Правовые основы исламской финансовой системы – современный взгляд на ростовщичество | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №6 (29) июнь 2011 г.

Статья просмотрена: 698 раз

Библиографическое описание:

Насиров, А. Д. Правовые основы исламской финансовой системы – современный взгляд на ростовщичество / А. Д. Насиров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 6 (29). — Т. 1. — С. 163-166. — URL: https://moluch.ru/archive/29/3343/ (дата обращения: 20.04.2024).

Шариат наложил запрет на получение банковских процентов (в Коране они названы «ростовщичеством» - Разделы: 2 «Корова», стих 276, 30 «Румы», стих 39, 17 « Ночной перенос», стих 26, 28 и др.), так как считает их несправедливым экономическим явлением. «А те, что зарабатывали хлеб свой ростовщичеством, встанут из могил, подобные тем, кого сатана поразил безумием, ибо говорили они: «Ведь торговля сродни ростовщичеству». Но Аллах разрешил торговлю, а ростовщичество сделал запретным! И кто примет увещание от Господа своего и бросит ростовщичество, то с него спросится как до запрета ростовщичества, и судить его будет Аллах. А кто вернется к ростовщичеству, станет обитателем пламени, и вечным будет там пребывание. И уничтожит Аллах нашу выгоду от ростовщичества...»

Такой запрет оправдывается представлениями о социальной справедливости, равенстве и правах собственности. Ислам поощряет получение прибыли, однако осуждает использование процента в целях получения прибыли, поскольку такая деятельность не приводит к созданию продукта и не может увеличить благосостояние общества. Социальная справедливость требует, чтобы заемщики и кредиторы получали вознаграждение или убытки на паритетных основах и чтобы процесс накопления и создания богатства в экономике отражал реальный вклад экономических агентов в экономическое развитие.

В целях предотвращения толкования стихов Корана по своему желанию (стремление отклонить людей от истины и вызвать смуту и раскол), в самом Коране говориться о том, что в нем есть точные стихи с определенным и ясным смыслом, и другие стихи, не такие ясные, требующие специального толкования. Эти стихи побуждают ученых и знатоков Корана к их исследованию и точному толкованию (Раздел 3, «Семейства Имрана», стих 7 священного Корана).

В рамках данного научного исследования текста священного Корана попытаемся ответить на вопрос является ли ссудный процент абсолютным запретом и касается ли данный запрет только физических лиц граждан или юридических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также является ли выдача беспроцентных займов с конкретной датой возврата с точки зрения шариата запретным.

В юридической литературе нет единого мнения по поводу того, где искать истоки понятия юридического лица многие ученные относят создание понятия юридического лица к числу важнейших заслуг римского частного права[1, с. 88]

Издревле в имущественных отношениях участвовали наряду с физическими лицами и некоторые объединения, определенным образом организованные и располагавшие известными имущественными средствами. Еще в древние времени существовали в Риме частные корпорации: союзы с религиозными целями, профессиональные союзы ремесленников. Много новых корпораций появляется в период республики, среди которых необходимо особо отметить объединение предпринимателей, бравшие на откуп государственные доходы, управлявшие на основе договоров государственными имениями и обладавшие значительным имуществом. Однако это рассматривалось древним правом либо как имущество, принадлежавшие каждому из его участников в определенной доле, либо как имущество, принадлежавшее одному из участников – казначею, ведущему дела корпорации и ответственному перед его членами. Поэтому, применительно к данным объединениям можно говорить о наличии в той или иной степени организованности, осуществлявшейся с определенной целью- объединение имущества, но главный, квалифицирующий субъекта права признак-выступление вовне от своего имени здесь отсутствует, поэтому вряд ли можно говорить о попытке ввести в систему правоотношений новый тип субъекта. И все же появление таких образований свидетельствует об ограниченности субъективного состава частноправовых отношений.

Настоящее же развитие конструкция юридического лица получила в новое время, когда появляются крупные торговые предприятия, в которых вырабатывается техника коллективного ведения крупных дел. Термин «юридическое лицо» был впервые использован в гражданском праве. Развитие института юридического лица было тесно связано с бурным ростом капиталистической экономики, требовавшей капиталов.

Удачность разработки института юридического лица в германском праве во многом объясняется тем, что идеи римских цивилистов легли на благоприятную почву в виде интенсивно развивающихся экономических отношений. И германское гражданское уложение, принятое в 1896 году уделило статусу юридических лиц значительное внимание.

Как показывает системный анализ текста священного Корана в разделе 2 «Корова», стихи 275, 276, 278,279, 282, 283 указание и предписание ровным образом адресовано и гражданам и тем лицам осуществляющую коммерческую деятельность. Это особенно видно из анализа терминов раздела 2 «Корова», стих 282, «коммерческая сделка», «коммерческие операций», «личные торговые обороты или сделки» и др.

Как видим, в момент ниспослание священного Корана понятие юридического лица не было известно. В указанных предписаниях речь идет об операциях граждан так осуществляющей обычные бытовые сделки, так же коммерческие сделки.

В декабре 2002 года была издана фетва (по арабскому – разъяснение) Академии исламских исследований под председательством Верховного шейха Ал-Азхара (Египет) и по совместительству главы Академии Мухаммада Сайида Тантави, в которой вложение средств и получение по ним процентов объявлялись дозволенными с точки зрения шариата (20 голосов – за, 1- против). Фетва была выпущена по запросу председателя совета директоров «Араб Бэнкинг Корпорейшн», интересовавшегося, соответствует ли практика корпорации по привлечению средств клиентов и выплате процентов по ним в оговоренные сроки шариату?

По мнению Тантави, организация, аккумулируя средства клиентов и затем инвестируя их, выполняет агентские функции. Таким образом, он признал возникающие между корпорацией и клиентами отношения разновидностью договора мудараба. Мудараба – это договор, по которому владелец избыточных средств доверяет их лицу, обладающему возможностями и определенным предпринимательским опытом для их эффективного использования. Доход от средства, пущенных в оборот, распределяется между участниками сделки в соответствии с ранее заключенным соглашением о долях. Убытки несет владелец капитала, а доверенное лицо в таком случае не получает вознаграждения за свои усилия.

Задолго до этого, в 1989 г., будучи Верховным муфтием Египета, Тантави издал фетву «О некоторых банковских операциях». При принятии решения муфтий консультировался с Председателем правления Национального банка Египта, то есть не специалистом по шариату, а светским банкиром. Комментируя 7-й стих раздела 21 «Пророки» Корана, муфтий сделал вывод, что под знатоком религии понимаются любые эксперты в любых отраслях знаний. Таким образом, обращение к профессиональному банкиру выглядело в глазах Тантави вполне логичным решением, учитывая тот факт, что человек, работающий не один год в банке, понимает больше в банковских операциях, чем богослов. [2, с. 44]

Учитывая вышеизложенные можно заключить, что несмотря на то обстоятельства что священный Коран не содержит термина юридическое лицо, однако в нем употребляется такие юридические термины как «коммерческая сделка», «коммерческие операций», «личные торговые обороты или сделки» и др. запрет о риба (ростовщичества) носить абсолютный характер и охватывает всех участников и делового и бытового оборота. Из буквального толкования текста священного Корана не вытекает, что взимания ссудного процента (риба) дозволено банкам и иным кредитным организациям. На наш взгляд запрет взимания ссудного процента связаны с его тяжелыми социальными последствиями (монополизация, увеличение разрыва между богатыми и бедными, банковские кризисы, инфляции, самоубийство по мотивам не умения возврата непомерных банковских процентов по ипотечным кредитам и др., согласно данным статистики Россиян тратит на погашение кредитов до 30-40 % процентов своего семейного дохода). [3, с.6]

Шариат запрещает риба (ростовщичества) из-за его пагубного воздействия на человека, в то же время он поощряет приобретение богатства.

Согласно разделу 28, «Повествование», стих 78 священного Корана, Карун пренебрёг советом своей общины и забыл благоволение Аллаха к нему, и не разумел, как много поколений, превосходящих его мощью, способностью и опытом в приобретении богатства и в разных способах помещения денег, погубил Аллах. Ведь грешников не спрашивают о злодеяниях, ибо Аллах об этом ведает, и они войдут в ад. Вопрос, заданный им, – лишь только упрёк.

Как видим из других разделов священного Корана поощряется ведения торговой деятельности и других видов деятельности (получения выгоду и прибыли):

Раздел 17 , «Ночной перенос», стих 66 , Ваш Господь - Тот, кто гонит вам корабли по морям, чтобы вы снискали Его милость - выгоду и прибыль из торговли и других видов деятельности. Он к вам милосерден и щедр!

Раздел 16 , «Пчелы», стих 14, Он подчинил вам море, чтобы вы пользовались его богатствами, ловили рыбу и питались её свежим мясом, извлекали оттуда украшения, как кораллы и жемчуг. Тот, кто наблюдает и размышляет, видит, как корабли рассекают его волны и перевозят грузы. Аллах подчинил вам море, чтобы вы извлекали пользу из того, что находится в нём, и просили у Аллаха помощи в торговле и в других видах деятельности. Может быть, вы будете благодарны за то, что Он даровал вам на службу!

Одним из преимуществ Корана является то, что, запрещая что-нибудь, он непременно предоставляет людям законную альтернативу запретному(недозволенному).

Запретив риба (ростовщичество), Коран разрешил использования денежного капитала в торговли и других видах деятельности, выдача беспроцентных ссуд, осуществления финансовых обрядов – выдача закята и др.

Согласно разделу 28, «Повествование», стих 54 священного Корана, тем, кто уверовал в Коран и в Писания, ниспосланные до Корана, будет дарована награда дважды - за то, что они терпели мучения и вред, которым они подвергались за свою веру, а также за то, что вершат добрые деяния, добром и милостью отстраняют зло и расходуют на добрые деяния милостыню из того удела, который даровал им Аллах.

На наш взгляд выдача беспроцентных займов с конкретной датой возврата с точки зрения шариата не является запретным. Такой вывод вытекает из буквального толкования стих 282 , раздела 2 «Корова» священного Корана.

Согласно разделу 2 «Корова», стих 282, о, вы, которые уверовали, если берёте в долг деньги или что-либо другое, или купили что-то в кредит, или вошли в коммерческую сделку между собой на определённый срок, то записывайте это, чтобы оберегать свои права и избежать позже всяческих недоразумений.

Из данного стиха можно сделать ряд практических выводов, во-первых, священный Коран предписывает при совершения сделок использовать письменную форму (письменный договор), во-вторых, указание на конкретного срока указанного договора.

Несмотря на попытки отдельных правоведов легализовать с помощью различных уловок ростовщичество, большинство мусульманских юристов в современном мире придерживается точки зрения, что любой ссудный процент запрещен. Суммируя их взгляды, можно отметить следующие положения, сформулированные в фетвах Совета Исламской академии правоведения (термин фикха – по арабскому, глубокое понимание, знание) [2, с. 48-49]:

  1. Банковские вклады, по которым начисляются проценты в банках, работающих под проценты (за исключением вкладов инвестирования средств с целью получения части прибыли – по схеме мудараба);

  2. Превышение тарифов за банковские услуги по обслуживанию кредитов их реального (фактических расходов) уровня;

  3. Взимание неустойки (штрафов, пени) с вкладчиков;

  4. Привлечение денежных средств с использованием ценных бумаг (облигации, векселя).

Исламская экономика, финансово-кредитная система, построенная на принципах Корана должна иметь ряд отличительных (специфических) особенностей:

- отсутствия ставки рефинансирования (банковской учетной ставки) центральных (национальных) банков. (В традиционных моделях экономики для регулирования кредитно-денежной и валютной политики используется банковская учетная ставка (ставка рефинансирования центральных резервных банков) центральных банков стран;

- запрещение начисления и взимания процентов по банковским вкладам (депозитам), банковским кредитам и др. сделкам, где присутствует признаки ростовщичества.

- запрещение взимания неустоек (штрафов и пени) за нарушения условия различных гражданско-правовых договоров хозяйствующих субъектов делового оборота.

Развитие исламских банков в США и Западной Европе позволяет предположить, что подобные финансовые институты возникнут и в России. Функционирование исламских финансовых институтов сопряжено с необходимостью внесения изменений в законодательство (банковское, гражданское, налоговое, таможенное и др.) а также затрудняет проведение денежно-кредитной политики и поддержание стабильности финансовой системы. В такой ситуации необходимо знать особенности их функционирования и те риски, которые они привносят в региональную (национальную) финансовую систему.

Научная новизна результатов данного исследования состоит в уточнении и развитии теоретических представлений об абсолютном запрете ссудного процента (ростовщичества) при операциях с другими участниками хозяйственного оборота граждан (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридических лиц.

В рамке указанной исследования так же научно доказано, что выдачи займов с определенной датой возврата не является запретным с точки зрения шариата.


Литература:

  1. Шершеневич Г.Ф. «Учебник русского гражданского права» Москва, 1995 , с.88

  2. Беккин Р.И. «Исламская экономика» Москва, 2008 , с.44, с. 48-49

  3. Журнал «Время жить», апрель-май №2(19) 2010 , - М (ОАО «Альфа Банк»), с.6

  4. Абу Хамид Мухаммад ал-Газали ат-Туси «Кимийа-йи саадат» (Эликсир счастья) СПБ, 2002.

  5. Тафсир Аль-Коран Аль – Мунтахаб , Москва 2003.

  6. Толкование к Корану – (Эльмир К., академик Бунядов З., WWW: quran.az)

Основные термины (генерируются автоматически): священный Коран, юридическое лицо, стих, ссудный процент, вид деятельности, зрение шариата, раздел, ростовщичество, дата возврата, коммерческая сделка.


Похожие статьи

Основы исламской экономики – правовые и экономические...

Об этом говорится в Разделе 2 «Корова», стих 276 Корана: «Аллах запрещает заниматься ростовщичеством и уничтожает прибыль от роста.

Шариат наложил запрет на получение банковских процентовКоране они названы «ростовщичеством»), так как считает их...

Закят (очистительная подать) как система социального...

В разделе 9 «Покаяние», стих 60 Корана говорится о предназначении закята. Закят предназначен следующим категориям лиц в обществе

- остерегаться брать из имущества того, кто дает под проценты (Шариат запрещает заниматься ростовщичеством).

Особенности исламской экономики и банковской системы

...запрет на процент от ростовщичества; признание кроме частной, также и общественной

в источник финансов для различных физических и юридических лиц, испытывающих нехватку

Основы исламской экономики – правовые и экономические ценности в священном Коране.

Правовые основы исламской финансовой системы в современных...

Взимание ссудного процента(Риба- в букв. переводе с арабского- приращение) является достижением шумерской цивилизации.

Об этом говориться в Разделе 2 «Корова», стих 276 Корана: «Аллах запрещает заниматься ростовщичеством и уничтожает прибыль от роста.

История и эволюция исламской банковской системы

Все банки следуют нормам, установленным в Коране и хадисах.

Шовхалов Ш. А. Привлечение финансовых ресурсов коммерческой организации в России по правилам ислама.

Правовые основы исламской финансовой системы – современный взгляд на ростовщичество.

М. Сейфуль-Мулюков (1887–1938) об истории ростовщичества...

2. Экономическая наука и три вида экономической философии. 3. Ростовщичество в Библии и Древней Иудее.

Приводя примеры различных законодательных ограничений ростовщического процента, введенных Цезарем и Юстинианом, он отмечает, что...

Мусульманские правовые школы суннитского толка

Мусульманское право (фикх) является частью шариата, включающего в себя, кроме правовых норм

Для этого ему ниспосланы нормы, содержащиеся в явном или неявном виде в Священном Писании — Коране.

Но в Коране есть аят, запрещающий ростовщичество.

Право Древней Индии: характеристика особенности права...

Ее вводные стихи рассказывают, как великие времена пришли к Ману — потомку

После упоминания, что он изучил эти институты Священного Закона от создателя, который

Покупка (Глава VIII, статья 199), завоевание, ростовщичество (Глава VIII, статья 140), исполнение...

Некоторые проблемы содержания договора потребительского...

Согласно ч. 1 ст. 14 нарушение заемщиком сроков возврата основной суммы долга и (или) уплаты процентов по договору потребительского

Необходимость расторжения договоров через суд с такими лицами приводит лишь к затягиванию процедуры расторжения договора.

Похожие статьи

Основы исламской экономики – правовые и экономические...

Об этом говорится в Разделе 2 «Корова», стих 276 Корана: «Аллах запрещает заниматься ростовщичеством и уничтожает прибыль от роста.

Шариат наложил запрет на получение банковских процентовКоране они названы «ростовщичеством»), так как считает их...

Закят (очистительная подать) как система социального...

В разделе 9 «Покаяние», стих 60 Корана говорится о предназначении закята. Закят предназначен следующим категориям лиц в обществе

- остерегаться брать из имущества того, кто дает под проценты (Шариат запрещает заниматься ростовщичеством).

Особенности исламской экономики и банковской системы

...запрет на процент от ростовщичества; признание кроме частной, также и общественной

в источник финансов для различных физических и юридических лиц, испытывающих нехватку

Основы исламской экономики – правовые и экономические ценности в священном Коране.

Правовые основы исламской финансовой системы в современных...

Взимание ссудного процента(Риба- в букв. переводе с арабского- приращение) является достижением шумерской цивилизации.

Об этом говориться в Разделе 2 «Корова», стих 276 Корана: «Аллах запрещает заниматься ростовщичеством и уничтожает прибыль от роста.

История и эволюция исламской банковской системы

Все банки следуют нормам, установленным в Коране и хадисах.

Шовхалов Ш. А. Привлечение финансовых ресурсов коммерческой организации в России по правилам ислама.

Правовые основы исламской финансовой системы – современный взгляд на ростовщичество.

М. Сейфуль-Мулюков (1887–1938) об истории ростовщичества...

2. Экономическая наука и три вида экономической философии. 3. Ростовщичество в Библии и Древней Иудее.

Приводя примеры различных законодательных ограничений ростовщического процента, введенных Цезарем и Юстинианом, он отмечает, что...

Мусульманские правовые школы суннитского толка

Мусульманское право (фикх) является частью шариата, включающего в себя, кроме правовых норм

Для этого ему ниспосланы нормы, содержащиеся в явном или неявном виде в Священном Писании — Коране.

Но в Коране есть аят, запрещающий ростовщичество.

Право Древней Индии: характеристика особенности права...

Ее вводные стихи рассказывают, как великие времена пришли к Ману — потомку

После упоминания, что он изучил эти институты Священного Закона от создателя, который

Покупка (Глава VIII, статья 199), завоевание, ростовщичество (Глава VIII, статья 140), исполнение...

Некоторые проблемы содержания договора потребительского...

Согласно ч. 1 ст. 14 нарушение заемщиком сроков возврата основной суммы долга и (или) уплаты процентов по договору потребительского

Необходимость расторжения договоров через суд с такими лицами приводит лишь к затягиванию процедуры расторжения договора.

Задать вопрос