основные термины (генерируются автоматически): уверенность, базовое качество, психолого-педагогическая работа, сила, умение, чувство.


Похожие статьи

Психологическая природа уверенности в себе у подростков

В психолого-педагогическом словаре термин представлен сразу в нескольких трактовках: «чувство

В работе над эмоциональным компонентом внимание уделяется формированию умения

Развитие поведенческого компонента уверенности в себе представляет умение...

Психолого-педагогическое сопровождение...

Пухова А. Ю. Психолого-педагогическое сопровождение учебно-тренировочного и

И здесь только тренеру-преподавателю под силу помочь юному спортсмену выработать чувство

- Развитие уверенности в себе. Основными методами в воспитании моральных качеств...

Социально-психологические свойства личности современного...

В работе с людьми необходимы собранность и внимательность, умение понять.

3. Психолого-педагогические качества, от которых зависит эффект личного обаяния.

К проблеме развития стрессоустойчивости студентов...

От личностных особенностей самого человека, его уверенности в себе, умения оценить ситуацию, способности сопоставить свои силы и

Технологии и опыт подготовки студентов-волонтеров в рамках проекта «Терапия средой в психолого-педагогической работе с детьми...

Психолого-педагогические условия развития волевой регуляции...

Смирнова Т. С., Федосеева М. И., Латина Е. В. Психолого-педагогические условия

у ребенка дошкольного возраста проявляется как уверенность в своих силах, желание

Признаками зарождающегося качества у дошкольников является проявление терпения, умение держать...

Психологическая саморегуляция в спорте (на примере баскетбола)

Психологическая подготовка — это система психолого-педагогических воздействий

Как отмечает Сопов В. Ф.: «Основным базовым навыком психологической

Я чувствую нить игры: уверенность, собранность, выдержка, точность, быстрота — ВСЕ САМО СОБОЙ!

Доверие как фактор профессиональной компетентности педагога

Статья затрагивает проблему доверия в системе психолого-педагогических отношений.

В своей работе мы рассматриваем два основных понятия «компетентность» и «доверие».

«Развитие чувства доверия у ученика к учителю зависит от качества получаемой заботы, об...

Педагогические условия формирования качеств мужественности...

...порывы, подавлять чувство страха и неуверенности, объединять все силы для достижения

К мужским качествам: энергичность, уверенность, стремление к соперничеству

Нагель, О. П., Румянцева, О. В. Психолого-педагогические условия формирования основ...

Развитие социальной уверенности у детей старшего дошкольного...

Все это способствует развитию социальной уверенности. Уверенность в себе является важным качеством

- создание психолого-педагогических условий является основой развития

Изучение нравственных представлений, поведенческих и познавательных умений, чувств и...

Похожие статьи

Психологическая природа уверенности в себе у подростков

В психолого-педагогическом словаре термин представлен сразу в нескольких трактовках: «чувство

В работе над эмоциональным компонентом внимание уделяется формированию умения

Развитие поведенческого компонента уверенности в себе представляет умение...

Психолого-педагогическое сопровождение...

Пухова А. Ю. Психолого-педагогическое сопровождение учебно-тренировочного и

И здесь только тренеру-преподавателю под силу помочь юному спортсмену выработать чувство

- Развитие уверенности в себе. Основными методами в воспитании моральных качеств...

Социально-психологические свойства личности современного...

В работе с людьми необходимы собранность и внимательность, умение понять.

3. Психолого-педагогические качества, от которых зависит эффект личного обаяния.

К проблеме развития стрессоустойчивости студентов...

От личностных особенностей самого человека, его уверенности в себе, умения оценить ситуацию, способности сопоставить свои силы и

Технологии и опыт подготовки студентов-волонтеров в рамках проекта «Терапия средой в психолого-педагогической работе с детьми...

Психолого-педагогические условия развития волевой регуляции...

Смирнова Т. С., Федосеева М. И., Латина Е. В. Психолого-педагогические условия

у ребенка дошкольного возраста проявляется как уверенность в своих силах, желание

Признаками зарождающегося качества у дошкольников является проявление терпения, умение держать...

Психологическая саморегуляция в спорте (на примере баскетбола)

Психологическая подготовка — это система психолого-педагогических воздействий

Как отмечает Сопов В. Ф.: «Основным базовым навыком психологической

Я чувствую нить игры: уверенность, собранность, выдержка, точность, быстрота — ВСЕ САМО СОБОЙ!

Доверие как фактор профессиональной компетентности педагога

Статья затрагивает проблему доверия в системе психолого-педагогических отношений.

В своей работе мы рассматриваем два основных понятия «компетентность» и «доверие».

«Развитие чувства доверия у ученика к учителю зависит от качества получаемой заботы, об...

Педагогические условия формирования качеств мужественности...

...порывы, подавлять чувство страха и неуверенности, объединять все силы для достижения

К мужским качествам: энергичность, уверенность, стремление к соперничеству

Нагель, О. П., Румянцева, О. В. Психолого-педагогические условия формирования основ...

Развитие социальной уверенности у детей старшего дошкольного...

Все это способствует развитию социальной уверенности. Уверенность в себе является важным качеством

- создание психолого-педагогических условий является основой развития

Изучение нравственных представлений, поведенческих и познавательных умений, чувств и...

Задать вопрос